Рим: достопримечательности города
Древнеримские достопримечательности итальянской столицы
Столица Италии Roma в особых представлениях не нуждается. Ведь все дороги ведут в Вечный город на семи холмах. Таковы самые распространенные звучные эпитеты одного из центров мирового туризма.
Дата основания одного из древнейших городов мира восходит к VIII в. до н. э.
За прошедшие с тех пор почти три тысячелетия Рим находился в самой гуще истории, от различных периодов которой в городе сохранилось просто несметное количество памятников. Для ознакомления с ними требуются недели. Большинство путешественников ими не располагают, поэтому в нижеследующих трех статьях будут рассмотрены самые заметные достопримечательности:
- Рим: достопримечательности города. (Древнеримские достопримечательности)
- Рим: что посмотреть и где стоит обязательно побывать. (Средневековые достопримечательности)
- Музеи Ватикана: что посмотреть обязательно.
В первой статье речь пойдет об объектах, относящихся к древнеримскому периоду.
Дата основания Рима: | 753 г. до н. э. |
Население города: | 2 875 805 чел. (2017 г.) |
Площадь города: | 1287,36 км2 |
1. Туристическая информация
2. Палатинский холм
3. Форум
4. Колизей
5. Пантеон
6. Термы Каракаллы
7. Аппиева дорога
Туристическая информация
Согласно легенде, в тот период в городе Альба-Лонга вблизи нынешнего Рима его законный царь Нумитор был смещен с престола своим младшим братом Амулием. От связи дочери Нумитора с богом Марсом родились два мальчика-близнеца – Ромул и Рем. Амулий, опасаясь претензий на царство, приказал утопить их в Тибре. Однако раб, которому это было поручено, пожалел малышей, и пустил корзину с ними по мелководью. Пришедшая на водопой волчица накормила голодных мальчиков своим молоком. Увидев это, царский пастух унес малышей домой, где они выросли вместе с его детьми.
Как-то во время стычки Рем попал в плен к пастухам опального Нумитора. Расспросив пленника, тот признал в нем собственного внука. Объединившись с людьми Нумитора, Ромул и Рем с товарищами отвоевали Альба-Лонгу, убили Амулия, и вернули престол Нумитору. После они решили основать новый город. Поспорив о холме, на котором это произойдет, братья поссорились и Ромул убил Рема, о чем впоследствии очень сожалел. Так в 753 г. до н. э. на холме Палатин был основан Рим.
В Вечном городе сохранилось немало исторических памятников, относящихся к древнеримской эпохе. Это – фрагменты императорских дворцов Палатинского холма, храмов и арок Форумов, Колизей, Пантеон, Термы Каракаллы и другие.
При отсутствии заранее приобретенного билета его можно купить в любом из этих трех мест. Рекомендуется не делать этого в Колизее с его обычной большой очередью. Приобретенный билет действителен двое суток. Необходимо иметь в виду, что Палатин и Форум расположены рядом, и при выходе за пределы территории вернуться не удастся. А вот Колизей расположен обособленно, и ничто не помешает войти в него в тот же или следующий день. Для максимальной познавательности рекомендуется посещать эти достопримечательности хотя бы с аудиогидом (за 4 EUR).
● на метро линии B;
● на трамвае № 3;
● автобусами №№ 60, 75, 84, 85, 87, 117, 175, 271, 571, 810, 850.
Палатинский холм
Все началось на Monte Palatino. На этом удобно расположенном римском холме был основан город. К вершине Палатина вел единственный пологий склон, а остальные были обрывистыми и, к тому же, болотистыми. Такое расположение холма давало возможность надежной обороны строящегося поселения. Остальные шесть римских холмов были заселены значительно позже.
Название холма происходит от имени богини-охранительницы скота Pales. Предполагается, что первоначально Палатинский холм был местом выгона скота. Здесь, в частности, находились пещера той самой волчицы близ источника, к которому приплыла корзина с младенцами-близнецами, домик Ромула (Capanne Romulee), жертвенник пастухов.
В процессе застройки Рима на Палатинском холме селились городские аристократы и богачи. Родившийся здесь император Октавиан Август построил себе дворец, названный домусом, в руинах которого угадывается былое великолепие.
Через несколько лет Август построил храм в честь Аполлона, которого считал своим личным покровителем. Согласно легенде, Август родился от связи этого бога со своей матерью Атией.
Примеру Августа последовали и другие римские императоры: на холме сохранились также руины дворцов Тиберия, Калигулы, Северуса и Тита Флавия (Доминициана). Некоторое время название холма стало ассоциироваться с царскими чертогами: отсюда, в частности, произошло русское слово «палаты».
В «доме Ливии», принадлежавшем жене императора Августа, сохранилась настенная роспись. В относительно неплохом состоянии сохранился и овальный стадион (или ипподром) Доминициана Stadio di Domiziano длиной 160 м и шириной 48 м.
Развитие города и обустройство Палатина было прервано опустошительным нашествием варваров, после которого холм был заброшен довольно длительный период. Возрождение Палатина началось при папе Павле III Фарнезе, когда холм стал владением его семейства. На месте разрушенного дворца Domus Tiberiana была построена большая вилла Orti Farnesiani с прекрасными садами. К сожалению, через некоторое время она разделила участь предыдущего строения.
С XVIII в. на холме начались археологические раскопки, продолжающиеся до сих пор. Наиболее ценные из найденных артефактов выставлены в Museo Palatino.
Форум
Развалины Римского форума помнят эпохи древнего, республиканского и императорского Рима. В свое время на его территории решались судьбы не только Рима, но и соседних государств.
Forum Romanum – бывший оживленный рынок древнеримского города и центр его общественной жизни. Он расположен в низменности между Палатинским и Капитолийским холмами и Колизеем. Раньше здесь было болото, после осушения которого при Тарквинии Древнем жители Древнего Рима построили тут торговые ряды и святилища Весты, Сатурна, Вулкана.
Часть осушенной территории стала использоваться для общественных мероприятий и выступлений ораторов. Здесь, в частности был заключен мирный договор между римлянами и сабинами.
Вокруг храма в декабре древние римляне отмечали Saturnalia – языческий праздник, посвященный отдыху после окончания земледельческих работ. Во время празднеств на время общего пира исчезала разница между патрицием и рабом.
В республиканский период Форум стал центром религиозной и политической жизни всей страны. На его территории строились храмы и базилики, а прилегающие холмы застраивались домами местной аристократии. Развитие продолжилось и в императорском Риме.
На ее переднем плане видны восемь сохранившихся колонн храма Сатурна, за которыми видна стоящая боком от них триумфальная арка Септимия Севера, сооруженная в честь победы над Парфией. На рельефах его фасада изображены многочисленные эпизоды победных для Рима военных действий.
Вдоль Форума с востока на запад тянулась улица Via Sacra, заканчивающаяся у храма Сатурна. Эта дорога называлась Священной, поскольку по ней шествовали религиозные процессии. По ней же вступали в город возвращавшиеся с войн римские воины.
На территории Форума находилось множество языческих храмов. Кроме уже упомянутого храма Сатурна, это – святилища Ромула, Весты, Юноны, Антонина и Фаустины, Веспасиана, Диоскуров и других. После проникновения в Рим новой религии началось строительство на Форуме христианских церквей на фундаментах разрушенных храмов античности.
С падением Западной Римской империи Форум оказался заброшенным. Камни разрушавшихся храмов были растасканы на постройки жилых домов, а среди развалин горожане пасли свой скот. Археологические раскопки и частичная реставрация древнеримских сооружений началась лишь c XIX в.
При посещении Форума предстоит видеть в основном развалины некогда величественных сооружений в виде сохранившихся нескольких колонн на древнем фундаменте. Единственное реконструированное (во время Муссолини) древнеримское сооружение Форума – Курия, где когда-то заседал сенат Римской империи.
Относительно неплохо сохранились арки – Тита, Тиберия и Севера. Предполагаемое место захоронения основателя города Ромула обозначено черным камнем, называемым Lapis Niger.
Арка Тита – прообраз многих триумфальных арок современности, включая парижскую. Эта арка была установлена после смерти Тита в 81 г. его братом Домицианом на месте бывшего «Золотого дома» Нерона. А посвящалась она победе римлян в войне с иудеями. Раньше на арке стоял бронзовый памятник императору. В 1821 г. арка была реставрирована повелением папы Пия VII.
К Римскому форуму примыкают руины нескольких форумов, называемых fori imperiali и построенных императорами в I–II вв. Среди них наиболее известны форумы Августа и Цезаря. Часть построек императорских форумов находится под улицей Via dei Fori Imperiali.
Колизей
Colosseo– одна и главных достопримечательностей Рима. Колизей был построен в I в. Его постройку на месте бывших владений ненавидимого народом тирана Нерона инициировал император Веспасиан. Столь масштабное строительство стало возможным с победным окончанием войны с иудеями, в результате которой у императора появились средства и 100 тысяч пленных.
К моменту окончания строительства основавший династию Флавиев Веспасиан умер, поэтому освящал Колизей его сын и преемник Тит. Он назвал сооружение «Амфитеатр Флавиев». А вторым именем Колизей его назвали из-за гигантской статуи Нерона, когда- то находившейся рядом с ним (в вестибюле его Золотого дворца).
Его высота достигала 50 м. На трибунах крупнейшего амфитеатра Римской империи могло разместиться до 80 тысяч зрителей. Они за 10 минут заполняли и покидали сооружение через 80 входов, четыре из которых предназначались для монарха и высшей аристократии. Такая пропускная способность столь масштабного сооружения труднодостижима и в наше время.
Ареной служил посыпанный песком деревянный помост, скрывавший hypogeum – двухуровневое подземное сооружение с тоннелями и сложными подъемниками для доставки гладиаторов и животных. Специальная гидравлическая система позволяла превратить арену в большой бассейн, в котором имитировались морские сражения древности.
Зрелища, которые наблюдали зрители, в основном были жестокими. Боям между гладиаторами предшествовало стравливание диких зверей. На арене проводились и казни, а также театрализованные представления на сюжеты древних мифов. В Средние века в Колизее начали проводиться бои быков.
За всем этим наблюдало иерархически рассаженное общество. Первый ряд мраморных скамей (подий) занимали императорская семья, жрецы и сенаторы. От арены их отделяла пятиметровая стена. Затем следовали первый и второй радиусы, занимаемые соответственно городской знатью и средним классом. Деревянные скамьи верхнего третьего радиуса трибун Колизея предназначались для плебеев и рабов. В непогоду или во время палящего зноя матросы императорского флота натягивали огромный тент над амфитеатром для защиты зрителей.
С развалом Римской империи начал разрушаться и Колизей. Торговцы устраивали в помещениях Колизея склады, а горожане – огороды. Сильные повреждения нанесло ему римское землетрясение XIV в. Плачевное состояние сооружения послужило поводом к строительному мародерству: колизейский мрамор присутствует в некоторых заметных римских постройках более позднего периода. Не остались в стороне от мародерства даже некоторые Римские папы.
Не в пример своим предшественникам, в XVIII в. папа Бенедикт XIV распорядился прекратить мародерство и установить в Колизее большой крест в память о замученных на его арене христианах. Современный вид Колизей принял во время правления Муссолини. Нынешнее сооружение составляет примерно треть от первоначального объема. С 2007 г. Колизей – одно из семи современных чудес света, ставший популярной сценической и концертной площадкой.
Пантеон
Первый «Пантеон», т. е. храм, посвященный всем богам, был построен примерно в 25 г. до н. э. римским полководцем Марком Випсанием Агриппой. Об этом гласит надпись на фронтоне сооружения. В реальности речь шла о Юпитере, Марсе, Венере, Плутоне, Нептуне, Сатурне и Меркурии, которым поклонялись в Риме. Два века спустя император Адриан перестроил его в виде, дошедшем до наших дней. Предполагаемый архитектор – Аполлодор Дамасский. Пантеон расположен на небольшой площади Piazza della Rotonda, называемой также площадью Пантеона. В VII в. языческий храм был освящен в качестве христианской церкви Santa Maria ad Martires, что способствовало его сохранности.
Тем не менее, живучесть античного храма поражает строителей до сих пор. Ведь срок жизни бетона – максимум 6 веков, а кирпичной кладки – еще меньше. Не сохранилось никаких свидетельств реставраций церкви, ставшей христианской, за весь последующий период. Некоторые исследователи даже утверждают, что на самом деле храм сооружен в Средние века.
Вход с главного фасада в храм предваряет портик с 16 гранитными коринфскими колоннами. Со всех других сторон здание выглядит невзрачно. Это объясняется тем, что в древности боковые и задний фасады были окружены домами и не были видны.
Конструктивно Пантеон является огромной ротондой, накрытой полусферическим 45-метровым куполом – самым большим бетонным в мире. Несмотря на массивность, купол не создает давящего ощущения. С увеличением высоты он становится значительно тоньше. Массу свода ограничивает кессонное решение потолка. Для облегчения нагрузки на поддерживающие стены в их нижнем ярусе устроены арки.
В центре купола – символа небесного свода, находится 9-метровое отверстие, через которое внутрь проходят воздух и свет. Ведь в храме вообще нет окон. Отверстие символизирует солнце и, в тоже время, единство всех богов. В полдень солнечного дня в центре храма образуется эффектный световой столб. Раньше в течение года свет по очереди освещал когда-то установленные в нишах, но ныне утраченные семь статуй римских богов, соответствующих также планетам в представлении древних. Сейчас их заменили скульптуры и картины XVII в.
На полу предусмотрено углубление в центре и 22 отверстия для стока дождевой воды. На это время Центр Пантеона огораживается, чтобы туристы не поскользнулись. Мраморные полы с красными порфировыми кругами в храме – оригинальные и сохранились на удивление хорошо.
В Пантеоне, в частности, захоронены великий художник Рафаэль (согласно своему желанию), а также короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
● Corso/Minghetti автобусов №№ 62, 63, 83 и 85;
● Rinascimento и Argentina, до которых доезжают автобусные маршруты 30, 70, 81 и 87;
● до остановки Argentina можно доехать и на автобусах 40, 46, 62 и 64.
В 1711 г. в существовавший перед Пантеоном фонтан установили египетский обелиск VIII в. до н. э.
Термы Каракаллы
Terme di Caracalla называется общественный банный комплекс III в., строительство которого инициировал император Каракалла. Оно стало возможным благодаря акведукам, проведенным в I в. до н. э. в Рим тем же Марком Агриппой. Несмотря на скромное функциональное назначение, здание терм было сооружено с тем же размахом, что и ранее рассмотренные древнеримские памятники. Оно занимало площадь в 11 га. В помещении терм одновременно могли находиться более полутора тысячи человек.
К услугам посетителей были общие комнаты с разной температурой воды и воздуха:
- caldarium с бассейном с теплой водой;
- tepidarium с горячим сухим воздухом;
- frigidarium с холодной водой для охлаждения после горячих процедур,
а также индивидуальные комнаты для приема ванн.
Посетители не ограничивались обычной помывкой. Термы для древних римлян были своеобразным домом культуры и отдыха. Кроме помывочных помещений, в комплекс входили гимнасии для физических упражнений, театральные сцены, парковые зоны. Подобно дворцам, стены терм облицовывались мрамором, а полы покрывались мозаикой.
В Латеранском музее Рима хранится знаменитая мозаика IV в. с фигурами атлетов. В комнатах императоров в термах выставлялись известные скульптуры: некоторые из них сейчас находятся в ватиканских музеях. Terme di Caracalla даже причислялись к чудесам света.
После разрушения питающих Рим акведуков вандалами функционирование терм стало невозможным. Они перестали быть востребованными и под влиянием христианства, проповедующего ничтожность тела. Период забвения длился до XIV в., когда папа Павел III инициировал здесь раскопки с целью добыть строительный материал для постройки своего дворца. Серьезные археологические работы начались только в XIX в.
С 1937 г. развалины Терм Каракаллы служат летней сценической площадкой Римского оперного театра. Здесь выступают многие известные исполнители.
Аппиева дорога
Первый участок общественной дороги Via Appia, соединивший Рим с городом Капуя, был проложен в IV в. до н. э. В следующие два века она была доведена до города Брундизия. В более широком смысле 570-километровая дорога стала частью пути в Грецию, Египет и Малую Азию. В византийский период через нее осуществлялась связь с Константинополем.
Дорога названа в честь руководившего ее строительством цензора Аппия. Качество дороги до сих пор вызывает восхищение: недаром ее называли «Царицей дорог».
Аппиева дорога – своеобразная выставка под открытым небом: вдоль нее расположены древнеримские гробницы и виллы, иудейские и христианские катакомбы, средневековые оборонительные укрепления. В настоящее время дорога – часть археологического парка Parco Regionale Della’Appia Antica.
Наилучший способ ознакомления с объектами вдоль Аппиевой дороги – сесть в специализированный туристический Archeobus, стартующий от железнодорожного вокзала Termini. Рекомендуется воспользоваться предлагаемым аудиогидом, чтобы на русском языке получить информацию о следующих наиболее значительных объектах вдоль дороги:
- античные Ворота св. Себастьяна;
- церковь Домине-Кво-Вадис;
- средневековый Parco della Caffarella с полным отсутствием каких-либо примет современной цивилизации;
- катакомбы св. Каллиста;
- базилика св. Себастьяна за городскими стенами;
- катакомбы св. Себастьяна;
- руины виллы римского императора Максенция;
- бывшая гробница дочери консула и жены Красса Цецилии Метеллы;
- церковь Chiesa di San Nicola a Capo di Bove.
Некоторые объекты нуждаются в дополнительных пояснениях.
Церковь Domine quo vadis построена на месте встречи апостола Петра и Иисуса Христа. Ее название в переводе с латинского – Куда идешь, Гóсподи? С этими словами покидавший Рим во время гонений Нерона на христиан Петр обратился к Христу. В церкви можно видеть копию каменной плиты со следами ног Христа (оригинал хранится в расположенной дальше по дороге базилике св. Себастьяна).
Обширные Catacombe di San Callisto – античные кладбища. В древнем Риме было запрещено хоронить умерших в городской черте. Поэтому их вывозили за ее пределы и замуровывали в подземельях. Среди них – и папская Крипта.
До Аппиевой дороги можно добраться на автобусах – № 118 от станции метро Piramide или № 218 от церкви San Giovanni на Латеранском холме.
Достопримечательности древнеримского периода будут особенно интересны любителям исторического туризма.
Смотрите также статьи по теме: