Триест (Италия): достопримечательности
Trieste – центр одноимённой провинции в итальянской административной области Friuli-Venezia Giulia. Город расположен на Балканском полуострове в Триестском заливе Адриатического моря, недалеко от границы со Словенией.
В письменных источниках римского периода населённый пункт упоминается как Тергест. Большую часть своей дальнейшей истории Триест входил в состав австрийской Габсбургской монархии. Мощный толчок развитию города дал статус вольного имперского города, полученный в начале XVIII в. Триест стал крупным средиземноморским портом и своеобразной зимней резиденцией венской аристократии. Население города в основном состояло из итальянцев, словенцев и хорватов.
После образования объединённого итальянского королевства оно предъявило Австрии претензии на Триест. В период Первой мировой войны Италия присоединилась к странам Антанты в обмен на реализованное впоследствии обещание передачи ей ряда австрийский территорий, включая Триест. В 1945 г. город был освобождён от немецкой оккупации британской и югославской армиями, и, вместе с прилегающими территориями, вошёл в подмандатную ООН «свободную территорию Триест». В 1954 г. она была поделена между Италией и Югославией, а город Триест вернулся в состав Италии.
Дата основания Триеста: | первое упоминание 33 год до н. э |
Население города: | 204 338 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 84,5 км² |
1. Туристические особенности
2. Площадь единства Италии
3. Старый город
3.1. Собор Сан-Джусто
3.2. Римский театр
4. Квартал Терезии
4.1. Большой канал
4.2. Церковь святого Спиридона
5. Окрестности
5.1. Гигантская пещера
5.2. Замок Мирамаре
6. Заключение
Туристические особенности
Триест, расположенный на границе Италии, Словении и Австрии, и ставший итальянским городом сравнительно недавно, существенно отличается от других городов страны. Здесь живут не только итальянцы и словенцы, но и румыны, русские, сербы, китайцы, хорваты, немцы и греки. Итальянские вывески дублируются на словенском языке, реже – на немецком или английском. Несмотря на присутствие моря, пляжи практически отсутствуют. Город ещё не стал туристическим: мало и путешественников, и сувенирных магазинов.
К местным достопримечательностям относится Tranvia di Opicina – трамвайная линия, проложенная в начале XX в. для связи города с горной деревней Вилла Опичина. Она начинается от Piazza Oberdan. Трамваи этого маршрута на некоторых участках становятся фуникулёрами, взбирающимися по склонам холмов. На этих участках трамвайный вагон переходит на линию, где упирается в буферный вагон – локомотив, управляемый из машинного зала близ остановки Vetta Scorcola. Трамвайная линия ныне – в основном туристический аттракцион. На ней продолжают эксплуатироваться вагоны, построенные в первой половине XX в.
Триест условно делится на Città Vecchia (Старый город), примыкающий к площади единства Италии, и Borgo Teresiano (квартал Терезии или Новый город) между железнодорожным вокзалом и Старым городом.
Площадь единства Италии
Piazza Unità d’Italia – одна из крупнейших площадей Европы. Она примечательна не только размерами. С трёх сторон её окружают красивые здания – дворцы, а четвёртая выходит к открытому морю. Это обстоятельство создаёт иллюзию бесконечности панорамы площади. Особенно это чувствуется с наступлением темноты, когда зажигаются вмонтированные в покрытие площади сине-фиолетовые светодиоды, подводящие к морю.
Архитектурный ансамбль площади, формировавшийся с конца XVIII до начала XX вв., составляют семь зданий-дворцов, фонтан, памятник императору Карлу VI середины XVIII в., а также две металлические колонны с символами города – алебардами, установленные в 1933 г. В их нижней части изображены итальянские воины, участвовавшие в Первой мировой войне.
Нужно сказать, что австрийский император Священной Римской империи Карл VI вполне заслужил памятник в Триесте. Именно он положил начало превращения ординарного города в «Вену на море». Планы отца продолжила Мария Терезия Австрийская.
На противоположной морю стороне площади расположен Palazzo del Municipio, построенный во второй половине XIX в. архитектором Джузеппе Бруни. Прекрасное здание муниципалитета увенчано башней с часами, над которыми видны бронзовые фигуры двух мавров, удары которых возвещают наступление каждого часа. Эта башня напоминает часовую башню венецианской площади Сан-Марко.
В 1938 г. с одного из балконов муниципалитета Муссолини объявил восторженно встречавшей его многотысячной толпе (чтобы не назвать народом) о введении в Италии расовых законов. Толпа с энтузиазмом встретила и эту новость.
Находящийся рядом с муниципалитетом Fontana dei Quattro Continenti в стиле барокко был построен в середине XVIII в. архитектором Маццолени Бергамо. Фонтан напоминает о высоком морском статусе Триеста, являвшегося морскими воротами для судов со всех известных на тот момент континентов. Они представлены аллегорическими фигурами с животными по бокам фонтана. А возвышающаяся в его центре женская фигура – аллегория Триеста.
Справа на фотографии площади в направлении от муниципалитета к морю находятся старейший дворец Palazzo Pitteri, построенный по проекту архитектора Альдерико Моро в 1780 г., гостиница 1873 г. Grand Hotel Duchi d`Aosta и Palazzo della Giunta Regionale 1883 г., построенный архитектором Генрихом фон Ферстель. Сейчас в нём функционирует областное правительство Фриули-Венеция-Джулия. Второе название дворца – палаццо Ллойд по имени финансовой компании Lloyd Triestino, для которой он был построен.
В левой части площади наиболее близок к муниципалитету Palazzo Modello, сооружённый в 1873 г. Название объясняется заимствованием другими зданиями площади его стиля. Затем следует сооружённый в середине XIX в. Palazzo Stratti, принадлежащий страховой компании Assicurazioni Generali. Это название высечено вверху на балюстраде, украшенной скульптурами. А на первом этаже здания расположено известное историческое кафе Caffe degli specchi («Зеркальное»), работающее с 1839 г. Оба дворца спроектировал архитектор Антонио Буттаццони.
Последнее здание – Palazzo del Governo, построенный в начале XX в. по проекту венского архитектора Эмиля Артмана в качестве резиденции австрийского главнокомандующего. Сейчас здание занимает местная префектура. Дворец Правительства украшен цветными мозаиками из муранского стекла. Считается, что стиль немецкого ар-нуво, в котором построен дворец, всё же несколько нарушает стилевое единство площади.
К площади единства Италии примыкает другая площадь – Биржевая. На ней выделяется здание биржи, напоминающее античный храм,
статуя австрийского императора Леопольда I, и фонтан Нептун.
Старый город
Собор Сан-Джусто
Недалеко от площади и канала на одноимённом холме расположена Basilica di San Giusto. Кафедральный собор города – результат произведённого в начале XIV в. объединения под одной крышей двух находившихся на этом месте церквей, носивших имена Санта-Мария и Сан-Джусто (в честь римского раннехристианского мученика св. Джустиана). Общий фасад украсила готическая розетка. В это же время рядом была построена романская колокольня. Изначально она была выше, но после удара молнии в 1422 г. её укоротили до нынешних размеров.
Вход в нынешний собор декорирован деталями, принадлежавшими древнеримскому надгробию I в. Возле входа можно видеть римские надгробные плиты.
Внутри базилики сохранились фрагменты мозаики VI в., принадлежавшие древней церкви, существовавшей ранее на этом месте. В одной из часовен – капелле Сан Карло Борромео, находятся могилы представителей испанских знатных фамилий.
Римский театр
Teatro Romano был обнаружен в 1814 г. архитектором Петро Нобиле. Вновь видимым для всех он стал в 1938 г. после сноса построек на нём недалеко от холма Сан-Джусто. Построенный примерно в I в. н. э., в римскую эпоху он находился на берегу моря. Сейчас береговая линия существенно переместилась, и древний театр оказался в центре города. На арене, вмещавшей до 6 тысяч зрителей, проводились сражения гладиаторов и театральные постановки.
Неплохо сохранившийся Римский театр можно осмотреть бесплатно (ведь Триест ещё не успел стать туристическим городом). В летнее время его арена – место проведения Teatro Romano Festival.
Квартал Терезии
Большой канал
Il Canal Grande от моря через исторический городской район Борго Тересиано был построен в середине XVIII в. по инициативе Марии Терезии Австрийской и проекту архитектора Маттео Пирона. Он предназначался для удобной доставки морских грузов в центр Триеста. В XIX в. по обеим сторонам вдоль канала состоятельные жители Триеста строили сохранившиеся до наших дней особняки.
Ныне канал потерял экономическое значение. По нему курсируют прогулочные катера, возящие туристов вдоль красивых зданий. Гранд-канал пересекают два моста – Понте Верде и Понте Россо. На последнем установлен памятник ирландскому писателю Джемсу Джойсу, некоторое время жившему в Триесте.
Изначально канал достигал церкви Сан-Антонио, но в XX в. укоротился за счёт постройки одноимённой площади перед ней. Построенная в первой половине XIX в. церковь Сан-Антонио-Нуово – лучший памятник классицизма в городе. Её адрес: via Amilcare Ponchielli, 2.
Церковь святого Спиридона
Храм Tempio serbo-ortodosso della Santissima Trinità e di San Spiridione построен на месте существовавшей церкви св. Спиридона XVIII в. во второй половине XIX в. Архитектор Карло Мачиакини спроектирован здание в византийском стиле. Он имеет некоторое сходство со знаменитым собором св. Софии бывшего Константинополя. Православный храм Святой Троицы и св. Спиридона принадлежит сербской общине многонационального Триеста.
Фасад здания с серо-синими куполами и четырьмя колокольнями украшен красивыми мозаиками. На стенах высечены надписи на старославянском языке – сведения о постройке и цитаты из Библии.
Внутри церкви у входа висят серебряные лампы, подаренные братьям-славянам русским царём Павлом I.
Окрестности
Гигантская пещера
Самая большая в Италии пещера Grota Gigante вполне соответствует своему названию, Достаточно сказать, что в её Большом зале может уместиться ватиканский Собор св. Петра. А расположено это природное чудо на плато Карст близ автомагистрали, соединяющей Италию, Словению и Хорватию. Расстояние от Триеста – 5 км. Из всех пещер планеты, оборудованных для посещения туристами, Гротта Джиганте – крупнейшая, и на этом основании входит в Книгу рекордов Гиннеса.
Пещера была открыта в 1840 г., а работы по её благоустройству начались в 1905 г.
Нижняя фотография даёт представление о масштабах Большого зала и гигантского сталагмита (слева). Чтобы достигнуть основания зала, нужно спуститься на глубину 98,5 м. На фотографии можно разглядеть начало и конец спускающихся вниз 500 ступеней. Однако Большой зал – всего лишь первый подземный этаж пещеры. Один из туннелей ведёт на глубину 250 м. Туда спускаются исследователи пещеры. В ней также установлены сейсмологические и геодезические приборы, среди которых – самый большой в мире 95-метровый маятник.
А вот фотография, запечатлевшая спускающихся туристов и открывающиеся перед ними картины.
Туристические группы отправляются в пещеру ежечасно. Спуску предшествует теоретическая подготовка в музее, устроенном над пещерой. В нём, в частности, можно видеть кости животных, вымерших в Ледниковый период или более не обитающих на европейском континенте. Поскольку экскурсии проводятся на итальянском и английском языках, русскоязычному туристу рекомендуется взять на входе русскую распечатку текста экскурсии. Перевод нельзя назвать качественным, но понять, о чём будет идти речь, можно.
Интересно, что стены в пещере – разноцветные. Они окрашиваются в зависимости от преобладания тех или иных минералов в горных породах. Круглый год в пещере постоянная температура в 110C. Искусственное освещение способствовало появлению внутри пещеры папоротника, мха и водорослей, которых раньше не было из-за полной темноты.
Замок Мирамаре
Miramare Castle расположен на мысе Мирамаре в 8 км от Триеста. Он был построен в середине XIX в. по проекту Карла Юнкера для австрийского эрцгерцога Максимилиана. Младший брат австрийского императора в 22 года был назначен главнокомандующим флотом. По дороге в Триест корабль эрцгерцога попал в страшный шторм, но успел укрыться в гавани Grignano. Она и была выбрана для постройки резиденции.
Но построенный прекрасный замок не принёс счастья Максимилиану и его жене Шарлотте Бельгийской. В год окончания строительства эрцгерцог принял приглашение стать императором Мексики, где и был казнён местными революционерами спустя три года. Шарлотта, безуспешно пытавшаяся просить Наполеона III и Папу помочь мужу в Мексике, заболела шизофренией. Она вернулась в Бельгию, где прожила долгую жизнь, но под постоянным наблюдением врачей. Шарлотта скончалась через 60 лет после расстрела мужа, о котором она так и не узнала.
В дальнейшем в замке периодически использовался Габсбургами для остановок и приёма высокопоставленных гостей. Затем итальянское правительство поручило замок герцогу Амедео Аоста, прожившему в нём с 1931 по 1937 гг. В военные и первые послевоенные годы в замке размещались военные – немецкие, новозеландские, британские, затем американские. После возвращения Триеста замок был отреставрирован и открыт для публики с 1955 г.
По расположению и цвету замок Мирамаре издали навевает ассоциации с крымским Ласточкиным гнездом.
Внутри замка особенно выделяется Парадная лестница с великолепной резьбой работы местных мастеров отца и сына Гофман. Резными деталями украшены и другие помещения замка. В том же стиле изготовлена мебель.
Впечатляют и другие помещения замка, особенно Тронный зал
с уникальным потолком.
Примыкающий к замку прекрасный рукотворный парк площадью 22 га сочетает в себе средиземноморские и английские черты.
Заключение
Здания наименее итальянского многонационального города Италии напоминают Вену, а каналы – Венецию. Сильное впечатление производит центральная площадь Единства. Очень интересны достопримечательности в окрестностях Триеста.
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: