Рим: что посмотреть и где стоит обязательно побывать
Средневековые достопримечательности Рима
Вторая статья римского цикла посвящена средневековым достопримечательностям города. Древнеримские достопримечательности итальянской столицы, были рассмотрены в нашей первой статье ранее. Достопримечательности Ватикана мы рассмотрим в третьей статье римского цикла «Музеи Ватикана: что посмотреть обязательно».
Дата основания Рима: | 753 г. до н. э. |
Население города: | 2 875 805 чел. (2017 г.) |
Площадь города: | 1287,36 км2 |
1. Капитолийская площадь и музеи
1.1. Дворец Сенаторов
1.2. Дворец Консерваторов
1.3. Палаццо Нуово
2. Замок и мост святого Ангела
3. Палаццо Колонна
4. Испанская лестница
5. Вилла и Галерея Боргезе
6. Фонтан Треви
7. Ватикан
8. Великие базилики Рима
8.1. Латеранская базилика
8.2. Базилика св. Павла за стенами
8.3. Базилика Санта Мария Маджоре
9. Заключение
Капитолийская площадь и музеи
Monte Capitolino – один из семи римских холмов. На нем расположена площадь Piazza del Campidoglio, в центре которой установлена копия древнеримской бронзовой скульптуры императора Марка Аврелия. По периметру площади расположено несколько дворцов – Palazzo Senatorio, Palazzo dei Conservatori, Palazzo Nuovo, а также базилика Santa Maria in Araceli.
В V в. до н. э. на холме возвышался Капитолийский храм, посвященный древнеримским богам Юпитеру, Юноне и Минерве. Время сделало свое дело, и в Средние века от некогда величественного сооружения оставались заброшенные руины. В XVI в. папа Павел III поручил реконструкцию храма с прилегающей площадью великому художнику, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти. При жизни он успел воплотить малую часть своего проекта. Архитектурный ансамбль Капитолийской площади принял окончательный вид спустя десятилетия после его смерти. Дело одного из титанов Возрождения продолжили его ученики.
Дворец Сенаторов
Центральное сооружение Капитолийской площади – Дворец Сенаторов, воздвигнутый на месте нахождения здания древнеримского архива – Табулария. Его фрагменты сохранились в новом здании. К Дворцу ведет прекрасная беломраморная лестница Cordonata, украшенная мраморными львами внизу и скульптурами древнеримских мифологических героев Кастора и Поллукса наверху. После лестницы по бокам перед дворцом установлены аллегорические скульптуры рек Тибр и Нил. В центре расположена скульптура «Ликующий Рим», которая изображает богиню Минерву, держащую в руке шар – символ римского господства. Центральная башня с часами была добавлена во второй половине XVI в.
Им доступны Galleria Lapidaria (музей надписей на каменных плитах) и подземные коридоры бывшего Tabularium. В сохранившейся нижней античной части здания демонстрируется часть экспонатов Капитолийских музеев.
Дворец Консерваторов
В возведенном в XV в. здании Дворца Консерваторов заседали судебные органы, называемые Conservatori dell’Urbe. Нынешний дворец включает:
- Cortile – внутренний дворик с фрагментами 12-метровой скульптуры Колосс Константина;
- Scalone –– парадную лестницу, украшенную рельефами и декоративными панелями;
- Sala degli Orazi e Curiaz – зал Горациев и Курациев с фресковой росписью поединков между ними;
- Sala della Lupa – зал Волчицы со скульптурой-оригиналом V в. волчицы, ставшей символом Рима;
- Esedra di Marco Aurelio с оригиналом конной скульптуры Марка Аврелия;
- Sale Castellani с коллекцией керамики и посуды коллекционера Кастеллани, подаренной им городу;
- Pinacoteca Capitolina – Капитолийская Пинакотека, в которой можно увидеть полотна Караваджо, Рубенса и Веласкеса;
- Medagliere Capitolino – Капитолийский музей монет.
Палаццо Нуово
Музейное здание Нового Дворца действительно было построено позже – в XVII в. Оно во многом повторяет предыдущий дворец. Долгое время в нем хранились античные скульптуры, изъятые как языческие. В XVIII в. папа Климент XII решил преобразовать хранилище в первый публичный музей города.
Во дворе Палаццо Нуово установлен фонтан с мраморной скульптурой морского бога Марфория I в. В Atrio (Атриуме) привлекает внимание огромная статуя богини Минервы V в. до н. э. В расположенной на втором этаже Galleria (Галерее) установлено более сотни античных скульптур.
Залы второго этажа:
- Sala delle Colombe, названный по мозаике, изображающей четырех голубей и статуи «Девушка с голубем»;
- Sala del Fauno со скульптурой фавна из красного мрамора;
- Gabinetto della Venere со статуей Венеры Капитолийской – подарком папы Бенедикта XIV;
- Sala degli Imperatori, в котором выставлены 65 бюстов римских императоров;
- Sala dei Filosofi с бюстами философов, поэтов и ораторов древности;
- Sala del Gladiatore со знаменитой скульптурой «Умирающий галл»;
- Salone с уникальным кессонным потолком и скульптурами их черного мрамора.
Режим их работы: вторник–воскресенье с 9 до 20 часов.
Адрес: Piazza del Campidoglio. Проезд: на метро линии B до станции Colosseo или на трамвае № 8 до его конечной остановки Piazza Venezia.
Замок и мост святого Ангела
Как и дворец Сенаторов Капитолийского холма, Castel Sant’Angelo был построен на месте древнеримского строения – мавзолея Адриана. Его строительство закончилось уже после смерти императора. На вершине мавзолея была установлена грандиозная квадрига с Адрианом в образе бога Гелиоса. От нее сохранилась только голова Адриана, ныне демонстрируемая в Ватиканском музее. Его преемник Антонин Пий решил придать мавзолею государственный статус, после чего в нем были захоронены урны с прахом ряда императоров.
В конце III в. император Аврелиан включил выгодно расположенный дворец-мавзолей в оборонительное кольцо Рима. В конце VI в. мавзолей и ведущий к нему мост стали называться нынешним именем в честь Архангела Михаила.
В замке св. Ангела стали укрываться папы во времена осад Рима. Для этого замок соединили с Ватиканом крытым коридором, проходящим по Леонинской стене. Некоторые папы даже использовали Сант-Анджело как свою официальную резиденцию (вместо Латеранского дворца). Для повышения обороноспособности к замку пристроили угловые бастионы, названные именами евангелистов. А в подвалах замка церковь стала заключать ненадежных личностей, среди которых были Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей и Джордано Бруно.
В XVI в. пострадавшую от молнии каменную статую Архангела Михаила сменила его бронзовая скульптура. С образованием единого итальянского государства тюрьма была закрыта, а в замке разместились казарма и военный склад. В этот период было утеряно много деталей внутреннего убранства. Сейчас в замке функционирует Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo. Посетителям музея доступны полсотни комнат дворца, среди которых папские апартаменты, лоджии Павла III и Юлия II, залы Аполлона, Персея, Паолины (на фотографии) и Климента VII, дворик Александра VI, Секретный архив, бывшая Сокровищница. А с террасы верхнего яруса замка открывается римская панорама.
Самостоятельную достопримечательность представляет собой Ponte Sant’Angelo. Этот мост также построил император Адриан. Свое нынешнее название он получил одновременно с замком. В XVII в. по заказу папы Климента IX великий скульптор и архитектор Бернини и его ученики изготовили 10 скульптур ангелов, отображающих Крестные Страдания Христа. Сам Бернини создал статуи ангела с Терновым венцом и ангела с надписью INRI.
Цена билета – 14 EUR.
Ближайшие станции метро линии A – Lepanto и Ottaviano-San Pietro.
Палаццо Колонна
Дворец Palazzo Colonna у подножия холма Квиринал, принадлежащий аристократической семье Колонна, по красоте способен соперничать с ватиканскими дворцами.
Несколько десятилетий XV в. во дворце проживал кардинал Оддоне Колонна, избранный впоследствии папой Мартином V. Некоторое время после этого дворец исполнял роль его официальной резиденции. Строительство дворца, начавшееся в XIV в., продолжалось более пяти веков, вобрав в себя менявшиеся архитектурные и оформительские стили. После Мартина V расширение дворца курировали другие известные представители рода Колонна. В частности, была построена знаменитая Galleria Colonna, в которой поместили родовую коллекцию произведений искусства. Среди них – картины выдающихся художников, столовое серебро, драгоценности.
Византийская аристократка Изабель, родившаяся в Ливане, в первой половине XX в. вышла замуж за князя Маркантонио Колонна. В обустроенных ею своих апартаментах во дворце сочетаются европейские и восточные мотивы. Приглашение на приемы княгини Изабель получали только избранные, среди которых были и монаршие особы.
Частный статус дворца существенно ограничивает доступ туристов. Он официально разрешен только по субботам с 9 до 13:15: вход с улицы Пилотта, 17. В рабочие дни для посещения необходима предварительная запись по электронной почте info@galleriacolonna.it. Цена билета: 12 EUR в Галерею Колонна и 25 EUR с посещением и апартаментов княгини Изабель.
Проезд: автобусами 40, 64, 70, N7, N8, N9, N15, N18 до остановки Piazza Venezia.
Испанская лестница
La scalinata di Spagna считается красивейшей лестницей Европы. Её 138 ступеней соединяют Piazza di Spagna с церковью Scalinata di Trinità dei Monti на вершине римского холма Пинчо. Название площади и лестницы происходит от испанского посольства, находящегося на площади.
История римской Испанской лестницы, как ни странно, связана с довольно напряженными в начале XVIII в. испано-французскими межгосударственными отношениями. Церковь Тринита-деи-Монти, построенная французским королем Людовиком XII, была центром французской общины Рима. Площадь Испании играла ту же роль для испанской общины. Соединяющая эти два объекта и финансируемая французским политическим деятелем Этьеном Геффье лестница должна была сыграть примиряющую роль.
Верхняя церковь Тринита-деи-Монти известна великолепной скульптурой XVI в. «Снятие с креста» скульптора Даниеле де Вольтерра (ученика Микеланджело).
Проезд – одноименная станция метро.
Вилла и Галерея Боргезе
Villa Borghese – ландшафтный парковый комплекс в английском стиле. История виллы берет начало в XVI в. с покупки аристократом Маркантонио Боргезе участка земли на холме Пинчо. В начале следующего столетия кардинал Сципион Боргезе инициировал на нем постройку парка с жилым особняком Casino Nobile по проекту архитектора Джованни Вазанцио. Скульптурное оформление виллы взяли на себя отец и сын (будущий архитектор площади св. Петра) Бернини. В дальнейшем вилла Боргезе расширялась и реконструировалась. В 1901 г. она была приобретена государством, которое открыла виллу для публичного посещения.
На территории виллы расположено множество объектов – фонтанов, памятников известным людям, музеев и даже храмов. Самый значительный – галерея Боргезе.
Начало коллекции положили картины выдающегося итальянского художника Караваджо и скульптуры Джованни Бернини из собрания кардинала Шипионе Боргезе. Правда, следует отметить, что в погоне за произведениями искусства кардинал часто переступал закон.
Собрание полотен Караваджо виллы Боргезе – лучшее в мире. В картинной галерее, расположенной на втором этаже здания галереи Боргезе, можно увидеть также произведения Веронезе, Рафаэля, Тициана, Корреджо. Кроме картин итальянских мастеров, экспонируются полотна голландских, немецких, фламандских, испанских и французских художников.
В скульптурном собрании на первом этаже выделяются работы Джованни Бернини. На фотографии ниже – одна из них, «Похищение Прозерпины».
Билет в Галерею недешёв – 20 EUR, но коллекция стоит того.
Билетов в свободной продаже не бывает: их следует заказывать заранее. На посещение виллы Боргезе рекомендуется отводить целый день: ведь, кроме Галереи, на ней можно, в частности, осмотреть:
- виллу Медичи с выставочным залом Французской Академии искусств;
- бывшую загородную папскую резиденцию виллу Джулия, в которой действует Национальный музей искусства этрусков;
- Биопарк с экзотическими животными;
- Национальную галерею современного искусства;
- Зоологический музей;
- Храм Эскулапа;
- Обелиск Антония.
За вход нужно заплатить 8,5 EUR.
Ближайшие станции метро – Spagna и Flaminio. К вилле Боргезе можно также пройти пешком по бульвару viale Trinità dei Monti, начинающемуся от вершины Испанской лестницы.
Фонтан Треви
Самый большой фонтан Рима Fontana di Trevi был сооружён в 1732–62 гг. в стиле барокко, гармонирующем с дворцом XVI в. Palazzo Poli, перед которым он расположен.
Прежде на месте фонтана был скромный источник, питавшийся от акведука Aqua Virgo. Идея постройки фонтана принадлежит папе Урбану III. Проектом нового сооружения занимались Джованни Бернини, затем его ученик с весьма подходящей фамилией – Carlo Fontana. Однако в практическую плоскость реализация идеи Урбана III вошла только в начале XVIII в. Победивший в объявленном конкурсе Никола Сальви, использовавший эскизы Бернини, решил фонтан в стилевом единстве с дворцом XVI в. Palazzo Poli, перед которым он расположен. Название произошло от латинского trivium («трехпутье»: у площади сходятся три улицы).
В центре фонтанной композиции – морской бог Нептун (по другой версии – титан Океан) на колеснице, запряженной морскими конями и тритонами. Композиционную компанию ему составляют богини Изобилия и Здоровья, установленные в нишах дворца Поли. Статуя Нептуна композиционно вписана и в Триумфальную арку, расположенную в центре дворца.
Почти все туристы у фонтана бросают в него через плечо монетки. Единственная «гарантирует» возвращение, две – любовную встречу, три – свадьбу, четыре – богатство. Такой прейскурант ежегодно приносит городу около 1,5 млн. евро.
Проезд: на линии A метро до станций Spagna или Barberini или на автобусе 51–53, 62, 63, 71, 80, 83, 85 до остановки L. go Chigi.
Ватикан
Самые значительные достопримечательности средневекового Рима сосредоточены в анклавном мини-государстве Ватикан, расположенном в центральной части Рима.
Это – собор св. Петра, одноимённая площадь и комплекс великолепных дворцов, музеев и садов. Само собой разумеется, что туристы в Риме обязательно посещают их. Однако для сохранения разумного объёма статьи о средневековых достопримечательностях Рима ватиканский раздел вынесен за ее пределы в отдельный материал «Ватикан: что посмотреть» нашего сайта.
Великие базилики Рима
Среди множества римских церквей наивысшим католическим статусом обладают четыре Большие (Великие) папские базилики:
- Латеранская базилика;
- собор св. Петра в Ватикане;
- базилика св. Павла за стенами;
- базилика Санта-Мария-Маджоре.
Перечисленные церкви подчиняются непосредственно Римскому папе. Их посещение с чтением в них молитв «Отче наш» и «Символ веры» дарует католикам индульгенцию за грехи. Четыре Большие базилики вместе с тремя другими Малыми относятся к семи паломническим церквам Рима.
Собор св. Петра будет рассмотрен в статье «Ватикан: что посмотреть».
Латеранская базилика
Basilica di San Giovanni in Laterano – Кафедральный собор Рима, расположенный на Латеранском холме. Этот храм в католической иерархии является главной из четырех Великих римских и второй (после собора св. Петра) из семи паломнических базилик города. Кафедра и трон папы Римского находятся именно в ней.
В античности на этом месте было поместье знатного семейства Латеранов с особняком-домусом. Один из членов семейства был обвинен в заговоре против Нерона и лишился поместья. После принятия христианства император Константин подарил конфискованный дворец римскому епископу. Стоящая рядом церковь домуса была расширена, реконструирована и названа базиликой Сан Джованни ин Латерано.
После этого целое тысячелетие базилика и дворец были католическим центром мира. Здесь жили Папы и проводились вселенские соборы. Благодаря богатому убранству, базилику называли «золотой». Оно было похищено разграбившими Рим вандалами в V в.
После возвращения из «авиньонского пленения» Папы вернулись не в пострадавшую от пожаров базилику, а в Ватикан. В конце XVI в. папа Сикст V приказал снести Латеранский дворец. Спустя некоторое время существенной перестройке подверглась и базилика. По проекту Алессандро Галилеи в 1735 г. на балюстраде крыши были установлены огромные статуи Христа, Иоанна Крестителя, евангелиста Иоанна и отцов церкви.
Очень впечатляет интерьер базилики с кессонными потолочными орнаментами, мозаичными полами с геометрическими узорами, мраморными колоннами. Вдоль стен установлены 12 статуй XVIII в., изображающие пророков, святых и апостолов.
Сферический свод апсиды над ним декорирован мозаикой XIII в. Над главным алтарём в серебряных реликвариях золотого балдахина хранятся реликвии – головы апостолов Петра и Павла.
Внутри церкви находится несколько часовен с иконами, фресками и скульптурами. В музее базилики демонстрируются её реликвии, гобелены, серебряные церковные чаши и кубки, украшенные драгоценными камнями. Среди реликвий – частица кедрового стола Тайной вечери, часть Ризы Богородицы, кусочек губки, с которой Христа поили уксусом. Особо почитаемая реликвия находится в капелле Sancta Sanctorum, примыкающей к Крестильне собора. Там, под деревянным помостом, скрыта лестница Scala Santa из 28 ступеней со следами крови Спасителя.
На одноимённой площади возле базилики установлен самый большой египетский обелиск Рима высотой свыше 38 м. В IV в. его привёз из Египта Константин II. Первоначально его установили на древнеримском ипподроме Circus Maximus. После многовекового забвения он был обнаружен в расколотом состоянии, реставрирован и установлен на нынешнем месте.
Базилика открыта в 7–18:30 часов, ризница в 8–12 и 16–18, Крестильня – в 7–12:30 и 16–19, а музей – в 10–17:30 часов.
Проезд: на метро до станции San Giovanni.
Базилика св. Павла за стенами
Название Basilica di San Paolo fuori le Mura связано с ее расположением за Аврелиановыми стенами – границей древнего Рима III в. Она была основана императором Константином в IV в. на месте предполагаемого захоронения св. Павла. По инициативе другого императора – Феодосия I было начато строительство самой большой на то время церкви в мире, законченное папой Львом I. В последующие эпохи Возрождения и барокко базилика не претерпела существенных изменений, но была почти полностью уничтожена пожаром в 1823 г.
При восстановлении по проекту архитектора Паскуале Белли, храм обзавелся новым фасадом в стиле классицизма. 80 колонн разделили храм на пять нефов, а на потолке появилась лепнина. Галерея фресок в медальонах, изображающих всех Римских пап, была заменена их мозаиками. Медальон с мозаикой, изображающей действующего Папу, подсвечивается. В середине XIX в. храм был заново освящён. В 1980 г. базилика (входящая в юрисдикцию Ватикана) стала объектом Всемирного наследия.
Перед портиком фасада базилики установлен памятник неистовому апостолу Павлу из каррарского мрамора. Фронтон украшен мозаикой XVIII в., в вверху которой изображен благословляющий Христ в окружении двух главных апостолов – Петра и Павла. Ниже – мозаика с изображениями Божьего Агнца и четырех пророков.
Если фасад базилики св. Павла значительно скромнее ватиканского собора св. Петра, то об его великолепном интерьере, созданном заново в XIX в. после пожара, этого не скажешь. Двойная колоннада, росписи и позолоченный кессонный потолок производят сильное впечатление.
Пожар, к счастью, пощадил украшающую арку трансепта драгоценную мозаику. Она изображает Христа в окружении двух крылатых и 24 ангелов Апокалипсиса. Ниже находятся фигуры апостолов Петра и Павла, причём рука последнего указывает на свою гробницу.
После пожара находившийся в крипте церкви саркофаг с предполагаемыми останками св. Павла оказался погребен под слоем расплавленных камней и металла. После осторожных раскопок саркофаг в 2005 г. был извлечен и подвергнут научному анализу через проделанное в нем небольшое отверстие. Анализ мелких фрагментов костей подтвердил, что они принадлежали человеку, жившему в I–II вв.
Часы работы: 7–18:30. Вход свободный.
Проезд: на метро линии B до станции Garbatella или B1 до станции Marconi.
Базилика Санта Мария Маджоре
Basilica di S.Maria Maggiore основана в IV в. на римском холме Mons Esquilinus. Её называют Большой («маджоре») для отличия от десятков других римских церквей в честь Девы Марии.
С основанием церкви связана легенда, согласно которой августовской ночью 352 г. Римский папа Либерий и богатый римлянин Джованни Патрицио увидели один и тот же сон. Явившаяся им Дева Мария повелела основать церковь на месте, где завтра (летом!) выпадет снег. У входа в базилику и сейчас можно видеть мозаику XIII в., изображающую произошедшее чудо. Путешественники, посещающие базилику 5 августа каждого года, могут наблюдать его имитацию в виде тысяч белых лепестков георгин, падающих с потолка.
Первую церковь сменила базилика, построенная в следующем столетии при Папе Сиксте III. В дальнейшем она расширялась и достраивалась. Так, самая высокая в Риме колокольня появилась в XIV в. Нынешний фасад с портиком и лоджией появился в середине XVIII в. по проекту архитектора Фердинандо Фуга. Лоджию венчает скульптура Богоматери с Младенцем в окружении статуй четырех Пап.
Подобно базилике св. Павла, эта базилика за относительно скромным фасадом скрывает потрясающий интерьер с золоченным кессонным потолком, мраморными колоннами и полом с красивыми геометрическими орнаментами в стиле косматеско.
На фотографии ниже изображена мозаика XIII в. со сценой коронации Девы Марии, выполненная Якопо Торрити.
Среди многочисленных капелл особо выделяются богатым убранством Cappella Sistina для папы Сикста V и Cappella Borghese для Павла V. Cappella Sforza офомлена скромнее, но есть сведения о том, что ее эскизы были сделаны Микеланджело. Справа от главного алтаря Сикстинской капеллы находится могила великого итальянского архитектора и скульптора Джованни Бернини.
В базилике хранятся ценные реликвии – фрагменты яслей Младенца Иисуса над алтарем, икона Девы Марии работы апостола Луки и мощи апостола Матфея.
При церкви с 9:30 до 18:30 работает музей. На площади Piazza di Santa Maria Maggiore, на которую выходит базилика, установлен монумент со статуей Девы Марии.
Базилику можно свободно посетить с 7 до 19 часов.
От железнодорожного вокзала Termini и одноимённой станции метро до базилики можно дойти за 10 минут по улице Via Cavour.
Заключение
Таковы главные средневековые достопримечательности Рима вне города-государства Ватикан. В их тени остались другие первоклассные достопримечательности, которыми могли бы гордиться очень многие другие города.
Смотрите также статьи по теме: