Палермо (Италия): достопримечательности
Palermo – столица одноимённой провинции и автономного региона Сицилия. Основанное финикийцами в VIII в. до н. э. поселение Сус стало объектом двухвековой борьбы между ними и греками. Победившие в III в. до н. э. греки переименовали Сус в Панормос («доступная гавань»). Затем городом владели римляне, византийцы, сарацины, норманны, французы. Их власти был положен конец знаменитой «Сицилийской вечерней», поддержанной Испанией. После этого она надолго завладела Сицилией. В период Рисорджименто, Сицилия, в отличие от других итальянских регионов, не горела желанием войти в состав объединяемой Италии, предпочитая независимость.
Именно в то время зародилась сицилийская мафия, устойчиво ассоциируемая с Палермо. Сепаратистские настроения в Сицилии и Палермо живы по сей день. Они подпитываются более низким материальным уровнем жизни по сравнению с большинством других итальянских регионов, особенно северных. Что касается криминальной обстановки, то, согласно статистике, она даже лучше, чем в экономически более развитых северных регионах, куда стремятся прибывающие в страну мигранты, далеко не всегда законопослушные. Так что контакты туристов в Палермо с Коза Ностра обычно ограничиваются покупкой футболок с мафиозной символикой.
Своеобразие многих достопримечательностей Палермо – синтез нескольких архитектурных и культурных течений – сицилийского, европейского, византийского и арабского. Следует отдать должное терпимости многих властителей, сохранявших элементы и детали предшествовавших им периодов. Благодаря им объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО в Палермо являются арабо-норманнское наследие, представленное Кафедральным собором, Палатинской капеллой Норманнского дворца, церквами Марторана, Ван-Кавальдо и монастырём Сан-Джованни-дельи-Эремити, а также кафедральные соборы Монреале и Чефалу (последний, правда, находится в 70 км от столицы Сицилии).
Дата основания Палермы: | 754 год до н. э. |
Население города: | 668 405 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 158 км² |
1. Объекты Всемирного наследия
1.1 Кафедральный собор
1.2. Норманнский дворец
1.3. Палатинская капелла
1.4. Церковь Ла Марторана
1.5. Церковь Сан-Катальдо
1.6. Собор Монреале
1.7. Монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити
2. Другие достопримечательности
2.1. Площадь и фонтан Претория
2.2. Церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини
2.3. Дворец Мирто
2.4. Лепнина Джакомо Серпотта
3. Заключение
Объекты Всемирного наследия
Кафедральный собор
История Палермо наглядно запечатлена в здании Cattedrale di Vergine Assunta. Нынешний собор успел побывать раннехристианской церковью, византийским храмом, мечетью, норманнским собором. Западный фасад храма Успения Девы Марии выполнен в стиле арагонской готики, а восточный отражает влияние арабской и норманнской архитектуры. Трёхарочный южный портик решён в стиле каталанской готики. На его первой слева колонне ещё со времён мечети сохранилась цитата из корана. Сохранившиеся в соборе и другие арабские и византийские детали свидетельствуют о терпимости норманнов к предшествовавшим им культурным течениям.
Основная колокольня (слева на фотографии) состоит из двух разнородных частей – монументального норманнского основания и неоготической башни, стилистически связанной с таким же западным фасадом. Через улицу Via Bonello, между колокольней и собором, перекинуты соединяющие их арки. Последняя точка семивекового строительства – классический купол, спроектированный архитектором Фердинандо Фуга. Он украсил собор в самом начале XIX в.
В XVI в. площадь перед собором украсила балюстрада со скульптурами. В следующем столетии в его центре появилась статуя св. Розалии.
Отшельница знатного происхождения Розалия – покровительница Палермо и всей Сицилии. Когда Палермо угрожала эпидемия чумы, она явилась во сне нескольким людям и повелела перенести её останки с могилы на горе близ города в собор. После этого чума отступила. Через несколько лет Розалия была канонизирована, а её мощи помещены в серебряную раку, находящуюся за алтарём. Раку венчает статуя Розалии с венком из роз. Ежегодно 15 июля, в праздник св. Розалии, она проносится по улицам Палермо.
В интерьере собора выделяются скульптура Madonna Libera Inferni, епископский трон с мозаикой XII в., а также фрески XVIII в. Среди хранящихся в сокровищнице драгоценностей – корона принцессы Констанции Арагонской. В капеллах справа от западного портика захоронены правители Сицилийского королевства, в числе которых – несколько императоров Священной Римской империи. Саркофаги – высокохудожественные произведения искусства.
В капелле Реликвий хранятся мощи христианских святых, выносимые для всеобщего обозрения в праздничные дни. Отдельная капелла посвящена святой Розалии.
Норманнский дворец
Прежняя резиденция сицилийских королей Palazzo dei Normanni была перестроена из арабской крепости, называвшейся Дворец эмиров. В XI–XIII вв. норманнами к ней были пристроены башни и основана самая известная часть дворца – королевская часовня Cappella Palatina. С утратой Палермо столичного статуса дворец претерпел обратную трансформацию в рядовую крепость. Большинство дворцовых интерьеров было утрачено.
Новый расцвет Палаццо Норманни связан с сицилийским вице-королями, использовавшими дворец в качестве своей резиденции. В XVI–XVII вв. появились парадный фасад, выходящий на нынешнюю площадь Пьяцца Виктория, дворы Фонтанов и Македа, монументальная лестница, соединившая его с королевскими покоями на третьем этаже.
Выходящий на Piazza Indipendenza западный фасад Норманнского дворца сохранил арабо-норманнский крепостной вид.
В настоящее время в Палаццо Норманни заседает сицилийский парламент – Региональная ассамблея. Депутаты проходят на заседания через двери другого – ренессансного юго-восточного фасада, выходящего на Пьяцца Виктория.
В нынешнем Норманнском дворце можно увидеть языческие статуи, христианские фрески, арабские дворики с испанскими фонтанами.
Среди внутренних помещений дворца, кроме широко известной Палатинской капеллы (которой посвящён отдельный подзаголовок статьи), выделяются украшенный золотой мозаикой Зал Рожера и зал Геркулеса, потолок которого расписан сценой его вознесения.
Палатинская капелла
«Дворцовая часовня» сицилийских монархов Cappella Palatina расположена на втором этаже Норманнского дворца. Три стены капеллы находятся внутри дворца, а во двор выходит лишь южный фасад в форме лоджий с арками.
Строительство капеллы в честь собственной коронации инициировал и руководил им первый король Сицилии Рожер II. Капелла – классическая трёхнефная базилика с тремя апсидами длиной 33 и шириной 13 м. Боковые нефы отделены от главного пятью мраморными коринфскими колоннами. Пол капеллы в стиле косматеско украшен мраморными и порфировыми инкрустациями. Мозаика в центре купола, изображающая Христа Вседержителя (иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии) в окружении архангелов и ангелов, датируется XII в. Свет, проникающий через восемь окон, символизирует сияние небесной славы.
Ниже ангелов изображены четыре пророка, предсказавших приход Спасителя.
На мозаике центральной апсиды Палатинской капеллы также изображён Христ Пантократор. Здесь в руке он держит открытое Евангелие на стихе: «Я – свет миру…». Ниже – сидящая на троне Богородица в окружении Иоанна Крестителя, Марии Магдалены и апостолов Петра и Иакова.
Некоторые детали нижнего изображения указывают на гораздо более поздний срок его создания – XVIII в. Выше Христа представлена сцена Благовещения. На ней изображены архангел Гавриил и Дева Мария, к которой в луче света летит голубь.
Остальные мозаики главного нефа изображают ветхозаветные сюжеты. Мозаики боковых нефов посвящены житиям первоверховных апостолов Петра и Павла.
Палатинская капелла имеет музейный статус. Вход для посетителей – через арабо-норманнский фасад с Piazza Independenza. Время работы: с 8:30 до 12 и с 14 до 17 часов (кроме воскресенья). Следует, однако, отметить, что и в эти часы капелла может быть временно недоступна из-за свадебных церемоний важных особ: в таких случаях нужно будет немного подождать их окончания.
Стоимость билета во вторник – четверг – 7 EUR, а в пятницу – понедельник – 8,5 EUR. Более дешёвый билет действителен для посещения только Палатинской капеллы. В пятницу – понедельник сицилийский парламент не заседает, поэтому для посетителей открываются и несколько парадных залов третьего этажа.
С сожалением следует отметить, что часть фресок капеллы трудно увидеть из-за стульев для молящихся, занимающих большую часть главного нефа. Труднодоступны для посетителей и фрески в районе закрытого для посетителей пресвитерия.
Церковь Ла Марторана
Ещё один объект Всемирного наследия – церковь La Martorana или Santa Maria dell’Ammiraglio, официальное название которой – San Nicola dei Greci.
Домовая церковь, первоначально посвящённая св. Марии, была возведена в XII в. на средства адмирала Георгия Антиохойского, служившего королю Рожеру II. К церкви примыкал дворец флотоводца. После смерти основателя церковь принадлежала греческому приходу Палермо: служба, естественно, отправлялась по византийскому обряду. Вызывавшая восторг у очевидцев византийская мозаика интерьера, а также, предположительно, и кампанила (отдельностоящая квадратная в основании колокольня) датируются той же серединой XII в.
В конце того же столетия вблизи церкви был основан женский бенедиктинский монастырь, которому Санта-Мария-дель-Аммиральо была передана в XV в. После этого церковь стали называть монастырской – Марторана, а службы в ней стали совершаться по каноническому для католиков латинскому обряду. В следующие три века La Martorana подверглась существенным перестройкам в несколько этапов. Появились вестибюль, галерея, фасад и капелла в стиле барокко, а колокольня стала частью основного здания.
После упразднения монастыря здание церкви стала собственностью государства, и было частично реставрировано. В 1935 г. при Муссолини церковь была передана албанской общине Палермо. Богослужение в ней вновь стало вестись по византийскому обряду. После разрушения американской бомбардировкой 1943 г. приходского албанского храма Сан-Никола-дель-Гречи, носившего имя святителя Николая, Марторана взяла на себя его функции и название.
Архитектурная ценность Мартораны – в сложном переплетении первоначальных арабских и византийских деталей с последующими византийскими нововведениями, не прослеживаемыми в других арабо-норманнских памятниках.
Северный фасад нынешней церкви, выходящий на Piazza Bellini, фактически состоит из двух разновременных фрагментов. В левой части фотографии виден фасад XII в., а в правой – фасад XVII в. в стиле барокко.
Интерьер церкви славится множеством древних мозаик XII в., покрывающих купол и стены. В отличие от Палатинской капеллы и собора Чефалу, они сохранились в оригинальном первоначальном виде.
Купол церкви покрыт мозаикой в форме медальона, изображающей Христа Вседержителя, окружённого известной цитатой из Евангелия: «Я – свет миру…». По бокам медальона расположены четыре архангела, обычно изображаемые коленопреклонёнными перед Христом. Здесь создатели мозаики допустили явный просчёт в пропорциях фигур стоящих архангелов, практически лишив их ног.
На других мозаиках представлены ветхозаветные пророки, евангелисты, новозаветные сцены, святые, мученики, а также основатели церкви – Георгий Антиохийский и Рожер II. Мозаика с Рожером II ценна его единственным подлинным прижизненным изображением и неортодоксальностью изображённой коронации. Католика Рожера II, причём в императорских византийских одеждах, коронует не Папа, а сам Христос. Такое изображение коронации позиционировало Рожера II как преемника византийских императоров, а не вассала Римской католической церкви.
Нынешняя церковь – популярное место венчания.
Церковь Сан-Катальдо
Совсем рядом с Марторана на пьяцца Беллини находится ещё один объект ЮНЕСКО – церковь San Cataldo. Она была основана в XII в. как домовой храм главного министра сицилийского короля и посвящена св. Катальду. После гибели основателя церковь имела несколько владельцев, последний из которых подарил церковь монастырю Монреале. В его составе она использовалась как больница, а затем – как часть резиденции архиепископов. В конце XVIII в. церковь перешла к архиепископу Палермо, затем была реставрирована. В настоящее время принадлежит кавалерам ордена Гроба Господня.
Извне церковь кажется мечетью, подобные которой в Италии можно увидеть только в юго-восточном регионе Апулия. Конструктивно церковь представляет собой два параллелепипеда; верхний увенчан тремя арабскими куполами. Северный и западный фасады имеют по три арки, в верхней части арок находятся небольшие окна. По парапету кровли распространяются арабские геометрические орнаменты. На нём находится три полусферических розовых купола.
В отличие от многих церквей Палермо, внутреннее убранство Сан-Катальдо аскетично: никаких мозаик в интерьере никогда не было. Исторический интерес представляют алтарь и инкрустированный пол XII в.
Собор Монреале
Строительство Duomo di Monreale, или, официально, Santa Maria Nuova, началось в 1174 г. по повелению третьего сицилийского короля Вильгельма II Доброго. Согласно легенде, место в 7 км от Палермо на горе Монте-Капуто указала явившаяся королю во сне Богородица. Сейчас Монреале – пригород Палермо. Собор в основном сохранил свой внешний вид XII столетия постройки.
После завершения в 1183 г. строительства, за следующие шесть лет внутренние стены собора покрылись 130 мозаиками библейской тематики общей площадью 10 тысяч м2. Тем самым новый собор своим мозаичным полотном превзошёл построенные Рожером II Палатинскую капеллу, монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити и собор в Чефалу.
Стремление Вильгельма II к независимости от архиепископа Палермо было поддержано папой Александром III. В выпущенной им булле новый собор и примыкающий к нему бенедиктинский монастырь были подчинены непосредственно папскому престолу.
Уже в год завершения строительства в соборе было произведено захоронение матери основателя Маргариты Наваррской. Затем здесь же были похоронены и другие сицилийские правители, включая самого Вильгельма II Доброго.
В XV– XVII вв. в соборе последовательно появились ризница, мраморный пол, боковой портик, часовни св. Кастренция и Распятия. В начале XIX в. собор лишился шпиля из-за удара молнии, а затем пережил пожар, после которого восстанавливался несколько десятилетий.
Мозаики собора, напоминающего драгоценную шкатулку, разделены на тематические циклы. В мозаиках главной апсиды изображён Христа Вседержитель, главный неф иллюстрируют книгу Бытия, алтарная часть рассказывает о земной жизни Христа, в боковых нефах можно увидеть чудеса Христовы, трансепт представляет жития апостолов Петра и Павла. В медальонах изображены отдельные святые.
Изображение Христа Пантократора в главной апсиде достигает 7 м в высоту и 13 м – в ширину. В одной из распростёртых рук он держит Евангелие, а другой – благословляет молящихся, на которых устремлён Его взгляд.
Ниже центрального образа изображены Дева Мария с Младенцем на троне, архангелы, апостолы, мученики, ветхозаветные пророки, херувимы и серафимы. Серебряный алтарь XVIII в. украшают бронзовые подсвечники XVI в. и шесть небольших статуй святых из позолоченной бронзы. Очень красивы кассетные позолоченные потолки и мозаичные полы собора.
Монастырь Сан-Джованни-дельи-Эремити
Бывший монастырь бенедиктинцев San Giovanni degli Eremiti был построен по приказу первого сицилийского короля Рожера II в 1136 г. Настоятель монастыря получил епископский сан, право отправлять богослужение в Палатинской капелле, и стал личным духовником короля. После его смерти монастырь св. Иоанна-отшельника стал приходить в упадок. Правда, в 1535 г. посетивший Сицилию испанский король Карл V Габсбург профинансировал его реставрацию. В 1866 г. Сан-Джованни-дельи-Эремити разделил участь многих итальянских монастырей и был секуляризован. Последовавшая за этим тщательная реставрация вернула ему первоначальный арабо-норманнский облик.
Явное арабское влияние очевидно с первого взгляда на монастырскую церковь с пятью красными полусферическими куполами, похожими на купола церкви Сан-Катальдо. Сходство не ограничивается внешним видом: интерьер церкви также лишён каких-либо украшений.
До сих пор неясно предназначение левой постройки в форме параллелепипеда (опять же напомнившей Сан-Катальдо). Некоторые исследователи видят в ней бывшую мечеть, другие – трапезную или жилые помещения братии, третьи – планировавшуюся Рожером II родовую усыпальницу.
Однако монастырь всё же заслуживает посещения. Заплатив 6 EUR, можно погулять по красивому клуатру с апельсиновыми деревьями и монастырскому саду с пальмами.
Другие достопримечательности
Площадь и фонтан Претория
Piazza Pretoria – одна из центральных площадей Палермо. Её архитектурный ансамбль в основном определяют три здания в стиле барокко. Речь идёт о церквах XVII в. Сан-Джузеппе-деи-Театини и Санта-Катарина и дворце Преторио, построенном в XV в., и стилизованном под барокко два столетия спустя. Этот дворец, давший имя всей площади, был построен для городского сената. С XIX в. в нём размещается мэрия.
В центре площади находится фонтанный комплекс Fontana Pretoria, созданный флорентийским скульптором Франческо Камильяни для тосканской резиденции испанского вице-короля Сицилии. После его смерти наследник продал фонтан городу Палермо. В 1574 г. под руководства сына скульптора фонтан был разобран на 644 (!) части, перевезён в Палермо, и вновь собран. Появление в центре средневекового католического города десятков обнажённых фигур богов, аллегорий и мифических героев вызвало шок, а фонтан получил второе имя – Fontana della Vergogna («Фонтан Стыда»).
Окружающая фонтан балюстрада была сооружена много позже – в XIX в.
Церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини
Церковь Chiesa di San Giuseppe dei Teatini была построена в XVII в. по проекту архитектора и члена католического ордена театинцев Джакомо Безио. Скульптура основателя ордена Каетана Таетинского установлена в нише центра фасада. Церковь освящена в честь Сан–Джузеппе (св. Иосифа). Её массивный купол декорирован жёлтой майоликой с голубыми волнами. Левый фасад церкви, выходящий на площадь Piazza Villena, более известную как Quattro Canti («Четыре угла»), выполнен в стилевом единстве с её архитектурным ансамблем. Церковь даже называют «пятым углом» площади.
Внутри церковь состоит из центрального нефа с двумя боковыми приделами. Интерьер церкви – потрясающий образец сицилийского барокко с орнаментальным мраморным полом и колоннами, прекрасной росписью потолков
и мраморным кружевом капелл.
Дворец Мирто
Palazzo Mirto был построен в XVII в. для аристократической семьи Филангери, проживавшей в нём до 1980 г. За это время он несколько раз перестраивался.
После перехода дворца в собственность города в нём действует музей. В 21 комнате музея можно увидеть настенную роспись, живописные полотна, гобелены, скульптурные композиции, предметы прикладного искусства – сицилийскую керамику, фарфор, часы, и оружие. Наибольший интерес вызывают «китайская комната» с шёлковыми обоями, курительная комната со и стенами из кордовской кожи и комната отдыха Дианы с вращающейся статуей Аполлона, открывающей секретный ход.
Лепнина Джакомо Серпотта
Сицилия XVII–XVIII вв. – место деятельности выдающегося мастера гипсовой лепнины скульптора Джакомо Серпотта. Он творил в эпоху испанского господства и расцвета католицизма. В то время строились не только общедоступные церкви, но и обособленные часовни-оратории для интимной молитвы. Восхитительная гипсовая лепнина скульптора наиболее полно представлена в ораториях Сан-Лоренцо и Сан-Сита и церкви Сан-Доменико.
Oratorio di San Lorenzo – плод совместного творчества двух выдающихся мастеров по имени Джакомо – архитектора Амато и скульптора Серпотта.
Как видно на фотографии, отдельные детали филигранной лепки Серпотта подчёркнуты золотой росписью. Такое сочетание создаёт впечатление торжественности и величественности. По обе стороны от алтаря и вдоль боковых стен установлены аллегорические скульптуры истины, девственности, стойкости и иных добродетелей. Отличительный знак творчества Серпотта – многочисленные изображения херувимов. Висящая над алтарём картина Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием» – копия. Оригинал был похищен в 1969 г.
Главная скульптурная композиция Серпотта в другом оратории – Oratorio del Rosario in Santa Zita, посвящена битве при Лепато, в которой христиане победили турок.
В других скульптурах внутри оратория можно увидеть вполне светских персонажей, что не является редкостью в закрытых молельных помещениях. Свободно себя чувствуют и любимые скульптором многочисленные херувимчики.
Церковь San Domenico, построенная во второй половине XV в. на нынешней одноимённой площади яркий образец архитектуры барокко. Фасад в бело-золотой гамме украшен колоннами и статуями святых и пап, установленных в нишах. Статуя Фомы Аквинского выполнена Джакомо Серпотта. В центральной нише на третьем этаже находится скульптура св. Доменика, под которой – герб ордена.
Церковь известна как место захоронения многих выдающихся итальянцев. Её ораторий Росарио – ещё один замечательный образец творчества Джакомо Серпотты.
Цветовая гамма оратория напоминает фасад церкви. В ней можно также погулять по живописному клуатру, похожему на дворик монастыря Сан-Джованни-дельи-Эремити.
Заключение
Палермо, ассоциируемый с сицилийской мафией, на поверку оказывается городом с множеством запоминающихся объектов Всемирного наследия. Их посещение – прекрасное дополнение к пляжному отдыху. Вряд ли стоит омрачать этот праздник жизни весьма сомнительной достопримечательностью – спуском в царство тысяч непогребённых мёртвых в Катакомбах капуцинов.
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: