Падуя (Италия): достопримечательности
Padova – столица одноимённой провинции в области Венеция. Город расположен на Паданской низменности, через которую проложено множество каналов для защиты от наводнений реки Brenta, впадающей в Венецианский залив.
Первые поселения на месте нынешней Падуи датируются X в. до н. э. Во II в. до н. э. населённый венетами Патавий стал римской муниципией (самоуправляющимся городом). В следующем столетии в Патавие родился известный римский историк Тит Ливий. После падения Римской империи Падуей последовательно владели готы, лангобарды и франки. В XII в. в рамках Священной Римской империи Падуя вновь стала самоуправляющимся городом. В начале следующего столетия был основан Падуанский университет.
Дальнейшая история Падуи практически повторяет летопись другого города провинции Венеция – Вероны. Местных правителей – подестов сменила Венецианская республика, наполеоновская Франция, Австрия и, наконец, объединённая Италия. Период Второй мировой войны примечателен антифашистской деятельностью студентов и преподавателей Падуанского университета, за что учебное заведение было награждено золотой медалью.
Дата основания Падуи: | 1183 году до н.э. |
Население города: | 209 829 чел. (2017 г.) |
Площадь города: | 93,03 км² |
1. Туристические особенности
2. Религиозные сооружения
2.1. Кафедральный собор
2.2. Базилика Сан-Антонио
2.3. Базилика Санта-Джустина
2.4. Капелла Скровеньи
3. Светские объекты
3.1. Дворец Цукерманн
3.2. Музейный комплекс Эремитани
3.3. Дворец Правосудия
3.4. Ботанический сад
4. Заключение
Туристические особенности
При контактах с местными жителями рекомендуется называть город, как они – Падова. Горожане неофициально именуют Падую «Городом трёх без». Речь идёт о Santo – «Святом без имени», как называют горожане св. Антонио, площади Prato – «Луге без травы» и Caffy Pedrocchi – «Кафе без дверей», основанном в 1772 г., и 85 лет с 1831 г. работавшем круглосуточно. Среди фирменных блюд этого кафе по адресу via VIII Febbraio, 15 – любимый гоголь-моголь Стендаля и приправленное мятой кофе.
При желании к характеристике можно добавить ещё одно «без» – senza un ombrello («без зонтика»). Аналогично Болонье, вдоль исторических улиц Падуи тянутся портики, под которыми можно перемещаться в дождливую погоду. Их общая протяжённость – 12 км.
Доминирующий в Падуе вид общественного транспорта – шинный трамвай. Его единственный рельс расположен по центру дна вагона. По обе стороны от него – колёса с резиновыми покрышками. Поездка в таком гибриде трамвая и троллейбуса свободна от шума и вибрации. Некоторые исторические улицы города трамвай преодолевает, питаясь не от опускаемого токоприёмника, а от аккумуляторных батарей. Для сохранения средневекового колорита эти улицы не электрифицировались.
Расстояние между Падуей и Венецией – примерно 40 км. Некоторые экономные путешественники предпочитают знакомиться с Венецией, базируясь в существенно более доступных отелях Падуи. Благо, что от Piazzale Boschetti до Венеции можно доехать на автобусе за час, заплатив 4 EUR. Бонус – достопримечательности Падуи.
Религиозные сооружения
Кафедральный собор
Современное здание Cattedrale di Santa Maria Assunta или просто Duomo di Padova строилось два столетия с середины XIV в. Проект собора Успения св. Марии разработали архитекторы делла Валле и Ригетто, предположительно руководимые Микеланджело. Собор представляет собой базилику с пристроенными к ней капеллами. Декорирование фасада ограничено входными мраморными порталами и розеткой.
Гораздо наряднее выглядит примыкающее к Собору справа здание Баптистерия XII в., являвшееся частью ранее существовавшей на этом месте романской церкви. Внутри него сохранились фрески XIV в., выполненные последователем Джотто Джусто де Манабуои. Они иллюстрируют ветхозаветную книгу Бытия и новозаветные сюжеты.
Интерьер Кафедрального собора значительно интереснее своего фасада. В нём, в частности, хранится список XV в. византийской иконы «Богоматерь с Младенцем», оригинал которой был утерян ещё в XIII в.
Другая реликвия – мощи св. Грегорио Барбариго. Привлекают внимание алтари: в капелле Мадонны Чудес – в стиле барокко, датируемый XVII в., а в капелле Святых Таинств – деревянный позолоченный в стиле рококо.
Часы работы: в будни – в 7:30–12 и 15:30–19:30, в выходные и праздники – в 8–13 и 15:30–20:45.
Плата в 3 EUR взимается только за посещение Баптистерия.
Базилика Сан-Антонио
В Падуе, как и в некоторых других итальянских городах, главным религиозным сооружением считается не Кафедральный собор. Им является Basilica Pontificia di Sant’Antonio, имеющая статус малой папской базилики. Церковь – центр почитания покровителя Падуи и одного из Учителей Церкви – Антония Падуанского. В Падуе его часто называют просто Санто («Святой»). Он – один из самых почитаемых в Италии святых, покровитель бедняков, детей и путешественников.
Скончавшийся в 1232 г. св. Антоний был похоронен в небольшой церкви Santa Maria Mater Domini. Рядом с ней через год после смерти святого началось строительство крупной базилики, продолжавшееся почти восемь десятилетий. Вышеупомянутая церковь ныне является одной из капелл базилики: она носит имя Чёрной Мадонны. В дальнейшем в построенную базилику вносились изменения и дополнения.
В её фасаде прослеживаются черты нескольких архитектурных стилей. В центральной части превалирует романский стиль с готическими вкраплениями. Выше них расположен изящный арочный балкон. Пять широких куполов напоминают венецианский собор Сан-Марко, а пристроенные к ним звонницы вызывают некоторые ассоциации с минаретами. В арке над центральным входом установлена статуя св. Антония.
Перед входом в церковь установлена считающаяся классической конная скульптура работы Донателло. Она изображает кондотьера (наёмного военачальника) Гаттамелату, дослужившегося до падуанского правителя. Его гробница находится в одной из капелл базилики.
Среди девяти капелл базилики великолепием интерьера особо выделяется Cappella del Tesoro (Реликвий). В ней, в частности, хранятся не подвергшиеся тлению язык и голосовые связки великого проповедника Сан-Антонио. В капелле можно полюбоваться изящной лепниной стен и потолка, орнаментированными дверями ниш, мраморными скульптурами, низко свисающими лампадообразными люстрами.
Многие фрески базилики святого Антонио выполнены учеником Джотто художником Альтикьеро да Дзевио. Среди картин есть принадлежащие кисти Тициана и его брата Франческо.
Свободный вход в базилику открыт в 9–13 и 14–18.
Ближайшая остановка – Santo.
Базилика Санта-Джустина
Большая Basilica di Santa Giustina посвящена христианской мученице IV в. Джустине Падуанской. Первая церквушка на её могиле была построена в VI в. Нынешнее здание строилось в XVI–XVII вв. как церковь при бенедиктинском аббатстве. Закрытый Наполеоном монастырь вновь открылся спустя столетие. После войны в монастыре разместилась государственная библиотека Санта-Джустина.
Преобладающий архитектурный стиль фасада – ренессанс с византийским и даже мусульманским налётом. Как и Basilica Pontificia di Sant’Antonio, эта базилика – многокупольная, а её высокая колокольня напоминает минарет. Семь её колоколов известны чистым звучанием.
Как и предыдущая, базилика Санта-Джустина – известный паломнический центр. Кроме могилы св. Джустины, в ней также находятся мощи евангелиста св. Луки. Он почитается также как апостол от семидесяти и первый иконописец. Ковчег с его останками – святыня храма.
Росписи интерьера церкви в XVI в. сделал выдающийся итальянский художник Паоло Веронезе. Его же кисти принадлежит алтарная картина «Мучения святой Джустины», на которой изображён момент её мученической смерти. Под алтарём покоятся её мощи.
Часы работы: с 7:30 (в ноябре – марте – с 8) часов до 12 и с 15 до 20 часов.
Вход свободный.
Проезд: трамвайным маршрутом SIR1 до остановок Cavalletto или Prato или автобусами A, AT, ATL, M, T, TL, U3, U5, U8, U11, U13, U22, U88 до остановки Prato della Valle.
Базилика Санта-Джустина расположена в южной части площади Prato della Valle – самой большой в Италии. В центре площади находится светомузыкальный фонтан, а по периметру проходящего канала с 1775 по 1833 гг. были установлены статуи 78 известных горожан – врачей, архитекторов, артистов, воинов. Среди них – Галилео Галилей, Тит Ливий и Франческо Петрарка.
Капелла Скровеньи
В отличие от предыдущих базилик, Cappella degli Scrovegni – небольшое сооружение. Первоначально оно посвящалось Милосердной Богоматери и называлось Santa Maria della Carita. Нынешнее название капелла получила по месту построения. Эта земля была собственностью купца Энрико Скровеньи, который заказал капеллу как домовую церковь рядом со своим дворцом. Рядом с капеллой находятся руины обнаруженного в XVII в. римского амфитеатра, поэтому иногда её называют Капелла дель Арена.
По некоторым сведениям, строительство церкви Энрико инициировал в искупление грехов своего отца Реджинальдо. Тот был настолько известным ростовщиком, что Данте даже поместил его в седьмой круг Ада в своей «Божественной комедии». Не чужд этому занятию был и сам Энрико. Его озабоченность своей посмертной судьбой явно прослеживается во фреске «Страшный суд» на стене часовни. Энрико изображён на ней преподносящим Богоматери модель капеллы.
Скромная капелла пользуется всемирной известностью благодаря хорошо сохранившимся фрескам, созданным лучшим художником Италии того времени Джотто ди Бондоне и его учениками. Джотто по-праву можно считать основоположником итальянской школы живописи и «предтечей» трёх титанов Возрождения – Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Джотто был новатором в изображении цвета, светотени и объёма и наделении библейских персонажей человеческими эмоциями.
Фресковый цикл капеллы Скровеньи – одна из вершин его творчества, сравниваемый с расписанной Микеланджело Сикстинской капеллой. Тремя ярусами фресок покрыто 900 м2 стен. Их тематическими источниками были не только канонические Евангелия, но и апокрифическое протоевангелие Иакова и сборник житий святых «Золотая легенда».
Фрески верхнего яруса справа налево представляют историю Иоакима – отца Девы Марии, продолжающуюся Её житием, заканчивающимся на арке пресвитерия.
Во втором ярусе справа налево изображены детские, а затем взрослые годы жизни Иисуса. Этот цикл фресок также заканчивается на арке пресвитерия, где изображена предательская встреча Иуды Искариота с иудейскими первосвященниками. Эта сцена пространственно противопоставлена встрече Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя).
Фрески первого яруса посвящены Страстям Христовым, продолжаясь сценой Вознесения и заканчиваясь Сошествием Святого Духа. В этой серии наиболее выразительны фрески «Поцелуй Иуды», « Положение во гроб» и «Поклонение волхвов». На последней фреске в качестве Вифлеемской звезды изображена комета Галлея, которую Джотто вполне мог видеть.
Роспись западной стены изображает Страшный суд. Продолжающиеся в цокольном ярусе фрески аллегорически изображают Добродетели, свойственные праведникам, и Пороки грешников.
Потолок капеллы оформлен как звёздное небо, на котором, кроме звёзд, находятся медальоны с изображением Христа, Мадонны и пророков.
Рамки данной статьи не позволяют продолжать рассказ о выдающемся произведении Джотто. Подробную видеоинформацию можно просмотреть по ссылке 1 и ссылке 2.
Капелла открыта с 9 до 19 часов. Её посещение продолжительностью не более 20 минут возможно только в составе формирующихся каждые полчаса групп. Для сохранения микроклимата капеллы её двери вакуумно закрываются на время нахождения группы внутри.
Стоимость билета, открывающего также вход в музейный комплекс Эремитани и дворец Цукермана, – 13 EUR. В понедельник, когда они закрыты, билет дешевле – 8 EUR. Во вторник – субботу с 12:15 до 13:30 каждые 15 минут капеллу можно посетить с гидом, заплатив всего 2 EUR с человека.
Проезд: автобусными маршрутами 3, 8, 10, 12, 18 и 32.
Светские объекты
Дворец Цукерманн
Билет в знаменитую Капеллу Скровеньи действителен также для посещения Zuckermann Palace. В этом дворце действует два городских музея – Боттачин и Прикладного искусства.
Музей Bottacin, занимающий третий этаж дворца, обладает одним из крупнейших на планете собраний монет и медалей. В его основе – частная коллекция греческих, римских и византийских монет и медальонов коммерсанта Николы Боттачина, подаренная им Падуе.
На первых двух этажах дворца расположен музей Прикладного искусства. В нём экспонируется керамика, изделия из серебра, слоновой кости, фарфора, бронзы, стекла, антикварная инкрустированная мебель, этнографические костюмы с аксессуарами.
Собрание рисунков и гравюр XVI–XX вв. содержит девять тысяч портретов и 14 тысяч эстампов французских, немецких и голландских художников.
Режим работы: вторник – воскресенье с 10 до 17 часов.
Музейный комплекс Эремитани
Комбинированный билет в Капеллу Скровеньи открывает доступ также в музейный комплекс Civico Eremitani, расположенный в помещениях бывшего монастыря Эреметани (hermits – «отшельник»). Комплекс составляют Археологический музей и Пинакотека.
Артефакты Археологического музея относятся к эпохам палеолита, Древнего Египта и Древнего Рима. А в Пинакотеке представлена первоклассная коллекция живописи, включающая картины Тициана, Беллини, Тинторетто, Веронезе, Тьеполо.
Комплекс открыт во вторник – воскресенье с 10 до 19 часов.
Автономный билет в комплекс стоит 10 EUR.
Проезд: автобусами 1, 3, 5, 8, 9, 10, 12, 15, 18, 42, A, AT, ATL, M, T до остановки Garibaldi giardini.
Дворец Правосудия
Как и в Вероне, в Падуе есть Palazzo della Ragione («Дворец Разума или Правосудия»). Огромное здание находится между двумя площадями – Piazza delle Erbe («Трав») и Piazza della Frutta («Фруктов»). Их названия ясно говорят об их средневековой функции. А Палаццо делла Раджоне в тот период был залом заседаний городского суда.
Строительство здания было начато в конце XII в. и закончено в начале XIII в. Спустя столетие августинский монах-архитектор Джованни дельи Эремитани покрыл все три помещения здания единой крышей в форме перевёрнутого дна корабля, и окружил лоджиями.
Тогда же стены площадью 217 м2 были покрыты фресками преимущественно на астрологические темы. Предполагается, что их создал Джотто по сюжетам астролога и медика Пьетро д’Абано. Небольшая часть фресок была посвящена библейским и бытовым темам. Оригинальные фрески погибли в пожаре 1420 г., но были воссозданы другими художниками. Тогда же первоначальные три помещения объединились в единый зал. Он интересен тем, что является крупнейшим в Европе, не имеющим опорных колонн.
К сожалению, злоключения фресок на этом не закончились. В середине XVIII в. ураган сорвал крышу и уничтожил их часть. После реставрации крыши имевшиеся потолочные фрески восстанавливать не стали.
Кроме фресок, в зале находится маятник Фуко, огромная деревянная статуя лошади XV в., называющаяся «Троянский конь», а также Pietra del Vituperio. На «Камень позора» усаживали должников. После третьей отсидки их изгоняли из города.
Часы работы: с 9 до 18–19.
Билет стоит 4 EUR.
Ближайшая остановка шинного трамвая – Tito Livio.
Ботанический сад
Падуанский Orto Botanico – старейший ботанический сад планеты. Он был основан в 1545 г. с целью выращивания лечебных трав для нужд медицинского факультета университета Падуи. В этот период Падуя была частью Венецианской республики. Это обстоятельство способствовало пополнению садовой флоры растениями тех многочисленных стран, с которыми она торговала. Как «прототип всех ботанических садов» Orto Botanico Падуи – объект Всемирного наследия. Современный вид он приобрёл к XVIII в., когда появились фонтаны, оранжереи, статуи, солнечные часы.
В саду произрастает около шести тысяч растений с разных концов планеты. Старейшее из них – хамеропс или пальма св. Петра, относится к 1585 г. Второе название – «Пальма Гёте». В 1786 г. двухсотлетнее дерево вдохновило немецкого мыслителя на написание «Учения о метаморфозе растений».
Магнолии и гингко, произрастающие здесь – также старейшие в Европе: им более трёх веков. Есть в саду и платан конца XVII в.
Сад открыт в понедельник – субботу с 9 до 13 часов с 15 до 18 (исключая ноябрь – март) часов.
Входной билет стоит 4 EUR.
Заключение
Даже на итальянском фоне Падуя приятно удивляет великолепными религиозными достопримечательностями. Прежде всего, это – Капелла с фресками Джотто, а также базилики Сан-Антонио и Санта-Джустина.
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: