Турин (Италия): достопримечательности
Torino – крупный североитальянский город, административный центр региона Пьемонт. Расположенный на Паданской равнине город – важный транспортный узел и центр итальянского автомобилестроения.
Существует несколько версий происхождения названия города. Они выводят его соответственно от древнего племени тавринов, кельтского слова taur («гора») и toro – легендарного быка, спасшего жителей первоначального поселения от страшного дракона. Изображение этого быка увековечено на гербе города.
Поселение на месте нынешнего города известно с III в. до н. э. В дальнейшем город находился под властью римлян, остготов, лангобардов, франков, савойских герцогов. В XVIII и XIX вв. Турин некоторое время был столицей единых итальянских государств.
Дата основания Турина: | 9 г. до н.э. |
Население города: | 878 074 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 130 км² |
1. Мистический Турин
2. Туринская плащаница
3. Религиозные сооружения
3.1 Собор Иоанна Крестителя
3.2 Базилика Суперга
3.3 Церковь Сан-Лоренцо
3.4 Церковь Великой Богоматери
4. Резиденции Савойского дома
4.1 Королевский дворец
4.2 Палаццо Мадама
4.3 Палаццо Кариньяно
4.4 Замок Валентино
4.5 Вилла Королевы
5. Музеи
5.1 Моле-Антонеллиана
5.2 Египетский музей
6. Заключение
Мистический Турин
Наряду с чешской Прагой и французским Лионом Турин составляет так называемый «дьявольский треугольник» Европы. Считается, что в этих городах наблюдается повышенный уровень мистических и необъяснимых явлений. Может быть, неслучайно Турин расположен в 666 км от римского центра христианства, да ещё на одинаковом расстоянии от экватора и полюса (45-я параллель)? Возможно, поэтому улицы Турина помнят живших в нём загадочных личностей истории – Нострадамуса, Парацельса, графов Калиостро и Сен-Жермена, Густава Фрола. Сейчас их традиции продолжают тысячи официально зарегистрированных магов, предсказателей и гадалок. Некоторые здания в центре Турина даже декорированы сатанинскими символами.
Местные жители знают о мистической ипостаси своего города, в котором идёт борьба сил света и тьмы. Считается, что некоторые участки города излучают положительную, а другие – отрицательную энергию. Дурной славой пользуются Piazza Statuto в западной части города, где заходит солнце. Она названа в честь конституции 1848 г. Statuto Albertino. Знатоки мистической стороны Турина призывают не обманываться внешним видом просторной площади с красивым фонтаном в центре. Её называют «чёрным сердцем» Турина. Ведь на этом месте ранее проводились казни, здесь было кладбище, а затем – французская гильотина.
La Fontana del Frejus был сооружён в 1879 г. в честь проложенного между Италией и Францией одноимённого тоннеля. На вершине фонтана, сложенного из вырытых во время прокладки каменных глыб, установлен крылатый Гений. Однако в народном сознании памятник ассоциируется с погибшими при прокладке туннеля 48 горнорабочими. А приглядевшись к крылатой скульптуре, вполне можно усмотреть ангела не обычного, а падшего, т. е. Люцифера. Иначе с чего бы гореть на его лбу пятиконечной звезде?
Крылатый Гений
Утверждают даже, что находящийся под фонтаном водосток – настоящие «врата Ада». А под расположенным в сквере перед фонтаном обелиском Obelisco del Gradus Taurinensis, идентифицирующим 45-ю параллель, находится вход в городские подземелья.
Негативная энергия «чёрного сердца» Турина уравновешивается его «белым сердцем», расположенным в районе городских площадей Кастелло и Реале. Между тёмными и светлыми силами в Турине (только ли?) идёт невидимая борьба. Три христианские реликвии противостоят силам зла. Это хранящаяся в соборе Иоанна Крестителя знаменитая Туринская плащаница (которой посвящён отдельный подзаголовок статьи), фрагмент Животворящего Креста в церкви Великой Богоматери, и чаша Грааля, предположительно также находящаяся в Турине. Эзотерики считают, что взгляд статуи Веры возле церкви Великой Богоматери с чашей в руках указывает направление, в котором следует искать сосуд, в который Иосиф Аримафейский собрал часть крови распятого Спасителя.
Обо всём этом склонные к мистицизму путешественники узнают из соответствующих экскурсий, стартующих именно с площади Статуто.
Туринская плащаница
Sindone di Torino – четырёхметровое льняное полотно, в которое завернул тело умершего Иисуса Иосиф Аримафейский, предоставивший гробницу для погребения Спасителя. На плащанице видно изображение мужчины в полный рост. Предполагается, что оно могло образоваться от свечения, которым сопровождалось воскрешение и вознесение Христа, а полотно сыграло роль фотографической плёнки. На фотографиях ниже представлены его позитив и негатив, а также предполагаемое изображение лица Иисуса.
Туринская плащаница
Первые достоверные упоминания о реликвии относятся к XIV в., когда французский рыцарь Жеффруа де Шарни объявил, что привёз её из Палестины. Он выставил плащаницу в своих владениях в городе Лир. В следующем столетии её выкупил савойский герцог Людовик I и хранил в городе Шамбери. В 1578 г. реликвию перевезли в Турин, где она и находится по сей день.
Широкую известность полотно приобрело в самом конце XIX в., после того как фотограф Секондо Пиа обнаружил лик человека на сделанных им негативах плащаницы.
Лик человека на негативах плащаницы
Этот факт дал толчок дискуссии о подлинности реликвии и личности, чьё лицо сохранилось на полотне. Во второй половине XX в. Ватикан разрешил научные исследования образцов плащаницы. Независимый анализ в трёх научных центрах определил, что ткань не старее середины XIII в. Однако через некоторое время ряд учёных засомневался в чистоте эксперимента. Указывалось, что исследованиям подверглась не оригинальная ткань, а наложенные позже заплатки, что на результаты могло повлиять позднейшее вываривание в льняном масле, и т. п.
После этого было проведено ещё несколько исследований плащаницы разными научными методами, давшими противоречивые результаты. Учёные приводят всё новые доводы, как опровергающие, так и подтверждающие подлинность реликвии. Поэтому вопрос остаётся открытым до наших дней. Католическая церковь официально не утверждает, что Туринская плащаница подлинна.
Религиозные сооружения
Собор Иоанна Крестителя
Cattedrale di San Giovanni Battista или просто Duomo di Torino, был построен в конце XV в. на месте трёх церквей, существовавших на этом месте рядом с сохранившейся романской колокольней. Иоанн Креститель считается святым покровителем города. Автором проекта собора в стиле ренессанс был архитектор Бартоломео ди Франческо. Фасад с фронтоном и треугольным тимпаном и тремя украшенными рельефами порталами построен из белого мрамора.
Собор Иоанна Крестителя
Его главная реликвия – Туринская плащаница, хранится в пристроенной к собору спустя два века Cappella della Sacra Sindone. Эта капелла, называемая также по фамилии спроектировавшего её архитектора Гуарини, видна на заднем плане фотографии. Подземный ход соединяет капеллу с Королевским дворцом. Она имеет два отдельных входа, к которым ведут симметрично расположенные лестницы. После подъёма по тёмным ступеням лестницы посетителей встречает льющийся с купола капеллы свет, символизирующий просветление души.
Внутри храма
Адрес собора : via 20 Settembre, 79. Собор открыт с 7 (в воскресенье – с 8) до 19 часов с перерывом в 12:30–15. Часы работы капеллы: 14–19. Вход – свободный.Вблизи собора в отдельном здании находится Museo della Sindone. В Музее плащаницы можно ознакомиться с её историей, увидеть фотографии и результаты научных исследований подлинности реликвии. Адрес музея: Via San Domenico, 28. Часы работы: 9–12 и 15–19.
Базилика Суперга
В 10 км от Турина, на вершине одноимённого холма, расположена Basilica di Superga. Это – знаковое сооружение Турина, построенное по проекту архитектора Филиппо Юварра в стиле позднего барокко. Герцог Савойи и будущий король Сардинии Виктор-Амадей II воздвиг его во исполнение своего обета: в 1706 г. Турин успешно выдержал франко-испанскую осаду города. В процессе строительства для размещения довольно большого сооружения пришлось убрать верхние 40 м холма.
Базилика Суперга
Вход в базилику украшает портик, поддерживаемый восемью коринфскими колоннами. Со смотровых площадок на башнях базилики открывается вид на Турин, реку По и альпийские вершины, считающийся самым потрясающим в Пьемонте.
Вид на Турин с базилики
В базилике похоронены все пьемонтские короли, начиная с её основателя. В центральной капелле базилики можно видеть прекрасные скульптуры, а также портреты всех Римских пап. Внутри базилики есть небольшой мемориал, посвящённый футбольной команде «Торино».
После катастрофы многие коллеги погибших футболистов проявили подлинное благородство. Тяжелейшую миссию опознания тел вместо убитых горем родственников взял на себя бывший тренер «Торино» Витторио Поццо. В оставшихся четырёх матчах, против заканчивающей чемпионат молодёжной команды «Торино», соперники – «Фиорентина», «Дженоа», «Сампдория» и «Палермо», также выставили молодёжные составы. В результате 18 погибших футболистов «Торино» посмертно стали чемпионами Италии 1949 г. Клуб «Торино» победил в первенстве пятый год подряд, но после авиакатастрофы на прежний уровень уже не вернулся.
Адрес: Torino, Strada della Basilica di Superga. Свободный вход в базилику открыт в 9–12 и в 15–17–18 часов. В гробницу королей можно спуститься только в сопровождении гида в рамках экскурсии стоимостью 5 EUR. Проезд:
- сначала автобусами (заплатив около 2 EUR) следует доехать до остановки Sassi; это можно сделать маршрутом № 15 с остановки Piazza Castello или маршрутами 61 и 68 с остановки Piazza Vittorio;
- на остановке Sassi нужно сесть на фуникулёр, стоимость проезда которым 4–6 EUR (в зависимости от дня недели) в одну сторону и 6–9 EUR в обе.
Церковь Сан-Лоренцо
Инициатором строительства церкви был герцог Савойи Эммануил Филиберт, вместе с испанским союзником победивший в день св. Лаврентия французское войско. При его жизни дело ограничилось ремонтом и переосвящением имевшейся часовни. Новую построили лишь в XVII в. по проекту архитектора Гварино Гварини.
Внешне здание мало напоминает церковь. Принадлежность религии выдаёт только купол с крестом. Скромный фасад не должен был отвлекать взгляд от расположенных на Пиацца Кастелло дворцов.
Церковь Сан-Лоренцо
Но статус придворной церкви чувствуется в поистине королевском интерьере в стиле барокко. Изнутри храм украшен колоннами, скульптурами, картинами и антикварной мебелью. Именно здесь сначала хранилась доставленная в город Туринская плащаница.
В церкви Сан-Лоренцо
Церковь Великой Богоматери
Chiesa della Gran Madre di Dio расположена на одноимённой площади. Она построена в ознаменование изгнания французов и возврата Vittorio Emanuele I на савойский трон. Его мраморная статуя предваряет вход в храм. По обе стороны от него – аллегорические скульптуры Веры с чашей и Религии с крестом. Внешне храм напоминает римский Пантеон: портик поддерживается восемью коринфскими колоннами. В центре барельефа треугольного фронтона – Богородица с Младенцем. Надпись под ним – приветствие туринцев своему королю. В нишах по обе стороны входа стоят статуи святых Марка и Барромео.
Церковь Великой Богоматери
Церковь Великой Богоматери отличается от других туринских храмов не только внешним языческим видом, но и принадлежностью туринскому муниципалитету.
Резиденции Савойского дома
Савойский дом – аристократическая династия, много веков правивших регионом Пьемонт и сопредельными с ним территориями. Временами их власть распространялась на всю Италию. В 1997 г. 14 дворцов и замков Савойской аристократической династии, расположенные в регионе Пьемонт, стали объектов Всемирного наследия. Пять из них находятся непосредственно в Турине:
- Королевский дворец;
- Палаццо Мадама;
- Палаццо Кариньяно;
- Замок Валентино;
- Вилла Королевы.
Королевский дворец
В середине XVII в. по проекту придворных архитекторов отца и сына ди Кастеллмонте была сооружена главная туринская резиденция в стиле барокко для Савойской династии – Palazzo Reale. В конце этого столетия за дворцом были разбиты сады Giardini Reali по проекту ландшафтного архитектора француза Андре Ленотра.
К основному сооружению в последующие столетия добавлялись новые строения. В дворцовой капелле некоторое время хранилась Туринская плащаница. С нынешним местом её нахождения – собором Иоанна Крестителя, капелла соединена переходом.
Королевский дворец
С 1946 г. Королевский дворец – собственность Итальянской республики, в котором функционирует Музей Савойской династии. В нём есть что посмотреть. Интерьеры дворца оформлены воистину с королевским размахом и выдерживают сравнение с версальскими и петергофскими. Парадные залы и семейные апартаменты и спальни декорированы позолоченной лепниной, потолки расписаны фресками, стены покрыты гобеленами и драгоценными тканями.
В классистическом крыле дворцового комплекса с 2012 г. размещена Galleria Sabauda (Туринская картинная галерея). Внутри дворца также функционируют Armeria Reale с великолепной коллекцией оружия и воинских доспехов, Biblioteca Reale, Археологический музей. В совокупности все эти объекты называют Polo Reale (дворцовый полюс).
Интерьер королевского дворца
Особое внимание посетителей вызывают парадная Scalla delle Forbici («Лестница ножниц» арх. Филиппо Ювара), Галерея Даниэля, расписанная одноимённым художником, Оружейная палата) Тронный, Красный и Синий залы, Китайский кабинет, Апартаменты королевы.
Палаццо Мадама
Palazzo Madama построен в 1721 г. по проекту архитектора Филиппо Юварра на месте существовавшего на этом месте древнеримского лагеря. Нарядный главный фасад Палаццо Мадама контрастирует с суровым средневековым тыльным. В последнем сохранились некоторые древнеримские детали. Одна из оборонительных башен видна на заднем плане фотографии.
Палаццо Мадама
Поначалу во дворце жили короли, и даже хранилась Туринская плащаница. В дальнейшем Палаццо Мадама имел статус королевской резиденции второго плана после Palazzo Reale. Здесь жили знатные регентши и вдовы (давшие дворцу название) и представители параллельных ветвей Савойского дома.
В конце XVIII в. во дворце заседал парламент, затем верховный суд. Некоторое время в нём размещались Королевская художественная галерея, а с 1934 г. – музей античного искусства Civico d’Arte Antica. В его обширную коллекцию входят свыше 70 тысяч экспонатов. Кроме них, посетители знакомятся и с роскошными интерьерами дворца.
Картинная галерея дворца
Наиболее ценными экспонатами собрания музея считаются картины итальянских живописцев Антонелло да Мессина и Орация Джентилески, а также эскизы нидерландского художника Яна ван Эйка. Впечатляют коллекции изделий, а также предметов из керамики, слоновой кости, муранского стекла, малахитовая «Ваза Медичи». Среди интерьеров выделяется лестница и покои Кристины Французской.
Палаццо Кариньяно
Palazzo Carignano назван в честь одной из четырёх ветвей Савойского дома, резиденцией которой он являлся. Палаццо Кариньяно был построен в 1679 г. по проекту архитектора и священника Гварини (автора одноимённой капеллы собора Иоанна Крестителя). Как и Палаццо Мадама, дворец имеет два существенно различающихся фасада.
Выходящий на площадь Кариньяно имеет необычную вогнуто-выпуклую форму. Внутренние лестницы повторяют её. Фасад увенчан гербом родившегося в этом дворце будущего первого короля объединённой Италии Виктора-Эмануила II. Привлекают внимание необычным декором окна бельэтажа (второго этажа). Барельефы напоминают индейские головные узоры с перьями, и это сходство неслучайно. Наёмные воины Пьемонта участвовали в сражениях при колонизации французами Канады. Защищавшие свои исконные земли индейцы были их противниками. Вернувшиеся домой пьемонтцы отдавали должное мужеству индейцев и даже распространили моду на некоторые индейские атрибуты.
Палаццо Кариньяно
Фасад, выходящий на площадь Карло Альберто, имеет более традиционный неоклассический вид с колоннами, статуями и лепниной.
Фасад, выходящий на площадь Карло Альберто
Первые несколько лет после объединения Италии Турин был её столицей, а в Палаццо Кариньяно заседал первый парламент Сардинского королевства (вокруг которого сформировалась единая Италия). Поэтому именно в этом дворце размещается музей Рисорджименто (национально-освободительного движения, приведшего к созданию единого итальянского государства). Среди экспонатов музея можно увидеть оружие, флаги, военную форму, печатные и рукописные документы.
Адрес: via Accademia delle Scienze, 5. Дворец с музеем открыты ежедневно, кроме понедельника, в 10–18 часов. Цена билета – 5 EUR. Проезд:
- на метро до станции Porta Nuova;
- автобусом № 2 до остановки Roma;
- трамваями 13, 15 или автобусами 55, 56 до остановки Castello.
Замок Валентино
Распространённую в Турине традицию дворцов с разными фасадами продолжает и Castello del Valentino. Название выводится от старинного древнеримского названия этой местности – Валентинум, или от близлежащей церкви св. Валентина. Замок был возведён в XIII в. как небольшая крепость.
Нынешний вид замок принял в середине XVII в. после капитальной перестройки по приказу жившей в нём Кристины Французской. Неудивительно, что один из его фасадов напоминает французские дворцы. Очень красив его мозаичный мраморный двор. В центре фасада – большой фамильный герб Савойской династии.
Замок Валентино
Обращённый к реке тыльный фасад из красно-коричневого кирпича разительно отличается. В нём осталось многое от первоначальной крепости. Конечно, парадные белые лестницы были добавлены в более спокойные времена.
Противоположный фасад замка
После смерти Кристины Французской замок почти не использовался наследниками и оказался заброшенным. Ситуацию усугубила наполеоновская оккупация и последующее размещение в замке артиллерийского корпуса. Во второй половине XIX в. замок с парком был реставрирован и передан Туринскому университету. Сейчас в замке Валентино функционирует его архитектурный факультет. В рамках периодически проводимых по дворцу экскурсий туристы могут осмотреть залы дворца, украшенные фресками, барельефами, скульптурами, золочёными потолками.
Окружающий замок прекрасный сад впервые упоминается в документе XIII в., и поэтому считается самым старым в Италии. Сейчас он имеет статус ботанического сада университета. В парке выделяется фонтан «Времена года» и цветочные композиции.
Вилла Королевы
Villa della Regina была построена в первой половине XVII в. для брата правящего герцога Савойи Виктора-Амадея I. Следующей собственницей виллы делла Реджина стала Анна Мария Орлеанская – супруга герцога Виктора Амадея II. Поскольку тот был и королём Сицилии, то дворец стали называть «Виллой Королевы». После смерти Анны Марии в 1728 г. её наследница и дочь Мария Аделаида с помощью невестки вознамерились превратить виллу в маленький Версаль.
Вилла королевы
В 1868 г. Витторио-Эмануэле II передал фамильную резиденцию Институту дочерей военных. Вилла была существенно повреждена бомбардировками последней войны. С 1994 г. вилла принадлежит государству. После произведённой реставрации она открыта для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 16–17 часов.
Музеи
Моле-Антонеллиана
Башня Mole Antonelliana начала строиться в 1863 г. как главная синагога тогдашней столицы Италии. Питавший страсть к высоким сооружениям архитектор Алессандро Антонелли настоял на 113 м строящегося здания. К 1876 г. реальные расходы почти втрое превысили запланированную сумму, а у Антонелли возникла идея увенчать и без того слишком высокое для синагоги здание 50-метровым шпилем. После этого еврейская община отказалась от дальнейшего финансирования строительства. Она передала здание государству, получив взамен участок земли близ Корсо Витторио Эмануэле, где и была сооружена традиционная синагога.
На государственные средства здание было завершено в 1889 г., уже после смерти Антонелли. До 2011 г. Моле Антонеллиана высотой 167,5 м было высочайшим зданием Италии. По сей день оно – самое высокое в Европе кирпичное здание.
Башня Mole Antonelliana
Первоначально в здании размещался музей Рисорджименто. После его переезда в палаццо Карильяно здание занял Национальный музей кинематографии. Под куполом находится смотровая площадка, на которую смелых посетителей доставляет лифт на тросе, не имеющий шахты.
Экспозиция музея – путешествие в историю сравнительно нового культурного феномена. Посетители чувствуют себя попавшими прямо в кинофильм. В основании башни всё начинается с дагерротипов, камер-обскуров и волшебных фонарей. По мере спирального подъёма появляются портреты звёзд немого кино, афиши первых звуковых фильмов, зал с креслами-лежаками для просмотра кадров классических фильмов.
Кроме портретов великих актёров и режиссёров можно увидеть личные вещи не только их, но и известных киноперсонажей. Шляпа и шарф Феллини соседствуют с туфелькой золушки, а котелок Чарли Чаплина – с гробом Дракулы! Тематический антураж – соответственный: вход в комнату фильмов ужасов предваряет могила, а путь к фильмам Бунюэля лежит через унитаз.
Адрес: Via Montebello, 20. Проезд: трамваями 13, 15 или автобусами 55, 56, 61.
Египетский музей
Museo Egizio в Турине был первым музеем в мире, посвящённым древнеегипетской цивилизации. Его история восходит к 1824 г., когда основатель египтологии французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон расшифровал египетские иероглифы. Следуя начавшейся в Европе египтомании, сардинский король Карл Феликс приобрёл обширную коллекцию у наполеоновского наместника в Александрии Бернардино Дроветти (уроженца Пьемонта). Она стала основой музейного собрания. Вторым крупным приобретением стала коллекция известного итальянского египтолога Эрнесто Скьяпарелли. Нынешнее собрание туринского Египетского музея наряду с каирским, луврским и берлинским относится к самым полным на планете.
Египетский музей
Хранящийся в музее уникальный Царский папирус содержит список всех реальных и мифических египетских царей с описанием их достижений, Другой знаменитый папирус – Эротический, называют египетской Камасутрой. В музее хранится древнейшая в мире географическая карта на папирусе. К главным ценностям также относятся предметы из захоронений царицы Нефертити и фараона Рамзеса II. В музее демонстрируются статуи фараонов, мумии, фрагменты свитков Книги мёртвых.
Заключение
Турин – многоплановый город. Центр итальянского автомобилестроения – в то же время обладатель одной из важнейших реликвий христианства, одна из столиц европейской магии, барокко и египтологии.
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: