Музеи Ватикана: что посмотреть обязательно
Stato della Città del Vaticano – микрогосударство-анклав в Риме, ассоциированное с Италией. Город-государство Святого Престола Ватикан площадью менее половины квадратного километра расположен на холме Mons Vaticanus на северо-западе Рима.
Официальная дата образования государство Ватикан – 11 февраля 1929 г. В этот день между Италией и Римско-католической церковью было заключено Латеранское соглашение. Предшественником Ватикана было теократическое государство Папская область. Созданное в VIII в., оно просуществовало более тысячелетия. В благоприятное для себя время Папская область контролировала существенную часть Аппенинского полуострова.
Нынешний Ватикан – абсолютная теократическая монархия. Все ветви власти принадлежат Римскому папе. Туризм и пожертвования верующих католиков – основные источники дохода. Ватиканское подданство имеют только священнослужители числом менее тысячи человек. Втрое больший обслуживающий персонал – итальянские граждане.
44 гектара территории Ватикана – средоточие всемирно известных архитектурных, культурных и ландшафтных достопримечательностей – площади и собора св. Петра, музеев и ватиканских садов. Их компактное расположение позволяет для проезда ко всем ним пользоваться следующими видами общественного транспорта:
- метро линии A до станции Ottaviano-San Pietro-Musei Vaticani;
- троллейбусом № 19 до остановки Piazza Risorgimento;
- автобусами №№ 23, 32, 49, 62, 81, 85, 87, 271, 492, 590 и 913 до остановки Via della Conciliazione.
Дата основания Рима: | 753 г. до н. э. |
Население города: | 2 875 805 чел. (2017 г.) |
Площадь города: | 1287,36 км2 |
1. Площадь св. Петра
2. Собор св. Петра
2.1 Главный фасад
2.2 Интерьер
2.3 Туристическая информация
3. Музейный комплекс Ватикана
3.1 Помещения Апостольского дворца
3.2 Девять музеев Ватикана
3.3 Галереи
4. Сикстинская капелла
4.1 Росписи свода
4.2 Стенные фрески
4.3 Фреска «Страшный суд»
5. Станцы Рафаэля
6. Сады Ватикана
7. Заключение
Площадь св. Петра
В I в. в местности на месте нынешней площади располагался окруженный садами цирк, в котором по приказам Нерона были казнены первоверховные апостолы Петр и Павел, а также многие другие христиане. К XVI в. сады и цирк сменила грунтовая местность, на которой сохранялся обелиск из розового гранита, в I в. привезенный из Египта императором Калигулой. В начале XVI в. на месте распятия апостола Петра вместо разрушавшейся церкви еще IV в. было решено построить величественный собор. Благоустройство прилегающей к нему территории было поручено выдающемуся архитектору и скульптору Джованни Бернини.
Зодчий блестяще справился со своей задачей. Реализация его проекта позволила скрыть имевшийся 10-метровый перепад рельефа местности.
Piazza San Pietro – гигантская площадь в форме двух симметричных полукругов, как бы притягивающая очерчиваемое ими пространство к расположенному на ней собору св. Петра. Колоннады полукружий похожи на две огромные руки, влекущие находящихся на площади людей к собору. С высоты птичьего полета собор, колоннады и площадь похожи на замочную скважину, в которую вставлен ключ – собор. Эффект вовсе не случаен: ведь ключи от Царствия Небесного Иисус решил дать именно Петру.
В центре площади установлен тот самый египетский обелиск. В конце XVI в. его переосвятили, а первоначальный золоченый шар на вершине заменили христианским крестом. После этого 300-тонную громадину передислоцировали в центр строящейся площади.
По сторонам от обелиска находятся два идентичных фонтана. Любопытно, что они созданы в разное время и разными архитекторами. От обелиска, ранее игравшего роль и астрономических часов, к колоннадам как бы расходятся лучи. За колоннадами видна неприметная белая линия – граница Ватикана.
Во время обращений папы Римского в дни церковных праздников на площади св. Петра собирается до 400 тысяч человек. А еженедельные проповеди понтифик читает по средам в 11 часов. Около обеих колоннад действует отделения так называемой «Почта Ватикана», дающей возможность туристам отправить письмо или открытку с обратным ватиканским адресом. Другая туристическая хитрость – запрограммированная Бернини оптическая иллюзия при нахождении на белом круге недалеко от обелиска: при взгляде на колонные полукружия они кажутся прозрачными и одно из них исчезает.
Собор св. Петра
Basilica di San Pietro – центр Римско-католической церкви, Великая базилика и главная паломническая церковь Рима.
После распространения христианства в Риме над могилой распятого в цирке Нерона апостола Петра была сооружена церковь. В 1506 г. папа Юлий на ее месте решил воздвигнуть храм, который должен был затмить все доселе существовавшие религиозные постройки. Строительство длилось более века: свою лепту в него внесли несколько выдающихся зодчих, сменявших один другого.
Преобладавший в начале строительства ренессансный стиль ближе к завершению начал уступать позиции набирающему силу барокко, поэтому в соборе присутствуют черты обоих стилей.
Первоначальный проект архитектора Донато Браманте предполагал сооружение в форме равностороннего греческого креста. Сменивший его Рафаэль предпочел классический несимметричный крест. Массивный центральный купол – идея Микеланджело, которую реализовал Джакомо делла Порта. Завершавший строительство Карло Мадерна возвел монументальный западный фасад, который совместно с куполом стал архитектурной доминантой собора.
Главный фасад
На карнизе главного фасада собора длиной 115 м установлены фигуры Христа, 11 (исключая Петра) апостолов, а также Иоанна Крестителя высотой 5 м 65 см. Статуи Петра со свитком и ключом и Павла со свитком и мечом находятся вблизи входа в собор. Портик фасада за колоннами имеет пять ведущих внутрь порталов (ворот).
Центральный из них, выполненный в середине XV в., принадлежал еще прежней церкви. Он носит имя создавшего его мастера Филарете из Флоренции. Напротив портала расположена известная мозаика «Навичелла», выполненная Джотто в XIII в.
Все остальные порталы были созданы в XX в.
Обычно замурованный Святой портал (крайний справа) действует только в юбилейный год (единственный в четверть века). В канун его Рождества изнутри разбирается его каменная кладка, оставляя вход открытым вплоть до начала следующего года. 16 рельефов на этой двери иллюстрируют возможное искупление человеческих грехов: ведь Господь стучит в дверь каждого, но не все открывают ему.
Первый слева Портал Смерти предназначен исключительно для выноса тела умершего Папы. Два оставшихся носят названия портала Добра и Зла и портала Таинств. Латинская надпись над колоннами подчеркивает роль Папы Павла V Боргезе в завершении строительства собора.
В период правления Папы Климента VIII на купол был помещен крест, на котором находятся шкатулки с реликвиями. С огороженного балкона башни купола открывается римская панорама, которую хочется видеть вновь и вновь.
Интерьер
Высота купола собора почти достигает 137 м, уступая только единственной церкви мира (в столице Кот-д’Ивуара). Зато по вместимости он не имеет себе равных в мире: 55 тысяч человек. Отметки на полу центрального нефа собора св. Петра наглядно показывают границы других крупных храмов, которые могли бы поместиться внутри. Огромные размеры храма позволяют минимизировать туристическую сутолоку, несмотря на постоянное присутствие внутри множества путешественников.
Внутренняя поверхность купола декорирована изображениями евангелистов Марка, Луки и Иоанна вместе с их символами – апокалиптическими животными, и Матфея с ангелом. Латинская надпись над ними цитирует евангельские слова Иисуса об основании Христовой Церкви и вручении Петру ключей от Царствия Небесного.
Главный алтарь из мрамора, мессу за которым имеет право проводить только Римский папа, увенчан монументальным 29-метровым киворием Baldacchino, созданным Бернини. Увенчанные ангелами витые колонны повторяют форму изогнутой колонны иерусалимского храма Соломона. На киворий ушло десятки тонн бронзы: часть ее даже сняли с крыши Пантеона (по приказу тогдашнего папы Урбана VIII Барберини). Лестница близ алтаря ведет вниз к гробнице св. Петра.
В апсиде главного нефа находится Кафедра св. Петра, также созданная Бернини в XVII в. Она представляет собой бронзовый трон св. Петра, считающегося первым римским епископом. Трон поддерживают пятиметровые статуи четырех Отцов Церкви; над ним в солнечных лучах парит голубь – символ Святого Духа. Реальная реликвия – простой деревянный стул св. Петра скрыт внутри Кафедры.
Киворием и Кафедрой работы Бернини в соборе не исчерпываются. Его авторству также принадлежат статуя римского сотника Лонгина (проткнувшего копьем распятого Христа), гробница Папы Александра VII, усыпальница графини Матильды Каносской и другие детали интерьера. Копье Лонгина, также хранящееся в храме, – одно из двух, соперничающих за право называться подлинным орудием Страстей Христовых (другое хранится в главном храме Армянской Апостольской церкви близ Еревана).
Великолепный интерьер собора с многочисленными капеллами, скульптурами и картинами можно рассматривать часами. Самая знаменитая скульптурная композиция – «Пьета», созданная 24-летним Микеланджело. Она находится в капелле Милосердия (первой справа).
Туристическая информация
Редко кто из туристов упускает возможность посетить смотровую площадку у купола собора св. Петра. Кроме восхитительного вида на Рим, поднявшиеся смогут вблизи увидеть установленные на балюстраде фигуры, а также обозреть интерьер собора сверху. Знание некоторых нюансов позволит сделать это максимально удобным и познавательным.
Для подъема на купол нужно выйти из Собора и продолжить движение, ориентируясь по указателям Cupola.
Однако желающие сэкономить должны трезво взвесить свои силы: им предстоит преодолеть 551 ступеньку по все более крутой и узкой лестнице. Последние ступеньки преодолеваются почти ползком. Дело не только в физических кондициях поднимающегося, но и в его комплекции. К тому же частые повороты могут вызвать головокружение у предрасположенных к нему людей. «Лифтовый» вариант не исключает, а всего лишь сокращает пеший путь до 320 ступенек.
Смотровая площадка открывается на час позже собора. Поэтому бывавшие в Риме опытные путешественники советуют приходить к семи утра, практически без очереди купить билет наверх, хорошенько рассмотреть практически пустой собор, после чего подняться на только начинающую заполняться смотровую площадку. При посещении в другие часы рекомендуется избегать среды и воскресенья – дней богослужений и папской аудиенции. Конечно же, заблаговременное приобретение билета на сайте существенно облегчит жизнь туристу.
Музейный комплекс Ватикана
В него входят великолепные дворцовые залы и экспонирующиеся в них произведения искусства, собранные Римской Католической церковью на протяжении пяти столетий. В ватиканских музеях действуют четыре экскурсионных маршрута продолжительностью от одного до пяти часов. Все они заканчиваются посещением двух шедевров мирового изобразительного искусства – Станцев Рафаэля и Сикстинской капеллы, выделенных в отдельные подзаголовки настоящей статьи. Туристам следует так распределить свои силы, чтобы не подойти к ним эмоционально выхолощенными.
За билетами нередки большие очереди. Они меньше перед открытием и в послеобеденное время. Больше всего народу приходит в среду – день папской проповеди на Piazza San Pietro.
Избежать очереди можно при заблаговременном приобретении билетов на сайте музейного комплекса или здесь. За услугу придется заплатить дополнительные 4 EUR. Зато купленный онлайн билет гарантирует отдельный вход.
У входа в музеи можно арендовать за 7 EUR русскоязычный аудиогид, оставив в залог паспорт. Сдать аудиогид и вернуть паспорт нужно в специальном пункте уже на выходе из музеев.
Помещения Апостольского дворца
Palazzo Apostolico – официальная резиденция папы Римского, называемая также Дворцом Сикста V или Папским дворцом. В реальности это совокупность строений XV–XIX вв., находящихся за правой колоннадой Piazza San Pietro. Часть Апостольского дворца отведена под музеи.
В Апостольском дворце расположены Апартаменты Борджиа, принадлежавшие папе Александру VI, и носящие его светскую фамилию. Этому высшему церковному иерарху с весьма сомнительным моральным обликом нельзя было отказать в любви и понимании искусства. В этом можно убедиться, посетив шесть расписанных залов Апартаментов – Sala de Sibille (сивилл), Misteri della Fede (Таинств веры), Santi (Святых), Pontefici (Понтификов), Arti Liberali (Свободных искусств) и Credo (Чудес веры). Сюжеты для фресок во всех этих залах выбрал сам Александр VI.
Девять музеев Ватикана
В Бельведерском дворце расположился скульптурный Museo Pio Clementino, названный в честь двух Пап, стоявших у истоков ватиканских музеев. Среди экспонатов выделяются мраморные копии древнегреческой статуи Аполлона Бельведерского и скульптурной группы Лаокоона. В зале Ротонда с мозаичным древнеримским полом можно увидеть римскую мозаику и порфировую ванную Нерона из его бывшего Золотого дома. В нише близ зала выставлена бронзовая статуя Геркулеса, датируемая II в. до н. э. В Галерее Статуй выделяется скульптура спящей Ариадны.
Museo Chiaramonti был основан папой Пием VII, давшем ему свою светскую фамилию. В этом музее расположен закрытый для обычный посетителей Лапидарий (собрание каменных надписей). В разноплановой коллекции – гигантская статуя лежащего на боку речного бога Нила, скульптура императора Августа, бюсты знатных римлян, римские напольные мозаики.
Три ватиканских музея носят имя папы Григория XVI, стоявшего у их истоков. Наиболее ценные экспонаты египетского Museo Gregoriano Egizio – древние стелы с иероглифами XXV в. до н. э., мумии, а также римские копии древнеегипетских скульптур II в. до н. э.
В Museo Gregoriano Etrusco (этрусков) демонстрируются вазы и амфоры, на самой известной из которых изображены Ахиллес и Аякс. Среди других экспонатов – деревянный трон и носилки VII в. до н. э. и бронзовая статуя Марса V в. до н. э.
В Museo Gregoriano Profano (светского искусства) также представлены греко-римские скульптуры. Самый известный экспонат – копия бронзовой скульптуры известного греческого мастера Мирона «Афина и Марсий», датируемая V в. до н. э. Здесь же можно увидеть саркофаги и надгробные статуи.
В Museo Pio-Cristiano, основанном папой Пием IX, демонстрируются раннехристианские произведения искусства – саркофаги, барельефы, скульптуры II–VI вв. Многие из них были обнаружены в римских катакомбах. Самый известный экспонат – скульптура IV в. «Добрый пастырь» на одноименном саркофаге.
Museo missionario etnologico содержит религиозные объекты, вывезенные миссионерами из Азии, Океании, Африки и Америки. Это – статуи, маски, культовые предметы, изображения местных божеств.
Музей современного религиозного искусства в 55 комнатах содержит произведения модернистских художников на религиозную тематику. Среди авторов Collezione d’Arte Religiosa Moderna – Кандинский, Матисс, Дали, Пикассо, Ван Гог, а также скульптор Роден.
Исторический музей Museo Storico, обособленно расположенный в Латеранском дворце вне территории Ватикана, посвящен многовековой истории Папской области. Здесь можно видеть портреты Пап, оружие и обмундирование вавского войска, папамобили.
Галереи
Пинакотекой принято называть коллекцию живописи, открытую для широкой публики. В 18 залах Pinacoteca Vaticana представляет картины XII–XIX вв. исключительно религиозного содержания преимущественно итальянских мастеров. Среди них и произведения великих художников – Джотто, Перуджино, Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Караваджо.
Три другие галереи – dei Candelabri, degli Arazzi и delle Carte Geografiche находятся в крыле между Апостольским и Бельведерским дворцами. Самый известный экспонат Галереи Канделябров – подсвечники II в. В Галерее Гобеленов выделяются 10 изделий, изготовленных по эскизам учеников Рафаэля. Самая длинная – Галерея географических карт конца XVI в., на которых изображены города Италии, папские владения и средиземноморские острова.
Сикстинская капелла
Cappella Sistina – бывшая домовая церковь папы Сикста IV, по имени которого она была названа. Неприметное снаружи серое здание, примыкающее к собору св. Петра, было построено в конце XV в. Изнутри капелла была расписана фресками известных итальянских художников, среди которых были Боттичелли и Перуджино.
Росписи свода
В начале XVI в. по потолку капеллы пошли трещины. Их ремонт исказил существовавшее изображение звездного неба, поэтому папа Юлий II заказал Микеланджело новую роспись свода капеллы. За четыре года работы Микеланджело изобразил на площади 800 м2 три сотни персонажей, составивших девять фресок. Такова история появления одного из величайших изобразительных шедевров человечества.
Ветхозаветные сюжеты фресок делятся на три тематические группы:
- творение Небес и Земли;
- сотворение первых людей и грехопадение;
- жизнь Ноя.
В каждую группу входит по три фрески. Все они – произведения высокого искусства. Самая известная из них – «Сотворение Адама».
Бог изображен в виде седовласого, но полного жизненных сил старца. Его рука готова прикоснуться к руке физически уже созданного юноши, тем самым вдохнув в него искру божью, т. е. по-настоящему сотворив человека. Споры искусствоведов вызывает изображенная под левой рукой Творца женщина. Мнения разделяются между Софией – аллегорией Божественной Мудрости, и Евой.
Стенные фрески
Расписанный Микеланджело свод Сикстинской капеллы дополнил существовавшие стенные фрески. Из первоначальных 16 до наших дней дошли 12 фресок. На южной стене находятся шесть фресок ветхозаветной истории Моисея. Их авторы – Перуджино, Боттичелли (две фрески), Россели (две фрески) и Синьорелли. Еще одна оригинальная фреска последнего на восточной стене, завершающая моисеев цикл, не сохранилась. Она, правда, воссоздана, но малоизвестным живописцем.
Шесть фресок северной стены отражают новозаветные сюжеты. По две работы принадлежат Перуджино и Россели, по одной – Боттичелли и Гирландайо. Последний автор написал и завершающую новозаветный цикл фреску, которая после разрушения была заново написана не очень известным автором.
Фреска «Страшный суд»
На восточной, алтарной, стене капеллы изначально существовали еще две фрески Перуджино. Но ими пожертвовали ради потрясающей фрески «Страшный суд», заказанной Микеланджело спустя 22 года после окончания росписи свода Сикстинской капеллы. Эта масштабная заалтарная фреска – еще один изобразительный шедевр мастера в Сикстинской капелле. На площади в 200 м2 мастер изобразил 250 фигур. В некоторых из них современники Микеланджело узнавали себя.
На верху огромной фрески изображен явно неканонический Христос (с лицом любимого ученика Микеланджело), вершащий Страшный суд. Стоящая рядом Дева Мария (с лицом одной почитательниц его таланта) отвернулась от Сына: ведь теперь ее заступничество бессильно.
Отдающий Христу ключи апостол Петр сильно напоминает тогдашнего папу Павла III Фарнезе. Вверху композиции – ангелы, опрокидывающие символ земной власти – колонну. В нижней части фрески представлены апокалиптические сцены конца света, в которых изображены трубящие ангелы, небесные праведники и грешники в аду.
В отместку за постоянную критику обилия обнаженных тел церемониймейстером Папы Микеланджело изобразил его в преисподней с ослиными ушами. В ответ на жалобу Папа ответил своему служащему, что не имеет власти над Адом.
Впрочем, натуралистичность фрески вызвала неприятие и в высших церковных кругах. При жизни Микеланджело его высокий авторитет охранял «Страшный суд» от каких-либо правок. Но после его смерти было решено задрапировать гениталии. Художник Даниеле да Вольтерра, которому была поручена эта работа, постарался обойтись минимумом правок. Во время последней реставрации конца XX в. были сохранены только его правки, а более поздние фиговые листки – удалены.
Современная Сикстинская капелла – не только ярчайшая жемчужина ватиканских музеев, но и место выбора нового папы Римского вместо умершего. Все экскурсии по ватиканскому музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле.
Станцы Рафаэля
«Комнатами Рафаэля» называются четыре небольших помещения Папского дворца, расписанные самим художником и его учениками. Стены каждой из комнат Stanze di Raffaello покрыты цельной композицией, занимающей всю стену. Сюжеты росписей, задуманные их заказчиком – папой Юлием II, были призваны прославлять Католическую церковь и ее высших иерархов, включая заказчика.
Первое расписанное в 1508–11 гг. помещение – папский кабинет Stanza della Segnatura. Фрески его стен посвящены четырем составляющим духовной деятельности человека – философии (Scuola di Atene), богословию (La disputa del sacramento), поэзии (Parnaso) и правосудию (Virtù e la Legge). Первая из них – одна из лучших в истории изобразительного искусства.
В центре фрески «Афинская школа» – великие греческие философы. Поднятая рука Аристотеля (в красном плаще) утверждает приоритет идей, а рука Платона, направленная вниз, указывает на неразрывную связь идеального с земным. Рафаэль, невзирая на хронологию, изобразил на картине и других выдающихся философов, причем в некоторых из них можно узнать современников Рафаэля и его самого. Платон наделен чертами Леонардо да Винчи, Гераклит – Микеланджело, Евклид – Браманте. Так Рафаэль перекинул временной мостик между античной и ренессансной философией.
Следующие три года Рафаэль работал в помещении, получившим впоследствии название Stanza di Eliodoro. На его главной фреске Рафаэль изобразил предание об изгнании ангелом военачальника Элиодора из иерусалимского храма. Другие фрески Stanza di Eliodoro также изображают божественное покровительство церкви.
В 1514–17 г. расписал Stanza dell’Incendio di Borgo. Главная роспись этого помещения иллюстрирует пожар в римском квартале Борго, остановленный крестным знамением папы Льва IV. Другие росписи этой комнаты также представляет деяния Пап.
Фрески Sala di Costantino, посвященные борьбе римского императора Константина с язычниками, написаны учениками по эскизам Рафаэля уже после его смерти. Фрески изображают битвы императора, обряд его христианского крещения и вручения грамоты, дарующей Папам власть над западом Римской империи.
Рядом с комнатой Константина в крытой галерее Папского дворца находится еще один шедевр Рафаэля – Loggia di Raffaello. Это – 52 картины на библейские темы, распределенные по 13 секциям галереи. Лоджии Рафаэля, закрытые для обычных посетителей Ватиканских музеев, настолько понравились Екатерине Великой, что по ее приказу в Зимнем дворце была создана их копия– единственная в мире. Жители и гости Петербурга имеют возможность увидеть лоджии Рафаэля в рамках посещения Эрмитажа.
Сады Ватикана
В западной части государства Ватикан находятся сады, занимающие половину его площади. В них тоже есть что посмотреть. Следует, правда, отметить, что попасть в них до недавнего времени можно было только в утомительном сочетании с посещением музеев. Требовались также предварительные отдельные запись и бронирование на разных сайтах.
Giardini Vaticani были заложены еще в XIII в. папой Николо III. С того времени почти каждый последующий Папа привносил в оформление Садов свои пристрастия и предпочтения.
Нынешние Сады – совокупность Французского, Итальянского и Английского парков. Во Французском саду можно увидеть копию Лурдских гротов со статуей Девы Марии, зеленый лабиринт, зеленые арки над тропинками и тисовые бордюры, обрамляющие газоны. В Итальянском парке выделяются дерево «красная акация», цветущая «петушиными гребнями» с апреля по декабрь, и азалии в больших глиняных горшках, придающих налет античности пейзажу. Английский парк интересен своим ландшафтом, мастерски имитирующим природный, множеством статуй и колонн. Композиции из самшита и цветов изображают ключи св. Петра и меняющийся герб очередного Папы.
Прогулка по ватиканским садам вызывает ассоциации с райскими кущами. В них много попугаев. Первый из них был подарен Папе в XV в. Диковинную птицу начали называть papagallo, т. е. «папским петухом».
На территории садов находится несколько зданий. Наиболее заметна изящная вилла папы Пия IV, построенная в XVI в. – нынешняя папская Академия наук. С 1976 г. действует вертолетная аэростанция для быстрого перемещения понтифика в римские аэропорты, а также железнодорожный вокзал. А в самой высокой точке садов располагается Ватиканская радиостанция.
Заключение
При осмотре потрясающих ватиканских достопримечательностей нужно не забывать об элементарной осторожности. Как ни странно, в центре католицизма – очень высокий уровень краж. Поэтому по возможности следует избегать скоплений людей: ведь некоторых из них привлекают отнюдь не достопримечательности.
Смотрите также статьи по теме: