Музеи Парижа, обязательные к посещению
Париж можно назвать мировой музейной столицей. Ни один другой город не имеет их в таком количестве. Ну, а Лувр считается лучшим музеем планеты. Ниже будут рассмотрены самые известные музеи Парижа.
Ранее, в отдельной статье мы рассматривали интересные места и достопримечательности Парижа.
Дата основания Парижа: | III век до н. э. |
Население города: | 2 190 327 чел. (2016 г.) |
Площадь города: | 105,4 км² |
1. Лувр
1.1. Краткая история
1.2. Экспонаты
1.3. Справочная информация
2. Музей Орсе
3. Музей Жакмар-Андре
4. Музей современного искусства в Центре Помпиду
5. Заключение
Лувр
Краткая история
Musée du Louvre – самый посещаемый художественный музей планеты. Он расположен в бывшем королевском дворце Palais du Louvre, расположенном на правом берегу Сены между садом Тюильри и церковью Сен-Жермен-л’Осеруа. Конная статуя Людовика XIV перед дворцом – начало «исторической оси» Парижа. Наиболее вероятная версия происхождения названия ведёт к старофранцузскому слову lauer («сторожевая башня»). Именно таким было первое сооружение на этом месте, появившееся в конце XII в. по приказу короля Филиппа-Августа.
С XIV в. оборонительная функция замка-крепости была утрачена, и началось его преобразование в королевскую резиденцию. Процесс её расширения и благоустройства прекратился с началом строительства Версальского дворца. В XVIII в. появились предложения отвести дворец под музей. Он стал таковым с 1793 г. при революционном правлении. Расширение Лувра уже как музея было продолжено уже при Наполеоне. В 1871 г., в период Парижской коммуны, был разрушен дворец Тюильри, составлявший единый комплекс с луврским, и дворец принял сегодняшний вид. За одним исключением: стеклянная пирамида, служащая главным входом в музей, появилась в 1989 г.
Это современное сооружение по образцу пирамиды Хеопса смотрится инородным телом на фоне дворцового комплекса.
Основу живописной коллекции составили королевские собрания: наиболее крупные из них принадлежали Франциску I и Людовику XIV. Крупные источники пополнения – революционные конфискации церковного имущества и военные трофеи наполеоновских войн, а также дары частных коллекционеров.
Экспонаты
Многопрофильная коллекция Лувра содержит следующие разделы:
- живопись;
- графическое искусство (гравюры и рисунки);
- скульптуры (VI– XVIII вв.);
- декоративно-прикладное искусство (гобелены, вышивка, посуда);
- Древний мир (Греция, Рим, Египет, Месопотамия, Азия);
- Исламская культура и искусство.
В постоянных экспозициях музея выставлено 35 тысяч экспонатов из 300 тысяч, имеющихся в Лувре. В целях сохранности многие экспонаты выставляются в залах не более трёх месяцев в году. Многие залы Лувра – самостоятельные произведения искусства. Ниже представлен один из них – Апартаменты Наполеона на втором этаже крыла Ришелье.
В главном разделе – живописи, преобладают работы итальянских и французских художников. В собрании итальянских мастеров экспонируется едва ли не самая знаменитая картина в мире – Ritratto di Monna Lisa del Giocondo Леонардо да Винчи. «Портрет Лизы дель Джокондо» в составе личной коллекции умершего в 1519 г. автора приобрёл Франциск I. Чуть ли не на всех стенах Лувра есть указатели к этому шедевру Леонардо.
Как выяснили искусствоведы, на картине действительно изображена жена флорентийского торговца шёлком, хотя долгое время выдвигались и многие другие версии. Эта таинственная картина занимала особое место и в жизни гения Возрождения. По неизвестной причине портрет не был передан заказчику, и остался у Леонардо да Винчи. В 1516 г. художник взял картину с собой во Францию, где она и перешла во владение Франциска I.
Королю Франциску I Лувр обязан ещё одним своим шедевром – картиной Рафаэля «Прекрасная садовница».
Самая большая картина в музее – «Брак в Кане Галилейской» Веронезе. Представлены в Лувре и другие великие итальянцы – Тициан, Эль Греко, Корреджо.
Среди картин французских художников выделяются полотна Эжена Делакруа – «Свобода на баррикадах», и Жака Луи Давида – «Смерть Марата» и «Коронация Наполеона». Есть в Лувре и картины других европейских мастеров – Рубенса, Рембрандта, Гойи…
В скульптурном разделе самые известные экспонаты появились благодаря художественному чутью французских подданных за границей. Речь идёт о Венере Милосской (зал 16 центрального крыла Сюлли), обнаруженной в 1920 г. на турецком острове Милос, и Нике Самофракийской (лестница у входа в галерею итальянской живописи в крыле Денон), найденной на греческом острове Самотраки.
Среди других скульптур – статуи «Умирающий раб» Микеланджело (зал 4 крыла Денон), Сфинкса, Рамзеса II (зал 12 крыла Сюлли), Крылатых ассирийских быков.
В разделе Древнего мира можно увидеть древнейший правовой памятник – клинописный свод законов вавилонского царя Хаммурапи (зал № 3 крыла Ришелье), датируемый XVIII в. до н. э. В Лувре хранится и один из самых известных в мире бриллиантов – алмаз Регента весом в 400 каратов.
Справочная информация
Адрес: Rue de Rivoli. Режим работы: ежедневно, кроме вторника, с 9 до 18 (по средам и пятницам – до 21:45). Цена билета – 18 EUR. В первое воскресенье каждого месяца вход свободный. Проезд:
- на метро линий 1 или 7 до станции Palais Royal – Musée du Louvre;
- автобусами №№ 21, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 76, 95 или туристическими Open Tour;
- по Сене на прогулочном теплоходе Batobus.
При посещении Лувра для ориентировки следует помнить, что первый этаж «ре-де-шоссе» (rez-de-chaussée на указателях) посвящён Древнему миру. Итальянское искусство размещено в южном «крыле Денон» основного здания, а французское – в северном «крыле Ришелье». Но есть и многочисленные исключения, связанные с тем, что подаренные собрания выставляются целиком, несмотря на разнородность.
К сожалению, полноценной русскоязычной версии официальный сайт не имеет, но есть план музея по адресу https://www.louvre.fr/sites/default/files/medias/medias_fichiers/fichiers/pdf/louvre-plan-informatsiya-russkii.pdf. Русскоязычные пояснения к англоязычной версии официального сайта доступны по адресу https://luvr.su/ofitsialnyj-sajt/. Здесь же удобно купить билет на выбранную экскурсию.
Кроме основного входа через стеклянную башню, есть и другие. Первый – напротив пирамиды в проходе к Королевскому дворцу Palais Royal. Второй вариант – через нижний этаж торгового центра Caroussel du Louvre. К нему выводит и выход метро станции Palais Royal – Musée du Louvre. Заблудившиеся туристы могут спросить у местных «Же шерш Карусель дю Лувр, силь ву пле».
Музей Орсе
Musée d’Orsay – собрание европейской живописи и скульптуры периода второй половины XIX– первого десятилетия XX вв. Экспозиция музея заполняет хронологическую нишу между временными периодами собраний Лувра и Музея современного искусства.
Музей располагается на левом берегу Сены в здании бывшего железнодорожного вокзала. После его реконструкции по проекту женщины-архитектора Гаэ Ауленти, в нём в 1986 г. был открыт музей.
Из Лувра ему были переданы произведения европейского искусства, созданные после 1848 г. Другие источники фондов – дары меценатов и налоги наследников, уплаченные не деньгами, а в «художественной» форме.
Наиболее известная часть музея Орсе – импрессионизм и постимпрессионизм, занимает третий этаж. Произведения, демонстрируемые на первом ярусе, ограничены временными рамками с 1870 по 1914 г. Средний этаж отдан академической живописи, символистам и мастерам арт-нуво.
В коллекции музея преобладают произведения импрессионистов и постимпрессионистов. Среди них – работы Ван Гога (зал 35), Сезанна(36), Дега (залы 37 и 38), Мане (29), Моне (34), Ренуара (39) и других художников. Известная картина Мане 1863 г. «Завтрак на траве» (зал № 29) в год создания вызвала шок по понятным причинам.
Эволюцию понятия дозволенного в публичной сфере можно наглядно узреть тут же в музее у скандально известной натуралистической картины Гюстава Курбе «Происхождение мира» (зал № 6), впервые выставленной на всеобщее обозрение в 1988 г. Правда, за ней приглядывает охранник для блокирования возможной нежелательной реакции посетителей.
Кроме картин и скульптур, в музее демонстрируются предметы декоративного искусства и архитектуры и фотографии.
Адрес: 1 Rue de la Légion d’Honneur. Режим работы: вторник – воскресенье с 9:30 до 18 (в четверг – до 21:45). Цена билета – 14 EUR, а после в четверг после 18 часов –11 EUR. В первое воскресенье месяца вход свободный. Аренда аудиогида (на русском языке) – 5 EUR. Проезд:
- метро до станций Solferino или Assemblee Nationale;
- электричка RER линии C до остановки Musée d’Orsay;
- автобусами №№ 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.
Музей Жакмар-Андре
Первоклассный художественный музей Musée Jacquemart-André находится в туристической тени Лувра, хотя его собранием могла бы гордиться любая европейская столица. Особняк, в котором функционирует музей, был построен во второй половине XIX в. по заказу частных коллекционеров супругов Нели и Эдуара Жакмар-Андре.
Начало коллекции положил потомственный банкир Эдуар Андре. В 1881 г. он позировал для портрета известной парижской художнице Нели (Корнелии) Жакмар. Этот портрет, как и автопортрет художницы, можно видеть в музее.
Дальнейший жизненный путь влюблённые друг в друга и искусство банкир и художница прошли вместе. Каждое из многочисленных путешествий семейной пары сопровождалось приобретением произведений искусства. Вся коллекция была завещана Франции, и в 1913 г. в бывшем особняке был открыт музей, названный в честь супругов.
Прекрасное собрание живописи размещено в великолепных залах, условно делящихся на парадные, неформальные и личные покои, Зимний сад и музей с коллекциями живописи и скульптуры XV–XVI вв. Многие помещения сами по себе имеют музейную ценность.
Первый из девяти залов отведён под французскую живопись XVIII в. Зал № 2 – прежний танцевальный зал особняк, с высокими потолками, красивыми люстрами и складными дверьми. Третий зал – славянский с гобеленами и картинами русских художников, включая Боровиковского и Рокотова. Залы №№ 4 и 5 – бывшие жилые комнаты владельцев. Размещённые здесь документы и награды рассказывают о жизни не только самих супругов, но и знакомят с их родословной.
Шестой зал представляет фламандскую живопись, включая Рембрандта («Путешественники из Эммауса», «Портрет Амалии ван Солмс») и ван Дейка («Портрет судьи», «Время обрезает крылья Амуру»). Зал № 7 – бывшая музыкальная комната (продолжение танцевального зала), в которой располагались музыканты.
Рядом с залом расположены три комнаты. В первой из них установлены три бронзовые скульптуры работы Донателло. Во второй – флорентийской, демонстрируется самое известное полотно музея – картина Боттичелли «Богоматерь с Младенцем». В соседней венецианской комнате можно видеть работы Беллини и Мантеньи. В музее экспонируются ещё несколько «Мадонн с Младенцем», принадлежащих кисти Перуджино, Мантеньи, Беллини и других авторов.
В восьмом зале можно видеть известную фреску Тьеполо, изображающий «Приезд Генриха III на виллу Контарини». Венецианские мотивы продолжают изумительная винтовая лестница, ведущая из зала в зимний сад. Последний, девятый, зал – бывшая курительная комната, на стенах которой – картины английских художников.
Адрес: 158 Boulevard Haussmann. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов. Цена билета – 12 EUR. Для постоянных экспозиций аудиогиды, включая русскоязычные, предоставляются бесплатно. Проезд:
- на метро линий 9 или 13 до станций Miromesnil или линии 9 до станции Saint-Philippe du Roule:;
- городской электричкой RER линии A до станции Charles de Gaulle — Etoile;
- автобусами №№ 22, 28, 43, 52, 54, 80, 83, 84 и 93.
Музей современного искусства в Центре Помпиду
Построенное в 1977 г. для Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou здание в стиле хай-тек напоминает нефтеперегонный завод. Все его коммуникации вынесены наружу и выкрашены в разные цвета. Но человек привыкает ко всему. Привыкли к этому зданию и парижане. Совершенно не гармонирующее с окружающей архитектурой здание даже стало городской достопримечательностью, особенно популярной у любителей современного искусства. Ведь деятельность Центра посвящена изучению и поддержке изобразительного искусства, музыки и танца XX–XXI вв.
В Музее современного искусства, занимающим третий и четвёртый этажи, экспонируются произведения Пикассо, Кандинского, Шагала, Малевича, Матисса, Дали и других авторов. На втором и, частично, третьем этаже размешена библиотека. Первый этаж отведён под кинотеатр, а пятый – под временные выставки. На крыше здания оборудована смотровая площадка с впечатляющей панорамой Парижа. К ней со второго этажа ведут лифт и эскалатор.
Заключение
Выше были рассмотрены самые известные парижские музеи. Но заслуживают внимания и многие другие. На сайте приведена краткая справочная информация о них. Путешественники могут выбрать и посетить их согласно личным предпочтениям.
Смотрите также статьи по теме: