Экс-ан-Прованс: достопримечательности
Aix-en-Provence – город в регионе Прованс – Альпы – Лазурный берег, на юго-востоке Франции. После присоединения в XV в. Прованса к Франции, Экс-ан-Прованс на несколько столетий стал местом пребывания наместника короля и регионального парламента. К этому периоду относится появление в городе дворцов и особняков в стиле барокко и множества фонтанов. Другая особенность города, который его жители часто называют просто Экс, – железные колокольни церквей и такие же двери домов. Выбор металла обусловлен необходимостью противодействия сильным ветрам (мистралям), нередким в городе.
Дата основания Экс-ан-Прованс: | 123 год до н.э. |
Население города: | 146 385 чел. (2016г.) |
Площадь города: | 186 км² |
1. Церкви и соборы
1.1 Кафедральный собор Святого Спасителя в Экс-ан-Прованс
1.2 Церковь Сен-Жан-де-Мальт
1.3 Церковь св. Магдалины
2. Бульвар Мирабо
2.1 Фонтан Ротонда
2.2 Историческое кафе
2.3 Памятник Рене Доброму
3. Площади
3.1 Ратушная площадь
3.2 Площадь д’Альберта
4. Музеи
4.1 Музей гобеленов
4.2 Студия Сезанна
4.3 Музей Гране
4.4 Фонд Вазарелли
4.5 Естественнонаучный музей
5. Заключение
Церкви и соборы
Кафедральный собор Святого Спасителя в Экс-ан-Прованс
Cathédrale Saint-Sauveur – Кафедральный собор Архиепархии Экс-ан-Прованса и Арля. Эта епархия, основанная ещё во II в, – одна из старейших во Франции. Собор имеет почётный статус малой базилики.
Строительство собора на месте древнего римского форума началось в XII в., и продолжалось в последующие столетия. Неудивительно, что в его внешнем облике можно видеть романские, готические и неоготические черты. Колокольня собора была воздвигнута в XV в. Главная скульптура фасада – св. Михаил, поражающий дракона, была изготовлена Жаном Помье и установлена в начале XVI в. Статуи 12 апостолов, украшавшие фасад, к сожалению, не пережили революцию.
В том же XVI в. главный портал обзавёлся резными ореховыми дверьми с барельефами главных пророков Ветхого Завета.
Главная ценность интерьера собора – триптих художника XV в. Николя Фромана «Неопалимая купина», ранее находившаяся в кармелитском монастыре, разорённом революционерами. Центральная панель триптиха изображает Деву Марию с Младенцем в центре пылающего куста, изумлённо наблюдающего за этим зрелищем Моисея, и ангела.
Ещё один бывший объект кармелитского монастыря – алтарь, подаренный дворянином Эгоси обители в конце XV в. Внутри можно видеть также картины и гобелены XVII в. Последние создавались для Кентерберийского собора в Англии. Семь картин XIX в. посвящены семи церковным таинствам.
Клуатр собора, посещаемый только в сопровождении экскурсовода, – своеобразная каменная Библия, предназначенная для неграмотного в своей массе населения. Колонны и барельефы клуатра, которые надо обходить по часовой стрелке, представляют основные библейские сюжеты. В частности, на четырёх угловых колоннах изображены резные символы четырёх евангелистов – орёл, ангел, лев и бык.
Церковь Сен-Жан-де-Мальт
Готическая Eglise Saint Jean de Malte за пределами тогдашних городских стен была построена в XIII в., заменив часовню рыцарей мальтийского ордена. В XVII в. церковь св. Жана Мальтийского оказалась внутри разросшегося города. В революционные годы её превратили в военный склад, а имущество – вывезли или разграбили. Церковь реставрировали в XIX в., после чего она функционировала как приходская. Её 67-метровая колокольня – самое высокое сооружение в городе.
В интерьере церкви обращают на себя внимание много витражей, правда все они были созданы в XIX и XX вв. Большое витражное окно апсиды было создано в середине XIX в. В верхней части композиции – благословляющий Бог-Отец. Затем, сверху вниз, изображены прованские герцог с супругой, шесть рыцарей ордена, Авраам, Моисей и четыре ветхозаветных пророка.
Среди других витражей интересна а бстрактная работа Анри Герена. Стёкла этого витража меняют тон освещения в зависимости от времени дня и года.
Во время реставрации в церковь удалось вернуть часть ранее принадлежавших ей картин XVII в. Вместе с подарками частных лиц они составляют неплохую коллекцию религиозной живописи. Однако самая известная картина была подарена церкви в конце XX в. «Распятие» – ранняя работа Эжена Делакруа, написанная им на основе одноимённой картины Ван Дейка.
Церковь св. Магдалины
Eglise de la Madeleine по проекту архитектора Валлона строилась на рубеже XVII и XVIII столетий на месте полуразрушенного доминиканского монастыря. Некоторые его декоративные элементы стали частью церкви. Её фасад претерпел серьёзные изменения в XIX в. В 1839 г. в этой церкви крестили будущего знаменитого живописца Поля Сезанна.
Интерьер церкви – своеобразный музей произведений прованских художников на религиозную тематику. Кроме картин, интерес представляет современный алтарь из горного хрусталя.
Бульвар Мирабо
Cours Mirabeau делит Экс-Ан-Прованс на кварталы Мазарен («Новый город») и Вилль-Комталь («Старый город»). История бульвара восходит к середине XVII в., когда появился новый квартал Мазарен, построенный местным архиепископом Микеле Маззарино (братом известного по романам Дюма кардинала Мазарини). В этот квартал начали массово переезжать состоятельные горожане.
Бульвар назван в честь графа Оноре де Мирабо, известного политического деятеля, родившегося в Эксе. Длина бульвара Мирабо – менее полукилометра, зато ширина превышает 40 м. Вдоль обеих сторон растут старые каштаны, образующие зелёные аркады. На фотографии ниже виден один из экзотических фонтанов города с термальной водой. Она способствовала активному росту мха, полностью скрывшего существующие скульптуры.
На бульваре расположены самые известные в городе фонтан – de la Rotonde, и кафе – Les Deux Garcons, а также памятник королю Рене Доброму. Фонтан и памятник находятся в противоположных концах бульвара.
Фонтан Ротонда
Fontaine de la Rotonde был построен в 1860 г. по проекту архитектора Теофила Турнарда. Три женские фигуры в центре – аллегории юстиции, сельского хозяйства и искусства. Верхний бассейн фонтана окружён скульптурами леопардов, а нижний – херувимов, львов и лебедей. Диаметр фонтана – 41 м, а высота – 12 м.
Адрес: Place du Général de Gaulle. Недалеко от этой площади находится информационный туристический центр, где можно бесплатно получить карту города, в том числе на русском языке. Площадь де Голля – популярная отправная точка для начала туристического знакомства с Эксом.
Историческое кафе
Кафе Les deux Garcons («Два парня») названо в честь двух официантов, купивших его в 1840 г. Оно функционирует с 1792 г. в доме № 53.
Его интерьер по сей день поддерживается в оригинальном виде. Старые стены помнят именитых посетителей. Кроме знаменитого уроженца города – выдающегося художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, в кафе бывали его друг Эмиль Золя, а также Альбер Камю, Уинстон Черчилль, Эдит Пиаф, Жан Кокто, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо. Сегодняшние посетители могут устроиться и на большой террасе на свежем воздухе. А заказать можно пиво из собственной пивоварни, горячие блюда, вино, кофе.
Памятник Рене Доброму
Памятник-фонтан, созданный скульптором Давидом д’Анже, изображает правившего в XV в. графа Прованса, герцога Анжу и короля Неаполя Рене, прозванного Добрым (между прочим, отца Иоланты из одноимённой оперы Чайковского). В период его правления Экс стал крупным торговым и университетским центром. Король не случайно изображён с виноградной гроздью в руке: ведь именно при нём в Провансе стали культивировать мускатные сорта винограда, а также миндаль. Рене – автор фирменного лакомства – калиссонов. Так называются конфеты из миндаля с засахаренными фруктами и миндальной глазурью. Монарх Прованса подарил его своей невесте – будущей королеве.
Король Рене покровительствовал трубадурам, музыкантам и художникам, часто организовывал праздники, словом, оставил по себе добрую память.
Площади
Ратушная площадь
Недалеко от Кафедрального собора расположена Place de l’Hôtel de Ville, известная красивыми зданиями Hôtel de Ville (Ратуши) и la Halle aux grains (зерновой Биржи).
Здание Hôtel de Ville с готической башней с часами была построена в XVI в. на фундаменте древнеримской постройки. На балконе действующей Ратуши развиваются флаги Франции, Прованса и Евросоюза. Нынешний фасад здания существенно уступает первоначальному. Его богатый декор был почти полностью уничтожен во время Великой (вандализм, видимо, – один из компонентов её величия) французской революции. Из-под циферблата башенных часов периодически выезжают деревянные фигурки, изображающие четыре времени года.
В главном зале первого этажа Ратуши действует небольшая выставка картин, изображающих исторические события, провансальских графов и французских королей. Посетить её можно ежедневно, кроме воскресенья, с 9 до 17 часов.
К счастью, сохранился великолепный фронтон другого неоклассического здания Ратушной площади – бывшей зерновой Биржи (ныне – почтовое отделение). Мужская и женская аллегорические фигуры на нём – соответственно реки Рона и Дюранс, воды которых орошали реки Прованса. Женская аллегория чуть выходит за пределы фронтона, намекая на частые разливы реки Дюранс.
Площадь д’Альберта
д’Альберт был председателем местной счётной палаты. В первой половине XVIII в. он скупил все существовавшие на месте нынешней площади Place d’Albertas здания, тем самым способствовав её строительству. Им руководил архитектор Валлон. На площадь с трёх сторон выходят фасады украшенных лепниной особняков, а в центре установлен круглый фонтан. По вечерам на площади проходят концерты.
Музеи
Музей гобеленов
Musee des Tapisseries действует в бывшем Palais de l’Archevêché с 1909 г. Здание архиепископского дворца само по себе является произведением искусства. Летом в его дворе проходит традиционный оперный фестиваль.
В музее представлены гобелены XVII и XVIII вв. из личной коллекции архиепископа, его меблированные комнаты и декорации театральных постановок. Сюжеты некоторых гобеленов посвящены жизни Дон-Кихота. Большинство гобеленов было изготовлено в городе Бове, известном как центр их производства.
Студия Сезанна
В 1901 г. выдающийся художник–постимпрессионист Поль Сезанн купил на окраине своего родного города участок земли со старой двухэтажной фермой и распорядился перестроить ей по своим эскизам. На втором этаже располагалась мастерская художника, в которую он ежедневно приходил из городской квартиры в шесть часов утра. Здесь он работал до шести вечера. После его смерти город выкупил домик у сына Сезанна и оставил Atelier Cézanne в неизменном виде: длинная полка на стене, стол, стулья, лестницы, диван, мольберт…
В отдельном зале посетителям демонстрируется фильм «Вселенная Сезанна», рассказывающий о жизни и творчестве художника.
— в июле и августе – в 10–18;
— в апреле – июне и сентябре – в 10—12 и 14–18;
— в октябре – марте – в 10—12 и 14–17.
— Зимой по воскресеньям студия закрыта.
Цена билета – 6 EUR. Проезд: автобусом № 5, отходящим от la Rotonde Victor Hugo.
Музей Гране
Первоначально этот музей, посвящённый живописи, скульптуре и археологии, был открыт в 1838 г. в бывшем доме настоятеля церкви св. Жана Мальтийского. Вход в музей и церковь – до сих пор общий. В дальнейшем к нему время от времени пристраивались корпуса для размещения разрастающейся музейной коллекции. Она вобрала в себя несколько частных собраний и даров.
Granet museum назван по фамилии местного художника, чьи завещанные городу картины – также часть экспозиции музея. Представлены в основном полотна французских художников XVI–XX вв. Гордость коллекции – девять произведений Поля Сезанна, автопортрет Рембрандта, картины Ван Дейка, Ренуара, Гогена, Ван-Гога, Моне. В скульптурном собрании преобладают работы скульпторов XIX в. В археологическом зале демонстрируются археологические находки на территории города и его окрестностей, относящиеся в основном к кельто-лигурианской цивилизации.
Фонд Вазарелли
Здание, занимаемое Vasarely Foundation, представляет собой комплекс из 16 алюминиевых шестигранников с чёрными и серыми кругами на белых и чёрных стенах. Его строительство по проекту архитекторов Джона Сонье и Доминика Ронссере и самого Виктора Вазарели началось в 1973 г. Этот комплекс вполне можно считать первым из экспонатов музея основоположника художественного направления оп-арт. Оно развилось из абстракционизма во второй половине XX в. В основе «оптического искусства» лежат оптические иллюзии.
На нижнем этаже комплекса размещены 42 архитектурные инсталляции Вазарели, призванных иллюстрировать искусство, вплетённое в архитектуру. Вазарели использовал геометрические фигуры – круг, квадрат, гексагон, изображая их в чистых цветах на ровных поверхностях. Затем эти формы претерпевают динамические трансформации, создавая ощущение объёма, движения и пространства. Другие экспонаты из дерева, металла и пластика представляют оптические иллюзии, игру цвета, форм и объёма.
Естественнонаучный музей
Рядом с площадью д’Альберта, в особняке Hôtel Boyer d’Eguilles, работает Muséum d’Histoire Naturelle d’Aix-en-Provence, где, в частности, демонстрируются окаменелые фрагменты динозавров, найденных в районе горы он Сент-Виктуар. В музее также представлена коллекция рыб, насекомых и окаменелых растений, найденных в регионе, а также чучела 2,5 тысяч птиц.
Заключение
Побывавшие в Экс-Ан-Провансе путешественники считают его консервативным и уютным городом, знающим себе цену. Историческая столица Прованса – благополучный город. В нём нет социальных контрастов, как в современной столице региона – Марселе. Эксу не изменяет вкус и он не выставляет напоказ своё благополучие. Говорят даже, что он напоминает Париж XVII–XVIII вв, увы, оставшийся в прошлом.
оценивших 4, оценка: 1,75 из 5
Смотрите также статьи по теме: