Версаль (Франция): достопримечательности
Versailles – город в 17 км от Парижа, административный центр департамента Ивелин. Поселение на этом месте впервые упоминается в XI в. как владение феодала Гуго де Версаля. Градообразующую роль сыграла построенная здесь в XVII в. крупнейшая в Европе королевская резиденция. В ней более столетия жили французские монархи и заключались важнейшие политические акты.
В 1789 г. Версальский дворец перешёл под контроль революционеров. Из не сразу опечатанного здания исчезли многие произведения искусства. К счастью, с 1801 г. резиденция получила статус музея, который с 1830 г. распространился на весь архитектурный ансамбль. С 1837 г. в бывшем королевском дворце функционирует Музей истории Франции. На послевоенную реставрацию Версальского дворца деньги собирала вся Франция.
Версальский дворцово-парковый ансамбль – объект Всемирного наследия и одна из самых известных достопримечательностей планеты.
Дата основания Версаля: | 1038 г. |
Население города: | 87 315 чел. (2016 г.) |
Площадь города: | 26,2 км² |
1. Версальский дворцово-парковый ансамбль
1.1. Версальский дворец
1.2. Сады Версаля
1.3. Дворцы Трианон
1.4. Справочная информация
2. Церкви города Версаль
2.1. Церковь Богородицы
2.2. Собор св. Людовика
3. Заключение
Версальский дворцово-парковый ансамбль
В Parc et château de Versailles входят:
- Шато (главный Версальский дворец);
- Дворец Большой Трианон;
- Дворец Малый Трианон;
- Ферма Марии-Антуанетты;
- Сады и парк.
Версальский дворец
Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.
Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.
Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.
Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.
Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.
Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.
Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.
В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.
Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.
Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.
В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.
Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.
Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.
Сады Версаля
Версальские сады спроектировал ландшафтный дизайнер Андре Ленотр. Его центральная ось – Большой канал протяжённостью 1,6 км, в котором отражается заходящее вечернее солнце. Он пересекается Малым каналом длиной 1 км. Вдоль каналов расположены деревья, цветочные композиции, статуи, клумбы, озёра. Регулярный парк состоит из многих террас, понижающихся с удалением от дворца. Парковая часть садов получила название «маленькой Венеции».
В рощах и аллеях летом проходили балы на свежем воздухе. Зимой часть растений переносили в оранжерею. Многие из 1400 фонтанов – настоящие произведения искусства. Самые известные фонтаны – Латона и Нептун.
В специальные дни, именуемые Grandes Eaux Musicales, 99 водных струй Bassin de Neptune участвуют в 10-минутном представлении, начинающемся в 17 часов 20 минут.
Попытки копирования великолепных версальских садов начались ещё на стадии их строительства. Но они не удались никому из европейских монархов.
Дворцы Трианон
От строгого этикета придворной жизни Людовик XIV отдыхал в специально построенном для этой цели одноэтажном дворце Большой Трианон («уединённое место»). Фасад дворца облицован розовым и зелёным мрамором. В нём было более 30 комнат, отдельный внутренний дворик и парк с водоёмами.
Малый Трианон – подарок следующего Людовика своей фаворитке мадам дю Барри. Позже его облюбовала Мария-Антуанетта – супруга Людовика XVI.
Рядом для развлечения королевы построили ферму (мини-деревню) с домиками, мельницей и озером. Тут были построены стойла для коз и коров, голубятня и насесты для кур. Фрейлины королевы переодевались и изображали крестьянок.
Справочная информация
Для посещения дворцово-паркового ансамбля Версаля можно приобрести следующие варианты билетов:
- Полный однодневный – 20/27 (с включёнными фонтанами) EUR;
- Полный двухдневный – 25/30 EUR;
- Шато (только главный дворец) – 18 EUR;
- Дворцы Трианон + ферма –12 EUR;
- Парк – бесплатно/9 (с включёнными фонтанами) EUR;
- Ночное шоу фонтанов –24 EUR;
- Бал – 17 EUR;
- Ночное шоу фонтанов + бал – 39 EUR.
Фоттаны включаются по выходным с 11 до 12 и с 15:30 до 17:30. Для гарантированного посещения билеты лучше приобретать заранее в Интернете. Это, например, можно сделать на сайте. Чтобы избежать столпотворений, знатоки не рекомендуют приезжать сюда в воскресенье и во вторник – выходной день парижских музеев.
Центральный вход в Шато ведёт в его внутренний двор, откуда можно пройти во дворец или парк. Обычный экскурсионный маршрут по Шато включает часовню, гостиные комнаты (салоны), Тронный и Зеркальный залы, покои короля и королевы и салон Войны с картинами на темы военных побед Франции.
Церкви города Версаль
Культовые сооружения Версаля, конечно же, находятся в тени дворцово-паркового ансамбля.
Церковь Богородицы
Eglise Notre-Dame de Versailles была построена в конце XVII в. по распоряжению Людовика XIV. Автор проекта – один из архитекторов Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар. В первой приходской церкви Версаля участвовали в религиозных обрядах три Людовика – XIV, XV и XVI. В ней же регистрировались крещения, бракосочетания и смерти членов королевской фамилии.
Здание построено в стиле французского классицизма. Его фасад украшен аллегорическими фигурами Религии и Милосердия. Высота церкви была ограничена двумя этажами по приказу Людовика XIV, чтобы не нарушать открывающиеся с Версальского дворца городские перспективы.
Собор св. Людовика
Cathédrale Saint-Louis de Versailles в стиле классицизма строился в середине XVIII в. по проекту архитектора Жаком Ардузн-Мансаром (внука Жюля – см. выше). В конце XVIII в. церковь св. Людовика получила статус Кафедрального собора Версальской епархии.
Главный фасад собора несколько напоминает церковь Богородицы, но выглядит изящнее. Верхняя часть украшена треугольным фронтоном с королевским гербом, увенчанным золотым крестом. Под фронтоном расположено большое окно с циферблатом часов. На нижнем уровне фасада находятся три двери, разделяемые дорическими колоннами.
Внутри собора обращает на себя внимание Большой орган, установленный здесь во второй половине XVIII в. Он весит 53 тонны и имеет 3131 трубы в 46 регистрах и трёх клавиатурах.
Заключение
Трудно представить себе путешественника, приехавшего в Париж на несколько дней, и не побывавшего в Версале. Надеемся, что среди прочитавших нашу статью таких туристических преступников не будет.
оценивших 2, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: