Реймс (Франция): достопримечательности
Reims – город на северо-востоке Франции, входящий в регион Гранд-Эст, образованный в результате земельной реформы 2016 г. В него вошли три прежде автономных региона – Шампань-Арденны, Эльзас и Лотарингия.
Поселение на месте нынешнего города упоминается ещё с I в. до н. э. Здесь жило племя реми, от которого произошло название города. Оно было союзником Римской империи, в V в. не устоявшей под натиском варваров. Поселение разделило её судьбу.
В дальнейшем Реймс стал «городом коронаций». На месте, где сейчас стоит знаменитый Реймсский собор, местный епископ и распространитель христианства Ремигий крестил предводителя франков Хлодвига I. В дальнейшем именно здесь более тысячелетия короновались французские короли.
В начале XX в. в окрестностях Реймса был совершён первый в мире авиаперелёт, положивший начало авиационной истории города. Во время Первой мировой войны большая часть Реймса, включая Собор, была разрушена. Следующая веха истории – 4-летняя немецкая оккупация в период Второй мировой. 7 мая 1945 г. в Реймсе был подписан первый протокол о капитуляции Германии, прекративший боевые действия в Европе.
Ещё одно неофициальное название Реймса – «Столица шампанского».Именно в регионе Шампань-Арденны был изобретён способ шампанизации вин. В Реймсе расположены головные офисы ведущих производителей шампанских вин. Их виноградники находятся за пределами города, но вызревание игристого вина происходит в многочисленных тоннелях, расположенных под Реймсом.
Дата основания Реймса | 80 г. до н. э. |
Население города: | 183113 чел. (2016 г.) |
Площадь города: | 47,02 км² |
1. Объекты Всемирного наследия
1.1. Кафедральный собор Богоматери
1.2. Дворец То
1.3. Базилика и аббатство святого Ремигия
2. Церкви Реймса
2.1. Базилика Святой Клотильды
2.2. Церковь Сен-Жак
2.3. Часовня Фудзита
3. Другие примечательные здания Реймса
3.1. Ратуша
3.2. Дворец-музей Верже
3.3. Вилла Демуазель
3.4. Колледж иезуитов
3.5. Музей изящных искусств
4. Реймс и шампанское
4.1. Винный дом Pommery
4.2. Другие винные дома
5. Заключение
Объекты Всемирного наследия
Главные достопримечательности Реймса входят в список ЮНЕСКО. Это – Реймсский собор, дворец То и базилика и аббатство Сен-Реми.
Кафедральный собор Богоматери
Реймсский собор – первая ассоциация, возникающая при упоминании города.Действительно, La Cathédrale Notre-Dame De Reims – признанный шедевр готической архитектуры.Большинство исследователей считает его главным автором архитектора Жанад’Орбе.
Церковь, в которой был коронован Хлодвиг, существовала на месте нынешнего собора ещё в V в. Сменивший её собор сгорел в 1211 г. Строящийся новый собор начали использовать с 1241 г. Крышей он обзавёлся только к концу столетия, а верхние части фасады были завершены в следующем веке. В 1429 г. в этом соборе в присутствии Жанны д’Арк был коронован дофин Карл VII. Строительство башен собора закончилось в 1460 г.
В XVII–XVIII вв. он подвергся частичной реставрации. В конце XVIII в. революционные вандалы объявили собор «Храмом разума» и, видимо, как доказательство своего интеллекта,уничтожили множество деталей внешнего и внутреннего убранства. В 1793 г. ими была разбита Стеклянница – ампула с елеем, использовавшаяся при миропомазании коронуемых французских королей. Согласно легенде, её, вовремя крещения Хлодвига I, принёс св. Дух в образе голубя.
Серьёзные разрушения собору причинила Первая мировая война. По её окончании даже дискутировался вопрос целесообразности его восстановления.Оно продлилось до 1938 г. на средства французского правительства, фонда Рокфеллера и частные пожертвования.
Реставрационными работами руководил архитектор Анри Денё. Повреждённые бомбардировками фрагменты скульптур были собраны в бывшем епископском дворце То, примыкающем к собору. Некоторые из них так и остались там, а в соборе появились их копии. В частности, в музее дворца То можно видеть оригинальные изображения горгулий с языками расплавленного свинца – результата бомбардировок.
Ещё одна масштабная реставрация началась во второй половине XX в., но полностью ещё не закончилась. Тем не менее, специалистам уже удалось вернуть собор к оригинальному виду 1914 г.
Реймсский собор вполне выдерживает сравнение со столичным тёзкой. Более того, он, по мнению многих, стройнее и изящнее. Такому впечатлению способствуют остроконечные щипцы над порталами первого яруса, маскирующие границу между ним и следующим ярусом, а также удлинённые стрельчатые окна.Высота Реймсского собора – 38 м (под нефами), длина центрального нефа, в котором проходили коронации, – 139 м, а высота башен – 81 м.
На центральном портале, посвящённом Богоматери, привлекает внимание большое окно-розетка, встроенное в арку. Вместо обычного скульптурного тимпана над ним расположена «Галерея королей» с их статуями.В общей сложности стены, галереи и шпили Собора украшает 2 тысяч 3003 (!) скульптуры.Они превращают стены в каменное кружево, как былишая их материальности. Самая примечательная и известная статуя – «Улыбающийся ангел», датируемая первой половиной XIII в.
Внутри собора выделяются витражи, самые ранние из которых относятся к XIII столетию. Существенная часть витражей была реставрирована после последней войны, а три витража центральной капеллы – созданы Марком Шагалом в 1974 г.
Дворец То
Резиденция Реймсских архиепископов была построена в XII в. в форме греческой буквы «тау».Необычное имя дворца происходит от французского произношения этой буквы. На рубеже XV–XVI вв. Palais du Tau был перестроен в готическом стиле. Современный вид в стиле барокко дворец принял после следующей перестройки в конце XVII – начале XVIII столетий. Авторами её проекта были известные в тот период архитекторы Жюль Ардуэн-Мансар и Робер де Кот. Серьёзно повреждённый в начале Первой мировой войны, Дворец То был восстановлен только по окончании Второй.
Находящийся по соседству с Реймсским собором, дворец вместе с ним использовался во время церемоний коронации. В нём будущие монархи готовились к ней, а после её окончания–устраивали банкеты.
С 1972 г. во дворце То функционирует музей–ризница Реймсского собора, в котором представлены его реликварии, гобелены и скульптуры, пострадавшие от войны и революции.
Главные ценности – спасённый фрагмент Стеклянницы, золотая ритуальная чаша Сан-Реми XII в., золотой медальон Карла Великого с драгоценными камнями, созданный в IX в.
Базилика и аббатство святого Ремигия
Почитаемый городской епископ V–VI вв. св. Ремигий первоначально был похоронен в небольшой часовне. К концу VI столетия её сменила Basilique Saint-Remi. Она была значительно расширена в IX в. В тот же период мощи св. Ремигия были помещены в серебряную раку. Существенные перестройки базилика претерпела в XI, затем в XII в., когда приобрела нынешние готические черты. В то же время на главном фасаде были установлены статуи св. Ремигия и св. Петра.
Значительным перестройкам подвергся и интерьер церкви. В результате предметы паломнического поклонения – мавзолей св. Ремигия и святая Стеклянница, оказались в доступной алтарной части базилики. В здании появились многочисленные витражные окна. На центральном витраже верхнего яруса изображена Дева Мария, в боковых– апостолы и пророки.
Мавзолей св. Ремигия был уничтожен революционерами. Его в 1847 г. сменил склеп, украшенный уцелевшими скульптурами XVI в. Сохранившиеся мощи святого теперь находятся в позолоченной бронзовой раке с росписью эмалью.
В VIII в. при базилике было основано Abbey of Saint-Remi. В дальнейшем аббатство, получившее статус королевского, неоднократно расширялось и перестраивалось. В XVIII в. произошла его масштабная реконструкция: старые здания были снесены, и их сменило новое главное здание, сохранившееся до наших дней.
Религиозная история аббатства закончилась в 1792 г., когда революционеры изгнали монахов, а в здании разместили военный госпиталь. Затем здесь были богадельня и больница. Дважды – в начале XIX, а затем XX вв., в больнице лечились воины русского императора Александра I и Русского экспедиционного корпуса.
Базилика же продолжила своё существование как обычная приходская церковь, что спасло её от уничтожения. Однако к XIX в. она сильно обветшала. Осуществлённая в первой половине столетия реставрация не отличалась высоким качеством.
Серьёзные разрушения базилика претерпела и в Первую мировую войну. Новая реставрация растянулась на десятилетия. Её завершающий этап возглавлял известный архитектор Анри Денё.
С 1978 г. в зданиях бывшего аббатства действует Музей Сен-Реми, экспонаты которого относятся к истории города и аббатства, археологическим находкам и военной истории Реймса. Демонстрируются десять гобеленов, изображающих сцены из жизни св. Ремигия. Представлена также обширная коллекция вооружения и боевых доспехов.
Церкви Реймса
Религиозные достопримечательности Реймса не исчерпываются двумя объектами Всемирного наследия. Внимания туристов заслуживают ещё несколько заметных церквей.
Базилика Святой Клотильды
Клотильдой звали дочь бургундского короля и вторую жену короля Хлодвига I, стоявшего у истоков французской нации. Вняв настойчивым уговорам жены, в конце V в. Хлодвиг принял христианство и был крещён св. Ремигием. После смерти Клотильда Бургундская была причислена к святым за вклад в распространение христианства в Европе. Посвящённая ей неовизантийская Basilique Sainte-Clotilde de Reimsбыла построена в 1898 г. архитектором Альфонсом Госсе. В тот год во Франции отмечалось 1400-летие крещения Хлодвига.
Считается, что св. Клотильда покровительствует невестам, вдовам,приёмным детям и родителям, поэтому базилика популярна у этих групп населения.
Церковь Сен-Жак
Église Saint-Jacques была построена в конце XII в., затем расширена в середине XVI столетия. Во время революции церковь разделила судьбу большинства религиозных сооружений по всей стране. Она, правда, не была разрушена, но интерьер здания разграбили, и устроили в нём бараки и конюшни. В середине XIX в. её восстановили. Новые разрушения принесла Первая мировая война, после которой церковь вновь пришлось восстанавливать.
Часовня Фудзита
В XX в. Реймсе долгое время жил родившийся в Токио японский художник Цугахару Фудзита. Как-то,находясь, в Реймсском соборе, он пережил мистическое озарение, побудившее его принять католичество в 1959 г. После крещения Цугахару Фудзита стал Леонардом Франсуа Рене. Леонард – в честь потрясшей его картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, Франсуа – в честь Франциска Ассизского, Рене –в честь главы дома шампанского Mumm Рене Лалу, который был его крёстным отцом.
Спустя 5 лет, будучи уже в преклонном возрасте, он решает построить в Реймсе часовню. По словам художника, в искупление своих грехов. Спроектировав и построив её совместно с архитектором Морисом Клозье, он в 78-летнем возрасте расписал стены интерьера.
Территория, на которой была построена Chapelle Notre-Dame-de-la-Paix, принадлежала Рене Лалу. Он участвовал и в финансировании строительства. После завершения работы Фудзита подарил «часовню Богоматери Мира» городу. После смерти он был похоронен в ней.
Перед входом в Сhapelle Foujita стоит необычный крест с Христом-ребёнком.
На фресках, созданных Фудзитой в японской чернильной технике, помимо канонических религиозных персонажей, можно видеть и самого художника и его крёстного отца с жёнами.
Среди витражей часовни, созданных реймсским стеклодувом Чарльзом Марком, кроме традиционных библейских сюжетов, можно видеть и трагедию Хиросимы.
Другие примечательные здания Реймса
Ратуша Реймса
Оригинальное здание местной ратуши, построенное в начале XVIII в., к сожалению, не сохранилось. Однако, глядя на нынешнюю, гораздо более позднюю постройку Hote lde Ville, следует отдать должное мастерству её строителей. Заново построенное здание вполне можно считать восстановлением оригинала XVII в. с многочисленными декоративными украшениями в виде барельефов и вензелей.
Дворец-музей Верже
В XV в. для состоятельной семьи Верже был построен готический особняк с остроконечными башнями и крышами. Сегодня в его стенах функционирует музей. Окружающий дворец сад — также своеобразный археологический музей с развалинами церквей и иных средневековых построек.
Вилла Демуазель
Одно из самых интересных зданий Реймса – Вилла Демуазель. Она была построенная в 1904–08 гг. по проекту архитектора Луи Сорела в стиле, сочетающем элементы арт-деко и арт-нуво. В фасаде обращают на себя внимание светло-зелёные ажурные балконы и тёмная трапециевидная крыша.
Есть что посмотреть и внутри здания. Интерьер интересен обилием резного деревянного декора, парадной лестницей, украшенной скульптурами, и красивой росписью холла.
Первым владельцем виллы был Анри Васнье, возглавлявший Дом шампанского Pommery. Затем она пережила период запустения, когда даже стала пристанищем сквоттеров. К счастью, в начала текущего столетия Villa Demoiselle приобрёл Поль-Франсуа Вранкан – глава объединённой винодельческой компании Vranken-Pommery, и тщательно отреставрировал её.
Погреба этой компании находятся рядом, и дегустация шампанского в них (см. ниже) совмещается с посещением виллы.
Колледж иезуитов
Collegedes Jesuites de Reims обязан своим появлением двум высокопоставленным братьям – Франсуа и Николя Брюлар де Силлери. Первый из них был духовником короля, а второй – хранителем печати и канцлером Франции. Здание было построено в 1608 г., а затем расширялось благодаря средствам Франсуа. Учебные корпуса со всех сторон окружили центральную часовню. Внутри сохранились мебель XVII–XIX вв. и картины с сюжетами жизни основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия.
В 1921 г. городские власти выкупили здание, которое позже стало историческим памятником раннего классицизма. По окончании проводящейся реконструкции, комплекс зданий колледжа планируется передать Европейско-американскому кампусу политических искусств.
Музей изящных искусств
Датой основания Musée des beaux-arts de Reims принято считать 1752 г., когда местный художник Антуан Ферран де Монтелон завещал городу личную коллекцию произведений искусства. Во время революции к ней добавились реквизированные у дворян и церквей ценности. Их разместили в Ратуше, где в 1800 г. произошло открытие музея.
Спустя некоторое время для музея настали тяжёлые времена, связанные с кражами, реституциями и отбором ранее выделенных музею помещений. Музей вновь открылся только в 1848 г. В 1908 г. под него отвели отдельное здание бывшего аббатства Сен–Дени, имеющее статус исторического памятника.
Музей располагает хорошей коллекцией французской и европейской живописи XVI– XX вв.: представлены, в частности,работы Делакруа, Моне, Ренуара, Гогена. Неудивительно и крупнейшее в мире наследие Цугухару Фудзиты (см. выше). Кроме картин, экспонируются скульптуры, керамика и антикварная мебель.
Реймс и шампанское
Мало кто из побывавших в Реймсе туристов не пробует напиток, который имеет законное право именоваться шампанским только в этом регионе. Буквально под городом тянется 230-километровая сеть винных погребов. В них хранится около 200 миллионов бутылок.
Винный дом Pommery
Пожалуй, самым известным винным домом Реймса является Pommery. Одноимённая компания была основана в середине XIX в. Александром Поммери и Нарциссом Грено. Первоначально её основной сферой деятельности была торговля шерстью. После смерти Александра компанию возглавила его вдова Луиза, которая и создала процветающий до сих пор винный дом. Именно Луиза первой приобрела 120 меловых шахт, оставшихся со времён римской оккупации Галлии. В них были идеальные условия для выдержки и хранения 20 миллионов бутылок шампанского.
Первоначально основными потребителями шампанского были англичане. Луиза Поммери во время путешествий по этой стране заметила, что они предпочитают низкоградусные напитки. В 1874 г. именно в Поммери был создан брют – сухое шампанское с сахаристостью не более 0,3%. Этот вид шампанского и сейчас составляет 95% производимой винным домом продукции.
С 2002 г. дом Поммери находится во владении компании Vranken-Pommery Monopole, которой также принадлежат винные дома Heidsieck & amp; Co Monopole, Charles Lafitte и Demoiselle.
Зарезервировать экскурсию можно на сайте.
Экскурсии начинаются со спуска по выдолбленным в скале ступенькам в бывшие галло-римские каменоломни, в которых хранится более 20 миллионов бутылок шампанского. Некоторые старые погреба датированы прошлыми веками. Посетителям рассказывается и показывается как старая технология производства с выдержкой в деревянных бочках, так и новая – с нержавеющими цистернами. Изюминка этого винного дома – инсталляции и экспозиции в мерцающем свете подземелий. Экскурсия завершаются дегустацией.
Другие винные дома
Из более чем десятка других винных домов наиболее удобны те три, в которые не нужно предварительно записываться. В таблице приведены подробные правила их посещения.
Mumm | Taittinger | Piper-Heidsieck | |
Адрес | 34, rue Champ-de-Mars | 9, PlaceSt-Niçaise | 51, bdHenry-Vasnier |
Режим работы | Март – октябрь ежедневно в 9–11 и 14–17 часов; ноябрь–февраль с понедельника по пятницу в 9–11 и 14–17 часов, а в субботу и воскресенье – в 14–17. | В апреле–ноябре открыт ежедневно с 9:30 до 13 и с 14 до 17:30 часов, а в декабре–марте – по понедельникам – пятницам с 9:30 до 13 часов и с 14 до 16:30. | Март–ноябрь в 9:00-11:45 и 14:00-17:15; в зимние месяцы по вторникам и средам экскурсии не проводятся. |
Экскурсия | От 10 EUR (45 минут) | 7 EUR (один час, дегустация оплачивается отдельно) | 6,5 EUR (дегустация оплачивается отдельно). |
Заключение
Один из самых величественных готических соборов мира – достаточная причина для посещения Реймса. Но не только: в городе коронаций и шампанского легче, чем в изрядно разбавленном мигрантами Париже, встретить красивых мадемуазелей, ухоженных мадам и элегантных мсье.
оценивших 1, оценка: 3,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: