Виченца (Италия): достопримечательности
Vicenza – центр одноимённой провинции итальянской области Венеция. Основание города произошло задолго до н.э. и прихода римлян. Они и назвали город Виченция («победоносная»). В Средние века городом более столетия правил род Скалигеров. В XV–XVIII вв. Виченца принадлежала Венеции. Этот период – время расцвета Виченцы.
Население города: | 111 620 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 80 км² |
1. Виченца и Палладио
2. Площадь Синьории
2.1 Базилика Палладиана
2.2 Палаццо Капитаниато
3. Дворцы и театр Палладио
3.1 Палаццо Кьерикати
3.2 Палаццо Барбаран
3.3 Палаццо Тьене
3.4 Палаццо Порто
3.5 Палаццо Порто ин Пьяцца Кастелло
3.6 Театр Олимпико
4. Виллы Палладио в окрестностях Виченцы
4.1 Вилла «Ла-Ротонда»
4.2 Вилла Вальмарана
4.3 Вилла Фоскари
5. Церкви Виченцы
5.1 Церковь Богоматери Монте-Берико
5.2 Кафедральный собор
5.3 Базилика Феличе и Фортунато
6. Заключение
Виченца и Палладио
В XVI в. в городе и окрестностях великий итальянский архитектор Андреа Палладио создал ряд сооружений, до сих пор составляющих его туристическую привлекательность.
Значение Палладио для Виченцы напоминает определяющую роль Гауди в облике Барселоны. Виченце повезло стать основной площадкой для архитектурных идей основоположника классицизма в архитектуре Андреа ди Пьетро, вошедшего в историю как Андреа Палладио. Производный от имени древнегреческой богини Афины Паллады псевдоним не был случайным: классическая архитектура Древней Греции существенно повлияла на творческие идеи архитектора.
В ранней юности переселившись в Виченцу, архитектор построил в ней ряд великолепных сооружений, принёсших ему всемирную славу. Виченцу стали называть городом Палладио. Он работал также в Вероне, Риме и Венеции. «Город Виченца и виллы Андреа Палладио в Венеции» – объект Всемирного наследия. Палладио – единственный архитектор планеты, чьим именем был назван стиль (палладианский). Так называют раннюю форму классицизма, в основе которой симметрия, перспектива и другие принципы храмовой античной архитектуры.
Площадь Синьории
Великолепный архитектурный ансамбль главной площади Виченцы – Piazza Dei Signori, составляют Базилика Палладиана, башни Торре-делла-Биссара и Торре Джироне, Палаццо Капитаниато, дворец Монте ди Пьета со встроенной церковью Сан Винченцо и две высокие колонны.
Базилика Палладиана и Палаццо Капитаниато будут рассмотрены ниже в отдельных подразделах.
Башни находятся по обе стороны базилики Палладиана. Башня Торре-делла-Биссар названа по фамилии знатного семейства, для которого она была построена ещё в XII в. После перехода сооружения в городскую собственность башню надстроили, доведя высоту до 82 м. На неё появились часы, показывающие не только время, но и лунные фазы, и колокола. И сейчас они, несколько раз в день, проигрывают приятную мелодию.
С противоположной стороны к зданию примыкает гораздо более скромная Торре Джироне, построенная для семьи Карнароли. Став собственностью города, она долгое время служила тюрьмой.
В середине XV в. в восточной стороне площади была установлена колонна с крылатым львом – символом Венеции, в состав которой в то время вошла Виченца. Два столетия спустя рядом с ней появилась колонна, увенчанная статуей Христа.
Chiesa di San Vincenzo, носящая имя покровителя города, встроена во дворец Монте ди Пьета XVI в. Фасад в стиле барокко церкви Сан-Винченцо датируется началом XVII в. Тогда же на фасаде были установлены статуи, созданные скульптором Джованни Батиста.
Базилика Палладиана
Первый проект Палладио в Виченце – реставрация имевшегося на этом месте готического дворца Palazzo della Ragione. В нём заседало городское правительство, а на первом этаже размещались магазины. В конце XV в. юго-западный угол дворца обрушился. В последующие полвека многие именитые архитекторы не решались реставрировать здание. Наконец, в 1546 г. за дело взялся молодой малоизвестный архитектор.
Палладио добавил к готическому дворцу серлиану – лоджию и портик с полукруглыми аркадами. Лоджия – чуть ли не первый проект, в котором применён архитектурный элемент «венецианское окно», впоследствии названное также палладианским. Отделка фасада завершилась уже после смерти Палладио. С 2007 г. Basilica Palladiana подверглась масштабной реставрации. Сейчас здание служит выставочным и культурным центром.
Палаццо Капитаниато
Прямо напротив базилики на Piazza Dei Signori находится ещё одно знаменитое творение Палладио – Palazzo del Capitaniato. Хронологически начало их постройки разделяют два десятилетия, за которые начинающий архитектор стал признанным мастером. Дворец строился как резиденция венецианских наместников, называемых капитанами.
Внешний вид палаццо разительно отличается от базилики: вместо лёгких аркад из белого мрамора – массивные колонны и красный кирпичный фасад. Если базилика строилась десятилетия, то палаццо был возведён за год. Правда, первоначально предполагался главный фасад с семью колоннами и шестью арками между ними. Несмотря на недостроенность, дворец имеет вполне законченный вид.
Фасад дворца выделяется изысканным декором.
Один из боковых фасадов дворца, выходящий на Контра-дель-Монте, устроен в виде триумфальной арки в честь победы венецианцев над турками в 1571 г.
В настоящее время в Палаццо Капитаниато проходят заседания городского совета.
Дворцы и театр Палладио
Палаццо Кьерикати
В 1550 г. Палладио приступил к проекту дворца по заказу графа Джироламо Кьерикати. В то время нынешняя площадь Пьяцца Маттеотти была островком среди городских рек, поэтому Палладио спроектировал Palazzo Chiericati на небольшом возвышении.
Как видно, весь первый этаж занимает лоджия. Боковые лоджии есть и на втором этаже. Карниз дворца венчают статуи и пинакли.
С середины XIX в. во дворце функционирует картинная галерея, являющаяся старейшим музеем Виченцы. Он обладает хорошим собранием живописи, скульптур, графики, а также монет. В частности, демонстрируются картины ван Дейка, Тьеполо, Тинторетто и рисунки Палладио. Залы дворца с росписями, потолочной лепниной и фресками в медальонах – сами по себе произведения искусства.
Адрес: Piazza Matteotti, 37/39. Картинная галерея открыта ежедневно, кроме понедельника, с 9–10 до 17–18 часов. Она посещается по комбинированному билету стоимостью 15 EUR, действительному также:
- в театр Олимпико;
- Галерею Италии в палаццо Леони Монтанар;
- другие городские музеи, включая музей Палладио в палаццо Барбаран-да-Порто.
Палаццо Барбаран
Palazzo Barbaran Da Porto – единственный из дворцов Палладио в Виченце, который архитектору удалось полностью закончить (в 1575 г.) при жизни. Монтано Барбарано был знатным горожанином и известным меломаном. Проектируя здание, Палладио вряд ли предполагал, что в нём будет функционировать его собственный музей и Международный центр изучения его архитектуры. Современный музей особенно заинтересует студентов-архитекторов.
Отделкой великолепного дворца занимались лучшие художники того времени.
Палаццо Тьене
В 1542 г. братья Маркантонио и Адриано Тьене решили преобразовать принадлежавший им дворец в резиденцию, достойную своих частых высокопоставленных гостей. Её главный фасад должен был выходить на главную улицу Виченцы, ныне именуемую Корсо Палладио. Предположительно, проект разработал Джулио Романо, но после его смерти продолживший строительство Андреа Палладио внёс в него существенные изменения. В Palazzo Thiene они прослеживаются в верхней части фасада. В целом в палаццо Тьене была реализована малая часть задумок Палладио, т.к. после смерти Адриано семейные интересы Тьене сместились в Феррару.
Известный московский дом Тарасова на улице Спиридоновка архитектора Жолтовского – практически полная копия дворца Тьене.
Сейчас в палаццо Тьене располагается банковский офис, а также художественная галерея, в которой экспонируются картины, гравюры, книги, скульптуры и керамика.
Палаццо Порто
По некоторым сведениям, сооружение палаццо Тьене побудило аристократа Изеппо да Порто заказать Андреа Палладио резиденцию для своего семейства в районе Контра дей Порти Виченцы. Изеппо к тому времени женился на Ливии Тьене, и мог позволить себе такие траты. Впоследствии построенные по всему району Контра дома его многочисленных потомков дали этой части города его нынешнее название.
Палаццо Порто строился Палладио после его путешествия в Рим в 1541 г. Римские мотивы очевидны в некоторых деталях строения. На фронтоне дворца установлены статуи Изаппо и его сына в одеяниях, свойственных Древнему Риму. Четырёхколонный атриум напоминает о Витрувии. Палаццо Порто в целом похож на римский Палаццо Каприни Браманте, несколько видоизменённый под местные особенности.
Залы и комнаты дворца расписаны художниками Доменико Брузазорци и Паоло Веронезе, а лепнина – скульптором Бартоломео Ридолфи. К сожалению, их могут видеть только жители квартир и сотрудники и посетители офисов, расположенных внутри.
Палаццо Порто ин Пьяцца Кастелло
В 1571 г. Андреа Палладио, по заказу Алессандро Порто, начал строить ещё один дворец для семьи Порто. Для отличия от первого, к его названию было добавлено название Замковой площади. Были возведены два пролёта из планировавшихся семи, после чего строительство было прекращено по неизвестным причинам. В верхней части фасада здания изображена гирлянда из дубовых листьев, которая должна была тянуться все семь пролётов.
Театр Олимпико
В 1579 г. член «Олимпийской академии» Виченцы предложил ей инициировать строительство стационарного театра вместо разобранного временного деревянного. Новый театр решили разместить во дворе замка XIII в. Структура Олимпико воспроизводила схему античных римских театров.
Через несколько месяцев великий зодчий скончался. Воплощением его проекта в жизнь продолжил заниматься сын архитектора Силла, а затем – его ученик и последователь Винченцо Скамоцци.
Сцена имеет разработанные Винченцо Скамоцци потрясающие стационарные декорации из дерева и штукатурки, напоминающие театры под открытым небом в окружении исторических памятников. Созданные к первому спектаклю «Царь Эдип» в 1585 г., они остались неизменными до наших дней. Сквозь центральную арку и проёмы видны уходящие вдаль средневековые улицы (города Фивы). Трудно поверить, что длина центральной улицы составляет всего 12 м. Иллюзия протяжённости создаётся поднимающейся «мостовой», опускающимся «небом» и уменьшающимися «зданиями».
Над старейшими театральными декорациями в мире буквально дрожат. В театре нет ни отопления, ни кондиционеров, а количество зрителей ограничено пятью сотнями. Спектакли проходят весной и осенью.
Виллы Палладио в окрестностях Виченцы
В виллах, построенных Палладио в окрестностях Винченцы и Венеции, проявилась ещё одна черта его многогранного дарования – умение гармонично сочетать архитектуру и природу. Ниже будут рассмотрены самые заметные из его многочисленных вилл.
Вилла «Ла-Ротонда»
В 1565 г. вернувшийся в родную Виченцу ватиканский священник Паоло Альмерико задумал выстроить себе загородный особняк. Строительство началось через два года, но, как часто случалось, ни заказчик, ни архитектор не увидели сооружение законченным. Как и театр Олимпико, виллу La Rotonda достраивал Винченцо Скамоцци.
Заказчик не планировал заниматься сельским хозяйством, а хотел иметь загородный дом. Поэтому, в отличие от других своих вилл, Палладио называл проектируемое им здание палаццо по образцу римского Пантеона. Квадратное сооружение имеет четыре фасада с портиками, опирающимися на шесть колонн, и лестницами. Портики увенчаны статуями античных богов. Ротондой здание не вполне правомерно стали называть из-за круглого купола. Официальное название – вилла Альмерико–Капра (в 1592 г. следующими владельцами виллы стали братья Капра).
Приглядевшись, можно заметить некоторые нарушения кажущейся абсолютной симметрии. Ширина ступенек намеренно варьируется для гармонии с примыкающими сельскими пейзажами.
Вилла Ротонда – одно из самых известных сооружений мировой архитектуры. Оно послужило образцом для тысяч зданий по всему миру. Среди них, в частности, Софийский собор в Царском селе, усадьбы английских аристократов, Виргинский университет в США.
Незауряден и интерьер виллы, расписанный фресками. В Западном и Восточном салонах они представляют сюжеты жизни первого владельца.
Вилла Вальмарана
В нескольких сотнях метров от виллы Ротонда находится другая известная вилла Палладио – Villa Valmarana ai Nani. Она была построена 1669 г. для адвоката Бертоло, который завещал её дочери – монахине падуанского монастыря. В начале XVIII в. Джюстино Вальмарана выкупил виллу у монастыря и заказал архитектору Франческо Муттони её реконструкцию. В середине столетия стены виллы и гостевого домика покрылись фресками отца и сына Тьеполо. А в конце XVIII в., благодаря невестке Вальмарана Елене Гарцадони, виллу окружил итальянский сад.
Второе название ai Nani («У карликов») происходит от печальной легенды. Согласно ней, на месте нынешней виллы некогда стоял замок, в которой жила принцесса-карлица. Ей прислуживали исключительно слуги-карлики, и принцесса долгое время не догадывалась о своём несчастье. Но, как-то увидев оказавшегося в замке красивого юношу, она всё поняла и выбросилась из окна. 17 её слуг-карликов окаменели от горя: их до сих пор можно видеть на стене, ограждающей сад и виллу.
Фрески Джанбатисто Тьеполо на классические литературные сюжеты в залах виллы фотографировать запрещено. Эти фрески считаются вершиной творчества Тьеполо-отца. Одна из самых известных – «Жертвоприношение Ифигении», украшает вестибюль.
В гостевом домике, где до сих пор живут потомки Вальмарана, фотографировать разрешается. Лестницы со спускающимся по ней слугой-мавром в действительности не существует: она нарисована на стене.
Вилла Фоскари
Villa Foscari La Malcontenta была построена в 1558–60 гг. в качестве загородной резиденции венецианских аристократов Николо и Альвисе Фоскари. К этому роду, в частности, относился венецианский дож Франческо Фоскари, чьё правление было самым продолжительным. До виллы по воде можно было добраться из Венеции.
Вилла построена на высоком фундаменте для защиты от грунтовых вод. Заказчики не собирались вести здесь хозяйственную деятельность и планировали использовать дом для торжественных приёмов. Жизнь, однако, внесла свои коррективы: на вилле постоянно жила жена одного из братьев. Она была настолько известна сварливостью, что её прозвище Мальконтента («Недовольная») добавилось к названию виллы.
Интерьер виллы с XVI в. украсился фресками Баттисты Франко и Джамбаттисты Дзелотти, изображающих мифологических и аллегорических персонажей.
Церкви Виченцы
Достопримечательности Виченцы не исчерпываются творениями Палладио. В городе есть множество церквей. Впрочем, к некоторым из них он также приложил руку. Ниже будут рассмотрены самые известные из них.
Церковь Богоматери Монте-Берико
В 20-х годах XV в. в Виченце бушевала эпидемия чумы. Согласно легенде, на городском холме Монте-Берико крестьянин Винченцо Пасини дважды видел Деву Марию. Она пообещала остановить чуму, если на вершине холма будет построена церковь. Процесс постройки в аллегорической форме изображён в росписи главного алтаря. Службы в построенной церкви начали францисканки, а продолжили члены ордена служителей Марии. Именно в это время церковь получила сегодняшнее название Basilica di Santa Maria di Monte Berico. В дальнейшем она несколько раз восстанавливалась, в том числе – с участием Палладио. Колокольня церкви была сооружена в XVIII в.
Из города к церкви ведёт длинная арочная галерея длиной 700 метров с лестницами, спроектированная Франческо Муттони.
Самая ценная деталь интерьера – каменная статуя Девы Марии над главным алтарём, находящимся в месте явления Богоматери. Среди фресок есть работа Паоло Веронезе.
С площади Пьяццале-делла-Витториа, перед центральным фасадом церкви, открывается прекрасная городская панорама. Сегодня жилая зона Монте Берико считается самой элитной в городе.
Кафедральный собор
Считается, что существовавшая на этом месте первая церковь была переименована в честь Богоматери в VI в. Два века спустя к названию было добавлено Благовещенье, и церковь стала называться Santa Maria Annunciata. В дальнейшем церковь неоднократно достраивалась и расширялась. Её главный фасад из многоцветного мрамора, предположительно спроектированный Доменико да Венеция, датируется XV в. Масштабную реконструкцию в середине XVI в. возглавил Андреа Палладио. Именно он – автор купола. Его же считают архитектором северного портала, возведённого на средства Паоло Альмерико (будущего заказчика виллы Ротонда).
Алтарь XVI в. и стены собора украшают картины итальянских художников, В подвале сохранились фрагменты прежних церквей на этом месте.
Базилика Феличе и Фортунато
Basilica dei Santi Felice e Fortunato была построена в X в. на месте языческого святилища. Название церкви дали святые, мощи которых захоронены в ней. Внутри с года постройки сохранилось несколько фресок и мозаичный пол. В Средние века была построена 50-метровая колокольня: приглядевшись, можно увидеть, что она несколько отклонена от вертикального положения. Это – следствие строительного просчёта.
Заключение
Виченца – поистине город Палладио. Благодарные горожане установили ему памятник. Но, по большому счёту, практически весь город – великолепный памятник великому архитектору.
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: