Неаполь: достопримечательности, что посмотреть за 1 день
Napoli (Napule на местном диалекте) – административный центр итальянской области Campania, расположенный в бухте Неаполитанского залива Тирренского моря на западном склоне вулкана Везувия. Греческое название Неаполис («Новый город») поселение получило ещё до н. э.
Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Здесь улыбается
Нам свод небесный.
В душу восторги
Льет неземные
Санта Лючия!
Санта Лючия!
В таких словах волшебный голос юного Робертино Лоретти воспевает красоту набережной Санта-Лючия Неаполитанского залива. Сопровождающие чарующую неаполитанскую песню фотографии – под стать музыке. Неаполь – действительно особый город. Только ему удалось в насквозь музыкальной Италии выделиться собственным жанром – неаполитанскими песнями.
Человечество действительно было бы существенно беднее без этого музыкального феномена. Эти песни с удовольствием исполняли великие певцы прошлого – Энрико Карузо (уроженец Неаполя), Беньямино Джильи, Марио Ланца и другие. Мелодичные и неудержимо страстные, неаполитанские песни воспевают радость бытия и красоту венца творения – женщины. Этой теме посвящена самая прекрасная на взгляд автора неаполитанская песня Dicitencello Vuie («Скажите это», известная в России под названием «Скажите, девушки») в исполнении знаменитого «трио теноров».
В городе десятилетиями организовывался музыкальный фестиваль «Неаполь – против всех», в котором неаполитанские песни соперничали со всеми другими, не исключая и итальянские. Ведь жители этого города – в первую очередь неаполитанцы со своим языком–диалектом, и только потом – итальянцы. Vedi Napoli e muori («Перед смертью увидь Неаполь!») – восторженно говорят неаполитанцы о своем городе.
Жители других городов, правда, возражают им, что Неаполь был бы раем на Земле, если бы не местные жители. Стоит ли после этого удивляться, что товары и услуги в городе имеют три цены – для местных, итальянцев и иностранцев.
Дата основания Неаполя: | VIII век до н.э. |
Население города: | 989598 чел. (2019 г.) |
Площадь города: | 117,27 км² |
1. Археологические объекты
1.1 Район Везувия
1.2 Археологический музей с Тайным кабинетом
2. Площадь Пьяцца-дель-Плебишито
3. Галерея Умберто
4. Религиозные сооружения
4.1 Собор Святого Януария
4.2 Церковь Сан–Франческо ди Паола
4.3 Капелла Сан-Северо
4.4 Монастырь Санта-Кьяра
5. Дворцы и замки
5.1 Королевский дворец
5.2 Кастель-дель-Ово
5.3 Кастель-Нуово
5.4 Кастель-Сант-Эльмо
6. Музей Каподимонте
7. Заключение
Археологические объекты
Район Везувия
Vesuvio – единственный действующий вулкан материковой Европы, расположенный в 15 км от Неаполя. Множество туристов привлекает в город и такое опасное соседство. Сейчас прилегающая к Везувию территория объявлена заповедником. По нему проложено девять маршрутов для туристов. Вулканическая лава – отличное удобрение, поэтому окружающая буйная растительность неудивительна. Конечный пункт посещения – жерло вулкана, не впечатляет, зато отсюда открывается прекрасная панорама Неаполя и залива.
Визит к Везувию обычно происходит в рамках посещения античных городов Помпеи и Геркуланума, жители которых стали жертвами катастрофического извержения вулкана в I в. Жители этих городов, а также Оплонтиса и Стабии, за несколько часов оказались погребены под потоками раскаленной лавы. Эта трагедия, уничтожив людей, сохранила большинство построек, которые вновь увидели свет после раскопок.
Pompeii и Ercolano (Геркуланум), ставшие археологическими музеями под открытым небом, расположены по разные стороны от вулкана. Недалеко от Помпей до извержения находился город Оплонтис, от которого сохранилась одна из вилл. Еще одна уцелевшая вилла – Боскореале, была известна красивыми фресками, большую часть которых увезли в США, а меньшая – демонстрируется в Археологическом музее Неаполя.
Входной билет стоит 10 EUR.
Время работы Археологического музея Помпей – с 9 до 17–19 часов, а цена билета – 13 EUR. Музей Геркуланума открыт с 8:30 до 17–19:30
Стоимость билета – 11 EUR. Желающие за 5,5 EUR могут дополнительно осмотреть виллы Боскореале и Оплонтиса.
Проезд: от железнодорожного вокзала Stazione di Napoli Centrale на площади Piazza Garibaldi к Везувию проложена узкоколейка Circumvesuviana («Вокруг Везувия»). Ветка и кассы находятся в подземном этаже вокзала.
На этом поезде за 2,5 EUR и 20 минут можно доехать до станции Ercolano Scavi в Геркулануме. От нее до входа в Национальный парк Везувия курсируют микроавтобусы стоимостью 10 EUR, проводящие в пути полчаса.
На том же поезде Circumvesuviana можно за полчаса и 4,5 EUR проехать дальше, до станции Pompei — Scavi Villa Misteri и начать экскурсию с Помпей. Оттуда от площади Piazza Anfiteatro к вулкану ходят автобусы каждые 40 минут, правда, только до 11:20. Они проводят в пути около часа, а их билет стоит 10 EUR.
В высокий туристический сезон с мая по октябрь назначается более комфортабельный поезд Campania Express в сопровождении экскурсоводов. Он отправляется от Piazza Garibaldi в Сорренто, но через Помпеи и Геркуланум. Цена билета на этот поезд – 20 EUR.
Археологический музей с Тайным кабинетом
Большинство археологических находок древнеримских городов получают постоянную прописку в Museo Archeologico Nazionale di Napoli. Здание музея с расписанными высокими потолками, вазами, амфорами и лавровыми венками – достойная оправа экспонатам. Оно было построено в начале XVII в. для местного университета. Спустя полтора столетия здание было перепрофилировано под музейное. Последние полвека в нем дислоцируется Археологический музей.
Экспозиция археологического музея тематически поделена на коллекции:
- античных скульптур;
- египетских древностей;
- напольных и настенных мозаик;
- монет и медалей;
- фресок и драгоценностей.
В основе экспозиции – частная коллекция итальянского аристократического рода Фарнезе. Многие скульптуры – римские копии древнегреческих статуй, в том числе и утраченных. На нижней фотографии представлена одна из самых известных скульптурных композиций, хранящихся в музее – «Фарнезский бык». Она была найдена в римских Термах Каракаллы.
Особенность собрания музея – большой удельный вес мозаик и фресок, украшавших виллы знатных граждан до того, как потоки лавы и пепла похоронили их под собой. На нижней фотографии – фрагмент обнаруженной в Помпеях мозаики, на которой изображен Александр Македонский.
Подобно некоторым другим музеям, в Археологическом музее Неаполя существует Gabinetto Segreto, в котором с начала XIX в. хранились фрески, рельефы, плиты с изображениями эротического и порнографического характера, обнаруженные при раскопках в Помпеях и Геркулануме.
Кабинет был создан по приказу посетившего раскопки короля Франческо I, который распорядился отсортировать подобные артефакты и сосредоточить их в закрытом для широкой публики помещении. Не подлежащие монтажу фривольные фрески в месте раскопок были задрапированы занавесами.
Впоследствии Тайный кабинет стал объектом борьбы между либералами и консерваторами. Со второй половины XX в. он несколько раз открывался для всеобщего обозрения, но потом снова закрывался. С течением времени нравы современного человечества практически перестали различаться от нравов античного. Занавесей в местах раскопок больше нет, а Тайный кабинет с 2000 г. постоянно доступен для совершеннолетних.
Режим работы: с 9 до 19:30 часов, кроме вторника.
Билет стоит 12 EUR. Первое воскресенье каждого месяца вход свободный.
Ближайшая станция метро линии 1 – Museo. Станция Cavour линии 2 – чуть дальше.
Площадь Пьяцца-дель-Плебишито
Piazza del Plebiscito – крупнейшая площадь Неаполя, расположенная в его центральной части. Площадь Плебисцита названа так в честь прошедшего в 1860 г. референдума, по результатам которого Неаполь и Сицилия были присоединены к Сардинскому королевству. Архитектурная доминанта площади – Королевский дворец, напротив которого расположена базилика Сан Франческо ди Паола, окруженная колоннадой. Совсем недалеко находится и торговая Галерея Умберто I.
На площади Плебисцита установлены памятники неаполитанскому королю Карлу VII (одновременно – испанскому королю Карлу III) и его сыну, сицилийскому, а затем неаполитанскому королю Фердинанду I. Еще один интересный объект площади – цветочный календарь в сквере. Площадь – отправной пункт для туристических автобусов по городу.
Путешественники должны иметь в виду, что просторная площадь создает комфортные условия для деятельности местных моторизованных барсеточников, мгновенно исчезающих со своими трофеями.
Галерея Умберто
Недалеко от Королевского дворца, напротив оперного театра Сан-Карло, находится еще одна местная достопримечательность – грандиозный торговый пассаж. Galleria Umberto I названа в честь второго короля объединенной Италии. Она была построена в 1890 г. по проекту архитектора Эммануэле Рокко на месте густонаселенных жилых районов, нередко становившихся источниками эпидемий.
Центральный вход в Галерею Умберто I находится на улице via San Carlo. Выходящий на нее величественный фасад напоминает дворцовый. На его колоннах установлены аллегорические фигуры времен года, земных континентов, наук, промышленности и торговли, изготовленные скульптором Карло Николи.
Во Внутреннем пространстве галереи помещаются две пересекающиеся улицы, крытые стеклянным куполом. На мозаичном полу изображены знаки Зодиака. Считается, что постояв на своем знаке, можно достичь исполнения желаний. Нынешняя Галерея Умберто – средоточие магазинов, ресторанов и кафе, занимающих первые два этажа крытых улиц. Третьи этажи отведены под элитные квартиры.
Интересно, что другая похожая галерея – миланская имени Витторио Эммануэле II, названа в честь отца Умберто I. Галерея в Неаполе была построена позже. Само собой разумеется, что неаполитанцы не упустили шанс выделиться. Галерея Умберто I выше: ведь она находится в лучшем городе Италии!
Религиозные сооружения
Собор Святого Януария
Официальное название Кафедрального собора Duomo di San Gennaro звучит как Duomo di Santa Maria Assunta. Святой Дженнаро (Януарий) – небесный покровитель Неаполя.
Основание церкви на фундаментах древних базилик относится ко второй половине XIII в. Строительство закончилось уже в следующем столетии. Впоследствии собор неоднократно перестраивался и расширялся, поэтому в его капеллах присутствуют детали разных архитектурных стилей. Фасад – типично готический, с тремя порталами и тремя остроконечными фронтонами.
Главная достопримечательность собора – одна из его капелл Reale cappella del tesoro di San Gennaro, украшенная действительно с королевским размахом. Ее воздвижение и оформление растянулось почти на весь XVII в. Капелла расписана великолепными фресками и украшена скульптурами.
Золотой бюст св. Януария у алтаря – реликварий. Он богато украшен церковным облачением и драгоценностями, а в его головной части скрыты фрагменты черепа святого.
В крипте собора хранится его основная святыня – сосуд XIV в. с засохшей кровью святого на дне. Дважды в год (в первую субботу мая и 19 сентября) при демонстрации верующим кровь вскипает и заполняет сосуд. Чудо не случилось дважды, после чего последовали бедствия. В 1527 г. началась эпидемия чумы, а в 1979 г. произошло крупное землетрясение.
Справа от алтаря собора находится древнейшая на Западе крестильня Battistero di San Giovanni in Fonte, датируемая IV в. Мозаики ее сводов – ровесницы крестильни.
Часы работы 8:30–19:30 с перерывом с 13:30 до 14:30 (в воскресенье – до 16) часов.
Вход в собственно собор свободный: плата в 6 EUR взимается за посещение капеллы св. Януария.
Ближайшие станции метро – Piazza Cavour линии L1 или Museo линии L2. К собору можно доехать и на автобусах R2 или 202, сойдя на остановке Piazza Garibaldi-Mancini.
Церковь Сан-Франческо ди Паола
Напротив Королевского дворца расположена Basilica di San Francesco di Paola
с необычной колоннадой у входа. Она названа в честь покровителя Калабрии (родины неаполитанской бурбонской династии) Франциска Паоланского.
В 1806–15 гг. неаполитанским королем был наполеоновский маршал Иоахим Мюрат. Он вознамерился превратить Пьяцца-дель-Плебишито в подобие древнеримского форума. В центре площади планировался грандиозный амфитеатр. В рамках этого плана по проекту архитектора Леопольдо Лаперута были сооружены 38 колонн дорического ордера.
После реставрации Бурбонов в город вернулся неаполитанский король Фердинанд I. В 1817 г. он приступил к реализации данного при изгнании обета построить церковь в случае возвращения. По условиям объявленного конкурса церковь не должна была быть выше королевского дворца. Выигравший конкурс швейцарский архитектор Пьетро Бьянки вписал постройки Лаперуты в новый храм.
Нынешний внешний вид базилики Сан-Франческо ди Паола навевает ассоциации сразу с двумя римскими достопримечательностями. Колонный портик напоминает Пантеон, а полукруглая колоннада – площадь св. Петра. На треугольном тимпане в центре воздвигнута аллегорическая фигура Религии, а по бокам – статуи святых Франциска Паоланского и Фердинанда Кастильского. А перед портиком установлены статуи королей Карла Бурбона III и Фердинанда I.
Базилика Сан-Франческо ди Паола строилась с претензией на роль главной городской церкви, о чем свидетельствует впечатляющий интерьер здания: величественный купол, аллегорические статуи земных и теологических добродетелей, картины известных художников, орнаментальный мозаичный пол.
Центральная ротонда храма состоит из 34 11-метровых коринфских колонн, поддерживающих массивный купол. Главный алтарь, декорированный драгоценными камнями и лазуритом, гораздо старше собора. Он был создан скульптором Ансельмо Канджиано в середине XVII в. и перенесен сюда из церкви Святых Апостолов.
Церковь открыта для свободного посещения с утра до позднего вечера.
Капелла Сан-Северо
Cappella Sansevero – едва ли не самая интересная достопримечательность Неаполя. Она была построена в конце XVI в. как домовая церковь и усыпальница аристократической семьи Сангро, носяшей титул князей Сан-Северо. Место строительства на территории имения семьи не было случайным: именно здесь дважды был явлен образ «Пьета» Девы Марии. Молитва перед ним исцелила первого князя Сан-Северо. В знак признательности им была построена небольшая часовня Санта-Мария-делла-Пьета, которая в дальнейшем была существенно расширена.
Нынешний вид эта интереснейшая капелла приняла в середине XVIII в. Произведенная тогда перестройка несет на себе отпечаток незаурядной личности седьмого князя Сан-Северо – Раймондо де Сангро. Он был всесторонне развитым человеком и обладал обширными знаниями не только в военной науке и искусстве, но и в строительстве и химии. Перестройка капеллы была осуществлена по его проекту и при самом деятельном участии.
Капелла известна находящимися в ней потрясающими произведениями искусства. В первую очередь, речь идет о скульптуре Cristo velato, созданной тогда еще безвестным местным скульптором Джузеппе Санмартино в 1753 г. Эту работу начал было Антонио Коррадини, но, изготовив глиняную модель, он скончался.
Основная стилистическая особенность «Христоса под плашаницей» – ее тончайшее мраморное воплощение наброшенного на безжизненного Иисуса покрывала. Оно не скрывает только что подвергнутого страшным мучениям человеческого тела. Но это кажущаяся безысходность одновременно – начало первой победы над смертью. Глубину этого величайшего события человечеству еще предстоит осознать.
Главный шедевр капеллы находится внутри ограждения перед главным алтарем, расположенным в месте явления чудотворного образа.
Слева алтарной арки можно увидеть статую Pudizia («Целомудрие»), созданную Антонио Коррадини в год своей смерти в 1752 г. В левой руке она держит разбитую мраморную плиту с эпитафией. Это – надгробный памятник матери Раймондо де Сангро, умершей в 20-летнем возрасте вскоре после его рождения.
В статуе очевиден фирменный почерк Коррадини – виртуозное отображение ткани на теле (не забудем, что скульптор приложил руку и к «Христу в плащанице»). Покрывало как бы скрывает от Раймондо женщину, подарившую ей жизнь ценой своей собственной. Боль сына от невозможности общения с матерью подчеркнута в рельефе пьедестала, на котором воскресший Христос запрещает прикасаться к нему Марии Магдалене.
Семейная драма Раймондо де Сангро аллегорически отображена и в скульптурной композиции напротив – Disinganno («Избавление от чар»), созданной Франческо Квироло.
Человек, разрывающий накинутую на него сеть с помощью ангела – Антонио де Сангро, отец Раймондо. Горе от смерти юной жены он пытался заглушить разгульной жизнью, символ которой – сеть. Впоследствии он раскаялся и стал священником. Тема избавления от грехов подчеркнута рельефом того самого Джузеппе Санмартино в основании памятника, на котором изображено исцеление Христом святого. Особое восхищение в скульптуре вызывает ажурная сеть, выполненная из пемзы.
Сложные аллегории и символы, включая масонские, скрыты и в других, менее известных, скульптурах капеллы. Воздвигнув монументальные памятники своим родителям, а также жене и другим родственникам, Раймондо де Сангро для себя предусмотрел гораздо более скромную гробницу, Эпитафия на ней вытравлена изобретенным князем химическим составом. В капелле можно видеть и другие изобретения князя. Некоторые фрески капеллы сохранили первоначальную свежесть: состав их красок был придуман князем.
Есть в капелле еще одна диковинка в крипте, к сожалению, бросающая тень на репутацию князя. Там выставлены тела мужчины и женщины, мумифицированные под руководством князя. Поразительно, что сердце, артерии и вены непонятным образом сохранены в прижизненном виде. Согласно легенде, им перед смертью князь дал выпить напиток, превративший сосуды в камень. Если это так, то нетрудно представить себе их предсмертные мучения.
Часы работы: 10–18:30, кроме вторника.
Билет стоит 7 EUR.
Проезд: на метро линии 1 до станций Universita или Lante или автобусом R2 до остановки Corso Umberto I.
Монастырь Санта-Кьяра
Basilica di Santa Chiara с прилегающим монастырем названа в честь св. Клары Ассизской. Церковь, колокольня и монастырь кларисок был построен в XIV в. королем Робертом Мудрым как усыпальница Анжуйской монархической династии. Готическое строение в XVII в. было перестроено в стиле барокко. Здание было воссоздано после уничтожения бомбардировками последней войны. Оно изображено на серебряной монете достоинством 5 евро, выпущенной в рамках серии «Искусство Италии».
Большую художественную ценность представляет потрясающей красоты декорированный майоликой клуатр, созданный Доменико Антонио Ваккаро в 1739 г. Сюжетами изразцов скамей и колонн в обрамлении апельсиновых и лимонных деревьев, стали пейзажи, сцены из древней мифологии и повседневной жизни горожан и монастыря.
Билет в монастырский двор, открытый с 9:30 до 17:30 (в воскресенье — до 14:30), стоит 6 EUR.
Проезд: по линии L1 метро до станции Dante.
Дворцы и замки
Королевский дворец
Palazzo Reale di Napoli служил резиденцией монархам существовавшего в 1816–61 гг. Королевства обеих Сицилий, столицей которого был Неаполь. Нынешнее сооружение – результат перестройки в середине XVIII в. существовавшего с XVII в. дворца, первоначально предназначавшегося для испанских королей (Неаполь тогда принадлежал Испании). В фасаде выделяются восемь выразительных фигур правителей королевства и небольшая колокольня с часами.
Садовые ворота Королевского дворца украшают две копии статуй укротителей коней с петербургского Аничкова моста, подаренные Фердинанду II российским императором Николаем I.
Путешественники, ограничивающиеся внешним осмотром дворца, лишают себя возможности увидеть потрясающие интерьеры дворца под стать ватиканским.
Часть роскошных помещений дворца на втором этаже стали экспонатами Il museo appartamenti storici (Музея исторических апартаментов). Они украшены картинами выдающихся художников, среди которых Гверчино и Джордано. Один из залов дворца – La sala del trono (Тронный), представлен на нижней фотографии.
Другие впечатляющие помещения – Sala centrale, La Sala di Ercole, придворный театр, мраморная лестница, а также дворцовая капелла, в которой можно видеть алтарь необыкновенной красоты из бронзы и полудрагоценных камней.
В настоящее время большая часть здания отведена под Biblioteca Nazionale, в которой хранится и уникальное собрание переживших природный катаклизм папирусов Геркуланума.
Кастель-дель-Ово
Замок Castel dell’Ovo – средневековая крепость, расположенная на острове Мегариде Тирренского моря, соединяющимся с Неаполем узкой насыпью. Предполагается, что именно на нем греческими колонистами был заложен город Партенопея – предшественник Неаполя.
Первоначально на острове в I в. римским военачальником Лукуллом была построена вилла. В V в. римские императоры превратили ее в оборонительное сооружение. Затем столетиями на острове жили одни монахи сначала базилианского, затем бенедиктинского ордена. В XII в. основатель Сицилийского королевства Рожер II построил Кастель-дель-Ово для защиты Неаполя с моря. На мой взгляд, форма замка может вызывать ассоциации с яйцом только у людей с буйным воображением. Видимо, их в то время было немало.
Век спустя королевский двор переехал в Кастель-Нуово, а в «Замке Яйца» остались казна, королевский суд и тюрьма. Современных туристов в замок привлекают сохранившие древние стены IX в. и прекрасные панорамы Неаполя и залива со смотровых площадок. Те, кому повезет особо, могут встретиться с привидениями томившихся здесь узников.
Часы работы: с 9 до 19 (в субботу, воскресенье и праздники – до 14) часов.
Вход – бесплатный.
Проезд: автобусом C25 до остановки Via Partenope.
Кастель-Нуово
Замок Castel Nuovo был построен в конце XII в. королем Карлом Анжуйским, под властью которого в тот период находились Сицилия и Неаполь. Он должен быть стать королевской резиденцией в связи с переносом столицы Сицилии из Палермо в Неаполь. Однако изгнание французов в результате Сицилийской вечерни не позволило основателю вселиться в «Новый замок», названный так для отличия от существовавшего замка Кастель-дель-Ово. Альтернативное название замка – Maschio Angioino (Анжуйская крепость).
После этого замок, как и Неаполь в целом, сменил множество владельцев, перенес несколько осад, землетрясение, реконструкции. Современный вид в готическом стиле замок приобрел при испанцах в XVI в.: именно тогда были сооружены пять монументальных 55-метровых башен и построена беломраморная контрастирующая с ними Триумфальная арка (в честь вступления на престол Альфонса I) между двумя из них. По периметру крепостных стен устроены узкие платформы, обрамленные бойницами и зубцами.
Перестав быть королевской резиденцией, Кастель Нуово затем был крепостью, а сейчас является культурным центром. В нем функционирует Историческая библиотека и музей.
Внутри замка наиболее примечательны Cappella Palatina и Зал баронов, в котором вплоть до 2006 г. заседал городской совет. Название зала связано с историческим эпизодом: король Фердинанд I, зная о готовящемся баронами заговоре против него, пригласил их на пир, схватил и казнил.
Росписи Палатинской капеллы, называемой также церковью Санта-Барбара, некоторые исследователи приписывают Джотто. В Муниципальном музее представлены произведения искусства прежних столетий – картины, скульптуры, фрески. Выделяется внушительная коллекция серебряных изделий.
Билет стоит 5 EUR.
Проезд:
- автобусом 140 до остановки Piazza Municipio-maschio Angioino или Acton-molo Beverello;
- автобусами R1 и R2 до остановки Piazza Municipio-maschio Angioino или 151 и 154 до остановки Acton-molo Beverello;
- трамваями 1 или 4 до остановки Colombo-porto;
- на линии метро L1 до остановки Universita.
Кастель-Сант-Эльмо
Еще один средневековый замок-крепость Неаполя – Castel Sant’Elmo, расположен на холме Вомеро. Итализированное и трансформированное название происходит от существовавшей на этом месте церкви Сант-Эразмо (в честь Эразма Антиохийского). Замок был построен в XIV в., при правлении короля Роберта Анжуйского, как его дворец. При испанцах он был перестроен в оборонительную крепость. Нынешние контуры сооружение приняло в XVI в., но в конце столетия после взрыва пороха от удара молнии его пришлось восстанавливать.
В дальнейшем крепость приобрела известность как место заключения. В ней, в частности, содержался известный философ Томмазо Кампанелла, а много позже – лидеры восстания неаполитанских республиканцев. После объединения Италии Кастель-Сант-Эльмо около века был военной тюрьмой.
Сейчас здание крепости – исторический памятник и оригинальный культурный центр. На обширной верхней площадке замка Piazza d’Armi проводятся массовые театрализованные мероприятия. Здесь же расположен Museo Novecento, посвященный развитию Неаполя в XX в. Со стен замка открывается панорамный вид Неаполя, залива и Везувия.
Замок открыт в 8:30–19:30, а часы работы музея – с 9:30 до 17 часов.
Цена билета – 5 EUR.
Проезд: первой линией метро до станции Vanvitelli, затем автобусом V1 до остановки Largo San Martino.
Музей Каподимонте
Museo e Gallerie Nazionali di Capodimonte – художественный музей, расположенный в бывшей летней резиденции Бурбонов на территории городского Parco di Capodimonte.
Палаццо Каподимонте был построен в XVIII в. повелением короля Сицилии и Неаполя Карла VII. После брака его отца Филиппа V с наследницей рода Фарнезе Изабеллой в Неаполе оказалось великолепная художественная коллекция этой аристократической династии. Поэтому в строящейся летней резиденции предполагалось отвести место для нее. В музей Каподимонте вошли и другие частные собрания знатных семейств. В него также были перенесены картины из некоторых церквей с целью улучшения условий их хранения.
Итальянской коллекции музея Каподимонте могут позавидовать многие другие музеи. Ведь в нем можно увидеть произведения Боттичелли, Беллини, Тициана (на фотографии – его «Даная»), Рафаэля, Корреджо, Джордано и других.
Представлены также испанские живописцы Эль-Греко и Гойя. Кроме живописи, экспонируются фарфор, гобелены, раритеты, плакаты, оружие.
Часы работы: 8:30–19:30, кроме среды.
Стоимость билета – 10 EUR.
Самый удобный способ добраться – воспользоваться специализированным автобусом-шаттлом Citysightseeing Napoli. В стоимость его билета в 12 EUR входит проезд туда/обратно и осмотр музея. Этот автобус ежедневно, кроме среды, ежечасно отправляется от Piazza Triste и Trento/Teatro San Carlo. Проезд обычным общественным транспортом требует пересадки: сначала метро Linea 1 до станции Museo, затем автобусом C63 до остановки Porta Grande/via Capodimonte или автобусами 168 и 178 до остановки Porta Piccola/via Miano.
Заключение
Неаполь, привыкший жить на вулкане в прямом смысле слова – гремучая смесь природных красот, архитектурных шедевров исторического центра, большая часть которого входит во всемирное наследие человечества, далеко не всегда чистых улиц с развешанным сушиться бельем, религиозного рвения, родина прекрасных песен, пиццы и множества виртуозов-карманников.
Смотрите также статьи по теме: