Венеция: достопримечательности за один день
Venezia – административный центр одноимённой области и провинции. Название города произошло от племени венетов, заселявших эту местность в период античности. Наибольшего расцвета город достиг в тысячелетие существования могущественной морской и торговой державы – Венецианской республики.
Венеция расположена на северном побережье Адриатического моря, в основном на островах его Венецианской лагуны. Они соединяются множеством мостов. Исторический центр города с множеством культурных достопримечательностей, вместе с лагуной – объект Всемирного наследия.
Естественно, что в таком необычном городе присутствуют несколько видов водного транспорта. Наиболее востребованы демократичные по цене речные трамвайчики «вапоретто». Индивидуальные речные такси дороже, но гораздо быстроходнее. Классическая гондола – самый затратный вариант: час её аренды обойдётся не менее 80 EUR. Путешественники вообще должны иметь в виду, что Венеция – город не из экономных.
К сожалению, прекрасной Венеции угрожает исчезновение. Сваи, на которых построены дома, дворцы и церкви, медленно, но неуклонно оседают. Погружению в воду способствовала существовавшая ранее практика забора артезианских вод. Свою роль играет тяжесть наземных объектов города и регулярно повторявшиеся наводнения. К реализующемуся сейчас проекту изоляции Венецианской лагуны от приливов Адриатического моря посредством дамб ряд учёных относится скептически.
Дата основания Венеции: | 421 год. |
Численность населения: | 264919 человек (2019 г.) |
Площадь: | 414 км² |
1. Архитектурный ансамбль площади Сан-Марко
1.1. Собор Сан-Марко
1.2. Кампанила
1.3. Дворец дожей
1.4. Часовая башня
1.5. Библиотека Сан-Марко
1.6. Прокурации и Ала Наполеоника
1.7. Колонны святых Марка и Теодора
2. Достопримечательности вдоль Гранд-канала
2.1. Ка-д’Оро
2.2. Ка-Реццонико
2.3. Ка-Фоскари
2.4. Галерея Академии
2.5. Мост Риальто
2.6. Санта-Мария-делла-Салюте
3. Музей стекла
4. Заключение
Архитектурный ансамбль площади Сан-Марко
Piazza San Marco – центральная площадь Венеции. К ней относится и Piazetta – пространство от Гранд-канала до колокольни. История площади Сан-Марко восходит к небольшой площадке IX в. перед одноимённым собором. Свои нынешние размеры площадь приняла в XII в.
Архитектурный ансамбль площади состоит из следующих строений:
- Собор Сан¬-Марко;
- Кампанила собора;
- Дворец дожей;
- Часовая башня;
- Библиотека Сан¬-Марко;
- Прокурации и Ала Наполеоника;
- Колонны святых Марка и Теодора.
Собор Сан-Марко
Basilica di San Marco – кафедральный собор в Венеции с 1807 г., имеющий статус патриархальной базилики (промежуточный между папской и малой). В выстроенном в византийском стиле соборе хранятся мощи покровителя города – апостола и евангелиста Марка, а его символ – крылатый лев, изображён на городском флаге и гербе.
Первая церковь на этом месте была построена в IX в. специально для хранения перевезённых из Александрии мощей захороненного там апостола Марка. Двум венецианским купцам – Буоно и Рустико, удалось убедить александрийских монахов – хранителей мощей, отдать их им во избежание возможного поругания захватившими власть в городе мусульманами. Мощи были положены в большую корзину, сверху покрытую свиными тушами. Мусульманская таможня, естественно, не прикоснулась к тушам «нечистых животных», а купцы благополучно вернулись в Венецию.
Мозаики арок четырёх боковых порталов нынешней базилики иллюстрируют описанные события. Они были созданы в XIII, XVII и XVIII вв. Тема мозаики арки центрального портала – «Явление Христа Судии».
Современная базилика на месте сгоревшей прежней была построена во второй половине XI в. За образец для пятиглавой церкви был взят константинопольский храм Апостолов. В последующие столетия церковь расширялась и украшалась. Нынешний вид фасад церкви принял к концу XV в. Преобладающий византийский стиль здания, очевидный в пяти огромных куполах и мозаиках, гармонично сочетается с античными колоннами, готическими башенками и стрелами и восточной пестротой.
Ряд ценных деталей – военные трофеи крестоносцев из Константинополя. Это, в частности, четыре бронзовых позолоченных коня, созданных великим греческим скульптором Лисиппом. Других его конных скульптур не сохранилось.
Другие трофеи – византийский «Золотой алтарь» Pala D`Oro, и икона X в. «Мадонна Никопея» – предмет христианского паломничества. Как видно на фотографии, собор венчает статуя апостола Марка, под которым находится крылатый лев – символ евангелиста и города.
Интерьер собора ошеломляет «Золотой мозаикой». Так называют многоцветную мозаику, выложенную на листовом золоте площадью 4 тысячи м2.
Под престолом главного алтаря за решёткой находится рака с мощами св. Марка. Над алтарём установлен тот самый золотой иконостас Pala D`Oro длиной 2,5 и высотой 3,3 м. Он состоит из 80 эмалевых миниатюр на новозаветные темы, инкрустированных тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.
Часы её работы сильно зависят от месяца, колеблясь в пределах от 8:30–9:30 до 16–21:30.
Адрес: Piazza San Marco, 328.
Кампанила
Campanile di San Marco – отдельно стоящая колокольня собора высотой 98,6 м. С IX в. на этом месте была сторожевая башня, выполнявшая также функции маяка. Шахта башни также использовалась как пыточная камера и, даже, место казни уличённых в гомосексуализме священников. Может, поэтому их было гораздо меньше, чем в наше время?
Тогда же к ней со стороны базилики пристроили лоджетту – открытую галерею, считающуюся самостоятельной достопримечательностью. В ней размещалась охрана Дворца дожей. Трёхарочная лоджетта украшена террасой с балюстрадой, барельефами над арками и статуями.
В 1902 г. колокольня обрушилась, к счастью, без жертв. Она была восстановлена за 10 лет. Кампанилу венчает установленный в XVI в. шпиль с позолоченным двухметровым флюгером, изображающим архангела Гавриила.
В верхней части, рядом с пятью колоколами, расположена площадка обозрения. Над ней на аттике закреплены крылатый лев и женские аллегорические изображения Венеции и Правосудия.
Путешественники, оказавшиеся в городе во время Венецианского карнавала, имеют возможность посмотреть «Полёт ангела». От верха колокольни до базилики протягивается канат, по которому на металлических кольцах съезжает подготовленная к такому трюку женщина.
Дворец дожей
Нынешнее здание Palazzo Ducale было сооружено в XIV или XV вв. на месте более ранней постройки IX в. Автором проекта здания предположительно был Филиппо Календарио. В 1577 г. часть дворца сгорела, и её восстановлением занялся архитектор Антонио де Понти, автор моста Риальто (см. ниже). В огне погибли росписи внутренних помещений, сделанные Джорджоне. К счастью, их восстановлением занялись не менее искусные мастера – Веронезе и Тинторетто.
Как явствует из названия, Дворец дожей был резиденцией выборных глав Венецианской республики. В нём размещались Большой совет и сенат, Верховный суд, Тайная полиция, другие административные органы и даже тюремные помещения. Они известны тем, что убежать из них смог единственный узник – Джакомо Казанова.
С балкона дворца дож обращался к народу, а причалившие к дворцу иностранные делегации оказывались у ног правителя. Именно с этого балкона было провозглашено вхождение Венеции в Итальянское королевство. Над балконом – стрельчатое окно, скульптура одного из дожей с символом Венеции и статуя Правосудия.
Восточный фасад здания выглядит несколько непривычно: массивная верхняя часть покоится на ажурных арках, а не наоборот. В аркадной галерее первого этажа удобно укрыться от жаркого южного солнца. А галерея второго этажа – крытый балкон для дворцовых помещений. Приглядевшись, можно заметить, что его девятая и десятая колонны имеют красноватый оттенок, что неслучайно: между ними оглашались смертные приговоры.
От Дворца дожей к собору Сан-Марко можно пройти через беломраморные Porta della Carta, построенные архитекторами братьями Джованни и Бартоломео Бон в 1442 году по приказу дожа Франческо Фоскари. Считающиеся парадными, готические «Бумажные врата» представляют собой стрельчатую арку, увенчанную аллегорической статуей Правосудия. Под ней находится изображение коленопреклонённого дожа-заказчика перед крылатым львом. Название врат связывается с находившимся поблизости архивом или писцами, составлявшими для горожан документы.
Porta della Carta ведут также во внутренний двор Дворца дожей. Выходящий во двор фасад с мраморными аркадами и античными статуями не менее великолепен. Во дворе сохранились древние колодцы с лучшей по качеству водой города.
В основные залы дворца ведёт спроектированная архитектором Якопо Сансовино лестница, декорированная позолоченной лепниной, и называемая Золотой. Со стороны внутреннего двора во дворец ведёт не менее знаменитая «Лестница Гигантов» (в правой части фотографии), названная так по установленным на её верху огромным мраморным статуям Нептуна и Марса.
Залы Дворца соперничают великолепным убранством и отделкой. Особо выделяется зал Большого совета – крупнейшее в мире помещение с безопорным потолком. На заднем плане – грандиозная картина Тинторетто «Рай» размерами 22*7 м. А потолок покрыт фресками Паоло Веронезе, среди которых – «Триумф Венеции». В Большом зале высечены имена всех дожей, кроме казнённого Марино Фальера.
Как указывалось выше, во Дворце дожей располагался и суд. С течением времени для узников построили отдельную тюрьму рядом. После вынесения приговора осуждённых препровождали в неё по Ponte dei Sospiri. Его назвали «Мостом Вздохов» ведомых в тюрьму.
Режим работы музея: вторник – воскресенье с 8:30 до 19 часов в апреле – октябре и до 17:30 в ноябре – марте. Цена билета в 20 EUR не представляется завышенной с учётом потрясающих залов Дворца. По этому билету можно также посетить Музей Коррер, Археологический музей и Библиотеку.
Часовая башня
Построенная в конце XV в. башня Torre dell’orologio – архитектурный памятник Раннего Возрождения. К тому времени городские часы церкви Сан-Марко практически вышли из строя, и власти решили иметь новые, поручив их создание отцу и сыну Раньери. Часы и несущая их башня, авторство которой приписывается архитектору Мауро Кодуччи, должны были быть видны входящим в лагуну кораблям.
Нижние два этажа башни оформлены в виде арки, ведущей на улицу Merceria, связывающую площадь Сан-Марко с историческим и коммерческим кварталом Риальто.
Террасу вершины башни украшают связанные фигуры молодого и старого пастухов, бьющих молотами по колоколу. Они символизируют неуклонное течение времени. Количество ударов каждого равно наступившему часу. Удары олицетворяющего прошлое старика чуть опережает наступивший час, а молодого – запаздывает относительно него.
Ниже изображён традиционный крылатый лев с открытой Библией – символом мира и спокойствия. Ещё ниже, в галерее над часами – сидящая Богородица с Младенцем. По обе стороны от Них на красивых ультрамариновых панелях часов римскими цифрами показаны часы, а арабскими – минуты. В неделю, следующую за Богоявлением и Вознесением, из дверных проёмов панелей вместо цифр появляются ведомые ангелом три волхва, проходящих, преклоняясь, перед Девой Марией и Младенцем.
Собственно часы представляют собой неподвижный циферблат, разбитый на 24 деления, пронумерованные римскими цифрами. Внутри него расположены два подвижных круга с движущимися знаками зодиака и луной и звёздами. Золотая стрелка, изображающая солнце, идентифицирует текущий знак зодиака и положение Луны.
С противоположной стороны башни также есть часы, правда, более простые. В последующие после постройки столетия часы и башня многократно ремонтировались и реставрировались.
Часы работы: 10–16.
Цена билета –12 EUR. Террасу башню можно посетить только в составе экскурсионных групп четырежды в день. Их участники, как правило, заказывают экскурсию заранее на веб-сайте Часовой башни. Если повезёт, билеты можно будет купить и в кассах музея Коррер по адресу San Marco, 52.
Библиотека Сан-Марко
Начало коллекции Marcianao – национальной библиотеки св. Марка, положил кардинал Бассано, в 1468 г. подаривший городу своё собрание книг и рукописей. Ещё ранее это сделал Петрарка, но через некоторое время следы обеих коллекций оказались потеряны. После обнаружения собрания Боссано Сенат Венецианской республики в 1538 г. постановил возвести специальное здание библиотеки напротив Дворца дожей.
Проект поручили известному архитектору Якопо Сансовино.
Но тут его поджидала неудача. В процессе строительства в 1546 г. обрушились импозантные своды читального зала. Без жертв не обошлось, а архитектора арестовали. Его удалось вызволить благодаря вмешательству ряда деятелей культуры, среди которых был Тициан. Архитектора, однако, обязали восстановить своды за свой счёт, что он и сделал. После смерти работы продолжил ученик Сансовино Винченцо Скамоцци.
Фасад Библиотеки с двумя рядами аркад с колоннами выдержан в ренессансном стиле и хорошо гармонирует с Дворцом дожей.
Залы Библиотеки украшают картины Тициана и других итальянских художников XVI–XVII вв. Для росписи «Золотого зала» власти отобрали семь художников. По совету Тициана, в их число включили и Веронезе. Именно его росписи стали лучшими, за что молодой мастер в 1557 г. получил почётную золотую цепь, которую ему вручил Тициан.
Ныне в фондах библиотеки хранятся полмиллиона книг, в числе которых около трёх тысяч первопечатных, и 13 тысяч рукописей.
Прокурации и Ала Наполеоника
Прокурациями называются здания на площади Сан-Марко, построенные как рабочие помещения для высокопоставленных чиновников – прокураторов, и их административного аппарата.
Procurate Veccia были возведены в XV–XVI вв. по проекту архитектора Мауро Кодуччи. Старые Прокурации представляют собой длинное трёхэтажное здание с двумя рядами лоджий. Оно соседствует с Часовой башней. Сейчас на первом этаже размещены магазины.
Ещё дольше сооружались Procurate Nuove, спроектированные Винченцо Скамоцци. Начатое в конце XVI в. строительство закончилось в следующем столетии. Это здание сейчас занимают музеи – Museo Correr и Археологический. Музей Коррера назван в честь коллекционера, завещавшего городу свою художественную коллекцию.
На первом этаже функционирует старейшее итальянское Caffе Florian, основанное ещё в 1720 г. Чашка кофе в музыкальном сопровождении стоит в нём 16 EUR. Естественно, что большая часть этой цены – плата за бренд.
В период наполеоновской оккупации здания Старых и Новых Прокураций были соединены Ala Napoleonika (крылом Наполеона), служившим протяжённым бальным залом.
Колонны святых Марка и Теодора
Две гранитные колонны – Colonne di San Marco e San Todaro, установлены у Canal Grande на Piazetta, примыкающей к площади Сан-Марко Piazetta. В конце XI в. Венеция в качестве военных трофеев своего флота получила три огромные стотонные гранитные колонны. При разгрузке одна из них затонула в лагуне. Две другие пролежали на берегу почти столетие, после чего инженер Никколо Бараттьери установил их в вертикальное положение.
Левую колонну венчает бронзовый символ Венеции. Происхождение скульптуры крылатого льва затерялось в истории. Большинство исследователей считает её не венецианской, а переделкой восточного изделия. В 1797 г. по приказу Наполеона бронзовый лев был демонтирован и перевезён в Париж. Впоследствии его возвратили Венеции, но при обратной перевозке из Парижа скульптура разбилась на 84 фрагмента. Её пришлось собирать по кусочкам, заменяя недостающие фрагменты латунными и свинцовыми. Более качественная реставрация была проведена в конце XX в., после которой льва поместили в гондолу.
Вторая колонна увенчана мраморной скульптурой с копьём великомученика Федора Тирона (св. Теодора) – копией оригинала, хранящего во Дворце дожей. Эта статуя также считается составной переделкой двух привезённых из Константинополя изделий. Изображённый у ног святого крокодил – символ морского могущества Венеции. До переноса в Венецию мощей св. Марка св. Теодор считался главным покровителем города. И в настоящее время Венеция – центр его почитания.
Для многих туристов с колонн начинается знакомство с архитектурным ансамблем площади Сан-Марко. Но столпы помнят и другие времена, когда между колоннами проводились казни. В частности, здесь был казнён предполагаемый архитектор Дворца дожей Филиппо Календарио, который, увы, оказался замешанным в заговоре дожа Марино Фальери.
Достопримечательности вдоль Гранд-канала
Canal Grande – самый большой венецианский канал длиной 3,8 км, шириной – 30–70 и глубиной 5 м. Начинаясь у железнодорожного вокзала, он в форме латинской буквы S проходит через весь город. Гранд-канал – центральная транспортная водная магистраль Венеции с берегами – зданиями вдоль канала. Все они построены на сваях и имеют два выхода – на канал и, противоположный, на сушу. Несмотря на название, канал не рукотворен: он образовался из существовавшего мелкого протока.
Гранд-канал пересекают четыре моста – Ponte dell’Academia, Ponte Rialto, Ponte della Costituzione и Ponte degli Scalzi. Для переправы на другой берег в отдалённых от этих мостов местах можно воспользоваться traghetto («переправа»). Она осуществляется в отмеченных местах на большой гондоле за 2 EUR.
Вдоль Гранд-канала расположены многочисленные дворцы и церкви, построенные в период процветания Венецианской республики. Их количество вызывает ассоциации с кварталом дворцов Палацци-дей-Ролли другой средневековой республики – Генуэзской.
Водная прогулка на вапоретто, речном такси или гондоле по Гранд-каналу – одно из главных венецианских впечатлений. Наиболее яркой такая обзорная экскурсия получается в закатные и вечерние часы. Наибольшей популярностью пользуется маршрут № 1 «вапоретто», начинающийся у железнодорожного вокзала Санта-Лючия, и заканчивающийся на площади Сан-Марко. Описание 61 строения по обе стороны канала можно прочитать в статье, а основные сведения о дворцах – тут.
Некоторые заметные сооружения вдоль канала рассматриваются ниже. Несмотря на своё великолепие, наиболее употребительные названия дворцов начинаются с Ca(sa), что означает «дом», а не «дворец». А палаццо в Венеции всегда именуют Palazzo Ducale.
Ка-д’Оро
Готический Ca’ d’Oro («Золотой дом»), называемый также Палаццо Санта София, был построен в первой половине XV в. по заказу аристократа Марино Кантарини архитекторами отцом и сыном Бон. Название объясняется обилием использованного при первоначальной облицовке сусального золота.
В дальнейшем дворец принадлежал многим частным владельцам. При одной из них – прославленной балерине XIX в. Марии Тальони, он подвергся существенной перестройке. Последний владелец – барон Джорджо Франкетти, постарался вернуть Ка-д’Оро исторический облик. После его смерти Дворец вместе с собранием живописи барона перешёл в собственность государства.
Ступени входного портика уходят в воды канала. Лоджии, особенно второго этажа, нарядно декорированы.
Внутри выделяется внутренний дворик с напоминающими ковры мозаичными полами, галереей, мраморным колодцем и лестницей на второй этаж.
В галерее представлена большая коллекция итальянской (включая Тициана) и голландской (включая Ван Дейка) живописи, настенные ковры с библейскими сюжетами, старинная мебель. С его балконов открывается одна из лучших панорам Гранд-канала.
Стоимость посещения – 6 EUR. В первое воскресенье месяца вход свободный. Проезд» «Вапоретто» № 1 до одноимённой остановки.
Ка-Реццонико
Дворец Ca’ Rezzonico, начал строиться в конце XVII в. для торгового семейства Бон. Архитектор Бальдассаре Лонгена до своей смерти успел закончить два этажа здания. Первый из них предназначался для торговых и складских помещений, а на втором были жилые покои. В середине XVIII в. их приобрёл Джамбаттиста Реццонико, поручивший архитектору Джорджо Массари завершить здание, что и было сделано.
Тыльный фасад приобрёл нарядный вход, парадную лестницу и бальный зал на третьем этаже. Для отделки дворца были привлечены известные итальянские художники. Их фрески хорошо сохранились.
Вскоре после постройки дворца один из рода Реццонико – Карло, стал Папой Римским Клементом XIII. После угасания рода Реццонико дворец сменил несколько владельцев, пока последний из них не продал здание городским властям, которые отвели его под музей.
Главная достопримечательность Дворца – его великолепный Бальный зал.
Интересны также и другие залы – Тронный, Дамский, Приёмов, Лазарини. Тронный зал получил название благодаря находящемуся в нём золочёному трону в стиле рококо работы Антонио Коррадини.
C 1936 г. во дворце функционирует музей Венеции XVIII в. Он работает в среду – понедельник с 10 до 17-18 часов.
Ка-Фоскари
Ранее на этом месте был довольно заметный представительский «Дом двух башен». Ca’ Foscari был построен в середине XV в. по проекту архитектора Бартоломео Бона для дожа Франческо Фоскари. Однако после смерти высланного из Венеции за коррупцию сына, Франческо Фоскари подал в отставку, через неделю после которой – умер. Именно эту неделю отставной дож и прожил в Ка-Фоскари.
В следующие после постройки столетия дворец часто перестраивался и реставрировался.
Готический дворец Ка-Фоскари – один из самых больших в Венеции. Размеры его внутреннего двора уступают только Дворцу дожей. В фасаде, прежде всего, обращают на себя внимание многочисленные окна. Типичные для венецианских строений арочные галереи декорированы четырёхлистниками и другими растительными орнаментами. Они навевают некоторые ассоциации с Дворцом дожей. В центре мраморного фриза над окнами третьего этажа изображён шлем – символ военной власти дожа. По обе стороны от него – гербы рода Фоскари.
Внутри дворца есть несколько интересных помещений, в которых можно увидеть фрески XV в., и лепнину XVI в. Самый примечательный зал дворца был переименован в честь одного из его преподавателей – профессора Марио Барато. В настоящее время дворец занимают несколько факультетов одноимённого университета.
Тем не менее, в определённые часы по дворцовым интерьерам проводятся экскурсии на итальянском или английском. В понедельник и среду они начинаются в 14:15, а во вторник, четверг и пятницу – в 11:30. Для участия в ней следует обратиться в офис связи с общественностью университета, находящийся на первом этаже.
Галерея Академии
Gallerie dell’Accademia – музей венецианской живописи XIV–XVIII вв., функционирующий в городской Академии изящных искусств, расположенной близ одного из мостов через Гранд-канал. Академия была создана в середине XVIII в. по инициативе художника Пьяцетты. Собрание Галереи Академии размещено в здании бывшего монастыря XVI в.
Один из её залов, предназначенный для временных выставок, занимает часть церкви XV в. Санта-Мария-делла-Карита. В остальных 24 залах Галереи представлены картины выдающихся венецианских живописцев, среди которых Тициан («Взятие на небо Богоматери», «Пьета»), Тинторетто (цикл «Чудо святого Марка»), Беллини («Мадонна на троне»), Веронезе («Пир в доме Левия»), Карпаччо («История Святой Урсулы») и другие.
Часы работы: с 8:15 до 19:15 (в понедельник – до 14) часов.
Цена билета – 12 EUR. За билетами нередки внушительные очереди, поэтому рекомендуется заказать их предварительно на сайте.
Проезд: «вапоретто» № 1 до остановки Ponte dell’Accademia.
Мост Риальто
Самый старый мост через Гранд-канал – Ponte di Rialto, расположен в его самой узкой части. Название мосту дал находящийся рядом одноимённый рынок – средневековый торговый центр города. Предшественники каменного моста – понтонная переправа XII в. и деревянный мост XVI в., сгорали и рушились. Объявленный в том же столетии конкурс на лучший проект каменного моста выиграл безвестный тогда архитектор Антонио де Понте, опередивший самого Микеланджело. Возможно, победителю помогла его фамилия? Как бы там ни было, вопреки прогнозам злопыхателей, мост благополучно дожил до наших дней. До середины XIX в. он был единственным мостом через Гранд-канал.
В арочных галереях моста, облицованных мрамором и барельефами, размещены 24 лавки, в которых продаются сувениры, кожаные и ювелирные изделия. С центрального портика открывается прекрасный вид на Гранд-канал.
Будьте внимательны: оживлённый мост с множеством туристов высоко ценят и местные карманники.
Санта-Мария-делла-Салюте
В 1630-31 гг. в Венеции свирепствовала эпидемия чумы, унёсшая жизни 100 тысяч жителей. Оставшееся население во главе с городскими властями собралось на массовую молитву Деве Марии с просьбой отвести бедствие от города. Эпидемия действительно прекратилась, и в знак благодарности началось строительство церкви по проекту архитектора Бальтазара Лонгена. Однако он не увидел своё творение. Сооружение Basilica di Santa Maria della Salute («Спасительницы»), расположенной на Гранд-канале напротив Дворца дожей, завершилось лишь спустя полвека.
Церковь построена в канонах барокко. Центральный полусферический купол посажен на 16-гранный барабан, большие окна которого снаружи украшены арками. Миниатюрная копия купола установлена внутри церкви над алтарём. Фасад декорирован скульптурными композициями, колоннами, барельефами и пилястрами. Центральный вход – подобие триумфальной арки.
Картинам, украшающим интерьер собора, могут позавидовать многие музеи мира: ведь среди них – пять полотен Тициана, три произведения Джордано и картина Тинторетто. Очень красив мраморный пол с геометрическим орнаментом.
В центральной части скульптурной композиции над алтарём изображена Дева Мария с Младенцем. Слева от ней – аллегорическая статуя Венеции, а справа – изгоняемая из города старуха-чума. Ниже – византийская икона «Мать-спасительница».
Ежегодно 21 ноября базилика становится центром праздника в честь избавления Венеции от чумы. В этот день к церкви можно добраться не только по воде, но и по оригинальной переправе из плотно поставленных гондол, покрывающих водное пространство Гранд-канала от Дворца дожей до базилики.
Музей стекла
В раннее Средневековье деревянные здания Венеции, как и других городов, часто страдали от пожаров. Для минимизации их числа городские власти в конце XIII в. переселили местных стеклодувов с их огнеопасными печами на автономный остров Мурано. Венецианским умельцам удалось разработать передовые для тех времён технологии: сверхтонкого и кристаллического стекла, смальты (эмалированного стекла), авантюрина (стекла с золотыми нитями), стекла «стакан молока».
Преуспевшие в своём ремесле стеклодувы стали уважаемыми гражданами. Сами ремесленники получили привилегию носить мечи, а их дочери нередко выходили замуж за знатных граждан.
С 1861 г. в бывшей епископской резиденции Palazzo Giustinian Murano функционирует интересный Museo del Vetro, рассказывающий о традициях местных стеклодувов.
Ещё по дороге в музей оригинальные изделия из стекла можно встретить на улицах острова Мурано.
Есть на что посмотреть и в музее.
Режим работы: четверг – вторник с 10 до 17–18 часов.
Билет стоит 8 EUR.
Проезд из центра Венеции (плошади Сан-Марко) – «вапоретто» 4.1. до остановки Murano Faro.
Оттуда практически все туристы направляются к Музею стекла, так что заблудиться нереально. Но ближайшая к музею остановка «вапоретто» иная – Murano Museo.
Заключение
Венеция – один из главных центров не только итальянского, но и мирового туризма. В настоящей статье были рассмотрены самые главные достопримечательности этого удивительного города.
Смотрите также статьи по теме: