Владимир: достопримечательности, что посмотреть за один день
Былая слава престольного града Владимира ушла в прошлое, его святыни пребывают в новых столицах России. Но здесь остались потрясающие просторы Залесской Руси – щемящие душу, как и во времена Владимира Святого, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского. Белоснежные камни соборов уносят в глубину веков – к истокам нашей культуры. Окунуться в историю, почувствовать свои корни и обрести внутреннее спокойствие – самое лучшее, что может дать современный Владимир гостям, заглянувшим сюда на день.
Дата основания Владимира: | 990 г. |
Население города: | 356 168 чел. (2017г.) |
Площадь города: | 137 км² |
1. Наследие ЮНЕСКО в городе Владимире
1.1 Успенский собор
1.2 Дмитриевский собор
1.3 Соборная площадь
2. Большая Московская улица в городе Владимире
2.1 Печерский город
2.2 Торговые ряды
3. Золотые ворота — символ города Владимира
4. Водонапорная башня
5. Патриарший сад
Наследие ЮНЕСКО в городе Владимире
История Владимира как столицы Руси началась не в самом городе, а в 10 км от него — в Боголюбово, где в 1155 г. неожиданно встали кони, везшие из Киева икону Божией Матери. Ночь, проведенная в молитве, послужила откровением для князя Андрея Боголюбского, стала поворотным пунктом в истории Владимира-на-Клязьме. В этом городе повелела Богородица оставить свой образ. С 1160 г. икона стала называться Владимирской, а сам город превратился в столицу. Князь Андрей не пожалел средств и сил для её обустройства: три архитектурных шедевра XII века только в самом Владимире входят сегодня в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Успенский собор – главный храм Владимирской Руси
Собор для чудотворной иконы вознесся на береговой круче реки Клязьмы в 1158 году. Храм был построен по византийским канонам, но русские мастера внесли во внешнее оформление неповторимый колорит и сотворили шедевр. Здание выделяется ослепительной белизной на фоне окружающей природы.
Больше нигде, кроме как в Залесской Руси, не строили храмы из белого камня – это был очень дорогой и трудоемкий для обработки материал. По высоте Успенский собор превосходил все постройки Руси, включая Софийские соборы Киева и Новгорода. Устремленность ввысь усиливали архитектурные приемы: пилястры – вертикальные рельефные полосы, разделяющие монолитные фасады; закомары – полукруглые завершения стен. Изящество и легкость постройке придают аркатурный пояс, высокие окна-бойницы, золотые купола, венчающие белоснежные резные барабаны.
Для внутренней отделки князь Андрей пригласил лучших мастеров Европы, но главным сокровищем Успенского собора являлась чудотворная икона Владимирской Богоматери. Она освящала своим присутствием храм, престольный город, всю Северо-Восточную Русь. В 1395 году, когда опасность нависла над новой столицей, святыня покинула Владимир и обосновалась в Москве.
Успенский собор пережил несколько пожаров, в 1238 году татаро-монголы подожгли его вместе с жителями – люди задохнулись в дыму, но собор выстоял. К его возрождению приложил свою руку Андрей Рублев, на западной стене храма сохранилась фреска Страшный суд, принадлежащая его кисти.
Пленительный вид на русские просторы открывается со смотровой площадки Успенского собора: древний город Владимир ведет здесь неслышный разговор с сердцем каждого своего гостя. Рядом находится памятник князю Владимиру Красное Солнышко. Летописи упоминают, что в 990 году Креститель Руси основал на берегу реки Клязьмы город и назвал его своим именем. А правнук Владимир Мономах в 1108 году укрепил город крепостными стенами и построил кремль-детинец, это место находится к востоку от Успенского собора.
Дмитриевский собор – домовая церковь Всеволода Большое гнездо
От Успенского собора через парк Липки ведет дорожка к храму в честь великомученика Дмитрия Солунского – покровителя князя Всеволода Юрьевича. Однокупольный Дмитриевский собор был построен в 90-е годы XII века – здесь молилась только семья князя. Во внешней отделке находим все приемы архитектуры Северо-Восточной Руси, но самый замечательный из них – каменная резьба на фасадах собора.
Стены собора имеют три яруса. Нижний – гладкий, при жизни князя Всеволода нижняя часть была занята галереями и лестничными пролетами, по которым можно было подниматься и рассматривать сюжеты верхних ярусов. Среднюю часть стен занимает аркатурный пояс, разделяющий земную часть храма от небесной, наполненной символическими сюжетами.
Южный фасад покрывают детали популярного средневекового сказания «Вознесение Александра Македонского», на противоположной северной стене изображен сам князь Всеволод со своим «большим гнездом» — пятью сыновьями. Резьба на западной стороне посвящена подвигам Геракла.
Во всех сюжетах присутствует фигура царя Давида-псалмопевца. По мнению некоторых исследователей, резьба Дмитриевского собора – грандиозная иллюстрация 150-го псалма Давида «Всякое дыхание да славит Господа». Львы в этой каменной поэме символизируют государственную власть, птицы – семейную жизнь, фантастические животные олицетворяют сущности духовного мира. Созерцание дивного храма дарит эстетическое наслаждение многим поколениям русских людей и приводит в восхищение иностранцев.
Соборная площадь
Пространство перед знаковыми храмами организовано в Соборную площадь. Атмосфера средневековья сочетается на ней с колоритом провинциального города XVIII-XIX вв., вкусами советской эпохи.
- В центре площади высится монумент к 850-летию города Владимира, он символизирует три направления жизни города: борьба, творчество, труд. Воин, сидящий у монумента, смотрит на Золотые ворота; взгляд зодчего сосредоточен на Успенском соборе; рабочий обращен к промышленному району города. Бронзовые фигуры и весь монумент производят впечатление тяжеловесности и статичности, особенно на фоне изящных памятников XII века. Может, поэтому жители города дали монументу прозвище «Три лентяя».
- Образ Андрея Рублева – утонченный и одухотворенный – органично вписался в храмовый ансамбль Соборной площади. Московский скульптор О.К. Комов 20 лет работал над этим памятником, он стал лебединой песнью художника.
- «Палаты» — длинное желтое строение в классическом стиле кажется совсем неуместным между двумя белоснежными соборами. Другое название «Палат» — Присутственные места. Здание построено в конце XVIII века по указу Екатерины Второй для организации городского самоуправления. Около 200 лет в нем господствовал бюрократический дух, но в 1990 году владимирцам удалось вытеснить чиновников из Палат и организовать в них музейные экспозиции. На первом этаже дети знакомятся с «Заставой богатырей», «Страной игрушек», «Веселой ярмаркой». На втором этаже экспозиция «Минувших дней очарованье» воссоздает атмосферу бытия старинных дворянских поместий. На третьем этаже – картинная галерея полотен русских художников: иконы XIII века, прекрасные полотна Шишкина, Айвазовского, Васнецова.
Большая Московская улица в городе Владимире
Соборная площадь выходит на Большую Московскую улицу – историческую магистраль Владимира. И тут, как в сказке: направо пойдешь – Древний город найдешь, налево пойдешь – Золотые ворота найдешь. Большая Московская имеет протяженность 1,7 км. Во времена Андрея Боголюбского она шла от Золотых ворот на западной окраине к Серебряным воротам на востоке города. В XVIII веке улица называлась Большой и была застроена зданиями из красного кирпича, которые и сегодня придают Владимиру колорит провинциального города прошлых столетий.
Печерский город
Направление вправо от Соборной площади ведет к древней части Владимира – Печерскому граду, на пути к которому расположено несколько интересных объектов:
- Исторический музей – ярко-красное кирпичное здание в псевдорусском стиле, на осмотр музейных экспонатов уйдет 30-40 минут. Интересны вещи из археологических раскопок, изделия из кости мамонта. Можно увидеть раритеты времен расцвета Владимира, немало места отводится творчеству Андрея Рублева, здесь хранится список с иконы Владимирской Божией Матери, сделанный рукой гениального иконописца.
- Планетарий размещен в церкви Св. Николая, горожане называют её «желтой». Церковная постройка в стиле барокко относится к XVIII веку, имеет 4-ярусную колокольню. Внутри церкви оборудованы: звездное небо под куполом храма, диорама, воспроизводящая взлет корабля «Энергия-Буран», большой глобус Луны и другие объекты, интересные любителям астрономии.
- Печерский град – кремль, заложенный в 1108 году Владимиром Мономахом. Внук Мономаха – Всеволод Большое Гнездо основал на месте древнего кремля мужской монастырь Рождества Богородицы. В 1263 году здесь был похоронен Александр Невский, и монастырь вплоть до XVI века был духовным центром Руси. В нем создавались русские летописи, пребывали мощи Александра Невского. В 1724 году эта святыня покинула Владимир: по приказу Петра I её перенесли в новую столицу – Санкт-Петербург. В годы сталинских репрессий на территории монастыря работали органы госбезопасности, гибли невинные люди. С 1992 года здесь появились монахи, восстанавливается мирная жизнь древней обители.
Торговые ряды
Слева от Соборной площади по Большой Московской улице тянутся Торговые ряды – любимое место прогулок для туристов и самих горожан. Постройка торговых рядов началась в XVIII веке. Городские власти закрыли и снесли мелкие лавочки, торговавшие по улице.
Оставшиеся крупные хозяева должны были заплатить по 200 рублей за право торговать на главной магистрали города. На эти деньги были возведены элегантные постройки в классическом стиле, украсившие Большую Московскую.
До самой революции народ любил здесь гулять: на людей поглазеть, себя показать. Гуляющую без дела молодежь называли шалопаями, и весь участок Большой Московской с Торговыми рядами прослыл Шалопаевкой — она-то и приведет к Золотым воротам Владимира.
Золотые ворота – символ города Владимира
Из семи ворот стольного града Владимира до нашего времени в целости и сохранности дошли только Золотые ворота. Самые древние их детали — мощные башни-пилоны с боевой площадкой наверху. В 1164 году Андрей Боголюбский, одержимый идеей сделать Владимир центром Руси, возвел триумфальные ворота, которые в то время украшали только Константинополь и Киев. Массивное строение из белого камня со сверкающими позолоченными створками массивных ворот производило впечатление на современников. Восхищает оно и сейчас – недаром Золотые ворота внесены в список мировых шедевров ЮНЕСКО.
В XII веке Золотые ворота были главной частью оборонительных сооружений Владимира. Город был обнесен земляным валом, высотой до 9 м и протяженностью до 7 км. На валу строили дубовые стены – эти укрепления по высоте были такими же, как сами ворота.
Оборонительные сооружения надежно охраняли Владимир во время княжеских разборок, но натиск монголо-татар в 1238 году они не выдержали. Хан Батый не смог взять Золотые ворота штурмом, тогда татарские воины сделали пробоину в стене южнее ворот, ворвались в город, разграбили и сожгли его. В одной из башен Золотых ворот находится музей боевой доблести, где с помощью интерактивных средств воспроизводятся трагические сцены взятия Владимира войсками Батыя 7 февраля 1238 года.
Надвратная церковь Ризположения появилась над Золотыми воротами после знаменательного случая. Тяжелая створка ворот придавила рабочих, и никто не надеялся, что они останутся в живых. После обращение Андрея Боголюбского к чудотворной Владимирской иконе спасатели обнаружили, что все пострадавшие невредимы.
Еще одна легенда относится уже к XVII веку, когда Владимир изволила посетить Екатерина II. Её пышная карета не смогла проехать через ворота. Рассерженная императрица издала указ срыть все укрепления возле Золотых ворот, чтобы можно было их объехать. Так были уничтожены остатки оборонительных сооружений. Небольшой участок — Козлов вал рядом с Золотыми воротами – все, что осталось от мощной оборонительной системы Владимира. С остатков древнего вала открывается отличный вид на город, украшенный золотыми куполами белоснежных церквей.
Водонапорная башня
Такое обычное бытовое сооружение, как водонапорная башня, во Владимире является интереснейшим объектом обязательным для посещения. Она построена во второй половине XIX века для обеспечения города водой. В то время башня вмещала 8 тысяч ведер воды, и жителям не надо было носить и возить воду из Клязьмы.
В 1912 году башню реставрировали, трёхъярусная постройка из красного кирпича с шатровым верхом стала похожей на готическое сооружение. Водонапорная башня расположена на Козловом валу и видна издалека. Проблемы с водой она уже не решает, зато здесь находится оригинальный музей провинциального быта: вырезки из газет, старые афиши, старинные интерьеры, – создают атмосферу уюта, спокойствия, мягкого юмора.
Завершает знакомство с экспозицией «Старый Владимир» подъем на смотровую площадку водонапорной башни и роскошный вид на город в обрамлении живописных окрестностей.
Патриарший сад
Патриарший сад – оптимальное место для завершения однодневной прогулки по городу. Большинство туристов об этом парке не знают – красивый обустроенный уголок природы спрятан в овраге в шаговой доступности от Золотых ворот. Найти его можно, спустившись от Водонапорной башни к Никольскому храму.
В средние века во Владимире была резиденция митрополитов, но патриаршей кафедры не было никогда. Духовные особы приезжали в город только для отдыха. В XVI веке для них был разбит сад на площади в 3 га. Плодовые деревья: яблони, вишни, сливы, — перемежаются здесь с березами и липами. Фигурные цветочные клумбы соседствуют с дикорастущими кустарниками и ягодными полянами. Со всего света сюда собрали растения, способные выжить в среднерусском климате. Для тропических растений построены оранжереи: экзотические цветы радуют глаз даже зимой.
Сад разбит во французском стиле: с фонтанами, скамьями, удобными каменными дорожками. Пологими террасами парк спускается к воде. По дороге глаза радуют неповторимые пейзажи, то тут, то там разбросаны многочисленные беседки. Как и все знаковые места Владимира, Патриарший парк не терпит суеты и спешки. Красота входит в душу не спеша и поселяется в ней надолго.
оценивших 5, оценка: 4,60 из 5
Смотрите также статьи по теме: