Перуджа (Италия): достопримечательности
Perugia – центр одноимённой самой большой провинции итальянского региона Умбрия. Перуджа находится в холмистой местности с панорамой на долину Тибра.
Это древнее поселение впервые упоминается в VI в. до н. э. как Перузия – один из 12 городов Этрурии. Сохранившиеся достопримечательности хранят множество секретов.
Дата основания Перуджи: | VI в.до н.э.. |
Население города: | 166169 чел. (2019 г.) |
Площадь города: | 449 км2 |
1. Краткий исторический очерк
2. Туристические особенности
3. Памятники этрусской эпохи
3.1. Арка Этрусков
3.2. Этрусский колодец
4. Религиозные достопримечательности
4.1. Кафедральный Собор Сан-Лоренцо
4.2. Церковь Сан-Пьетро
4.3. Базилика Сан-Доменико
4.4. Церковь св. архангела Михаила
4.5. Капелла Сан-Северо
4.6. Ораторий Сан-Бернандино
5. Светские объекты
5.1. Площадь 4 ноября
5.2. Фонтан Маджоре
5.3. Дворец деи Приори и Национальная галерея
5.4. Фрески Перуджино в Collegio del Cambio
5.5. Национальный Археологический музей Умбрии
5.6. Крепость Рокка Паолина
6. Заключение
Краткий исторический очерк
В I в. до н. э. город стал центром внутриримской войны между Октавианом и Марком Антонием. В Средние века внутренние конфликты повторялись неоднократно: так, жестокая борьба за верховенство в городе между двумя могущественными кланами Одди и Бальони, унесла множество жизней. После победы Бальони между собой стали враждовать разные ветви этого семейства.
Изображённое на гербе городе фантастическое животное с головой грифона и туловищем льва как нельзя лучше отображала воинственность местных жителей. Она проявлялась и в любимом мужском развлечении – побивании друг друга большими камнями. Забава сопровождалась жертвами, которые никого не удивляли. Вообще, в Средние века Перуджа приобрела сомнительную известность как город пороков и грехов. В 1282 г. она даже была отлучена от церкви.
Усмирить непокорных перуджинцев взялся папа Иннокентий III, известный решением отлучить от церкви самого английского короля. Как ни странно, решительный понтифик понравился свирепым горожанам, а Перуджа стала одним из папских оплотов. Но в период «авиньонского пленения Пап» их контроль над Перуджой был утрачен. Посланный в город папский легат был убит Родольфо Бальони. Возмущённый папа Павел III резко повысил налог на соль для города, тем самым спровоцировав «Соляную войну». Папские войска подавили восстание, разрушили замок Бальони, и построили крепость Рокка Паолина, гарнизон которой присматривал за мятежным городом в течение трёх столетий.
В эпоху Возрождения совсем другой образ города создал выдающийся художник Пьетро Перуджино и его великий ученик Рафаэль. В конце XIX в. в летопись Перуджи добавился ещё один не красящий её штрих: несколько местных жителей ограбили и избили самого Иоганна Вольфганга Гёте, возвращавшегося в свой отель. Трудно сказать, сделали бы они это, зная имя своей жертвы: ведь перуджинцы никогда не признавали авторитетов. C 1860 г. город вошёл в состав объединённой Италии.
Ныне прежде «ужасная Перуджа» имеет неофициальное название «города поцелуев» по двум причинам. Во-первых, в городе выпускаются популярные конфеты BACI («поцелуи»), во-вторых, в местном международном университете учится множество студентов.
Туристические особенности
Исторический центр, в котором сосредоточены достопримечательности, расположен на самом высоком холме.
Для проезда к центральной части Перуджи можно воспользоваться двумя станциями мини-метро: Cupa и Pincetto. От первой можно доехать до виа Приори – улочки, выходящей к центральной площади 4 ноября. От второй можно добраться к виа Бальони – улице, параллельной главному бульвару города – корсо Ваннуччи, названному настоящей фамилией самого знаменитого уроженца города – художника Перуджино.
Воинственный характер местных жителей оставил отпечаток на улицах и домах Перуджи. Многие улицы смахивают на ущелья, а дома – на крепости. Другая особенность Перуджи – множество смотровых площадок для обозрения нижележащих городских кварталов. Они есть и в обычных кафе и ресторанах.
От площади 4 ноября начинаются пять маркированных туристических маршрутов, заканчивающиеся в одном из монастырей. Начало маршрута обозначено медной табличкой на стене здания. По ходу движения есть указатели, что очень удобно туристам.
Памятники этрусской эпохи
Кроме арки и колодца, рассматриваемых ниже, к памятникам этрусской культуры относится также межевой столб Cippo Perugino, демонстрируемый в Археологическом музее Умбрии (см. ниже).
Арка Этрусков
L’arco etrusco была одними из семи входных ворот Перуджи III в. до н. э. Спустя два века, после завоевания, разрушения и последующего восстановления города императором Августом он стал именоваться Augusta Perusia. Эта надпись появилась на арке, которая стала называться также аркой Августа.
Двухъярусная арка этрусков состоит из двух трапециевидных башенок и арочного фасада между ними. Широта арочного пролёта ворот составляет 4 м, а высота –11 м. Ворота и стены, построенные из неотёсанных блоков травертина без применения цементирующего раствора, стоят уже 25 веков. В эпоху Возрождения над левой башней была надстроена лоджия.
Этрусский колодец
Pozzo Etrusco был построен в скальных породах, предположительно, в середине IV в. до н. э. для сбора воды из подземных источников. Его вместимость составляет около полумиллиона литров. Глубина облицованного травертином колодца достигает 37 м, диаметр – от 5,7 м в верхней части и 3 м – в нижней. Вплоть до прокладки акведуков в XIII в., колодец был основным источником воды для города.
Действующий поныне колодец находится в подвале частного палаццо Раньери ди Сорбелло, расположенного на Piazza Dante, соседствующей с главной площадью 4 ноября. Колодец этрусков – компонент системы городских музеев. Табличка у входа предупреждает о сырости, капающей воде, и скользких, покрытых тиной ступенях. Собственно колодец начинается с четырёхметровой глубины. Спуск по лестнице завершается мостиком над водой.
Религиозные достопримечательности
Кафедральный Собор Сан-Лоренцо
Строительство Cattedrale di San Lorenzo по проекту монаха-архитектора Фра Бевиньяте началось в середине XIV в. и продолжалось более двух столетий. Однако мраморная облицовка так и осталась незавершённой.
На площадь 4 ноября выходит южный боковой фасад собора. Он украшен ренессансной Лоджией Браччио, названной фамилией заказчика. Под ней расположены фрагмент древнеримской стены и фундамент старинной колокольни. Небольшая часть фасада облицована бело-розовыми мраморными ромбами. Из-за отсутствия средств этим пришлось ограничиться.
В стеклянной нише над входным порталом находится деревянное распятие XV в., ставшее символом сопротивления Перуджи во время «Соляной войны» с Папой. У входа в середине XVI в. была установлена скульптура другого Папы – Юлия III, изготовленная Винченцо Данти. Перуджинцы были лояльны ему: ведь он частично вернул им городское самоуправление.
Представленный ниже фрагмент этого же фасада любопытен «вопиющей» разновременностью его компонентов: рельеф Воскресения Христова датируется 1440 г., а скульптура Богородицы Провидения –1929 г. Ещё интереснее повод её установки: «чудесное» спасение Муссолини от покушения в 1926 г. Впрочем ошибку Провидения исправили итальянские партизаны.
Главная реликвия собора – Santo Anello. Так называют ониксовое обручальное кольцо Девы Марии. Оно хранится в капелле Святого кольца под 14-ю замками, причём ключи от них находятся у разных чиновников и священников. Кольцо выставляется на всеобщее обозрение лишь дважды в год – в июле и сентябре. Другие реликвии хранятся в алтаре. Это – хоругвь 1526 г., созданная Берто Джованни во время эпидемии чумы. На хоругви Дева Мария, св. Иосиф и св. Эрколано просят Христа отвести беду от города. Снизу на них с надеждой смотрят жители.
Другой центр притяжения верующих – потрясающая не только их икона Мадонны делле Грацие художника Джанниколо ди Паоло. Икона заключена в позолоченный табернакль. Просто одетая, но коронованная Дева Мария изображена на редкость земной и кажется живой. Её взор полон сострадания к обычным людям, которым только предстоит пройти путь к земному совершенству, воплощением которого Она является.
Церковь Сан-Пьетро
Chiesa di San Pietro – церковь X в. на территории одноимённого монастыря. Его основателем и первым настоятелем был местный дворянин Пьетро Винчоли, впоследствии канонизированный. В самом конце XIV в. помещения монастыря были сожжены жителями Перуджи, недовольными участием его настоятеля в заговоре против городского главы. Нынешний вид сгоревшая церковь приняла во время реконструкции XV в. Тогда же была сооружена колокольня.
В начале XIX в. монастырь на короткое время закрыли французы. Накануне объединения Италии жители Перуджи восстали против Папской власти. Монахи в этот раз были вместе с народом, поэтому монастырь беспрепятственно продолжал функционировать в объединённом итальянском государстве. К концу XIX в. он прекратил свою деятельность. В его помещениях расположился один из факультетов местного университета.
На портале церкви сохранились фрески XV в., а по обе стороны от входа тянутся нарядные крытые галереи.
Церковь Сан-Пьетро славится своим внутренним убранством. Деревянные хоры с резными фигурами животных считаются лучшими в Италии. Мраморный алтарь, созданный в XVI в. скульптором Мартелли, украшен полудрагоценными камнями. Стены и потолок церкви покрыты фресками и картинами итальянских художников Перуджино, Вазари и других.
Кессонный потолок работы Бенедетто ди Джованни Пьерантонио имеет геометрический орнамент, который в сочетании с позолотой и инкрустацией делает его похожим на восточную парчу. Хоры и боковые приделы украшены фресками в виде медальонов, вставленных в ромбы и треугольники. Их светские сюжеты несколько непривычны для старинной церкви.
Особенно выделяется потолочная фреска «Вознесение Девы Марии».
Кроме фресок, в интерьере церкви можно полюбоваться первоклассными живописными полотнами Перуджино, Сассоферато, Вазари, Альфани, Черрини и Викара.
Часы работы: 8–12 и с 16 до захода солнца.
Базилика Сан-Доменико
Самое крупное религиозное сооружение региона Умбрия – Basilica di San Domenico, была построена в начале XIV в., предположительно, по проекту Джованни Пизано. Церковь была главным сооружением монастыря доминиканцев. В дальнейшем она неоднократно перестраивалась. Первоначальная высота её колокольни достигала 126 м, но, под угрозой обрушения, её сократили до 100 м. После объединения Италии доминиканский монастырь был закрыт, а его базилика получила статус приходской церкви.
От первоначального здания Сан-Доменико до наших дней сохранились только крытая галерея двора и огромное готическое окно рядом с хорами. Его размеры – 21*8,5 м.
Пространство перед основным входом в церковь очень ограниченно. К порталу XVI в. ведёт парадная лестница в стиле барокко.
Главный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, поэтому внутреннее пространство визуально кажется единственным большим залом.
Самые примечательные компоненты внутри базилики – надгробие папе Бенедикту XI, скончавшегося в Перудже в 1304 г., алтарь Агостино ди Дуччио в капелле Мадонна-дель-Вото, деревянные хоры конца XIV в., фрески XIV–XV вв. в капелле Сан-Томмазо.
Церковь св. архангела Михаила
Раннехристианский храм Chiesa di San Michele Arcangelo – старейшая церковь Перуджи. Она построена в V–VI вв. на месте этрусских и римских культовых сооружений. Круглое двухъярусное здание под шатровым куполом известно под несколькими названиями – церкви Сант-Анджело, св. Михаила и Темпьето («маленький храм»).
16 коринфских колонн внутри существенно отличаются друг от друга по размерам и материалу изготовления: предполагается, что часть из них когда-то принадлежала другим строениям. Интерьер церкви будет интересен склонным к мистицизму туристам. На дверных косяках и фресках можно видеть символику таинственного ордена тамплиеров.
Капелла Сан-Северо
Скромная и неприметная часовня Capella di San Severo на площади Рафаэля интересна находящейся внутри уникальной фреской Trinita e santi, у которой два автора, да ещё каких – Рафаэль и Перуджино!
22-летний Рафаэль написал верхнюю часть фрески, которая оставалась незаконченной: предполагалась, что художник вернётся к ней. После безвременной кончины Рафаэля дописать фреску поручили его 70-летнему учителю, пережившему своего гениального ученика. В этой связи писатель Генри Мортон отмечал: «Интересно, есть ли ещё где-нибудь такая картина, в которой бы соединился мощный рассвет ученика и неуверенный закат его учителя»?
Капелла расположена на Piazza Rafaella. Нахождение на этой площади явно не добавляет туристу положительных эмоций, в чём можно убедиться по нижней фотографии.
Но удивляться не следует: ведь это Перуджа, которую с полным основанием можно назвать городом контрастов.
Режим работы капеллы Сан-Северо:
- с апреля по октябрь в 10–13:30 и 14:30–18, кроме понедельника (в апреле и августе понедельник – рабочий день);
- в ноябре – марте в 11–13:30 и 14:30–17.
Ораторий св. Бернандино
Oratorio di San Bernardino примечателен своим красивым ренессансным фасадом. Он был создан в середине XV в. двумя архитекторами – Агостино ди Дуччо и Бартоломео ди Маттиоло. В его тимпане изображён Христос Вседержитель с серафимами и ангелами. В люнете над входом – св. Бернардин Сиенский в таком же окружении. По бокам – статуи благовествующего архангела Гавриила слева и внимающей ему Девы Марии справа. Статуи по обе стороны входа – святые Эрколано и Констанций, а рельефы между ними представляют эпизоды жития св. Бернардина и музицирующих ангелов.
Светские объекты
Площадь 4 ноября
Piazza IV Novembre – исторический центр не только Перуджи, но и региона Умбрия. Её древние камни помнят этрусков, римлян и кровавые средневековые разборки. Площадь названа в честь дня национального единства Италии (с некоторых пор совпадающим с таким же праздником в России, придуманным для нивелирования 7 ноября). На этой площади находятся основные городские достопримечательности – фонтан Маджоре, Дворец Приоров (Ратуша) и кафедральный собор Сан-Лоренцо.
Фонтан Маджоре
Во второй половине XIII в. в Перудже были проложены акведуки для снабжения города водой из источника на горе Паччиано. Одновременно скульпторам Николо и Джованни Пизано (отцу и сыну) было поручено строительство «Большого фонтана» как первого сооружения будущей площади (обычно бывает наоборот). Его проект выполнил монах Фра Бевиньяте (которому принадлежит авторство и Кафедрального собора).
В 1278 г. скульпторы представили Fontana Maggiore на суд горожан.
Он состоит из двух бассейнов-чаш из белого и розового мрамора, составивших тортообразную конструкцию. Над ними высится третья чаша – бронзовая. Она украшена фигурами нимф, держащих сосуды с водой, и олицетворяющих Веру, Надежду и Милосердие. В верхней чаше 12 граней, украшенных 24 скульптурами библейских и мифологических персонажей, святых, а также двух городских деятелей. 25 граней нижнего бассейна декорированы 50 барельефами, изображающими аллегории месяцев и знаков зодиака, символы города, аллегории искусств и философии, библейские, исторические и мифологические сюжеты.
Дворец деи Приори и Национальная галерея
Начало строительства дворца для городских властей Palazzo dei Priori (приор – «первое лицо») относится к XIII в. В следующие несколько веков оно неоднократно перестраивалось и дополнялось. Главный фасад Палаццо дей Приори выходит на пешеходный бульвар Corso Vannucci (названный настоящей фамилией выдающегося художника Перуджино), а торец – на площадь 4 ноября и фонтан Маджоре. Его портал украшают бронзовые изображения двух символов города – грифона и льва. Оба фасада декорированы множеством трёхстворчатых окон trifora.
По периметру крыши Дворца деи Приори тянутся квадратные зубцы – символ независимости города. В период папского владычества они были ликвидированы в начале XVII в., но восстановлены сейчас же после вхождения в объединённую Италию.
В фасаде, выходящем на площадь, выделяется многоарочный готический портал. В люнете изображены святые покровители города – Лоренцо, Людовик Тулузский и Эрколано. Арки и проёмы украшены витиеватым растительным орнаментом. Колонны опираются на спины львов. На барельефах колонн изображены по три аллегорические фигуры. По обе стороны от люнета находятся грифоны, держащие в лапах тельцов. Эти изображения напоминают о щедрых взносах на строительство корпорации мясников.
В настоящее время муниципалитет сохраняет за собой только первый этаж Дворца Приоров. Вход в него предваряют традиционные для Перуджи грифон и лев, когда-то стоявшие у северного фасада Палаццо Приори. На первом этаже наиболее примечателен Зал Нотариусов. Третий этаж занимает первоклассный художественный музей – Galleria Nazionale dell’Umbria. Основу её коллекции составляют художественные ценности, экспроприированные у церквей. Первый раз это произошло при Наполеоне, а второй – после создания объединённого итальянского королевства (когда светские власти попытались ослабить церковное влияние).
Кроме произведений итальянских художников XIII–XIX вв., в Национальной Галерее Умбрии экспонируются скульптуры, керамика, изделия из слоновой кости, гобелены, ювелирные изделия, предметы религиозного культа. В шести залах экспонируются работы Перуджино и его известного ученика Пинтуриккьо. Одна из лучших картин живописной коллекции – Madonna dell’Orchestra Джованни Боккати, на которой изображена Дева Мария с Младенцем в окружении поющих и играющих на музыкальных инструментах ангелов.
Национальную Галерею можно посетить ежедневно, кроме понедельника, в 8:30–19:30.
Билет стоит 6,5 EUR.
Фрески Перуджино в Collegio del Cambio
В Средние века городское управление занимало второй и третий этажи Дворца Приоров. На его первом этаже располагались профессиональные коммерческие помещения гильдий Collegio del Cambio (менял) и Collegio della Mercanzia (торговцев), имевшие отдельные входы с улицы. Сейчас в обоих помещениях функционируют музеи, которые можно посетить ежедневно, кроме воскресенья. В Колледжо делла Мерканца интересен Зал аудиенций, потолок и стены которого облицованы деревянными панелями. Колледжо дель Камбио прославился фресками Перуджино, рассказу о которых посвящён настоящий подзаголовок.
Интерьер здания коллегии менял, построенного в середине XV в., в конце того же столетия был расписан фресками Перуджино на сюжеты гуманиста Франческо Матуранцио. Эта великолепная фресковая роспись – одна из лучших в мире. Цикл посвящён христианским добродетелям, а также Вере, Надежде и Любви.
На первых двух фресках изображены главные христианские добродетели – соответственно Благоразумие и Справедливость и Сила духа и Умеренность. В верхней части обеих фресок находятся их женские аллегории, а в нижней – по три античных персонажа, олицетворяющие эти добродетели. В центре располагается древнегреческий герой, а по обе стороны от него – древнеримские.
На представленной внизу фреске женщина – аллегория Силы духа, изображена с булавой и щитом. Центральный персонаж, воплотивший Силу духа – спартанский царь Леонид, по обе стороны от которого – неизвестные широкой публике римские деятели. Женщина – аллегория Умеренности, переливает воду из одного сосуда в другой. Среди персонажей, олицетворяющих эту добродетель, более или менее известен древнегреческий полководец Перикл.
Такую же композицию имеет фреска, посвящённая Благоразумию и Справедливости.
Три следующие фрески посвящены Вере, Надежде и Любви. На верху и в центре первой из них изображён Христос, перед Которым – коленопреклонённые пророки Моисей и Илия. Снизу на них ошеломлённо взирают три апостола. По некоторым сведениям, лицо Христа написал Рафаэль в бытность учеником Перуджино.
Сложную композицию имеет фреска Надежда, показанная ниже. В её центре – Бог Отец, держащий в руках сферу Вселенной и окружённый двумя архангелами и ангелочками. Внизу слева изображены ветхозаветные пророки и цари, а справа – сивиллы в виде молодых красавиц. Такое необычное сочетание христианских и языческих персонажей объясняется их аналогичными пророчествами о великой надежде человечества – пришествии Сына Божьего. На лентах, обвивающих фигуры пророков и сивилл, можно прочитать цитаты из прорицаний.
Третьим слева изображён пророк Даниил. В качестве ветхозаветного персонажа Перуджино изобразил своего самого талантливого ученика – будущего титана Возрождения Рафаэля Санти.
На фреске, посвящённой Любви, изображено рождение её воплощения – Иисуса. На лежащего на земле Младенца с благоговением взирают коленопреклонённые Мария, Иосиф, пастухи, и ангелы с небес.
Дни работы: ежедневно с 9 до 12:30 (в воскресенье до 13) и в 14:30–17:30 (кроме воскресенья и, в ноябре – марте, понедельника).
Стоимость билета – 4,5 EUR.
Национальный Археологический Музей Умбрии
С 1962 г. в клуатре бывшего монастыря размешена экспозиция Museo Archeologico Nazionale dell’Umbria. Представлены найденные во время археологических раскопок предметы, относящиеся ещё к бронзовому и железным векам, этрусская коллекция IX–VII вв. до н. э. Значительную часть её составляют саркофаги, урны и надгробные камни. На многих из них изображены довольно-таки радостные лица: ведь древняя мудрость гласит, что горевать не следует даже при смерти человека, всего лишь переходящего в другое измерение вечного существования.
Главный экспонат Археологического музея – небольшой каменный столб, датируемый III –II вв. до н. э. На Cippo Perugino высечена самая длинная этрусская надпись на планете. Она представляет собой договор о размежевании земель.
Крепость Рокка Паолина
Как отмечалось в начале статьи, построенная папой Павлом III крепость Rocca Paolina предназначалась для гарнизона, контролирующего местных жителей. Но Рокка Паолина – больше, чем крепость. Это – часть города с площадью и улицами, обнесённая стеной. Построив сооружение, Папа так прокомментировал своё деяние: «Если бунтари не идут в тюрьму, тюрьма сама идёт к бунтарям». При её строительстве были разрушены десятки домов, а также дворцы Бальони, больница, церкви и монастыри. Более того, жители были обязаны участвовать в строительных работах, и облагались специальным налогом.
Крепостной комплекс состоял из основной крепости la Fortezza с казармами, конюшнями и армейскими складами, Папского дворца и крытого коридора, ведущего к вспомогательной крепости Tenaglia.
Только в середине XIX в. ненавистная крепость была частично разрушена горожанами. После объединения Италии разрушение было продолжено. В настоящее время внутри сохранившейся подземной части Рокка Паулина действует музейный центр, представляющий историю и художественное наследие города.
Музей открыт с 8 до 19 часов.
Заключение
Перудже присуща нехарактерная для итальянских городов некоторая внешняя суровость. Она сочетается с фотогеничностью многих похожих на лабиринты улочек и смотровых площадок, в обилии рассыпанных по городу с переменчивым рельефом. Город Перуджино по-праву гордится своим земляком и его фресками в Колледжо дель Камбио, мало чем уступающими ватиканским Станцам его ученика.
оценивших 2, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: