Парма (Италия): достопримечательности
Parma – административный центр одноимённой провинции итальянского региона Emilia-Romagna. Основанный племенами галлов, во II в. до н. э. город стал римской колонией, и при императоре Августе стал называться Iulia Augusta Colonia. Первоначальное имя Парма вернула после падения Западной Римской империи.
На протяжении дальнейшей истории городом владели итальянские аристократические семейства Висконти и Фарнезе, испанский принц Филипп, жена Наполеона Мария-Луиза, луккский герцог Карл II. В 1860 г. Парма вошла в состав объединённого итальянского государства.
Культурные традиции Пармы связаны с именами выдающихся деятелей искусства – живописца Антонио да Корреджо, композитора Джузеппе Верди и дирижёра Артуро Тосканини – уроженца города. Но он известен не только духовной, но и насущной пищей. Достаточно сказать, что Парма – родина знаменитого сыра пармезан и ветчины прошутто (prosciutto – «окорок»).
Достопримечательности Пармы сосредоточены в её историческом центре, являющемся пешеходной зоной. Ровный рельеф местности удобен и для передвижения на велосипедах.
Население города: | 195 687 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 260 км² |
1. Район Соборной площади
1.1. Кафедральный собор
1.2. Баптистерий
1.3. Аббатство св. Иоанна Богослова
1.4. Герцогский дворец
1.5. Дворец Пилотта
2. Район площади Гарибальди
2.1. Базилика Санта-Мария-делла-Секата
2.2. Театр Реджо
3. Музеи
3.1. Дирижёра Артуро Тосканини
3.2. Ломбарди
3.3. Сыра пармезан
3.4. Пармской ветчины
4. Заключение
Район Соборной площади
Piazza Duomo – одна из центральных площадей Пармы. На ней находится Кафедральный собор с его кампанилой и Баптистерием (Крестильней). Последнее сооружение своей известностью даже превосходит собор. Вблизи Палаццо Дуомо находится Аббатство св. Иоанна Богослова и дворцы Герцогский и Пилотта.
Кафедральный собор
Duomo di Santa Maria Parma – третья церковь на этом месте. Первые две сгорели. Построенный в XI в., романский собор частично пострадал от землетрясения в следующем столетии. К счастью, в последующие века обошлось без природных катаклизмов. В конце XIII в. была возведена нынешняя колокольня, а два столетия спустя – добавлены боковые капеллы.
Главный вход в собор стерегут два каменных льва. Левый вход предназначен для рядовых грешников, а правый – для состоятельных, готовых заплатить за индульгенции. Над порталами расположены трёхъярусные галереи. Две из них горизонтальные, а верхняя – повторяет форму фронтона здания. Под ней расположено арочное окно.
Примыкающая к собору четырёхъярусная колокольня увенчана флюгером в форме копии позолоченного ангела. Его оригинал хранится в Епархиальном музее. Третий ярус колокольни украшают часы, а в четвёртом находится звонница.
Во внутреннем убранстве собора, оформленном существенно позднее фасада, прослеживается переход от готики в барокко. Купол храма изнутри расписан знаменитой фреской Антонио да Корреджо «Вознесение Девы Марии». В её центре – Христос, спускающийся с небес, чтобы принять душу своей земной матери.
Под алтарём находится крипта и музей, в котором выставлены фрагменты мозаики IV–V вв., принадлежавшие прежним строениям.
Баптистерий
В нескольких шагах от Кафедрального собора, по тому же адресу, расположено примечательное здание Battistero di Parma. Баптистерий предназначался для массового проведения обряда крещения. Его строительство, руководимое скульптором Бенедетто Антелами, началось в конце XII в. и продолжалось семь десятилетий периода перехода от романики к готике. В результате это вспомогательное сооружение собора своей известностью превзошло его.
Баптистерий представляет собой восьмиугольную башню, облицованную розовым веронским мрамором. В течение солнечного дня тон окраски фасада меняется. В нижней части трёх граней устроены входные арочные порталы, а в остальных пяти – ложные арки. Люнет портала Богоматери украшает рельеф «Поклонение волхвов», люнет Судного портала – «Страшный суд», люнет портала Жизни – «Легенда о Варлааме». В восьми верхних углах находятся остроконечные башенки, подчёркивающие готическую устремлённость к небу.
По всему периметру здания, чуть выше человеческого роста, расположены 75 барельефов, изображающих животных – реальных и мифологических, охотничьи и земледельческие сцены.
16 секций внутреннего купола и стены расписаны фресками XIII-XIV вв. Вошедший в Баптистерий прежде всего видит изображения Христа Пантократора, Богородицу и Иоанна Крестителя. По обе стороны от них по куполу изображены апостолы в верхнем круге, и пророки – в нижнем. Фрески двух нижних кругов представляют жизнь Иоанна Крестителя и события книги Бытия. Скульптуры во внутренних галереях баптистерия – аллегории месяцев года и знаков зодиака. В центре помещения находится купель XIII в.
Аббатство св. Иоанна Богослова
Недалеко от Piazza del Duomo расположено основанное в X в. бенедиктинцами аббатство Chiostri di S.Giovanni Evangelista. Главное сооружение аббатства – церковь св. Иоанна Богослова в стиле барокко. Нынешний вид оно приняло в начале XVI в. после реставрации сгоревшего здания. Мраморная облицовка выполнена Симоне Москино уже в XVII в. В это же время была построена колокольня высотой 75 м. Фасад украшен статуями в нишах и волютами (завитками с кругом посередине).
Изнутри купол церкви расписан фресками Корреджо, среди которых – знаменитое «Вознесение Христово». В пользу этой версии сюжета фрески говорят 11 учеников, оставшихся на земле (к моменту Вознесения место Иуды Искариота ещё не было занято). Иоанн изображён значительно ниже и его можно видеть только с хоров пресвитерия, куда посетителей не пускают (на фотографии его тоже не видно). Однако его взгляд обращён к Христу, рука Которого указывает своему любимому ученику пустующее место среди апостолов. (По другой версии фреска изображает видение св. Иоанна, описанное в его Откровении).
Нетрудно заметить сходство в изображении в росписи купола Кафедрального собора и в этой фреске Корреджо. Огненная воронка неба как бы втягивает в себя Христа.
К тому же XVI в. относится роспись боковых часовен церкви. В монастырский комплекс входят три внутренних двора с сохранившимися фрагментами фресок, корпус библиотеки и старинная аптека, с XX в. принадлежащая государству. Её три помещения переносят посетителей на несколько столетий назад.
Герцогский дворец
В середине XVI в. Пармский герцог Оттавио Фарнезе заказал архитектору Виньоле проект своей резиденции. В XVII и XVIII вв. Palazzo Ducale претерпел несколько масштабных реконструкций, в результате которых принял нынешний классический вид. Самой знаменитой жительницей Герцогского дворца была вторая жена Наполеона Мария-Луиза Австрийская. Прожив здесь 30 лет после отречения супруга, она активно способствовала благоустройству города и оставила по себе добрую память.
Залы дворца, оформленные разными архитекторами и художниками, несут на себе печать их индивидуальности. Самый известный – Зал птиц: на его стенах Бениньо Босси изобразил 224 вида пернатых. Зал Альчины – единственный, сохранивший облик периода постройки. Золотой зал украшен изображениями Амуры и Венеры. На одной из картин видна сцена поцелуя, поэтому этот зал именуют также Залом поцелуя. В Зале легенд представлены мифологические сюжеты.
В настоящее время в помещениях дворца размещено представительство Общеевропейской организации по безопасности пищевых продуктов. Большую часть года дворец открыт для посетителей с понедельника по субботу с 9 до 12 часов. Летом действуют дополнительные часы посещения – в субботу в 15–18 и в воскресенье в 9–12. Стоимость билета – 4 EUR. Дворец расположен в Parco Ducale с искусственным озером.
Дворец Пилотта
В 1583 г. герцог Оттавио Фарнезе, уже будучи владельцем Palazzo Ducale, решил соединить его с крепостью на берегу реки Парма. Построенная с этой целью длинная галерея оказалась удобным местом для «пелоты» – популярной в то время баскской старинной игры с мячом. Не закончив галерею, потомки Фарнезе построили рядом с ней конюшни, казармы и арсеналы. Весь вспомогательный комплекс Palazzo Ducale стали называть дворцом Пилотта, хотя фасад напоминает крепость или даже тюрьму.
В XVII в. турнирный зал дворца перестроился в театр Фарнезе по проекту архитектора Алеотти. Образцом для него послужил театр «Олимпико» Виченцы, построенный его учителем – архитектором Палладио. В свою очередь, по образцу театра Фарнезе были построены театры в Берлине и Сент-Луисе.
В следующем столетии во дворце разместили Академию живописи, а затем – библиотеку Палантина.
С тех пор дворец Пилотта – культурный центр Пармы. Академия живописи была преобразована в Национальную галерею, в которой представлены полотна итальянских художников XV–XVI вв. Среди них – картины Корреджо, Пармиджанино, Тинторетто, Каналетто и, даже, рисунок Леонардо да Винчи. В Национальной галерее представлено самое полная коллекция первых двух художников: а собрала их здесь Мария-Луиза Австрийская. По её повелению для этого даже были изъяты алтарные образы церкви аббатства Сан-Джованни-Эванджелиста. Одна из них – выдающаяся работа Карраджо «Мадонна Сан-Джироламо».
Продолжает функционировать и деревянный театр Варнезе, облицованный под мрамор. Его нынешний зал вмещает четыре тысячи зрителей. А в археологическом музее выставлены артефакты, обнаруженные во время раскопок на месте древнеримских строений.
Район площади Гарибальди
Другая центральная площадь Парма – Piazza Garibaldi. На ней находится Palazzo del Governatore (Дворец губернатора) XVII в. с солнечными часами, добавленными в 1829 г. На площади установлен памятник национальному герою Италии. Рядом с площадью находятся базилика Санта-Мария-делла-Секата и театр Реджо.
Базилика Санта-Мария-делла-Секата
Basilica di Santa Maria della Steccata была построена в XVI в. на месте существовавших часовни и церкви, в каждой из которых хранились чудотворные иконы. Паломники, пришедшие поклониться им, видели Steccato – большой забор, вошедший в название церкви. Согласно легенде, его соорудили для ограждения лика Богоматери, появившегося на городской стене. После постройки базилики в дальнейшем перестраивалась только её ризница.
Интерьер церкви – плод совместного творчества известных художников того времени, среди которых был и юный Пармиджанино. В крипте церкви захоронены 26 правителей Пармы – представителей известного итальянского аристократического семейства Фарнезе.
Театр Реджо
В 1821 г. по велению герцогини Пармской Марии-Луизы Австрийской на месте бывшего монастыря св. Алессандро началось строительство оперного театра, позднее названного Teatro Regio di Parma – Королевским театром. Неприметное снаружи здание театра Реджо скрывает один из лучших оперных залов Италии.
Дальнейшая история театра связана с именами Джузеппе Верди и Артуро Тосканини. Здесь ставились произведения не только самого Верди, но и его сына. Ежегодно осенью в театре организуется вердиевский фестиваль. Вообще, оперный театр Реджо претендует на звание самого классического в Италии, бросая вызов даже знаменитой миланской «Ла Скала».
• июль: в 9–13 и 17–18:30;
• январь – июнь и сентябрь – декабрь во вторник – субботу с 9 (во вторник и среду – с 10) до 13 и с 15 до 17 часов.
Музеи
Дирижёра Артуро Тосканини
Музей «Casa natale di Toscanini» посвящён выдающемуся уроженцу Пармы, знаменитому дирижёру XX вв. Артуро Тосканини. В экспозиции представлены документы, связанные с его жизнью, творчеством и путешествиями, личные вещи. Музей в основном посещают любители классической музыки, которые с удовольствием посмотрят получасовую запись видеозапись концерта в Нью-Йорке под руководством Артуро Тосканини.
Ломбарди
Fondazione-Museo Glauco-Lombardi, названный по фамилии основателя – профессора Ломбарди, посвящён прежним правителям Пармы. Основная часть экспозиции рассказывает о Марии-Луизе Австрийской – второй жене Наполеона. После его отречения она три десятилетия была любимой жителями герцогиней Пармской. Каждый год в середине декабря музей становится центром «Недели Марии-Луизы» (она родилась 12 декабря, а скончалась 17 декабря).
Наибольший интерес у посетительниц вызывает обширная коллекция её пышных парадных платьев. Демонстрируются также личные вещи Наполеона и его письма.
Сыра пармезан
Технология изготовления сыра «пармезан» была изобретена монахами-бенедиктинцами, нуждавшимися в продукте, пригодном для длительного хранения. Слово «пармезан» – французская транскрипция Parmigiano Reggiano («пармский-реджийский»). Хотя этот сыр производят и в других странах и городах Италии, его имеют право так называть только производители в городах Парма и Реджо-Эмилия. Museo del Parmigiano Reggiano расположен в 30 км от Пармы, в городке Соранья. Создатель музея – знаток сыроварения синьор Занонни. Под музей отведена двухэтажная старинная сыроварня.
В ней можно увидеть все этапы производства сыра – от сбора молока до способов кулинарного использования пармезана. Демонстрируется посуда прежних столетий, среди которых – ножи для колки этого очень твёрдого сыра.
Конечно же, посетители имеют возможность продегустировать знаменитый продукт, изобретённый бенедиктинцами восемь столетий назад.
• Parmigiano-Reggiano – сыр соответствует всем требованиям и годен к употреблению в течение двух последующих лет;
• Mezzano – сыр следует употреблять, не откладывая;
• Grana – «твёрдый сыр», изготовленный с некоторыми погрешностями в технологии, и не дотягивающий до статуса Parmigiano-Reggiano.
Предпочтительный вариант посещения – в рамках организованной экскурсии (с предоставлением транспорта). О ней можно попросить договориться администратора отеля.
Пармской ветчины
Museo del prosciutto di Parma находится в городке Лангирано в 25 км от Пармы.
Экспозиция музея делится на восемь тематических разделов, посвящённых истории, технологии и рецептам приготовления знаменитой ветчины. А технология не так уж проста. Используются особые породы свиней, которых пасут в пармских каштановых лесах, добавляя в пищевой рацион сыворотку, оставшуюся после производства пармезана. Имеет значение и местный воздух, в котором окорока выдерживаются долгие месяцы. В музее предусмотрена и дегустация Прошутто-ди-Парма.
Ежегодно в середине сентября, проводится фестиваль пармской ветчины. Производители открывают двери своих заведений перед всеми желающими. На площади Гарибальди в эти дни функционирует ярмарка. Пиршество дополняется концертами, вечерними танцами, детскими развлечениями.
Заключение
Город Парма понравится любителям сразу нескольких направлений туризма – познавательного, культурного и гастрономического.
оценивших 5, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: