Бергамо (Италия): достопримечательности
Bergamo – центр одноимённой провинции в североитальянской области Ломбардия. Город Бергомум был основан одним из кельтских племён в честь своего бога Бергимуса.
Затем городом владели римляне, гунны, лангобарды. В империи франков Бергамо был центром одноимённого графства. Бергамская коммуна в составе Ломбардской лиги сохраняла независимость от Священной Римской империи. Но это не помешало городу в период противостояния между гвельфами и гибеллинами принять сторону последних. В дальнейшем за владение городом боролись миланский аристократический род Висконти и Венецианская республика. Столетия венецианского правления – период расцвета Бергамо.
Бергамо состоит из двух частей. Хронологически более старая историческая часть расположена на холме – отроге Альп, поэтому его называют Citta Alta – Верхним городом. Он опоясан крепостными стенами XVI в., частично сохранившимися от периода венецианского правления. Сравнительно новый город занимает долину реки По и соседние холмы и именуется Citta Bassa – Нижним городом. Две части города соединяются между собой фуникулёром.
Основные городские достопримечательности сосредоточены в районе Старой и Соборной площадей Верхнего города, примыкающих друг к другу.
Дата основания Бергамо: | I в. до н.э. |
Население города: | 120 923 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 39,6 км² |
1. Старая площадь
1.1 Старая ратуша
1.2 Новая ратуша
1.3 Башня Кампаноне
1.4 Фонтан Контарини
2. Соборная площадь
2.1 Базилика Санта-Мария-Маджоре
2.2 Капелла Коллеони
2.3 Баптистерий
2.4 Кафедральный собор
3. Нижний город
3.1 Церковь святых Варфоломея и Стефана
3.2 Церковь св. Духа
3.3 Улица Пиньоло
3.4 Церковь Непорочной Девы Марии
3.5 Театр Доницетти
4. Заключение
Старая площадь
Главная площадь города Piazza Vecchia сформировалась в XV в. На ней расположены Старая и Новая ратуши, Башня Кампаноне и фонтан Кантарини
Старая ратуша
Нынешнее здание Palazzo Vecchio o della Ragione было построено в XV в. на месте сгоревшего строения XII в. Напавшие на Бергамо в начале XVI в. испанцы повредили его, поэтому здание пришлось восстанавливать.
Здание Старой ратуши интересно, прежде всего, отсутствием первого этажа. Его заменяют высокие открытые арки, через которые можно пройти к соседней Соборной площади. Арки придают лёгкость довольно массивному сооружению. На второй этаж ратуши ведёт лестница, расположенная в правой части здания. В верхней части фасада над балконом находится барельеф крылатого льва – символа Венеции. Окна второго этажа и балкон также выполнены в венецианском стиле. С балкона оглашались решения городских властей.
С постройкой в XVII в. основной части Новой ратуши в неё переехал городской совет. В Старой ратуше продолжали дислоцироваться судебные власти. В освободившиеся помещения перевезли картины и иконы XIV–XVI вв. из некоторых монастырей и церквей. Внутрь Старой ратуши можно войти с 10 до 18–21 часов, заплатив 5 EUR.
Новая ратуша
Начавшееся в XVII в. строительство Palazzo Nuovo напротив Palazzo Vecchio было завершено только в XX в. В этом столетии фасад с двумя балюстрадами был облицован белым мрамором, а над окнами второго этажа появились декоративные барельефы.
С 1928 г. в Новой ратуше размещена одна из крупнейших библиотек Италии Biblioteka Civica, носящее имя кардинала Анжело Маи. В Новую ратушу можно зайти в 8:30–12:30 и 14:30–18:30, кроме среды.
Башня Кампаноне
Справа от Старой ратуши находится La Torre Civica (Campanone). Башню высотой 37 м построили в XI в. для знатной семьи Суарди-Коллеони. После перехода сооружения в городскую собственность её нарекли Torre Civica и увеличили высоту до 57 м. В XVII в. на Гражданской башне появился большой колокол Campanone, давший ей второе имя. В те времена его звон информировал горожан о закрытии городских ворот на ночь, а также созывал бергамцев на собрания.
Последняя реставрация башни была в XIX в. С 1960 г. внутри неё функционирует лифт. Нынешний звон колоколов в 22 часа – дань традиции. Взобраться на башню за 3 EUR можно ежедневно, кроме понедельника, с 9:30 до 18 часов. В низкий туристический сезон по будням предусмотрен перерыв в 13–14:30.
Фонтан Контарини
В 1780 г. венецианский дипломат Контарини сделал прекрасный подарок городу Бергамо. На его средства в центре Старой площади был построен Fontana Contarini. Он не только украсил площадь, но и стал источником питьевой воды. В 1885 г. фонтан демонтировали с целью установки на его месте монумента героя Италии Джузеппе Гарибальди. Впоследствии этот памятник перенесли в Нижний город, а фонтан Контарини реставрировали на прежнем месте.
Фонтан Контарини представляет собой восьмигранную мраморную чашу, опоясанную изваяниями львов и змей, держащих во рту цепь. В центре бьёт фонтанчик, наполняющий окружающую его ёмкость. В композицию фонтана входят изображения двух сфинксов: один из них смотрит на Старую, а другой – на Новую ратушу. Вода из труб, выходящих из ртов сфинксов, наполняет расположенные под ними чаши.
Соборная площадь
Как отмечалось выше, к Старой площади примыкает Соборная. Если Старая площадь – административный центр Бергамо, то Соборная – духовный. На ней расположены основные религиозные сооружения города. Это – церковь Санта-Мария-Маджоре, капелла Коллеони, Баптистерий и Кафедральный собор. Все эти объекты расположены в пешеходной зоне Старого города. К ним можно доехать и на автобусе № 1, сойдя на остановке Viale delle Mura vicolo Bettani.
Базилика Санта-Мария-Маджоре
Строительство Basilica di Santa Maria Maggiore, начавшееся в XII в., неоднократно прерывалось. В XIV столетии был завершён Баптистерий, а веком спустя – колокольня. В 1472 г., по распоряжению венецианского кондотьера Бартоломео Коллеони, на месте разрушенной ризницы у северного фасада появилась капелла, названная его именем. Говорили, что Коллеони, разрушив ризницу, поставил каноников базилики перед свершившимся фактом. Баптистерий капеллы несколько раз переносился, а в XIX в. стал отдельным сооружением.
Расположение базилики среди примыкающих к ней построек не очень удачно. Центрального входа у базилики нет вовсе, а попасть внутрь можно через боковые входы. Южный фасад базилики имеет вход, именуемый Porta dei Leoni bianchi, а северный – Porta dei Leoni rossi. Ворота как белых, так и розовых львов, созданы Джованни да Кампионе в 1367 г. Названия связаны со скульптурами львов белого и розового цветов, на которых стоят колонны этих входных порталов.
Над Воротами розовых львов в арках находятся статуи святых Винсента, Александра и Барбары, а на самом верху над ними – скульптурная группа Девы Марии с Младенцем в сопровождении св. Эстерии и св. Граты. Над Воротами белых львов южного фасада на фризе изображён Христос с 12-ю апостолами.
Внутреннее убранство базилики в стиле барокко, созданное в XVI–XVII вв., ошеломляет роскошью.
В пресвитерии можно видеть бронзовый канделябр конца XVI в. и деревянные хоры. В интерьере обращают на себя внимание деревянная перегородка, отделяющая пресвитерий, распятие XIV в. над ней, картина Луки Джордано «Переход через Красное море» и резной деревянный конфессионал (исповедальня) начала XVIII в. Андреа Фантони.
В церкви похоронен выдающийся итальянский композитор уроженец Бергамо Гаэтано Доницетти.
Адрес: Piazza Duomo, 3.
Время работы: с 9 до 12:30 (в воскресенье – до 13) и с 14:30 (в воскресенье – с 15) до 17–18 часов. Во время служб, проходящих в первой половине дня, церковь осматривать нельзя.
Капелла Коллеони
Небольшая Cappella Colleoni была построена в XV в. рядом с северным фасадом базилики как усыпальница семьи кондотьера (наёмного военачальника) Бартоломео Коллеони. Архитектору Джованни Антонио Амадео удалось создать ренессансный шедевр, гармонирующий с базиликой, пристройкой к которой она является (см. фотографию выше). Изящная восьмигранная капелла с ребристым куполом с фонарём на верху облицована разноцветным мрамором. В медальонах верхней части фасада находятся барельефы двух великих римлян – Траяна и Юлия Цезаря, которых кондотьер высоко ценил. Между ними – окно-роза, в верху – кружевная галерея.
Внутри капеллу украшают скульптуры, картины, фрески, позолота и фрески, выполненные Джанбатиста Тьеполо. Здесь же находятся декорированные саркофаги кондотьера и его дочери, умершей на пять лет раньше отца. Надгробие Бартоломео Коллеони – настоящее произведение искусства. Центральное место занимает деревянная позолоченная конная скульптура кондотьера.
Баптистерий
Построенный ещё в 1340 г. как часть базилики Санта-Мария-Маджоре, баптистерий был разобран в XVII в., после чего дважды восстанавливался с некоторыми переделками. В конце XIX в. он обрёл своё нынешнее место рядом с базиликой.
В архитектуре ставшего автономным Баптистерия доминирует число 8. По углам небольшого восьмигранного здания установлены аллегорические фигуры восьми добродетелей. Это – вера, надежда, милосердие, справедливость, осмотрительность, твёрдость, умеренность и терпение. Барельефы между колоннами сделаны в XIV в. скульптором Джованни Кампионе. Они представляют сцены земной жизни Иисуса Христа.
Внутри Баптистерия в центре располагается купель в готическом стиле, используемая во время католического крещения младенцев. А за купелью находится алтарь с обязательной в баптистериях статуей Иоанна Крестителя.
Кафедральный собор
Строительство Cattedrale di Sant’Alessandro началось в середине XV в. на месте разобранной церкви св. Винсента. В это же время при сооружении городской крепостной стены пришлось разобрать церковь св. Александра, в которой хранились его мощи. Собор стал новым местом их хранения.
Собор, посвящённый небесному покровителю Бергамо, в дальнейшем претерпел две существенные перестройки. Его парадный фасад в неоклассическом стиле со статуями св. Александра был возведён только в XIX в.
Интерьер собора составлен из деталей нескольких временных эпох. В оформлении главного алтаря XVIII в. участвовал выдающийся художник Джанбатиста Тьепола. Над другим алтарём начала XVIII в. установлена деревянная статуя Девы Марии. В крипте, сохранившейся от церкви св. Винсента, есть фрески XIV в. Высокое качество местного органа позволяет регулярно проводить концерты итальянской духовной музыки.
При соборе действует Cathedral Museum and Treasure, представляющий историю христианства в регионе Ломбардия. В музее также выставлены ценные предметы религиозного культа.
Адрес: Piazza Duomo.
Часы работы: с 7:30 (в субботу и воскресенье – с 7) до 12 и с 15 до 18:30 (в субботу и воскресенье – до 19). В собственно собор вход бесплатный, но для посещения крипты и музея нужно купить билет за 5 EUR.
Нижний город
Citta Bassa Бергамо находится в туристической тени Citta Alta. Многие считают, что в Нижнем городе интерес представляют лишь театр Доницетти и Академия Каррары. На самом деле в Нижнем городе находятся несколько любопытных церквей, представляющих своеобразную выставку произведений выдающегося итальянского художника Лоренцо Лотто. Творчество последнего связано с Бергамо примерно так же, как творчество Тициана – с Венецией. На карте города даже отмечен специальный маршрут, именуемый Opere (завод) Di Lorenzo Lotto. Его первый пункт – церковь святых Варфоломея и Стефана.
Церковь святых Варфоломея и Стефана
Chiesa dei Santi Bartolomeo e Stefano в составе одноимённого монастыря была основана в XIII в. монахами бенедиктинского ордена. С XVI в. монастырь с церковью перешли к другому ордену – доминиканскому. Церковь подверглась перестройке в XVII в., а фасад принял нынешний вид в конце XIX в.
Алтарь церкви св. Варфоломея и Стефана украшает первая из картин итальянского художника Лоренцо Лотти, написанных для церквей Бергамо. La Pala Martinegro писалась по заказу Алессандро Мартинегро Коллеони – племянника того самого кондотьера Бартоломео, которому Бергами обязан капеллой Коллеони. Первая часть названия картины происходит от итальянского Pala l Аltare – большая заалтарная картина.
Мадонна Лотто необычна прежде всего взаимным расположением Марии и Иисуса. Они смотрят в разные стороны: даже создаётся впечатление, что Младенец хочет вырваться из рук Матери.
Из других деталей интерьера выделяются деревянные хоры, изготовленные монахом Фра Дамьяно Дзамбелли.
Церковь находится на via Sentierone, рядом с Teatro Donizetti.
Церковь св. Духа
Недалеко от церкви св. Варфоломея и Стефана находится Chiesa di Santo Spirito. Грубый, похожий на крепостной, фасад церкви св. Духа, в 1972 г. был украшен бронзовым изваянием модерниста Франческо Сомаини. Таким ему представляется Святой дух.
С обеих сторон церковь имеет по пять приделов. Над алтарём четвёртого справа придела можно видеть ещё одну Мадонну Лотто. Кроме неё и Младенца, на картине «Пала ди Санто Спирито» присутствуют святые Екатерина, Августин, Себастьян и Антоний.
По обе стороны от картины Лотто находятся два полиптиха Андреа Превитали.
Улица Пиньоло
В нескольких минутах ходьбы расположена ещё одна церковь – Chiesa di san Bernardino in Pignolo. Последнее слово – название улицы, на которой находится эта церковь; его можно перевести, как «придира» или «разборчивый».
Заалтарная картина этой церкви La Pala di San Bernardino также принадлежит кисти Лотто. Правда, увидеть её труднее, чем две первые. Церковь в будни открыта на несколько часов с утра, а в выходные – с 18 часов.
И здесь обращает на себя внимание своеобразная трактовка Марии и Иисуса. Ожидаемо задумчивый взгляд Марии контрастирует с пока ещё детским выражением лица Иисуса.
Дальнейшая прогулка по улице Пиньоло понравится путешественникам, хорошо знающим Петербург: в домах прослеживаются знакомые мотивы. Удивляться этому не следует: ведь Бергамо – родина не только Доницетти, но и Джакомо Кваренги, прославившегося своими работами в Петербурге. Жители Бергамо об этом осведомлены.
Церковь Непорочной Девы Марии
В центре Нового города находится Chiesa di Santa Maria Immacolata delle Grazie. Большей частью именно церковь Непорочной Девы Марии первой возникает на пути туристов, направляющихся от железнодорожного вокзала на осмотр городских достопримечательностей. Бернардинский монастырь существовал на этом месте с XV в. После его секуляризационного упразднения один из его дворов отошёл церкви, построенной на территории бывшего монастыря в середине XIX в.
В великолепном интерьере церкви особое внимание приковывает оформление главного алтаря. В центре – картина братьев Эпис де Гаварна, изображающее вознесение Девы Марии. По обе стороны от полотна – грандиозная фреска Чезаре Майрони на сюжет изгнания из Рая Адама и Евы.
Адрес: Viale Papa Giovanni XXIII, 13.
Часы работы: понедельник – суббота с 7:15 (в воскресенье – с 7) до 11:45 (в воскресенье – до 12:30) и с 16 до 19 (в воскресенье – до 19:30) часов.
Театр Доницетти
Первоначальный театр на этом месте был построен в конце XVIII в. на средства богатого торговца Бортоло Рикарди. Сгоревшее в пожаре здание сменило новое по проекту архитектора Джованни Лукки, открывшееся в 1800 г.
Оперы Доницетти при жизни композитора ставились в театре Риккарди. Переименование произошло через полвека после смерти композитора к его столетнему юбилею. В том же году вблизи театра был установлен памятник Доницетти по проекту Франческо Йераче. В мраморную композицию, кроме сидящего на скамье композитора, входит вдохновлявшая его муза с цитрой (музыкальным инструментом) в руках.
Адрес: Piazza Cavour, 15. Проезд: автобусы №№ 2, 5, 6, 7 и 9 до остановки Teatro Gaetano Donizetti. В непосредственной близости от театра и памятника, по адресу via Arena, 9, функционирует музей Доницетти. Он работает ежедневно, кроме понедельника, в 9:30–13 и 14–17:30. Цена билета – 3 EUR.
Академия Каррара
Академией Каррара называется галерея и академия искусств в Бергамо. Их основатель – коллекционер и меценат граф Джакомо Каррара, завещавший городу своё собрание. В 1810 г., уже после смерти графа, для размещения коллекций было построено неоклассическое здание.
В дальнейшем первоначальное собрание пополнилось десятками подаренных частных коллекций. Во время публичного открытия галереи в 1793 г. граф Каррара анонсировал курсы рисунка и живописи. Созданная для них школа с 1912 г. переехала в отдельное соседнее здание. С 1988 г. школа была преобразована в Accademia di Belle Arti. Несколько лет спустя в неё вошла галерея современного искусства.
Нынешняя Pinacoteca dell’Accademia Carrara насчитывает около двух тысяч картин итальянских художников, среди которых работы Боттичелли, Беллини, Рафаэль, Тьеполо и Каналетто. Кроме живописи, экспонируются гравюры, рисунки, скульптуры, фарфор, мебель, медали.
Адрес: Piazza Giacomo Carrara, 82.
Время работы: вторник – воскресенье с 10 до 18–19 часов с перерывом в 13–15. Билет стоит 12 EUR.
Заключение
Небольшой город Бергамо приятно удивляет своими разнообразными достопримечательностями, некоторые из которых составили бы честь и более раскрученным в туристическом плане итальянским городам.
оценивших 2, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: