Ливорно (Италия): достопримечательности
Livorno – столица одноимённой провинции и самый крупный порт региона Тоскана. Город расположен в бухте на берегу Лигурийского моря. В отличие от многих других итальянских городов, Ливорно сравнительно молод: одноимённая рыбацкая деревня впервые упомянута в документе начала XI в. Поселение последовательно принадлежало тосканской маркграфине, Пизе, аристократическому роду Висконти, Генуе, Флоренции.
Городская история Ливорно начинается в XVI в., когда тосканский герцог Козимо I Медичи приказал перенести сюда главный порт из заилевшей пизанской гавани. В новый веротерпимый город начинали переселяться преследуемые в своих странах этнические и религиозные общины: католики, евреи, мавры, греки. В следующем столетии Ливорно стал заметным коммерческим центром Средиземноморья. В XVIII в., в период правления герцога Леопольда Габсбурга, город был существенно благоустроен. С XX в. Ливорно – центр итальянского судостроения. Город сильно пострадал от бомбардировок в период Второй мировой войны.
Морская вода в пределах портового города не отличается чистотой, поэтому любители морских купаний пользуются песчаными пляжами, находящимися вне городской черты.
Дата основания города Ливорно: | 1577 год |
Население города: | 158 371 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 104 км² |
1. Оборонительные постройки
1.1. Старая крепость
1.2. Новая крепость
1.3. Леопольдова стена
2. Религиозные сооружения
2.1. Кафедральный собор Святого Франциска
2.2. Церковь Святой Екатерины Сиенской
2.3. Храм Мадонны Монтенеро
3. Замок Кастелло дель Боккале
4. Вилла Мимбелли с музеем Фаттори
5. Объекты городской инфраструктуры
5.1. Набережная и терраса Масканьи
5.2. Площадь и улица Гранде
5.3. Памятник четырём маврам
6. Заключение
Оборонительные постройки
Старая крепость
Построенное в XIV в. оборонительное сооружение пизанцев Fortezza Vecchia
было существенно дополнено и перестроено в XV и XVI столетии генуэзцами. Завладевший городом Козимо Медичи возвёл внутри крепости собственную резиденцию. После него в крепости были казармы, а затем – тюрьма. Фортецца Веккья уничтожили бомбардировки последней войны. Сегодняшний облик Старой крепости – результат продолжающегося последние полвека восстановления. Поэтому Фортецца Веккья – одновременно чуть ли не самая новая постройка города. Самая старая часть постройки – круглая башня тосканской маркграфини Матильды, сооружённая ещё в XI в. C неё хорошо просматриваются город и порт.
Новая крепость
Fortezza Nuova была создана в XVII в. для семьи Медичи в городском районе, именуемом Venezia Nuova – Новая или Маленькая Венеция. Таким названием район обязан некоторому внешнему сходству со знаменитым городом благодаря каналам, мостам и сохранившимся зданиям XVI–XVII вв. Поскольку Новая крепость во многом сохранила оригинальный внешний вид, то, строго говоря, она с большим основанием может считаться старой.
До недавнего времени в районе Новой крепости дислоцировались радикалы и… бродячие коты. Ситуация изменилась с открытием здесь в 2014 г. городского парка. По вечерам здесь многолюдно, работают многочисленные рестораны и кафе. Желающие могут прокатиться на туристическом катере по каналам вдоль «венецианских» зданий.
Леопольдова стена
Ещё одно заметное оборонительное сооружение Ливорно – восьмикилометровая Mura Leopoldine (Леопольдова стена), возведённая в начале XIX в. по приказу короля Леопольдо II. К тому времени разрастающийся порт перешагнул границы городских крепостных стен, поэтому понадобилась новая защита от ввоза контрабандных товаров. Эта стена в 1849 г. также была задействована для обороны города от осадивших его австрийцев. К настоящему времени сохранились фрагменты первоначальной стены, частично разбомбленной союзной авиацией.
Религиозные сооружения
Кафедральный собор Святого Франциска
Cattedrale di San Francesco или, иначе, Duomo di Livorno – главное сооружение на центральной площади города Piazza Grande. Большая церковь была построена в начале XVII в. по проекту архитектора Алессандро Пьерони. Первоначально прямоугольное строение позже стало традиционно-крестообразным благодаря двум пристроенным по бокам часовен. Кафедральный статус церковь получила в начале XIX в. Спустя десятилетие появилась квадратная колокольня с часами.
Англо-американские бомбардировки почти полностью уничтожили все эти строения: исключение составили стены периметра основного здания и одной из часовен. Послевоенное восстановление существенно затруднило отсутствие точных чертежей.
Серо-мраморный фасад собора венчает крест, под которым находится тимпан с гербом Медичи. На аналогичную облицовку травертиновых боковых стен средств так и не нашлось.
В капелле Богоматери собора сохранился алтарь XVIII в. работы Джованни Баратта. В интерьере можно видеть несколько спасённых во время войны картин. Самая ценная из них – «Христос в терновом венце» художника XV в. Фра Анжелико.
Сохранились также три полотна XVII в. тосканских художников Джакопо Лигоцци, Доменико Креспи и Клименти да Эмполи.
Церковь Святой Екатерины Сиенской
Chiesa Santa Caterina da Siena расположена в районе Новая Венеция. Церковь св. Екатерины Сиенской строилась для доминиканского ордена в течение XVIII в. В начале XIX в. французские оккупанты устроили в недостроенном здании тюрьму, которая продолжала функционировать и после их ухода. После возврата церкви ордену её основательно реконструировали. В 1869 г. рядом появилась 63-метровая башня.
Непритязательный фасад церкви скрывает интересный интерьер, покрытый фресками XIX в. общей площадью 1500 м2. Среди них выделяется произведение «Коронование Богородицы», созданное Джорджо Вазари в XVI в.
Храм Мадонны Монтенеро
Santuario di Montenero, иначе именуемый Santuario della Madonna delle Grazie, был возведён в конце XIV в. на горе Монте Негро в окрестностях Ливорно. В те времена она была известна как пристанище воров и бандитов. Согласно легенде, местный хромой пастух нашёл у подножия холма образ Богоматери. Явившаяся ему Дева Мария пообещала исцеление от хромоты при условии доставки образа на вершину пользующейся дурной славой горы. После этого пастух действительно выздоровел, на холме построили базилику в честь покровительницы Тосканы Мадонны-делле-Грацие, а у его подножия – капеллу Явления Богородицы.
В дальнейшем здесь было отмечено ещё несколько явлений Девы Марии. Храм, принадлежавший разным христианским орденам, стал паломническим центром, но, после упразднения орденов в начале XIX в., оказался заброшен.
Нынешний отреставрированный храм состоит из церкви с портиком и 27-метровой кампанилы с часами, расположенных вокруг прямоугольной площади. В скинии XVIII в. у алтаря хранится образ Богоматери Монтенеро XIV в.
Кроме самого отреставрированного храма, осмотру посетителями доступны также бывшие разбойничьи пещеры на горе.
Замок Кастелло дель Боккале
Побережье, на котором находится замок, именовалось Кала дей Пирати (Залив пиратов) или Boccale (Кувшин). Для наблюдения за пиратами на этом месте была наблюдательная вышка. В конце XIX в. участок приобрела маркиза Элеонора Уголини, заказавшая строительство собственной резиденции в стиле средневекового замка. Castello del Boccale имел три круглые башни и одну квадратную, смотрящую на море. Крыша замка имела множество зубцов. В XX в. новые владельцы перестроили крышу, сделав её обычной. Сравнительно недавно замок был отреставрирован под жилые апартаменты.
Вилла Мимбелли с музеем Фаттори
Villa Mimbelli была построена во второй половине XIX в. по проекту архитектора Винченцо Микели для богатого торговца Франческо Мимбелли. Она окружена небольшим садом. Пострадавшая во время последней войны, вилла была отреставрирована. С 1994 г. в здании разместился Museo civico Giovanni Fattori. В нём экспонируются картины известного итальянского живописца XIX в. Джованни Фаттори и других членов художественного направления Маккьяйоли, предшествовавшего импрессионизму.
Оранжевый фасад виллы украшен декоративными рельефами, изображающими растительные орнаменты и маски людей и животных. Среди внутренних помещений, украшенных лепниной и фресками, выделяется Мавританский курительный зал. В саду много финиковых пальм.
Объекты городской инфраструктуры
Набережная и терраса Масканьи
Уроженец Ливорно Пьетро Масканьи – итальянский оперный композитор XIX–XX вв., автор знаменитой оперы «Сельская честь».
Этот аквариум, названный именем учёного XVII в., – отдельная городская достопримечательность. На его территории находится 70 бассейнов, в которых обитает свыше тысячи морских животных, относящихся к 150 видам. Часы работы: с 10 до 18 (в июле и августе – до 19:30) часов. Входной билет в аквариум стоит 13 EUR.
Благоустроенная набережная, перемежающаяся зелёными тенистыми участками, оборудована велосипедными и беговыми дорожками. Покрытие набережной – чёрно-белые «шахматные» плиты, а её балюстрада состоит более чем из четырёх тысяч мини-колонн.
Вдоль набережной располагается заметные городские объекты – купальни Баньи Панкальди, функционирующие с середины XIX в., их ровесник – единственный пятизвёздочный Гранд Отель Палаццо, здание центра морских технологий, фонтан Нептуна.
Часто террасой Масканьи называют всю набережную. Но, строго говоря, таковой является её участок вокруг беседки с круглым куполом, поддерживаемым десятью колоннами. Это – традиционное место свадебной фотосъёмки. Близлежащие фонарные столбы увешаны замочками молодожёнов, ключи от которых выброшены в море.
Площадь и улица Гранде
Via Grande – одна из центральных улиц Ливорно. Начинаясь от порта, она пересекает площадь Piazza Grande и доходит до площади Пьяцца делла Репубблика.
Несколько интересных объектов находится в районе площади Пьяцца Гранде. Улица Санта Джулия от неё ведёт на Piazza Cavallotti, в одном из зданий которой родился композитор Пьетро Масканьи. На соседней улице сохранился дом другого известного уроженца города – художника Джованни Фаттори. На улице Виа делла Мадонна находятся три церкви, в XVII–XVIII вв. принадлежавшие конфессиональным меньшинствам Ливорно. Это – армянская, греческая и церковь Кьеза делла Мадонна.
Памятник четырём маврам
Центральная фигура памятника Monumento dei Quattro mori на Piazza San Michele – тосканский герцог Фердинандо I, правивший Ливорно на рубеже XVI–XVII вв. Мраморную статую герцога создал Джованни Бандини в Карраре, после чего скульптура по морю была доставлена в Ливорно. Однако у Фердинандо I возникла идея включить в композицию памятника фигуры пленённых им берберских пиратов. Скульптор Пьетро Такка, занятый другими заказами герцога, смог приступить к работе только после смерти Фердинандо I.
Изготовленные Пьетро Такка изображения четырёх пленённых мавров с художественной точки зрения превзошли основную скульптуру, что нашло своё отражение в устоявшемся названии памятника. Четыре фигуры отличаются возрастом, представляя разные стадии человеческой жизни.
Заключение
Конечно, Ливорно нельзя назвать туристическим городом. Но путешественник, волею судеб оказавшийся в нём, может ознакомиться с интересными городскими объектами, речь о которых шла в настоящей статье.
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: