Равенна (Италия): достопримечательности
Ravenna – город в североитальянском регионе Emilia-Romagna. Равенна расположена на Паданской низменности в 10 км от Адриатического моря, связанного с городом каналом. Поселение на этом месте было известно ещё в доримскую эпоху. В I в. оно было преобразовано в римский военный порт Классис. В дальнейшем, вследствие заиления, береговая линия моря отодвигалась от города. После разделения Римской империи на Восточную и Западную, Равенна была столицей последней в 402–476 гг.
Следующими владельцами города последовательно были остготы, византийцы и лангобарды. При них Равенна в разной степени сохраняла свой столичный статус. С конца XIII в. городом правил итальянский синьориальный род да Полента, принадлежащий к гвельфам. Он пригласил в город изгнанного из Флоренции великого Данте, который провёл в Равенне три последних года жизни. Затем город завоевала Венеция, а с XVI в. Равенна вошла в Папскую область. С 1860 г. город – часть объединённой Италии.
Равенну называют «сестрой Венеции» не только из-за территориальной близости. Построенный в болотистой местности с активными грунтовыми водами, город постоянно боролся с ними. В Средние века лишь масштабное осушение окружающих болот спасло город от затопления. Однако подвалы многих домов по-прежнему покрыты грунтовыми водами. Насосами для их откачки снабжены только главные достопримечательности.
Население города: | 159 115 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 652 км² |
1. Раннехристианские памятники
1.1. Мавзолей Галлы Плацидии
1.2. Баптистерий Православных
1.3. Базилика Сан-Витале
1.4. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
1.5. Архиепископский дворец
1.6. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
1.7. Арианский баптистерий
1.8. Мавзолей Теодориха
2. Другие достопримечательности
2.1. Гробница Данте
2.2. Базилика Сан-Франческо
2.3. Национальный музей Равенны
2.4. Дом каменных ковров
3. Заключение
Раннехристианские памятники
По количеству сохранившихся раннехристианских памятников город не имеет себе равных на планете. Восемь их них, относящихся к V–VI вв., составляют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. По единому комбинированному (Unico Cumulativo) билету «Мозаики Равенны» ценой 9,5 EUR можно посетить пять из них с самыми красивыми мозаиками:
- мавзолей Галлы Плацидии;
- Баптистерий православных;
- базилику Сан-Витале;
- базилику Сант-Аполлинаре-Нуово;
- Архиепископский дворец.
Билет действителен в течение семи дней. Подробности (на английском языке) можно посмотреть на сайте.
Базилику Сант-Аполлинаре-ин-Классе и Мавзолей Теодориха можно увидеть по другому единому билету ценой 10 EUR, действительному три дня. Он также открывает вход в Национальный музей Равенны. А комбинированный билет ценой 8 EUR предназначен для посещения Мавзолея Теодориха и Национального музея. В Базилику и Мавзолей, конечно, можно пройти и по автономному билету. Для Арианского баптистерия этот вариант безальтернативен.
Невзрачный внешний вид всех перечисленных достопримечательностей скрывает великолепные мозаики интерьера (их нет только в Мавзолее Теодориха). Равеннские мозаики часто называют византийскими. Но большинство памятников, кроме базилик Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе, были созданы в эпоху, предшествовавшую византийской. Стилистически равеннская мозаичная иконография отличается от более поздней (включая византийскую) отсутствием торжественной мрачности и аскезы.
Мавзолей Галлы Плацидии
Галла Плацидия была дочерью последнего императора Римской империи Феодосия I. Предполагается, что она и является инициатором возведения собственного мавзолея Mausoleo di Galla Placidia. В нём сейчас находится три саркофага, один из которых условно считается саркофагом Галлы Плацидии. Большинство исследователей считает, что это не так, и все саркофаги были помещены в мавзолей значительно позже его постройки.
Суровый крепостной фасад сооружения скрывает интересный интерьер, практически полностью покрытый древнейшими мозаиками V в. мастеров, имя которых утеряно в глубине столетий. На внутреннем куполе изображена мозаика тёмного неба, усеянного звёздами, с крестом посередине. По его углам – аллегорические изображения евангелистов. Ниже видны другие апостолы. В окна мавзолея в начале XX в. были вставлены алебастровые плиты, придающие таинственный оттенок проникающему дневному свету.
Баптистерий православных
Наряду с мавзолеем Галлы Плацидии, Баптистерий Неона или православных – старейшее сооружение Равенны. Battistero degli Ortodossi для проведения православных обрядов Крещения было построено в начале V в. при епископе Урсо. Второе имя Battistero Neoniano связано с его преемником – епископом Неоном, при котором помещение было покрыто мозаикой.
Следует отметить, что в раннехристианское время термин «ортодоксия» или «православие» имел более широкий смысл, чем нынешний узкоконфессиальный. Он означал учение официальной церкви (ещё неразделённой на западную и восточную) в противоположность ересям, одно из которых было арианство (см. ниже).
В центральном медальоне подкупольной мозаики представлен сюжет крещения Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан, дух которого изображён с полотенцем в руках. В мозаиках Крещение представлено как путь в небесный Иерусалим, описанный в Откровении Иоанна Богослова.
Вокруг медальона изображены 12 апостолов, держащих в руках венцы. Они иллюстрируют суд над 12-ю коленами Израилевыми. Ярусом ниже можно видеть четыре изображения престола уготованного, на который сядет Иисус Христос для суда над живыми и мёртвыми при втором пришествии, а также четыре трона с лежащими на них каноническими евангелиями.
При внимательном взгляде в центральной части медальона виден более светлый фон и явно неканоническое лицо Христа. Это – следы не слишком качественной реставрации XVIII в.
В центре баптистерия сохранилась восьмиугольная купель из мрамора и порфира. Некоторые её фрагменты датируются XIII в.
В одной из арок сохранился алтарный престол VI века, а в другой можно видеть старинный бронзовый крест, до 1963 г. находившийся на крыше баптистерия.
- в апреле – сентябре в 9 –19;
- в октябре и марте с 9:30 до 17:30 часов;
- в ноябре – феврале в 10–17.
Базилика Сан-Витале
Basilica di San Vitale была основана в 527 г. местным епископом Экклесием в честь раннехристианского мученика Виталия Миланского. Базилика находится рядом с мавзолеем Галлы Плацидии (см. выше), и работает в те же часы. Строительство финансировал греческий ростовшик Юлиан Аргентарий, род занятий которого вряд ли можно назвать богоугодным. Внутренняя отделка мозаиками, считающимися лучшими вне Константинополя, была осуществлена в 546–47 гг. разными мастерами.
Колокольня базилики появилась в XIII в. В конце XVII в. её разрушило землетрясение: спустя десятилетие колокольню восстановили. В XVI в. базилика претерпела масштабную реконструкцию, во время которой затапливаемый грунтовыми водами пол был поднят на 80 см. В конце XVIII в. недекорированные прежде купол и ниши ротонды были расписаны фресками.
Восьмиугольная церковь в византийском стиле напоминает константинопольскую церковь Сергия и Вакха. При строительстве были использованы оригинальные архитектурные решения. Так, конусообразный купол диаметром 16 м состоит из вдетых друг в друга глиняных закреплённых труб, облегчающих конструкцию. Купол опирается на восемь столбов, образующих ротонду, на втором ярусе которой находятся хоры. Между главными столбами ротонды размещены двухъярусные аркады. В результате внутренняя часть церкви хорошо освещается, а в боковых галереях царит полумрак. Мозаики пресвитерия и апсиды тем самым предстают в максимально выигрышном свете.
Некоторые решения базилики были заимствованы при разработке проектов дворцовой капеллы в немецком городе Ахене и флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Изнутри пол облицован керамической плиткой, а нижняя поверхность стен – мраморной. Главный элемент декора – потрясающая мозаика из разноцветной смальты. Вогнутые поверхности, покрытые искрящейся мозаикой, создают эффект объёмности изображений.
Особо ценятся прижизненные мозаичные портреты императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, приносящих в дар церкви культовые сосуды. Царственных особ сопровождают придворные. Эти мозаичные панно расположены в алтарной части базилики.
С этих двух классических работ сняты многочисленные копии для ведущих музеев планеты.
В центральном медальоне свода алтаря изображён жертвенный Агнец. Медальон поддерживают четыре ангела в окружении райских растений, животных и птиц.
Сюжеты остальных мозаик посвящены ветхозаветным и новозаветным историям.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
Базилика с нынешним названием Sant’Apollinare Nuovo была сооружена на рубеже V–VI вв. тогдашним правителем Равенны королём Теодорихом как его придворная церковь. В IX в. была освящена в честь первого епископа города Аполлинария, впоследствии канонизированного. Поскольку в Равенне есть ещё одна базилика св. Аполлинария, для их отличия к названию описываемой базилика добавлено «Новая». В XI в. рядом с базиликой появилась кампанила, а в XVI в. добавился мраморный портик. В этом же столетии затопляемый пол церкви пришлось поднять на метр.
В IX в. в расположенную в глубине города базилику Сант-Аполлинаре-Нуово были перемещены мощи св. Аполлинария, хранившиеся прежде в менее безопасной Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В XVIII в. произошло обратное перемещение.
Базилика славится своими мозаиками, часть которых сохранилась со времён постройки, а другая часть относится к византийским временам. Эти мозаичные циклы создавались в период доминирования разных течений христианства – соответственно арианства и византийского православия. После победы последнего часть арианских мозаик была переложена: сюжеты, иллюстрирующие арианское учение, заменили сценами жития христианских мучеников.
Мозаики на библейские темы выложены на стенах и сводах в три яруса. Верхний ярус с новозаветными сюжетами, предположительно созданными при Теодорихе, реально доступен для осмотра только при наличии бинокля. Не слишком хорошо видны и мозаики среднего ряда, изображающие пророков и святых. Они расположены между окнами, проходящий через которые свет слепит глаза. Эти мозаики специалисты также относят к арианскому периоду.
Для осмотра наиболее удобен нижний ярус мозаик: возможно, поэтому наиболее известна расположенная на нём процессия из 26 праведных мужей (чаще называемых мучениками), шествующих к сидящему на троне Христу Спасителю. Её возглавляет популярный святой (не мученик!) IV в. Мартин Турский, именем которого называлась базилика в VI в. Свои венцы славы святые несут Христу.
На противоположной стене нижнего ряда похожая композиция из 22 мучениц, направляющихся к престолу Девы Марии с Младенцем.
Исследователи полагают, что нижний ряд содержит мозаики, переложенные из арианских. В частности, есть основания полагать, что первоначально вместо Христа и Девы Марии были изображены Теодорих и его жена.
Архиепископский дворец
В Архиепископском дворце Равенны находятся Cappellam di Sant’Andrea, называемая также Архиепископской, и музей.
Cappella Arcivescovile на первом этаже дворца была построена в V–VI вв. как небольшая личная церковь. Она украшена мозаикой, на которых, наряду с традиционными религиозными сюжетами, изображено множество райских птиц, растительных орнаментов и латинских гекзаметров. Совершенно непривычен образ безбородого Христа в одежде римского офицера.
Archiepiscopal Museum был основан в середине XVIII в. Его экспонаты – картины, предметы искусства и археологические находки, находившиеся внутри или под снесёнными церквами. Среди артефактов – очень ценный трон из слоновой кости VI в., принадлежавший архиепископу Максимилиану. Другой выдающийся экспонат – серебряный крест с 40 медальонами архиепископа Агнеллуса.
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Basilica di Sant’Apollinare in Classe построена над могилой св. Аполлинария ещё в середине VI в. Для отличия от Sant’Apollinare Nuovo к названию базилики добавлено название района города, в котором она находится. Финансировал строительство (как и базилики Сан-Витале) всё тот же греческий ростовщик Юлиан Аргентарий, который, видимо, был всерьёз озабочен своей посмертной судьбой. В X в. к базилике были добавлены притвор, придел и ротондообразная колокольня.
Главная реликвия церкви – мощи св. Аполлинария, первоначально хранившиеся в крипте. В середине IX в. из соображений безопасности их перенесли в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, расположенную в более защищённом месте. Почти тысячелетие спустя мощи вернули, но поместили их в главном алтаре.
Мозаичное убранство базилики было создано в VI–IX вв.
К настоящему времени сохранились только мозаики апсиды. Другие мозаики не пережили владычество венецианцев. Будучи более плоскими и схематичными, сохранившиеся мозаики уступают в качестве мозаикам Сан-Витале. Сюжеты мозаик традиционные, библейские. В конхе апсиды можно видеть необычное Преображение Господне с аллегорическим изображением Христа в виде креста с нимбом в окружении золотых звёзд. Непривычны и 12 апостолов в виде овец. Аркада центрального нефа украшена медальонами с портретами епископов Равенны.
К ценностям базилики также относятся декорированные саркофаги равеннских епископов.
Арианский баптистерий
Battistero degli Ariani, построенный в начале VI в., предназначался для проведения обрядов крещения приверженцев арианского направления раннего христианства, согласно которому, Христос занимал подчинённое положение по отношению к Богу-Отцу. Арианство в VI в. было объявлено ересью, а баптистерий превращён в ортодоксальный ораторий Девы Марии. В дальнейшем здание перешло в частное владение, а в настоящее время стало туристическим объектом.
Внутри хорошо сохранилась мозаика, изображающая традиционный сюжет баптистериев – Крещение Иисуса в Иордане. В отличие от Баптистерия православных, на фигуре обнажённого Христа явственно видны половые признаки, что не может считаться неуместным в арианском вероучении. Как и в Баптистерии православных, кроме Христа и Иоанна Крестителя, на мозаике присутствует языческий дух реки Иордан в виде седобородого мужчины. Вокруг медальона Крещения изображены 12 апостолов с венцами, разделённые райскими пальмами.
Мавзолей Теодориха
Двухъярусный Mausoleo di Teodorico в 520 г. построил для себя король остготов Теодорих. В отличие от других равеннских построек, он сооружён не из кирпича, а из блоков истрийского известняка. Верхний ярус ротондообразного мавзолея предназначался для королевского саркофага, а нижний – для погребения членов монаршей семьи. Первоначально на внутреннем своде купола была несохранившаяся мозаика, изображавшая крест.
После установления в Равенне власти византийского императора Юстиниана прах Теодориха был вынесен из ваннообразного порфирного саркофага, который ныне открыт и пуст.
Бывший мавзолей стал часовней, а сейчас он – туристический объект.
Другие достопримечательности
Достопримечательности Равенны не исчерпываются раннехристианскими памятниками.
Гробница Данте
Флоренция времён Данте, как и многие другие итальянские города, была вовлечена в конфликт сначала между гвельфами и гибеллинами, а затем – между «белыми» и «чёрными» победившими гвельфами. Великий уроженец Флоренции принадлежал к «белому» направлению, потерпевшему поражение. Как известно, современники сплошь и рядом не ценят живущих рядом с ними гениев. Вот и Данте был осуждён на изгнание и огромный штраф. После 17-летнего скитания по итальянским городам, по приглашению правителя Гвидо Новелло да Полента поэт в 1318 г. поселился в Равенне, где провёл последние три года жизни.
Вскоре после смерти Данте, первоначально похороненного в церкви Сан-Франческо (св. Франциска), флорентийцы, поняв, что изгнали величайшего поэта Италии, потребовали у Равенны возвратить прах Данте на родину. К их усилиям подключился Микеланджело, упросивший папу Льва X издать в 1519 г. соответствующий указ. Торжествующие флорентийцы встретили саркофаг, привезённый делегацией во главе с Микеланджело, который… оказался пустым. Накануне отправки во Флоренцию равеннские францисканцы, тайно от флорентийской делегации, проделали в нём отверстие, извлекли останки, поместили их в деревянный гроб и похоронили в своём монастыре в Сиенцо. Но и после этого флорентийцы не оставляют надежд на возвращение праха: с 1829 г. в базилике Санта-Кроче его ждёт пустая гробница.
Францисканцы уберегли останки Данте и во время секуляризации монастырей при Наполеоне. Они спрятали гроб в портике Браччиофорте, который и сегодня находится близ гробницы Данте. История с перепрятываниями чуть не закончилась утерей останков: более полувека место захоронения поэта оставалось неизвестным, пока случайно гроб не был обнаружен в 1865 г. во время строительных работ. Научная экспертиза костей подтвердила их принадлежность Данте.
В 1780 г. в Равенне был построен скромный Tomba di Dante (мавзолей Данте) по проекту архитектора Камилло Мориджиа.
В нём сейчас находится урна с его останками, на поверхности которой высечена латинская эпитафия. Над ней барельеф погружённого в думы поэта. Этот барельеф был частью первоначальной гробницы Данте в церкви св. Франциска. Над барельефом по поручению папы Павла VI в 1965 г. был установлен позолоченный крест к 700-летию поэта. С потолка свисает лампада, ежегодно заправляемая привозимым из Флоренции маслом (в рамках сентябрьского «Дантова месяца» в Равенне).
В окружающем гробницу дворике Квадракко ди Браччиофорте помечено место обнаружения, казалось бы, утерянных останков поэта в 1865 г. (см. выше), а также курган, в котором прах в очередной (будем надеяться, последний) раз перепрятывали во время последней войны в период интенсивных бомбардировок англо-американской авиацией.
С 1921 г. рядом с мавзолеем, по адресу via Dante Alighieri, 2-4, функционирует небольшой музей Данте. В нём можно увидеть картины, бюсты, рельефы, изображающие поэта, деревянный гроб – временное пристанище его останков, стеклянный короб, в котором они лежали при экспертизе (см. выше). Режим работы музея: вторник – воскресенье с 10 до 16–18 часов. Вход – 3 EUR.
Museo Dantesco – составная часть Centro Dantesco dei Frati Minori, дислоцированного на территории бывшего францисканского монастыря. Миноритский центр по изучению творчества Данте – общество монахов-филологов, созданное в 1963 г.
Базилика Сан-Франческо
Небольшая раннехристианская церковь на месте нынешней Basilica di San Francesco была построена в V в. по инициативе равеннского епископа Неона – того самого, при котором появились мозаики баптистерия православных (см. выше). В 1261 г. церковь, первоначально носившая имена апостолов Петра и Павла, а затем св. Петра, была передана монахам-францисканцам и получила нынешнее название. Квадратная колокольня появилась примерно в IX–XI вв., а сегодняшний фасад датируется концом XVIII в.
В 1321 г. в базилике был отпет и похоронен Данте. Его нынешняя гробница (см. выше) находится рядом с бывшим монастырём – нынешним государственным музеем. Во время раскопок 1879 г. ниже уровня грунтовых вод был обнаружен пол прежней крипты, покрытый мозаикой V в. и латинской эпитафией епископу Неону – основателю церкви. Этот своеобразный аквариум с рыбками, проплывающими над древними мозаикой и эпитафией, доступен для осмотра туристами через окно под алтарём.
Национальный музей Равенны
Museo nazionale di Ravenna расположен в здании бывшего монастыря бенедиктинцев, на одной огороженной территории с базиликой Сан-Витале и Мавзолеем Галы Плацидии. Часть экспозиции – древнеримские и раннехристианские скульптуры, каменные кресты IV—V вв., саркофаги, выставлены во внутреннем дворе музея. Среди них – статуя Геракла VI в.
Основа демонстрируемой коллекции – церковная утварь и произведения искусства, ранее принадлежавшие монастырям, закрытым на рубеже XVIII–XIX вв. при наполеоновской секуляризации. Во внутренних помещениях музея выделяются фресковый цикл XIV в. художника Пьетро да Римини (ученика Джотто), ларец середины V в. с изображением Traditio legis (передача Христом свитка с евангелием святым Петру и Павлу), барельеф I в. «Апофеоз Августа». Любопытны коллекции римских монет и изделий V в. из слоновой кости.
Дом каменных ковров
В 1993 г., недалеко от базилики Сан-Витале, строили подземный гараж. На пятиметровой глубине изумлённым взглядам строителей открылся мозаичный пол V–VI вв. общей площадью 1200 м2, предположительно принадлежавший византийскому дворцу, построенному на фундаментах римских зданий III-II в. до н.э.
14 мозаик в помещениях Domus dei tappeti di pietra в основном представляет собой совокупность геометрических узоров трёх-четырёх цветов.
Есть и сюжетные мозаики – «Добрый пастырь» и «Танец времён года».
Для перемещения посетителей проложены специальные помосты.
Заключение
На протяжении своей истории Равенна успела побывать столицей Западной Римской империи, остготского и лангобардского государств. Нынешнюю Равенну с полным основанием можно назвать мировой столицей раннехристианских мозаик и памятников. Основной контингент посещающих «осколок Византии» путешественников – любители познавательного туризма.
оценивших 3, оценка: 3,67 из 5
Смотрите также статьи по теме: