Генуя: достопримечательности, что смотреть за 1 день
Genova – административный центр североитальянского региона Liguria и провинции Генуя. Город узкой полосой расположен на берегу одноимённого залива Лигурийского моря. Генуя – крупнейший морской порт Италии.
Происхождение названия выводится от кельтского слова gen («речной порт», имея в виду впадающую в Лигурийское море речку Бисаньо). Лигурийское поселение на месте нынешнего города известно с античных времён. Оно поочерёдно принадлежало грекам, римлянам, остготам, византийцам, франкам. С X в. Генуя постепенно превращается в один из крупнейших средиземноморских портов. К середине следующего столетия Генуя становится автономным городом-государством. Генуэзская республика в период своего расцвета в XII–XIII вв. была влиятельной морской державой и имела обширные торговые владения в Средиземноморье и Причерноморье.
В последующие столетия усилились внутренние раздоры и экспансия набравших силу соседей – французов, миланцев, испанцев. Союз с последними позволил Генуе поучаствовать в испанской колонизации Америки, открытой предполагаемым уроженцем города Христофором Колумбом. Конец независимости Генуи положил Наполеон. После его разгрома начался итальянский период существования города.
Дата основания Генуи: | VI века до н. э. |
Население города: | 580 097 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 243 км² |
1. Палацци-дей-Ролли
1.1 Дворцы-музеи Страда Нуова
1.2 Королевский дворец
1.3 Дворец Спинола
2. Другие дворцы и замки
2.1 Дворец Сан-Джорджо
2.2 Дворец Андреа Дориа
2.3 Дворец Дожей
2.4 Замок Альбертис
3. Религиозные сооружения
3.1 Кафедральный собор Сан-Лоренцо
3.2 Базилика святейшего Благовещения
3.3 Церковь Святых Амвросия и Андрея
4. Другие интересные объекты
4.1 Пьяцца Феррари
4.2 Маяк Лантерна
4.3 Океанариум
4.4 Ботанический сад «Биосфера»
4.5 «Христос из бездны»
4.6 Ворота Порта Сопрана
4.7 Дом Христофора Колумба
Палацци-дей-Ролли
Palazzi dei Rolli – квартал дворцов XVI в., принадлежавших генуэзским аристократическим семействам. Впервые в средневековой Европе, квартал в районе нынешней Via Garibaldi и, частично, Via Balbi, был застроен централизованно, по проекту архитектора Галеаццо Алесси. Новаторское градостроительное решение Генуи в дальнейшем стало образцом при перепланировке Парижа и Амстердама.
Список и характеристики строящихся дворцов городские власти вели на листах пергамента, называемых «ротоли». Их трансформированное название закрепилось за дворцами. В обмен на предоставление земельных участков под застройку, богатые владельцы «дворцов из списка» были обязаны периодически предоставлять их городским властям в представительских целях для приёма зарубежных делегаций. Высокопоставленные зарубежные гости выбирали дворцы именно по отражённым в списках характеристикам.
В 2006 г. 42 из 80 сохранившихся дворцов и улица Гарибальди были внесены во Всемирное наследие ЮНЕСКО. На 250 м этой улицы сосредоточено 12 дворцов. Публичность дворцов сохраняется и в настоящее время. Три из них, а именно – Palazzo Bianco, Palazzo Doria Tursi и Palazzo Rosso входят в комплекс Musei di Strada Nuova (прежнее название ул. Гарибальди).
Ещё в двух дворцах – Palazzo Reale и Palazzo Spinola, размещены постоянные картинные галереи, поэтому они также открыты для посещения.
Дворцы-музеи Страда Нуова
Palazzo Bianco («Белый дворец») был построен в первой половине XVI в. для самой влиятельной в Генуе аристократической семьи Гримальди. В дальнейшем он принадлежал нескольким другим знатным родам. В конце XIX в. последняя частная владелица – герцогиня Мария Бриньоле-Сале, завещала дворец городу. С тех пор в нём функционирует первоклассная картинная галерея художников XII–XVII вв. из Генуи, Фламандии, Франции и Испании. Среди экспонатов есть работы выдающихся художников – Веронезе, Рубенса, Мурилло.
Palazzo Doria Tursi был сооружён во второй половине XVI в. для другого члена аристократического рода Гримальди. В дальнейшем он также сменил несколько владельцев, одним из которых был Чарльз Дориа, герцог Турси, по имени которого стали называть дворец.
Дворец, в котором когда-то останавливались самые высокопоставленные гости Генуи – короли и Римские папы, выделяется величественным фасадом. Второй век в нём располагается городской муниципалитет. Несколько дворцовых залов являются продолжением художественной галереи соседнего Палаццо Бьянко. В одном из залов находится скульптура «Кающаяся Магдалина» выдающего скульптора Антонио Кановы.
Во дворце находится небольшой зал, посвящённый уроженцу города, великому скрипачу-виртуозу Никколо Паганини. Кроме его личных вещей, демонстрируется его скрипка работы Гварнери, играть на которой дозволяется раз в год победителю конкурса скрипачей.
Третий дворец – Palazzo Rosso.
Дворец был построен в XVII в. по проекту архитектора Пьетро Корради для аристократического рода Бриньоле-Сале. Последняя владелица – герцогиня Мария Бриньоле-Сале, в 1874 г. передала дворец с находящимся в нём собранием произведений искусства городу.
На фотографии на крыше видны люди: это – туристы, поднявшиеся по террасе на самый верх. Кроме смотровой площадки, дворец может похвастаться великолепной коллекцией картин, гобеленов, мебели, ваз, демонстрируемых в залах, оформленных с королевской роскошью. Среди представленных итальянских, фламандских и испанских художников – Веронезе, Гверчино, ван Дейк и Дюрер.
Королевский дворец
Palazzo Reale был построен в середине XVII в. для знатного рода Бальби. Затем им владело другое аристократическое семейство – Дураццо. В начале XVIII в. дворец был основательно реконструирован по проекту архитектора Карло Фонтана. В 1824 г. здание был куплено савойскими монархами, поэтому дворец стал называться королевским. Спустя некоторое время во дворце появились несколько залов – Sala del Trono (Тронный), Salone da Ballo (Бальный) и Зеркальный, задуманных как аналоги версальских. В 1919 г. очередной владелец – король Италии Витторио Эмануил III, передал дворец государству.
Высокому статусу дворца соответствуют красивый малиново-бежевый фасад и интерьер, в котором выделяется Зеркальная галерея.
Часть бывших королевских покоев отведена под картинную галерею, в которой экспонируются картины художников XVI–XVII вв. Среди них – работы Джордано, Тинторетто, Гверчини, ван Дейка.
Адрес: Via Balbi,10. Дворец можно посетить:
- во вторник и пятницу в 9–14;
- в среду и четверг в 9–19;
- в субботу, воскресенье и праздники в 13:30–19.
Стоимость билета во дворец – 6 EUR, а только в сад –1 EUR. До остановки Balbi 1/Universita доезжают автобусы №№ 20, 34, 35, 618, 634 и 635.
Дворец Спинола
Palazzo Spinola был возведён в середине XVI в. для Антонио Дорио. В начале следующего столетия дворец перешёл во владение семьи Спинола, давшей ему название. Государственной собственностью здание стало в середине XX в.
В фасаде дворца выделяется мраморный портал с двойными колоннами, на верху которого находятся фигуры оруженосцев, изготовленные в конце XVII в. Внутри сохранились фрески XVI в., реставрированные в 2001 г.
Сейчас в исторических интерьерах XVII–XVIII вв. размещены коллекции Национальной галереи Лигурии. В экспозиции живописи представлены и картины Джордано и Рубенса. Демонстрируются также собрания керамики, майолики и старинных тканей и одежды.
Как отмечалось выше, попасть внутрь других дворцов Palazzi dei Rolli можно лишь несколько раз в год. Но ничто не мешает полюбоваться их внешним видом.
Другие дворцы и замки
Дворец Сан-Джорджо
Здание Palazzo San Giorgio было сооружён в XIII в. для правительства процветавшей тогда Генуэзской республики. Через два года после завершения строительства его инициатор Гульельмо Бокканегра попал в опалу и был сослан. Для его дворца не нашли лучшего применения, чем тюрьма. Её самым известным заключённым был известный путешественник Марко Поло. Имя дворцу дал расположившийся в нём в XV в. один из первых европейских банков. Самым знаменитым его клиентом был Христофор Колумб.
Первоначально здание имело только нынешний боковой фасад (слева на фотографии). Построенный позже главный фасад здания покрыт великолепными фресками и украшен золочёными скульптурами и гербами. На центральной фреске изображён св. Георгий, поражающий дракона. Сейчас во дворце функционирует администрация Генуэзского порта.
Дворец Андреа Дориа
Дворцово-парковый ансамбль Palazzo di Andrea Doria был построен в 1530 г. правителем Генуи адмиралом Андреа Дориа как резиденция, использовавшаяся также для приёма высокопоставленных гостей и делегаций. Поскольку Дориа носил титул князя, то дворец стали называть также княжеской виллой – Villa del Principe.
Вход во дворец – через портал с гербом Дориа. Арочная галерея дворца выводит в итальянский сад, украшенный фонтаном с центральной статуей Нептуна. От сада можно спуститься к морю, где у Дориа была частная пристань. Сейчас на её месте морской вокзал, а перед садом проходит скоростная автотрасса.
Оформлением многочисленных внутренних залов дворца занимался один из учеников Рафаэля – Перино дель Вага. Залы дворца украшены картинами известных художников, в частности, Тициана. Комнаты, названные по сюжетам украшающих их росписей и картин, обставлены старинной мебелью. Среди гобеленов XVI в. выделяется многофигурное полотно «Битва при Лепанто».
Дворец Дожей
Palazzo Ducale – бывший Дворец Дожей (так называли правителей в итальянских морских республиках, включая Генуэзскую). Начало строительства дворца относится ко второй половине XIII в. Дошедшая до наших дней Башня народов (слева на фотографии), долгое время служившая тюрьмой, была сооружена много позднее – в первой половине XVI в.
После этого были проведены две масштабные реконструкции дворца. Первая – после пожара в конце XVIII в., а вторая в 1992 г. – в честь 500-летия открытия Америки знаменитым уроженцем города.
Нынешний Палаццо Дукале имеет два фасада, выходящих на разные площади – главный на Piazza Matteotti, и боковой – на Piazza De Ferrari. Дворец используется как выставочный, культурный и представительский центр. Рядовому туристу открыт вход только в бывшую тюрьму в Башне народов и на смотровую площадку на её вершине. А полюбоваться фресками и лепниной залов Большого и Малого Советов можно только во время проведения каких-либо мероприятий.
Замок Альбертис
Castello D’Albertis – построенный в XIX в. особняк на генуэзском холме Монтегаллето (недалеко от площади Феррари). Стилизованный под Средневековье замок принадлежал известному в то время итальянскому моряку и яхтсмену Альберто д’Альбертису. Капитан, кроме службы на флоте, был постоянным участником различных путешествий, экспедиций и раскопок. В них он собрал обширную коллекцию этнографических предметов. На её основе после смерти капитана в замке был открыт Музей истории культур мира. Сейчас в замке размещается ещё один музей – народных музыкальных инструментов.
Религиозные сооружения
Кафедральный собор Сан-Лоренцо
Недалеко от площади Феррари расположен Cattedrale di San Lorenzo, построенный в XII в. на месте древней церкви. После завершения строительства собор несколько раз подвергался реставрациям и перестройкам. Одна из них, начатая известным архитектором Галеаццо Алесси, завершилась лишь в конце XVII в. Расписанный Алесси купол был обновлён в самом конце XIX в. В 1941 г. выпущенный по собору снаряд не разорвался и застрял в юго-восточной стене правого нефа, где остаётся по сей день.
В архитектуре собора смешаны черты нескольких стилей – романского, готического и ренессанс. Внешний вид Сан-Лоренцо довольно необычен. Сразу бросается в глаза чередование чёрных и белых мраморных полос на фасаде и асимметричность его башен. В процессе строительства вместо запланированной второй башни колокольни было решено ограничиться галереей. Ведущую к собору лестницу охраняют два мраморных льва. Войти в собор можно через три портала, носящих имена Ворот св. Лаврентия (центральный), св. Готтарда и св. Иоанна. На фронтоне центрального портала изображён Христос, перед которым стоит св. Лаврентий.
Внутри собора выделяется построенная в XV в. капелла покровителя Генуи Сан-Джованни Баттиста (Иоанна Крестителя). В её престоле рядом с алтарём хранятся фрагменты его мощей, которые были привезены из Палестины генуэзскими крестоносцами. В капелле можно увидеть высокохудожественные произведения искусства – фреску Тавароне «Мученичество святого Лаврентия» и статуи скульптора Таддео Карлоне.
На основе собрания сокровищницы музей действует Museo del Tesoro. Самый знаменитый его экспонат – светло-зелёная хрустальная чаша, долгое время считавшаяся чашей св. Грааля. Однако научный анализ определил, что чаша не старее X в. В музее демонстрируются и реликвии, подлинность которых не опровергнута, в частности, прядь волос Богоматери и часть мощей св. Лаврентия, находящихся в его серебряной статуе. Экспонируются также ценные предметы церковного культа.
Базилика святейшего Благовещения
В шаговой доступности от площади Феррари находится ещё одна известная генуэзская церковь – Basilica della Santissima Annunziata del Vastato. В XVI в. францисканцы при финансовой поддержке богатой семьи Ломеллини построили готический храм на месте существовавшего здесь монастыря. Семья – спонсор строительства получила привилегию использовать базилику и как семейную капеллу. В результате последовавших в дальнейшем перестроек базилика к XIX в. приобрела неоклассицистический вид с римской колоннадой, возведённой по проекту Карло Барабино.
Ошеломляющее впечатление производит интерьер в золоте, лепнине, фресках, с мраморными колоннами и статуями, способный соперничать в роскоши с ватиканскими дворцами. Авторы концепции внутреннего убранства – два брата Карлоне (сыновья скульптора Таддео).
Особенно впечатляет роспись купола на тему Вознесения Богоматери, выполненная художником Андреа Ансальдо.
Кроме фресок, в церкви можно видеть множество скульптур и картин известных мастеров – Гверчино, Луки Камбьязо, Аурелио Ломи и других.
Церковь Святых Амвросия и Андрея
Первоначально здесь существовала церковь св. Амвросия – покровителя Милана, построенная вынужденно переехавшим в Геную миланским епископом. В середине XVI в. её владельцем стал орден иезуитов, затеявший масштабную перестройку храма. Активное участие в ней предпринял живший тогда в Генуе великий нидерландский художник Рубенс.
Фасад церкви Chiesa del Gesu e dei Santi Ambrogio e Andrea довольно красив, но скромен. У главного входа церкви установлены статуи св. Амвросия и Андрея. Но вот интерьер церкви – выше всяких похвал. Как и в базилике святейшего Благовещения, зашедший внутрь турист испытывает чувства восхищения и восторга. Весь интерьер украшен фресками и картинами известных итальянских художников в обрамлении роскошной позолоты. Среди мастеров, создававших внутреннее убранство церкви, были уже известные нам братья Карлоне. Автор статуй двух святых – их отец, скульптор Таддео Карлоне.
Каждый из куполов трёхнефной церкви в позолоте, росписях и скульптурном декоре – настоящее произведение искусства. Окончательно «добивают» зрителя находящиеся в церкви две картины Рубенса – «Чудо Святого Игнатия» и «Обрезание», украшающая главный алтарь.
Церковь находится недалеко от Piazza de Ferrari и одноимённой станции метро.
Другие интересные объекты
Пьяцца Феррари
Главная площадь города Piazza de Ferrari расположена между историческим старым городом и современным деловым центром. Расширение площади, тогда носившей имя Сан-Доменико, проводилось в первой половине XIX в. В конце того же столетия площадь переименовали в честь городского мецената, герцога Луиджи Раффаэле де Феррари. Он профинансировал строительство железной дороги и расширение морского порта. Добрую память о себе оставила и его жена Мария Бриньоле Сала. Она основала несколько благотворительных столовых и подарила городу два роскошных дворца – Бьянко и Россо, о которых речь шла выше.
В архитектурный ансамбль площади входят несколько знаковых зданий города.
В центре фотографии за фонтаном – красивый Palazzo della Borsa (Дворец биржи), который был построен в начале XX в. по проекту Дарио Карбоне. Во дворце функционировала генуэзская фондовая биржа вплоть до своего закрытия в конце того же столетия. На северо-западную сторону площади выходит боковой фасад Дворца Дожей, рассмотренный выше.
В северной части площади находится ещё одна небольшая площадь – «пьяцетта» с бронзовым конным памятником Джузеппе Гарибальди (справа на фотографии), установленным в 1879 г. За памятником видно здание оперного Teatro Carlo Felice, построенного в 1826–28 гг. на месте обветшавшей церкви Сан-Доменико. Театр был назван в честь савойского герцога Карло Феличе. Во второй половине XIX в. с театром активно сотрудничал Джузеппе Верди. Разрушенный во время последней войны театр был восстановлен лишь к 1991 г. Его основной зал вмещает две тысячи зрителей, что делает Карло-Феличе одним из самых больших в Европе.
На площадь также выходят здания Accademia Ligustica di Belle Arti (Академии изобразительных искусств), Палаццо делла Регионе и иезуитской церкви св. Амвросия и Андрея, описанной выше. От Piazza de Ferrari отходят две улицы, ведущие к местам, связанным с Христофором Колумбом. Улица Via 20 Settembre выводит к церкви св. Стефана, в которой будущий мореплаватель был крещён, а via Dante – к дому, где он родился (см. ниже).
В 1936 г. в центре площади появился прекрасный Fontana di Piaggio, в названии которого увековечен фамилия судовладельца – спонсора строительства. Многочисленные струи фонтана, устремляясь к центру, образуют водяную полусферу. Её окружают травертиновые круги.
Станция метро и остановка автобусов и троллейбусов Ferrari – одна из самых оживлённых в Генуе.
Маяк Лантерна
Один из старейших в мире Lanterna di Genova был построен в XII в. на мысе, который стали называть Капо ди Фаро (Мыс Маяка). 76-метровый маяк Латерна – символ славной морской истории Генуи и самый высокий маяк Средиземноморья. Корабли, заходившие в генуэзский порт в XII в., выплачивали специальный налог за ориентировку по маяку при подходе к порту. Для усиления визуальной идентификации в дневное время на стене маяка был помещён городской герб с большим красным крестом.
В первые столетия его функционирования внутри конструкции сжигали дрова. В XIV в. они были заменены масляной лампой. Некоторое время маяк использовался как оборонительное сооружение, и даже как тюрьма. В дальнейшем он периодически восстанавливался от повреждений, полученных от военных действий, и модернизировался.
Маяк продолжает выполнять навигационные функции и сейчас. С 2006 г. в нём действует музей истории генуэзского порта.
Океанариум
Acquario di Genova – крупнейший океанариум Италии, занимающий второе место в Европе (после испанского). Он был сооружён в 1992 г. в районе старого порта в рамках празднования 500-летия открытия Америки. Строение по проекту архитектора Ренцо Пиано напоминает спускаемый на воду огромный корабль, называемый Grande Nave Blu.
Внутри океанариум состоит из множества резервуаров, содержащих 6 миллионов литров воды. Они представляют посетителям морские глубины всех климатических зон Земли, и их обитателей и флору. 40 бассейнов находятся в основном закрытом помещении, четыре открытых – в павильоне Китообразных и 19 – в павильоне Биоразнообразных, находящимся внутри настоящего морского судна.
Ежедневно проводятся представления с участием дельфинов и тематические развлекательные программы.
Ботанический сад «Биосфера»
На территории Океанариума находится ещё одна оригинальная достопримечательность Генуи – огромный стеклянный шар Biosfera диаметром 20 м. В нём сымитирован лес Амазонки с соответствующей флорой и фауной. Открытие «Биосферы» было приурочено к 500-летнему юбилею открытия Колумбом Америки.
«Христос из бездны»
Необычная достопримечательность окрестностей Генуи – подводная статуя Иисуса Христа, установленная на дне бухты San Fruttuoso, на 17-метровой глубине. Высота Il Cristo degli Abissi – 2,5 м.
Скульптура «Христос из бездны», изготовленная скульптором Гвидо Галлети, была установлена на дне в 1954 г. Таким образом итальянский ныряльщик Дуилио Марканте решил увековечить память о дайвере Дарои Гонзатти, погибшем на этом месте в 1947 г. Популярности статуи среди аквалангистов способствует прозрачность воды, свойственная бухте Сан-Фруттуозо.
В 2003 г. статуя была поднята, очищена от водорослей, отреставрирована и вновь установлена на новом пьедестале. Дайверы из Генуи добираются до бухты на лодке.
Ворота Порта Сопрана
Porta Soprana – уцелевский фрагмент городской оборонительной стены XII в. Во времена Генуэзской Республики «Высокие ворота» являлись главным входом в город. Они находятся рядом с нынешней площадью Piazza Dante.
В период строительного бума XIV в. пространство между башнями занял одноэтажный дом, в котором жил городской палач, руками потомков которого были обезглавлены многие именитые личности периода Французской революции. В XIX в. был надстроен ещё один этаж, а в башнях начала функционировать тюрьма. В XX в. ворота Порта Сопрана были тщательно отреставрированы.
В настоящее время винтовая лестница внутри ворот ведёт к смотровым площадкам на башнях.
Дом Христофора Колумба
Совсем рядом с воротами находится двухэтажный дом с национальными флагами. По высеченной надписи на табличке можно понять, что это – реинкарнация дома Христофора Колумба, разрушенного артиллерийскими снарядами французов, осадивших город в XVII в. Восстановленный дом, как и оригинальный, имел пять этажей, но из-за угрозы обрушения верхними тремя этажами пришлось пожертвовать.
В том, что именно в том доме родился Колумб, генуэзцы не сомневаются. Исследователи не столь категоричны. За право считаться родиной Колумба соперничают шесть итальянских и испанских городов. А ведь предки мореплавателя вынуждены были бежать из Испании, спасаясь от прокатившихся по стране еврейских погромов… Достоверно известно, что они обосновались именно в Италии, а Колумб действительно жил в Генуе с четырёх лет до переезда в Савойю в 1472 г.
Заключение
Генуя не теряется даже на фоне прославленных итальянских туристических городов. Приятные сюрпризы для путешественников – множество первоклассных дворцов и потрясающие интерьеры двух не слишком заметных снаружи храмов – базилики Благовещения и иезуитской церкви.
Смотрите также статьи по теме: