Болонья (Италия): достопримечательности
Bologna – североитальянский город, центр одноимённой провинции и региона Emilia-Romagna. Поселение на месте нынешнего города известно ещё с эпохи этрусков (предшествовавшей римской). В IV в. захваченное кельтским племенем бойев поселение было названо Боннонией. Во II в. до н. э. Болонья стала колонией Рима. Особенность дальнейшей истории города – преданность папскому престолу, во владения которого он много раз возвращался. В 1860 г. Болонья и весь регион Эмилия-Романья вошли в состав объединённой Италии.
Болонья – крупный учебный, промышленный и транспортный центр. В городе расположен старейший европейский университет, основанный в 1088 г. La Dotta, la Rossa, la Grassa («учёный, красный, толстый») – так характеризуют город итальянцы. С первой характеристикой всё понятно. Цвет крыш города – красный, а кухня – настолько вкусна, что трудно оставаться худым.
Дата основания Болоньи: | VI в. до н.э. |
Население города: | 389 261 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 140 км² |
1. Религиозные сооружения
1.1. Кафедральный собор Сан-Пьетро
1.2. Базилика Сан-Петронио
1.3. Санто-Стефано
1.4. Мадонна-ди-Сан-Люка
1.5. Базилика Сан–Доменико
1.6. Сан-Джакомо Маджоре
2. Гражданские объекты
2.1. Аркады Болоньи
2.2. Пиацца Маджоре
2.3.Фонтан Нептуна
2.4. Падающие башни
2.5. Болонский университет
2.6. Национальная пинакотека
3. Заключение
Религиозные сооружения
В Болонье, подобно некоторым другим итальянским городам (включая Рим), самым известным религиозным сооружением является храм, не главный по статусу.
Кафедральный собор Сан-Пьетро
Cattedrale di San Pietro упоминается в документах ещё X в. Уничтоженное пожаром в XI в. здание было выстроено заново в романском стиле. После землетрясения XIII в. церковь восстановилась как готическая. Появление Porta dei Leoni (ворот Львов) со стороны нынешней via Altabella относится именно к этому периоду. В XVI в. церковь получила статус Кафедрального собора для образованной Болонской архиепархии. В течение следующих двух столетий он
неоднократно расширялся и достраивался.
Во время масштабной реконструкции в конце XVI в. своды обрушились, и собор пришлось возводить заново. Поэтому нынешний фасад появился относительно недавно – в середине XVIII в. Фасад Кафедрального собора выходит не на площадь, как это обычно бывает, а на узкую улицу, поэтому его фотографии, как правило, сделаны с бокового ракурса.
Собор известен собственной системой колокольного звона: перезвоном четырёх колоколов управляет команда, состоящая из 23 звонарей.
Одна из капелл собора, принадлежавшая семейству Гарганелли, в XV в. была расписана художниками Эрколе де Роберти и Франческо дель Косса. Эти фрески высоко ценил сам Микеланджело. К сожалению, из-за многочисленных перестроек и реконструкций от них почти ничего не осталось.
В современном интерьере собора выделяются фреска «Благовещение» Караччи, романское кедровое Распятие XII в. в пресвитерии и терракотовая скульптурная композиция Ломбарди Compianto sul Cristo morto («Оплакивание Христа») XVI в. в правой капелле.
В действующем при соборе музее Tesoro della Cattedrale демонстрируются ценные предметы религиозного культа и облачения священнослужителей.
Базилика Сан-Петронио
Несмотря на более низкий статус, главным религиозным сооружением Болоньи является величественная La Basilica di San Petronio. Базилика посвящена покровителю и бывшему епископу Болоньи св. Петронию, и входит в число крупнейших на планете. Её размеры – 132 м в длину, 66 м – в ширину, и 51 м – в высоту.
Основание базилики относится к 1390 г. Для высвобождения места под строительство было снесено восемь церквей. Из 22 нынешних капелл базилики Сан-Петронио восемь названы их именами. Идея возведения принадлежала не церковным, а городским властям.
Строительство длилось очень долго. После смерти автора проекта архитектора Антонио да Винченцо, работы велись по созданной им миниатюрной модели. К 1479 г. фасад базилики принял нынешний вид. По проекту весь фасад должен был быть облицован розовым мрамором, чего, как видно по фотографии, не произошло.
Первоначальный проект предусматривал возведение храма, затмевающего собор св. Петра в Риме (кстати, также не являющийся кафедральным). Разумеется, такие планы не понравились Ватикану, и Пий IV письменно запретил это в 1562 г.
Постоянное упрощение первоначального проекта происходило и из-за растрат и нехватки средств. Поэтому завершённый в 1663 г. храм сильно отличался от проекта ди Винченцо. В частности, так и не был построен купол. В юрисдикцию церкви базилика перешла лишь в 1929 г., а её освящение произошло в 1954 г. В 2000 г. в одноимённую капеллу базилики перенесли останки св. Петронио, ранее находившиеся в религиозном комплексе Санто-Стефано.
Центральный портал базилики украшены скульптурами Якопо делла Кверча на библейские сюжеты, которые высоко ценил Микеланджело.
Внутри сохранились два старинных органа, причём один из них, изготовленный в XV в.,– старейший в Италии. Привлекают внимание красивые витражи и деревянные хоры XV в., изготовленные Агостино де Марчи. Из картин выделяются «Мадонна со святыми» Лоренцо Коста и «Освящение Христа с четырьмя святыми» Амико Аспертини.
Одна из главных достопримечательностей базилики – меридиан, проведённый по полу базилики в 1655 г., согласно расчёту астронома Джованни Кассини. Меридиан выполняет также роль солнечных часов – крупнейших в мире. Через небольшое отверстие в крыше базилики освещается соответствующий участок меридиана, тем самым указывая дату и время.
Санто-Стефано
Basilica di Santo Stefano или Sette Chiese («Семь церквей») – комплекс религиозных сооружений, задуманный епископом Болоньи Петронием как аналог иерусалимского храма Гроба Господня. Первоначально в него действительно входили семь церквей, но до наших дней дошли четыре:
- церковь San Sepolcro (Гроба Господня) V в., перестроенная в VIII и XII столетии (в середине следующей фотографии за деревом);
- церковь св. Виталия и Агриколы V в., перестроенная дважды – в VIII и XI вв. (слева на фотографии);
- Chiesa del Crocifisso (Распятия) или Иоанна Крестителя VIII в. (справа на фотографии);
- церковь св. Троицы XIII в.
После периода заброшенности в IX–X столетиях комплекс в XI в. стал владением бенедиктинцев, которые тщательно следили за ним до XIII в. По мнению ряда исследователей, последующие многочисленные средневековые перестройки существенно исказили первоначальный облик церквей.
Церковь Гроба Господня – восьмиугольная с 12-ю колоннами, на которые опирается свод. Отдельно стоящая колонна из чёрного мрамора символизирует столб, к которому был привязан бичуемый Иисус. Эта колонна, а также существующий источник некоторые исследователи считают сохранившимися фрагментами языческого храма Изиды, на месте которого был построен Санто-Стефано.
Фасад церкви св. Виталия и Агриколы непритязателен. Внутри сохранились фрагменты мозаичного пола VI в., капители от прежних построек и могилы святых.
Романская церковь Иоанна Крестителя имеет единственный неф. По красивой лестнице можно подняться в пресвитерий, называемый также «залом Пилата». Его украшают скульптурное распятие XIV в. и фрески XV в. Одна из колонн пятинефной крипты церкви точно равна росту Христа. В левом нефе крипты сохранилась фреска XV в.
Построенная значительно позже других церковь св. Троицы соединена с церковью Иоанна Крестителя галереей, называемой «двор Пилата». В ней есть «умывальник Пилата» и каменное изображение петуха, напоминающее о трёхкратном отречении Петра. В её центре от прежних сооружений сохранился бассейн VIII в.
Мадонна-ди-Сан-Люка
Madonna di San Luca – церковь на холме Colle della Guardia, названная в честь хранящейся в ней иконы Девы Марии с Младенцем, написанной евангелистом Лукой. На иконе, до XII в. хранившейся в храме св. Софии в Константинополе, есть надпись Colle della Guardia («Караульный холм»). Священники храма св. Софии поручили некоему греческому монаху Евтимию перевезти икону на соответствующий холм. Поиски такого холма продолжались до тех пор, пока сенатор от Болоньи Пасчиповеро в Риме сказал Евтимию о болонском холме с таким названием. Икона была помещена в небольшую капеллу на нём.
Через несколько десятилетий вокруг часовни образовалась женская обитель, в дальнейшем принадлежавшая августинкам, а затем доминиканкам. Согласно легенде в 1433 г. икона явила чудо, прекратив катастрофические проливные дожди. В 1723–65 гг. на месте части строений монастыря была возведена новая церковь Мадонна-ди-Сан-Лука по проекту Карло Франческо Дотти. С приходом французов в 1799 г. женский доминиканский монастырь прекратил существование. В 1814 г. монастырь возобновил свою деятельность как мужской, но церковь десятилетие спустя отошла к болонскому архиепископству.
Нынешняя церковь была построена в первой половине XVIII в. на месте существовавшей постройки XV столетия. Она представляет собой украшенную арками и колоннами цилиндрическую базилику с полукруглой крышей и боковыми флигелями. Перед ней – просторный двор, опоясанный балюстрадой, к которому ведёт лестница. Под куполом функционирует смотровая площадка, за подъём на которую нужно заплатить 5 EUR.
Интерьер базилики украшен колоннами и лепниной с позолотой. Предмет паломничества – икона экспонируется в большом позолоченном окладе, декорированном изображениями корон, ангелов и орнаментов.
Базилика Сан–Доменико
Basilica di San Domenico в Болонье – особая церковь для доминиканского ордена, в которой хранятся мощи его основателя. Перед базиликой установлена статуя св. Доминика (или Доменико на итальянский манер).
Доминик вместе со своими спутниками прибыл в Болонью в 1218 г. Со следующего года он жил в церкви Сан-Николо-делле-Винье на месте нынешней базилики. Спустя два года он умер и был похоронен за алтарём. Перестройка существовавшей церкви началась с 1228 г. В 1233 г. останки были перенесены в мраморный саркофаг, а затем – в роскошную усыпальницу в часовне его имени.
На вершине скульптурной композиции изображён стоящий на сфере Бог Отец, держащий в руке сферу поменьше. Уровнем ниже виден встающий из гроба Христос. К нему обращены ангелы Благовещения и Страстей. По бокам стоят два евангелиста, а ниже них – четыре из восьми покровителей Болоньи. Ещё два евангелиста и четыре других покровителя находятся с задней стороны усыпальницы.
На переднем плане усыпальницы слева направо установлены статуэтки следующих покровителей Болоньи: Франциска Ассизского, Петрония, Доменико и Флориана. Фигуру св. Петрония изготовил Микеланджело, а остальные статуи – Никколо дель Арко. С противоположной стороны есть ещё одна работа молодого Микеланджело – св. Прокул.
На нижних барельефах изображены эпизоды жизни св. Доменико. По обе стороны от среднего барельефа изображены ангелы, держащие канделябры. Правый ангел также изготовлен Микеланджело. Стены церкви помнят ещё одного юного гения: на её органе играл Моцарт. В часовнях можно видеть картины выдающихся итальянских художников и скульпторов – Гверчино, Липпи, Пизано, Ферруччи.
Сан-Джакомо Маджоре
San Giacomo Maggiore – монастырь отшельников-августинцев в честь св. Иакова (Зеведеева), основанный в 1267 г. вокруг приходской церкви св. Чечилии. Строительство церкви Сан Джакомо Маджоре было завершено в середине XIV в. Монастырю покровительствовали многие знатные семьи, в числе которых – род Бентивольо. Его глава – Антон Галеаццо Бентивольо, был захоронен в церкви в 1437 г. Век спустя его правнук решил переустроить могилу. Его замысел вылился в масштабную перестройку церкви. Она сопровождалась росписью стен, выполненной известными в то время художниками Лоренцо Коста, Франческо Франча и Амико Аспертини.
С XVII в. монастырь постепенно утрачивает прежнее значение, а в конце следующего столетия закрывается в рамках секуляризации. От прежнего монастыря до наших дней дошла церковь Сан Джакомо Маджоре с многочисленными капеллами, её внутренние дворики, трапезная и библиотека.
Сан-Джакомо-Маджоре – большая однонефная базилика с 35 капеллами. В собственно церкви прослеживаются черты как романского, так и готического стиля, но большинство капелл созданы в эпоху Возрождения. Лучшей среди них считается семейная капелла семьи Бентивольо, правившей Болоньей в XV в. К сожалению, она открыта только по субботним утрам. Большинство фресок, покрывающих её стены, выполнено художником Лоренцо Коста. Одна из них изображает небесную славу семьи Бентивольо в обществе сидящей на троне самой Девы Марии с Младенцем.
Отмеченное выше переустройство церкви Сан-Джакомо Маджоре распространилось и на расположенную рядом церковь св. Чечилии. Именно в то время её стены были покрыты фресками со сценами жизни св. Цецилии, написанными теми же художниками.
Гражданские объекты
Аркады Болоньи
К звучным эпитетам Болоньи La Dotta, la Rossa, la Grassa (см. выше) я бы добавил ещё один – senza un ombrello («без зонтика»): под тянущимися по всему городу арочными галереями (аркадами, портиками) легко спрятаться от дождя. Поначалу (В XI в.) портики предназначались для увеличения площади домов без нарушения линии застройки, а потом стали городской традицией. С течением времени их размеры стали регламентироваться: в частности, под аркадами должен был свободно проехать всадник.
Пиацца Маджоре
Piazza Maggiore – действительно большая и центральная площадь Болоньи. Она граничит с двумя другими площадями – Нептуна, где находится одноимённый фонтан, и Рэ Энцо. Она построена на месте долгое время существовавшего здесь рынка. Нынешняя площадь – популярная отправная точка для ознакомления с достопримечательностями Болоньи, большинство которых находится в пешей доступности от неё. От железнодорожного вокзала к ней ведёт улица via dell’Indipendenza.
Самое старое здание – Palazzo del Podesta («подест» – градоначальник), построенный в самом начале XIII в. (в центре фотографии). За Палаццо-дель-Подеста находится другой дворец – Палаццо Рэ Энцо, над которым возвышается башня Аренго, звон колоколов которой в Средневековье созывал горожан на собрания.
В левой части фотографии виден Palazzo d’Accursio конца XIII в. с башней с часами, добавленной в XV в. Первоначально дворец принадлежал юристу Франциску Аккурзию. В XVI в. рядом с дворцом построили Палаццо Легато для папского представителя. Затем в этих двух дворцах располагались административные органы городской коммуны, поэтому их вместе стали называть Палаццо Коммунале. Сейчас в зданиях располагаются муниципалитет и два музея – Моранди и художественный.
Слева от Палаццо Аккурсио, в глубине площади, находится базилика св. Петрония (на этой фотографии не видна). Здание справа с множеством арок – Palazzo dei Banchi (Дворец Банков), построенный во второй половике XVI в. За ним виден купол базилики Санта Мария делла Вита.
Фонтан Нептуна
В центре площади Piazza del Nettuno, примыкающей к Пиацца Маджоре, расположен La Fontana di Nettuno, также называемый болонцами Zigan («Титан»). Мраморная статуя, изваянная скульптором Джамболонья в XVI в., вполне соответствует прозвищу: её высота – 3,2 м, а вес – 2,2 т. Правда, первоначальный вес статуи был чуть больше.
Дело в том, что скульптор изваял обнажённого Нептуна с фаллосом, пропорциональным мощной статуе. Это, ожидаемо, не понравилось священнослужителям. Они потребовали надеть на скульптуру штаны или хотя бы фиговый листок. Большинство горожан воспротивилось этому на проведённом референдуме. Компромисс был найден в уменьшении размера члена Нептуна.
Вся скульптурная композиция фонтана Нептуна довольно фривольна. Не назовёшь скромной и позы четырёх нагих нереид вокруг постамента. Они сидят с разведёнными ногами, держась руками за груди. Из их сосков бьют водяные струи.
Фонтан Нептуна – излюбленное место встреч местных жителей.
Падающие башни
Средневековую Болонью называли «городом ста башен». Многие состоятельные семейства Болоньи XI–XII вв. строили себе жилые помещения в форме башен, одновременно выполнявших оборонительные функции во время нередких неприятельских нашествий на город. Толщина стен некоторых башен достигала двух метров. Между знатными родами развернулось тщеславное соперничество, находящее отражение в высоте воздвигаемой башни.
С течением времени часть башен разрушилась. Другую часть пришлось снести из-за угрозы обрушения. До наших дней дошли два десятка башен. Две из них – 97-метровая La torre Asinelli и 48-метровая La torre Garisenda с более массивным основанием, стали туристическими достопримечательностями. Башни, находящиеся поблизости друг от друга недалеко от Пьяцца Маджоре, названы по фамилии первоначальных хозяев. При внимательном взгляде на обе башни очевиден их некоторый крен, поэтому эти Due Torri также называют падающими.
После перехода частной постройки в собственность муниципалитета в ней была тюрьма, а затем телевизионный ретранслятор. Нынешнее отклонение от оси составляет 2,1 м. На её верху находится смотровая площадка, открытая с 9 до 17–18 часов, и доступная заплатившим 3 EUR и преодолевшим 498 крутых ступенек.
Гарисенда, построенная десятилетия спустя, первоначально была выше Азинелли. Но образовавшийся трёхметровый крен и просевший грунт вынудили существенно укоротить её. Несколько столетий в ней размещалась текстильная компания, а сейчас башня находится в собственности муниципалитета. Но туристов внутрь башни не пускают по соображениям безопасности.
Рядом с башнями сохранился фрагмент древней крепостной стены города. Здесь же установлен памятник св. Петронию.
Болонский университет
Archiginnasio («Высшая школа») – здание, в котором до 1803 г. размещался Università degli Studi di Bologna. Факультеты риторики, логики и философии старейшего вуза Европы были созданы в IX в. Позже к ним присоединились будущие медики, математики, астрономы и богословы. Стены здания помнят Данте, Петрарку, Коперника, Гольдони, Эразма Роттердамского, Парацельса.
Целью развернувшегося в XVI в. строительства здание архигимназия было объединение в одном корпусе разбросанных по всему городу факультетов университета. Оно было завершено в 1563 г. Спустя пять лет был основан университетский ботанический сад Orto Botanico – один из старейших в Европе.
Функционирование университета основывалось на демократических началах. При зачислении принимались во внимание личные качества, а не знатное происхождение. Ограничений по возрасту и даже полу не существовало. Преподаватели оценивались своеобразным студенческим советом, имевшим право их отзыва. Особые привилегии имели студенты,изучавшие римское право.
Помещения университета, включая внутренний дворик с 30 арками – настоящий геральдический музей: в них более 7 тысяч гербов преподавателей и студентов. Гербы содержали информацию о местожительстве и имени.
Другое известное помещение архигимназия – Teatro Anatomico, привилегия иметь который была дарована университету. Анатомический театр, служивший учебным помещением для студентов-медиков, отделан резным деревом и украшен многочисленными статуями знаменитых врачей во главе с Гиппократом и Галеном. Профессорское кресло поддерживают две статуи мужчин не только без одежды, но и без кожи, выполнявшие роль наглядных пособий. А мраморный стол в центре предназначался для препарирования трупов.
После переезда университета в здании архигимназия разместился научный институт, к которому позже добавилась муниципальная библиотека.
Начиная с 1803 г., главным корпусом Болонского университета является Дворец Поджи, расположенный рядом с Пьяцца Маджоре, на ул. via Zamboni, 33. В нём дислоцируется ректорат, администрация, библиотека и музеи. Дворец назван по фамилии знатной семьи, которая была его первым владельцем.
Национальная пинакотека
Художественный музей Pinacoteca Nazionale di Bologna расположен в университетском квартале Болоньи в здании, ранее принадлежавшем иезуитам. Инициатор создания Пинакотеки – кардинал Ламбертини, впоследствии ставший папой Бенедиктом XIV. Он начал собирать алтарные полотна из разрушившихся церквей. Картины хранились не у кардинала, а в двух разных зданиях города.
С установлением в Болонье тогда ещё республиканской наполеоновской власти в формирующийся музей были переданы около тысячи конфискованных у церкви картин и икон. Часть из них была вывезена французами, но возвращена после падения Наполеона. В 1802 г. Пинакотека обосновалась в нынешнем здании.
В дальнейшем её собрание, в котором превалируют работы художников Средней Италии XIII–XVIII вв., пополнялось и расширялось. Для публичных посещений Пинакотека открылась с 1875 г.
Самые значительные картины Пинакотеки – «Полиптих с Богородицей и святыми» Джотто, «Вознесение святой Цецилии» Рафаэля, «Богородица с младенцем Иисусом и святыми» Перуджино. Представлены также произведения Тинторетто, Гвидо Рени, братьев Караччи, Франчиа, Гуэрчино и других художников.
Заключение
Болонья не относится к числу самых известных туристических городов Италии. Для посещающих город путешественников этот факт создаёт возможность ознакомиться с его достопримечательностями без свойственной раскрученным городам сутолоки и суеты. Дополнительные удобства – сосредоточенность почти всех интересных объектов в районе центральной площади и тянущиеся по всему городу крытые галереи.
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: