Верона (Италия): достопримечательности
Verona – итальянский город на реке Adige, центр провинции Верона. В I в. город имел статус римской колонии. Но поселение на его месте ряд исследователей относят к более ранним этрусским временам. После римлян городом владели готы, византийцы, лангобарды и франки. Затем средневековая Верона находилась в руках сменявших друг друга знатных итальянских родов, а с начала XV в. – Венеции. После захвата города Наполеоном Верона принадлежала сначала Франции, затем – Австрии. В 1866 г. в составе области Венеция Верона вошла в объединённое итальянское государство.
Множество сохранившихся древнеримских и средневековых архитектурных памятников послужило основанием для включения города в список Всемирного наследия. Древнеримские постройки находятся в городском районе Citta Antica, а средневековые – в историческом центре. Для удобства туристов он ежедневно в 7:30–10 и в 13:30–16:30 закрывается для автотранспорта, что позволяет им во время пешей прогулки осмотреть компактно расположенные достопримечательности.
Как и во многих других итальянских городах, многие веронские объекты в 13–15 часов закрыты на дневной перерыв. Большинство магазинов не работают в воскресенье и первую половину понедельника.
Население города: | 257 275 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 206 км² |
1. Ромео и Джульетта
2. Древнеримские постройки
2.1. Арена-ди-Верона
2.2. Римский театр
2.3. Порта-Борсари
3. Религиозные сооружения
3.1. Кафедральный собор
3.2. Базилика Сан-Зено Маджоре
3.3. Церковь Санта Анастасия
4. Объекты династии Скалигеров
4.1. Арки Скалигеров
4.2. Замок Кастельвеккио и мост Скалигеров
5. Площадь Пьяцца делле Эрбе
5.1. Фонтан Веронской Мадонны
5.2. Башня Ламберти и Дворец общин
5.3. Палаццо Маффеи
5.4. Дом Маццанти
6. Площадь Синьории
6.1. Памятник Данте
6.2. Дворец Подеста
6.3. Лоджия Совета
7. Сад Джусти
8. Заключение
Ромео и Джульетта
Туристический бренд Вероны – места, предположительно связанные с персонажами трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». В реальности её автор никогда не был в Вероне, а Ромео и Джульетта – персонажи не столько реально существовавшие, сколько фольклорные. Тем не менее, Верона – признанная мировая столица всех влюблённых, а Дом Джульетты по адресу via Cappello, 23 – обязательное место посещения путешественников.
Нынешнее место притяжения туристов до 30- х годов XX в. не привлекало особого внимания. Всё изменилось после появления кинофильма «Ромео и Джульетта». Городские власти занялись длительной реставрацией здания XIII в. Появившийся на нём в 1997 г. «балкон Джульетты» для пущей достоверности изготовлен из резной плиты XIV в.
Как видно по фотографии, иногда туристов встречает сама Джульетта с дочерью, а из соседнего окна выглядывает Ромео. Если вам не повезёт и их не будет дома, то остаётся только прикоснуться к бронзовой статуе Джульетты, и оставить ей письмо.
На стенах дома со стороны дворика принято оставлять письма Джульетте с просьбой о помощи в любовных историях. На письма отвечают волонтёры из Клуба Джульетты. Одной такой истории любви, достойной великих влюблённых, посвящён вышедший в 2010 г. кинофильм «Письма к Джульетте», изрядно добавивший популярности шекспировским местам Вероны. А в день рождения Джульетты, отмечаемый 16 июля, проводится конкурс на лучшее любовное письмо.
В Вероне можно увидеть и «Гробницу Джульетты». Таковой считается красномраморный саркофаг в склепе францисканского монастыря Сан-Франческо Аль Корсо. По некоторым сведениям, гробница появилась только в XX в.
Такой же достоверностью обладает «Дом Ромео», расположенный в 150 м от Дома Джульетты. Доподлинно известно, что среди владельцев дома Ромео никогда не было семьи Монтекки, к которой он принадлежал.
Древнеримские постройки
Арена-ди-Верона
Древнеримский амфитеатр Arena di Verona, построенный в I в., первоначально состоял из четырёх огромных эллипсов, облицованных белым и розовым известняком. Сохранились три из них: внешнее эллиптическое кольцо было разрушено землетрясением в XII в. В рассчитанном на 30 тысяч зрителей сооружении в античные времена проводились гладиаторские и цирковые представления. В Средневековье их сменили бои с быками, рыцарские турниры и казни еретиков.
С XX в. амфитеатр с прекрасной акустикой используется для оперных постановок. Потрясающая акустика сделала Арена-ди-Верона едва ли не лучшей на планете оперной площадкой под открытым небом. В 1913 г. к столетию Верди на ней была поставлена его знаменитая опера «Аида». В 1947 г. здесь состоялся итальянский дебют Марии Каллас в «Джоконде» Понкьелли. В последующие годы на Арене выступали практически все оперные знаменитости.
Сезон открывается в марте, завершаясь в ноябре. Кроме опер, ставятся балеты и проводятся концерты классической музыки. В летнее время, особенно в июле, оперные постановки проводятся несколько раз в неделю. Начало представлений – в 21 час в июне-июле и в 20:45 в августе – сентябре. Стоимость билетов колеблется в диапазоне 20–200 EUR. В нижней части арены состоятельные зрители сидят в креслах, а не на каменных ступенях. Билеты рекомендуется приобретать заранее на сайте. Амфитеатр можно посетить вне спектаклей и концертов в 8:30 (в понедельник – с 13:30) до 19:30, заплатив 20 EUR.
Честь выступить на арене иногда оказывается и популярным эстрадным исполнителям. Так, в 2012 г. на ней пел Адриано Челентано. Певец настоял на том, чтобы цена билетов не превышала 15 EUR. Его концерт, прошедший с огромным успехом, запомнился не только зрителям: Челентано стал почётным гражданином Вероны.
Римский театр
На склоне холма Сан-Пьетро, между мостами Понте Пьетра и Понте Постумио, расположен Teatro Romano – ровесник Арена-ди-Верона. В Средневековье оэтот театр, частично разрушенный наводнениями, оказался погребён под новыми застройками. В 30-е годы XIX века при сносе обветшавших строений Римский театр был вновь обнаружен. Трибуны, часть стены и небольшой участок древней сцены ныне восстановлены. Сегодняшняя высота театра составляет примерно треть от его прежнего размера.
Адрес: Regaste Redentore, 2.
Порта-Борсари
Ворота Porta Iovia были построены в I в. как часть военной заставы. Она представляла собой прямоугольное здание с двумя фасадами, из которых сохранился один. Средневековое название Porta Borsari произошло от «бурсаров»: так именовали людей с объёмистыми сумками, собиравшими у ворот дань с ввозимых в город товаров. Через ворота проходила важная римская Постумиева дорога длиной 450 км, частью которой была главная веронская улица того времени Decumanus Maximus.
В Средние века в здании размещались казармы охранявшего город гарнизона. В своём нынешнем виде ворота – трёхъярусное сооружение. На нижнем ярусе ворот сохранилась надпись, датируемая 245 годом: Colonia Verona Augusta. Так именовалась Верона в римскую эпоху.
Религиозные сооружения
Кафедральный собор
Кафедральный собор Duomo di Verona был сооружён в XII в. в романском стиле на месте двух последовательно существовавших церквей, разрушенных землетрясениями. От здания XII в. до наших дней дошёл входной портал с портиком на витых розовомраморных колоннах, опирающихся на спины каменных грифонов. Над порталом в люнете арки находится рельеф Девы Марии с Младенцем, по бокам которых изображены ведомые звездой пастухи и поклоняющиеся волхвы. Верхний портик также имеет арку с тимпаном, поддерживаемую восемью короткими боковыми колоннами.
Расширение собора, произведённое в XV в., добавило ему некоторые готические черты в форме узких окон, остроконечных арок и розеток. В XVI в. на верху фасада появился герб кардинала, а в следующем столетии – часы.
Внутри собора выделяются романские фрески XII в. Фотография представляет одну из них, изображающую поддерживаемого двумя ангелами распятого Христа рядом с оплакивающей Его Богоматерью.
Капелла Картолари-Никесола (первая слева от алтаря), оформленная Якопо Сансовито, украшена замечательной картиной Тициана «Вознесение Девы Марии», написанной в 1535 г. В отличие от одноимённой картины того же автора, написанной для венецианского собора Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari, Дева Мария смотрит не в небеса, а на оставленную ею Землю.
В одной из капелл собора находится саркофаг св. Агаты XIV в., на боках которого изображены сцены её жизни.
Базилика Сан-Зено Маджоре
В конце IV в. скончался первый веронский епископ Зенон, впоследствии причисленный к лику святых. В V в. над его могилой была построена небольшая церковь, которую последовательно сменили несколько строений. Последнее из них, San Zeno Maggiore, построенное в X в. в романском стиле как часть одноимённого бенедиктинского монастыря, в основных чертах дошло до наших дней. Колокольня (на заднем плане фотографии) была сооружена в XI в., а башня XIII в. – единственное, что сохранилось из других строений монастыря. В XIX в. была заброшена и базилика. Её прежний вид был восстановлен к концу XX в.
На входных дверях можно видеть 48 панно XII–XIII вв., изображающих 4 чуда св. Зенона, а также библейские сцены. С целью их сохранности главный вход держат закрытым, а посетителей впускают через внутренний двор.
Фасад базилики Сан-Зено Маджоре выполнен из золотистого туфа с мраморными вставками. В XII в. он украсился готическим порталом мастера Николо, создавшего входной портал и для Кафедрального собора города. Колонны обоих портиков опираются на каменных зверей. В базилике Сан-Зено Маджоре это – львы.
На люнете входного портала изображён св. Зенон в окружении воинов. С боковых сторон портала находятся 16 барельефов с библейскими сюжетами. В центре фасада расположено круглое окно-роза, изображающее превратности человеческой жизни в виде возносящихся вверх или опускаемых вниз жестикулирующих людей.
Самая ценная деталь интерьера – заалтарный триптих итальянского художника Андреа Мантеньи Sacra Conversazione (на русском языке известная как «Мадонна на престоле с ангелами и святыми»)
Стены базилики украшают фрески XIII–XIV вв., среди которых – работа Альтикьеро «Мадонна на престоле со святыми». На внутренней балюстраде установлены статуи Христа и 12 апостолов. В интерьере можно увидеть римскую порфировую чашу и мраморную купель XII в. Предмет поклонения – мощи св. Зенона в хрустальной раке.
Церковь Санта Анастасия
Chiesa di Santa Anastasia – самая большая веронская церковь, принадлежащая доминиканскому ордену. Готическая базилика была воздвигнута на месте ранее существовавшей церкви в честь раннехристианской великомученицы Анастасии Узорешительницы (облегчающей («решающей») страдания узников). Она строилась почти два столетия с конца XIII в. По окончании базилика была освящена в честь св. Петра. Народ, однако, не принял нового названия.
Большая часть фасада базилики Санта Анастасия осталась необлицованной. Входной портал с двумя дверными проёмами украшен барельефами на религиозные сюжеты Нового Завета, житий святых Анастасии и Петра и истории ордена доминиканцев. На заднем плане видна колокольня с островерхим шпилем.
В левой части фотографии виден так называемый «висячий саркофаг» королевского наместника Гульельмо ди Кастельбарко XIV в., послуживший прообразом гораздо более известных Арок Скалигеров.
Сильное впечатление производит интерьер. Своды базилики, декорированные растительным орнаментом, поддерживаются 12 красномраморными колоннами. У двух из них вблизи входа в церковь находятся водосвятные чаши XVI в., которые поддерживают гротескные статуи, прозванные горбунами святой Анастасии. Мраморная мозаика пола выполнена художником XV в. Пьетро да Порлецца в той же розовой, голубой и белой гамме, что и арки входа. Главный алтарь церкви украшен фресками, изображающими Страшный Суд и Благовещенье.
Объекты династии Скалигеров
Арки Скалигеров
Arche Scaligere – оригинальные надгробия трёх правителей Вероны XVIII–XIV вв., принадлежавших к династии Скалигеров. Все эти надгробия были созданы в XIV столетии. Образцом для них предположительно послужил висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко XIV в., находящийся у церкви Санта Анастасия (см. выше).
Арки Скалигеров, расположенные во внутреннем дворе церкви Santa Maria Antica (являвшейся дворцовой капеллой рода) – выдающиеся образцы средневекового искусства. Все они увенчаны конными скульптурами тех правителей, надгробиями которых являются. Родовой герб на них изображает лестницу (scala). До наших дней дошли имена создателей только одной из арок.
Самая впечатляющая – арка Кансиньорио, напоминающая миниатюрный готический собор. Сооружение, созданное скульпторами Броаспини и да Кампионе, украшено витыми колоннами, статуями и рельефами. Саркофаг декорирован барельефами с евангельскими сюжетами.
Строительство другой арки – Мастино II делла Скала, начал сам правитель ещё при жизни. К этому имелись все основания: подданные, его, мягко говоря, не любили.
Копия (оригинал находится в Музее Кастельвеккио) третьего надгробия – Кангранде I делла Скала, находится прямо в фасадной нише церкви Chiesa di Santa Maria Antica. Барельефы саркофага изображают Христа, Богоматерь, архангела Гавриила и самого Кангранде. По бокам саркофага находятся каменные псы – символ рода Кангранде («Большая собака»).
Этот правитель считается наиболее известными положительным представителем династии, о многих представителях которой шла дурная слава. Он существенно расширил владения Вероны. Кангранде I делла Скала покровительствовал деятелям науки и искусства: в частности, продолжительное время при его дворе жил изгнанный из Флоренции Данте. Тем не менее, умер он не своей смертью, а от отравления.
Другие надгробия династии Скалигеров, находящиеся здесь же, значительно скромнее.
Замок Кастельвеккио и мост Скалигеров
Фортификационный Castelvecchio был построен в XIV в. в период правления династии Сталигеров, поэтому его иногда именуют этим именем. «Старый замок» стал так называться после постройки в XV в. другого замка на холме Сан Пьетро. Резиденция Скалигеров в дальнейшем побывала тюрьмой, арсеналом и артиллерийским училищем. С 1923 г. в замке размещён Museo Civico di Castelvecchio. В 30 залах музея представлены средневековые живопись, скульптура, старинное оружие, керамика.
Силуэт замка напоминает контуры московского Кремля (как известно, спроектированного с участием итальянских архитекторов). Внутри краснокирпичных суровых стен с семью мощными башнями сохранились фундаменты древнеримского форта. Замок соединён с левобережной частью Вероны мостом Скалигеров, построенном в том же XIV в. архитектором Гульельмо Бевилаква.
Мост состоит из трёх пролётов, разделяемых четырёхугольными башнями. Нижние части пролётов выполнены в форме беломраморных арок. В верхней части единственное украшение – зубчатые детали, повторяющие замковые. Тем самым мост составляет единый архитектурный ансамбль с замком, как бы являясь его продолжением. Мост без единой реставрации простоял пять веков, пока не был взорван покидавшими город гитлеровцами. После войны мост восстановили, подняв часть фрагментов со дна реки.
Площадь Пьяцца делле Эрбе
Центральная веронская площадь Piazza delle Erbe расположена на месте древнеримского форума, совсем недалеко от дома Джульетты, Кафедрального собора и Арена ди Верона. Название «Площадь Трав» осталось от Средних веков, когда здесь был овощной рынок с зеленью. Сейчас на площади продаются разрезанные и расфасованные по стаканчикам фрукты. В районе Пьяцца делле Эрбе расположен ряд примечательных городских объектов, некоторые из которых рассматриваются ниже.
Фонтан Веронской Мадонны
Центр площади украшает фонтан Madonna Verona. Он был сооружён в XIV в., в период правления Кансиньорио делла Скала, надгробие которого считается самым красивым из арок Скалигеров (см. выше). Фигура Мадонны значительно старше фонтана. Она в своей основе является римской статуей IV в. В руках Дева Мария держит свиток с изображённым на нём девизом Вероны.
Авторство фонтана приписывается лучшему веронскому скульптору того времени Джованни ди Риджино. Предполагается также, что статуя языческой богини была установлена именно на месте нынешнего фонтана. Достоверно известно, что в Средневековье к ней приделали голову с короной и руки. Приглядевшись, можно заметить некоторые отличие материала и техники изготовления этих фрагментов, причём не в пользу средневекового скульптора. Ему, однако, явно удалась цветовая гамма фонтана с тонкими переходами от красного к розовому и белому.
Римское происхождение имеет и большая красномраморная чаша фонтана, датируемая II в. Предполагается, что она была частью римских терм. Малая чаша изготовлена из греческого мрамора. В её середине – основание пьедестала, декорированное восемью масками, изо рта которых бьют водяные струи.
Башня Ламберти и Дворец общин
Torre dei Lamberti нынешней высотой в 84 м была возведена в XII в. на месте бывшего римского форума. Финансировавшая строительство башни семья Ламберти преследовала тщеславные цели.
В конце XIII в. башня стала колокольней, а в XV – на её верху появилась восьмиугольная белокаменная капитель. Вообще, практически весь декор башни Ламберти сосредоточен в её верхней части. Кроме упомянутой изящной капители, это – тройные окна с двухцветными арками и белыми колоннами. Последним дополнением стали часы XVIII в.
С крыши башни открывается великолепная веронская панорама, от которой туристов отделяет 368 ступеней винтовой лестницы. Правда, первые 243 из них можно преодолеть на лифте.
Позднее к башне пристроили административный Domus communis («Дом общин»), в котором, в частности, располагался городской суд. Кроме классического фасада, выходящего на Piazza delle Erbe (на фотографии), у здания есть и другой, ренессансный – на Piazza dei Signori.
Под стать этому фасаду и интерьер с множеством фресок. Благодаря ему здание с полным основанием можно назвать дворцом. Palazzo della Ragione («Дворец Разума») – таково альтернативное название «Дома коммуны».
Палаццо Маффеи
Двухэтажный Palazzo Maffei в стиле барокко был построен в XV в. В XVII столетии владелец здания – Марканторио Маффеи, распорядился надстроить третий этаж. На его балюстраде установлены статуи шести древнеримских богов – Юпитера, Венеры, Аполлона, Меркурия, Минервы и Геркулеса. Есть основания полагать, что последняя скульптура – древнеримского происхождения.
Первый этаж образуют пять аркад с арочными сводами: четвёртая из них – вход во дворец, остальные входы ведут в торговые лавки. На втором этаже привлекают внимание изящные балконы над аркадами первого этажа. Окна третьего этажа меньше: их разделяет пилястры, а не колонны, как на втором этаже.
Сейчас во дворе функционирует элитный отель. Интерьер декорирован скульптурами и барельефами, но главной достопримечательностью считается безопорная винтовая каменная лестница от подвала до крыши. Перед дворцом установлена колонна, на которой стоит символ другого города – Венеции. Традиционный крылатый лев появился в 1523 г. в честь восстановления венецианского правления.
Дом Маццанти
Здание XIII в. преобразилось в XVI в., после приобретения семьёй Маццанти. По заказу новый хозяев фасад четырёхэтажного Case Mazzanti был покрыт фресками с мифологическими и аллегорическими сценами. Конечно, их краски со временем потускнели, а некоторые фрески нижних этажей повреждены. Тем не менее, здание впечатляет.
Часть нынешних помещений дома Маццанти – жилые. В других размещены магазины и рестораны.
Площадь Синьории
К Пьяцца делле Эрбе примыкает другая известная площадь Вероны – Piazza dei Signori. Название связано с находившимися на ней административными зданиями городских властей.
Памятник Данте
Альтернативное имя – площадь Данте, связано с установленным на ней в 1865 г. памятником великому поэту, созданным скульптором Уго Дзаннони. Расположение памятника не случайно. Изгнанный из родной Флоренции Данте 13 лет прожил во Дворце Подеста, часть фасада которого видна на фотографии (справа).
По периметру площади Синьории расположены несколько заметных городских зданий. Одно из них – Palazzo del Comune или Palazzo della Ragione, с фасадами, выходящими на обе площади, было рассмотрено выше.
Дворец Подеста
Подестом в Вероне называли выборного главу города. Palazzo del Podesta был построен в XIII в., в период правления подеста Альберто делла Скала. С 1311 г. дворец занял другой делла Скала – Кангранде I.
В период принадлежности Венеции фасад был украшен портиком, спроектированным архитектором Санмикеле. Он получился настолько красивым, что стал самостоятельной достопримечательностью. Портал Санмикели состоит из двух двойных колонн ионического ордера, накрытых треугольным фронтоном, тем самым напоминая римскую триумфальную арку. Вверху установлен барельеф венецианского крылатого льва, а по бокам от арки – фигуры богини победы Ники.
Лоджия Совета
Здание для городского совета Вероны, подучившее название Loggia del Consiglio, было завершено в конце XV в., однако благоустройство фасада и интерьера продолжалось ещё долго.
Изящное здание с аркадами и венецианскими окнами – плод коллективного творчества группы веронских архитекторов. Его крышу украшают созданные Альберто да Милано скульптуры живших в Вероне выдающихся деятелей римской эпохи – Катулла, Корнелия Непота, Витрувия, Эмилия Макро и Плиния Старшего. Внутренние залы украшены масштабными полотнами на политические сюжеты городской истории.
После постройки Дворца Муниципалитета в Лоджии действовали Пинакотека и библиотека, а с 1947 г. разместился Провинциальный совет.
Сад Джусти
Giardino Giusti считается одним из красивейших во всей Италии. Он был разбит рядом с дворцом влиятельной веронской семьи Джусти в XVI в. А в XIX столетии сад был преобразован в английский парк. Зелёные клумбы и лабиринты, цитрусовые деревья соседствуют с красивыми скульптурами и фонтанами.
Сад Джусти условно можно разделить на Нижний и Верхний. В Нижнем можно увидеть фонтаны, беломраморные статуи, аллею кипарисов, пещеру сталактитов, самшитовый лабиринт. Считается, что паре, отыскавшей друг друга в нём, предстоит долгая совместная счастливая жизнь.
Винтовая лестница садового павильона ведёт в Верхний сад. С садовых террас открываются изумительные виды Вероны. Самой высокая точка – каменная маска мифического существа. Внутри неё для пущего эффекта будущей фотографии можно разжечь пламя с тем, чтобы из пасти маски вырывались языки пламени.
Заключение
Как видно, туристическая привлекательность Вероны отнюдь не исчерпывается местами, гипотетически связанными с персонажами повести, «печальней которой нет на свете».
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: