Бордо (Франция): достопримечательности
Bordeaux – административный центр юго-западного французского департамента Жиронда и исторической области Аквитания. Расположенный на берегах реки Garonne город Бордо с окрестностями – винодельческая столица Франции. Название оттенка красного цвета в русском языке произошло от вина производства этого региона.
По количеству исторических памятников Бордо уступает только столице: поэтому его даже называют «маленьким Парижем». Несколько раз город официально приобретал столичный статус. В XIX и XX веках, в период немецких нашествий, в Бордо трижды переезжало французское правительство.
Бордо – крупный порт и центр французского авиастроения и судостроения. Город ежегодно посещают 2,5 миллиона туристов, в том числе с круизных лайнеров. В Бордо находятся крупнейшая европейская площадь, самое большое водное зеркало и самая длинная пешеходная улица Франции.
Дата основания Бордо | V век до н. э. |
Население города: | 256045 чел. (2016 г.) |
Площадь города: | 49,36 км² |
1. Порт Луны
1.1. Площадь Биржи с водным зеркалом
1.2. Большой театр
1.3. Триумфальная арка Кайо
1.4. Колокольная башня с Большим колоколом
1.5. Кафедральный собор Сен-Андре
1.6. Базилика Сен-Мишель
1.7. Дворец Рогана
1.8. Музей изящных искусств
1.9. Улица Сент-Катрин
1.10. Базилика св. Северина
1.11. Площадь Кинконс
2. Другие интересные объекты
2.1. Церковь Нотр-Дам
2.2. Музей Аквитании
2.3. Каменный мост
3. Бордо и вино
3.1. Винные музеи Бордо
4. Заключение
Порт Луны
Изгиб реки Гаронны, проходящей через город, имеет форму полумесяца. Отсюда – его изображения на городском гербе. Ранее здесь действительно функционировал порт, называемый Port de la Lune, позже перенесённый вниз по течению реки. Сейчас именем Порт Луны называют исторический центр города на левом берегу Гаронны. Здесь расположена большая часть достопримечательностей Бордо. Порт Луны – объект Всемирного наследия как эталон архитектуры раннего классицизма.
Площадь Биржи с водным зеркалом
На Place de la Bourse расположены два красивых симметричных здания XVIII вв., построенные по проектам архитекторов отца и сына Габриель. В этих дворцах в стиле рококо размещались городские Биржа и Таможня. Изначально площадь называлась Королевской, а в её центре была конная скульптура Людовика XV. В годы революции её переименовали в площадь Свободы, предварительно заменив монумент «Деревом свободы». Название «Площадь Биржи» было дано в 1848 г.
Два десятилетия спустя на площади появился Fontaine des Trois Grâces, построенный архитектором Висконти. Его скульптурную группу составляют богини Венера, Юнона и Минерва.
В начале нынешнего века Биржевую площадь ожидала реконструкция. Три французских архитектора с инженерными знаниями Мишель Коражу, Пьер Ганне и Жан-Макс Лорка предложили мэрии проект, навеянный рукотворным озером, в котором отражается знаменитый Тадж-Махал. Согласно их задумке, монументальные здания Торговой палаты (в бывшем здании Биржи) и Таможенного музея (в бывшем здании Таможни) должны были отражаться в двухсантиметровом водяном слое на гранитном покрытии площади.
Большой театр
Инициатором строительства Grand Théâtre de Bordeaux являлся маршал Ришелье (племянник знаменитого кардинала). На месте сооружения когда-то был храм языческой богини. Архитектор Виктор Луи построил здание в 1773-80 гг.
Большой театр –один из красивейших оперных театров Европы. Главный фасад высотой 88 м, выходящий на площадь Комедии, украшают 12 коринфских колонн с капителями и 12 мраморных статуй– богинь Венеры, Юноны и Минервы и девяти муз – покровительниц изящных искусств.
Большой театр Бордо славится не только фасадом, но и интерьером. Главная лестница с кариатидами Талией и Мельпоменой настолько понравилась архитектору Шарлю Гарнье, что он во многом повторил её в Парижской опере, сделавшей его знаменитым.
В зрительном зале на 1100 мест сего обилием бархата, лепнины и позолоты, особо выделяется филигранный потолок с центральной фреской художника Робена, на которой Аполлон в сопровождении муз принимает дар города – Большой театр. Пурпурная составляющая цветовой гаммы зала во время последней реконструкции 1991 г. была заменена на бело-голубую.
Для туристов создана возможность посещения театра вне представлений по средам и субботам в 14:30, 16 и 17:30 часов. Кроме оперы, в Большом театре также базируется и городской балет. Здесь же часто выступает Национальный симфонический оркестр Аквитании.
Триумфальная арка Кайо
В 1495 г. французский король Карл VIII победил итальянцев в битве при Форново. В ознаменование этого события было решено воздвигнуть Porte Cailhau у гавани Порта Луны, Второе слово названия означает «скалы». В те времена гавань была усеяна острыми камнями. Арка Кайо, кроме триумфальной, выполняла и оборонительную функцию, будучи частью крепостной стены города и его входными воротами. В проёме ворот сохранился паз для существовавшей опускной решётки. При необходимости защитники города могли встречать неприятеля ядрами и кипящей смолой.
35-метровое сооружение состоит из двух соединённых в верхней части башен с воротами внизу. Верхняя галерея увенчана колокольней с тремя несимметричными остроконечными башнями. Под окном выходящего на Дворцовую площадь западного фасада находится барельеф с двумя ангелами, поддерживающими щит с тремя гербовыми королевскими лилиями.
Восточный фасад со стороны набережной украшают статуи короля Карла VIII, тогдашнего архиепископа Бордо и Иоанна Богослова. Мраморная статуя короля была разбита революционерами, в 1880 г. её сменила каменная копия.
На первом этаже Триумфальной арки функционирует интерактивный музей, экспонаты которого повествуют об истории сооружения и жизни средневекового Бордо. Его можно посетить бесплатно, а за подъём на верхнюю галерею взимается плата в 6 EUR .
Колокольная башня с Большим колоколом
Есть в Бордо ещё одна средневековые ворота – Porte de la Grosse Cloche, расположенные между двумя историческими особняками. Они были построены в XV в. вместо обветшавших ворот св. Якова, через которые в город входили паломники по пути к могиле святого в Испании. Ворота Большого колокола – проём сдвоенной башни с конусообразными куполами и с колокольней посередине.
Это сооружение в смешанном стиле готики и ренессанса изображено на городском гербе. В конце XV в. на башне появился колокол, звонивший в честь происходящих важных событий. В 1775 г. этот колокол был заменён другим –Grosse cloche, получившим собственное имя Арманда-Луиза, и весящим около 8 тонн. Он располагается в башне, в которой ранее была городская тюрьма.На верху её конуса – декоративный флюгер в форме позолоченного леопарда.
По окружности колокола высечено «резюме» с перечислением его средневековых функций.В настоящее время колокол звучит всего шесть дней в году – 1 января, 1 мая, 8 мая, 14 июля, 28 августа и 14 ноября, в 11 часов. На решётке балкона колокола изображён герб средневековых правителей города с английским золотым львом, напоминающим о тогдашней принадлежности Бордо Англии. Под ним установлены солнечные и механические часы середины XVIII в.
Кафедральный собор Сен-Андре
Cathédrale Saint-André был основан ещё в конце XI в., но свой нынешний готический облик он приобрёл лишь в XVI в., по завершении длившихся столетиями перестроек. Особенно следует выделить 66-метровую башню-кампанилу Tour Pey-Berland (названную в честь инициировавшего её строительство архиепископа) Пея Берлана, добавленную во второй половине XV в. Её возвели в 20 м от собора с тем, чтобы минимизировать вибрацию его стен от колокольного звона. Правда, колокола в кампаниле установили много позже – только в XIX в.
Колокольню венчает шпиль со статуей Богоматери Аквитанской. Она смотрит в сторону родной деревни архиепископа. Башня имеет две смотровые площадки на высоте 40 и 50 м, на которые нужно подниматься по ступенькам. На первой из них можно увидеть два небольших колокола. Ко второй ведут 233 ступени, преодоление которых вознаграждается прекрасной панорамой Бордо. Площадки открыты в 10–18 часов. Цена подъёма – 6 EUR.
Фасад собора Сен-Андре, выходящий на площадь Пия Берлана, впечатляет стрельчатыми арками с каменной резьбой, узкими окнами-витражами и ажурными розетками над входами. Не менее красив и северный фасад с двумя 81-метровыми колокольнями и Королевским порталом середины XIII в.Он украшен скульптурами библейских персонажей, а его фрески изображают Страшный суд.
В интерьерах выделяется 15-метровый большой орган, изготовленный в 1812 г.
Базилика Сен-Мишель
Basilica of St. Michael, построенная по проекту архитектора Жана Леба, – яркий образец стиля «пламенеющей готики». Снизу кажется, что иголочный шпиль 114-метровой колокольни крепит облака к небесному своду. В 1768 г. ураган разрушил 100-метровую тогда башню колокольни: после реставрации она подросла. Ввысь устремлены и другие элементы изящной конструкции здания.
Строительство базилики началось в XIV в. и продолжалось более двух столетий. Церковь предназначалась отнюдь не для аристократии, как можно подумать, взглянув на это великолепное здание, а для рабочих, живущих за пределами престижных городских стен. Тем не менее, стройка стала общенародной: состоятельные горожане делали пожертвования, а ремесленные гильдии возвели внутри 17 капелл.
В нефе интерьера обращает на себя внимание статуя архангела Михаила на мраморном постаменте. В капелле св. Якова выделяется резной деревянный алтарь XVII в., а в капелле св. Екатерины (покровительницы моряков) – её статуя. Большинство витражей датируется XVI, XIX и XX вв.
На колокольне есть смотровая площадка, к которой ведут 230 ступенек узкой винтовой лестницы, довольно неудобной для подъёма.
Дворец Рогана
На той же площади Пе-Берлан недалеко от собора находится епископский дворец, строительство которого инициировал архиепископ Фердинан Максимилиан де Роган. Здание спроектировал местный архитектор Ришар-Франсуа Бонфан (автор и Биржевой площади). Десятилетнее дорогостоящее строительство заставило архиепископа вложить в него, кроме епископских и городских, также собственные средства. Но, по иронии судьбы, ещё до завершения строительства в 1784 г., Роган получил новое назначение в город Камбре и переселился туда.
А в Palais Rohan с тех пор были разные хозяева, включая Революционный трибунал и Наполеона. С 1835 г. дворец занимает мэрия Бордо, а в боковых флигелей, построенных во второй половине XIX в., разместился Музей изящных искусств, рассматриваемый в отдельном подзаголовке. В конце XIX в.вокруг дворца был разбит пейзажный английский парк. Прилегающий к дворцу реконструированный квартал считается административным центром города.
Музей изящных искусств
В 1801 г. Наполеон приказал распределить между 15-ю французскими городами произведения искусства, реквизированные якобинцами у аристократов и церквей. Первое крупное пополнение первоначального собрания, происшедшее в 1829 г., также имело наполеоновский след. Городские власти приобрели коллекцию интенданта наполеоновской армии маркиза Лаказа, собранную (вернее сказать, награбленную) в военных походах.
В 1870 г. часть картин и здания музея сгорело. Экспозицию Musée des Beaux-Arts разместили в пристроенных к зданию ратуши(бывшему дворцу Рогана) флигелях.
В южном корпусе демонстрируются картины художников XVI–XVIII вв., среди которых такие известные, как Веронезе, Перуджино, Тициан, Ван Дейк, Рубенс, Делакруа. Жемчужина коллекции – его знаменитая картина «Греция на руинах Миссолонги».
Северное крыло отведено под произведения XIX и XX вв., в том числе Матисса, Ренуара и Шагала.
Улица Сент-Катрин
Главная торговая улица Бордо Rue Sainte-Catherineпротяжённостью 1250 м – самая длинная в Европе пешеходная улица. На ней разместилось более 250 магазинов и бутиков. Улица соединяет две городские площади – Комедии и Победы. Её название произошло от часовни св. Екатерины, существовавшей здесь в Средние века.
Самый известный торговый центр улицы – Galerie Bordelaise, построенный в 1834 г. Он представляет собой длинную галерею торговых павильонов, крытых стеклянной крышей. Вначале нынешнего столетия улица Сент-Катрин была благоустроена по проекту архитектора и дизайнера Жана-Мишеля Вильмота.
Базилика св. Северина
Церковь на месте нынешней базилики известна с V в. Basilique Saint-Seurin в честь одного из епископов города св. Северина была построена в XI в. в романском стиле с готическими вкраплениями. Она, наряду с Кафедральным собором и базиликой Сен-Мишель, была и остаётся одним из пунктов массового паломнического маршрута к могиле св. Якова в Испании.
Входной портал декорирован барельефами на тему Страшного суда. Интерьер базилики аскетичен, но славится отличной акустикой, поэтому в церкви часто проводятся органные концерты. В крипте базилики находится усыпальница св. Северина и некоторые другие захоронения.
Площадь Кинконс
Place des Quinconces в Бордо является крупнейшей площадью Франции. Своё нынешнее название она получила после Французской революции от высаженных вдоль неё с двух сторон в шахматном порядке (enquinconces) деревьев. Огромный прямоугольник между ними со стороны набережной Гаронны ограничивают две неоклассические Ростральные колонны с аллегорическими фигурами Торговли и Мореплавания.
На противоположной стороне площади с 1883 г. возвышается 43-метровый Обелиск свободы, стоящий в бассейне. Это – памятник жирондистам – представителям умеренного крыла Великой французской революции, многие руководители которых были репрессированы якобинцами. В 1943 г. немецкие оккупанты демонтировали и вывезли часть бронзовых скульптур фонтана. Часть обнаруженных год спустя в Анже фигур была возвращена на прежнее место только в 1986 г.
На площади Кинкокс также установлены беломраморные статуи великих философов Монтеня и Монтескье – уроженцев Аквитании.
Другие интересные объекты
Церковь Нотр-Дам
Трудно представить себе французский город без церкви Нотр-Дам. Бордо – не исключение. Барочная церковь св. Доминика была возведена этим орденом в начале XVIII в. по образцу построенной Микеланджело римской церкви Иль-Джезу. После Революции церковь именовалась Храмом Разума, а с 1802 года она посвящена Богоматери.
Расположенный с восточной стороны фасад украшен скульптурами и барельефами. Большой оконный витраж изображает Деву Марию.
Интерьер церкви расписан фресками XVIII–XIX вв. Среди них – работы монаха начала XVIII в, выполненные в бытность принадлежности церкви доминиканцам, и более поздние фрески первой половины XIX в.с сюжетами из жизни Богоматери. В интерьере выделяется мраморный алтарь работы мастера Жана-Батиста Перу.
Музей Аквитании
В XVII–XVIII вв. в Бордо велось интенсивное строительство новых зданий, сопровождавшееся многочисленными археологическими находками. На их основе в конце XVIII столетия был образован музей каменных скульптур. Уже в 1960 г. он был объединён с двумя другими музеями – этнографии и оружия. Образовавшемуся Музею Аквитании в 1987 г. был передан исторический особняк, в котором ныне размещено его собрание.
70 тысяч экспонатов Musee d’Aquitaine расположены в хронологическом порядке – доисторический период, железный век, античная эпоха, христианский период, Средневековье, современность. Самый известный экспонат – высеченная в камне «Венера из Лосселя с рогом». Трудно поверить, но она датируется 25-м тысячелетием до н. э.! В зале доисторического периода можно также увидеть древнейший наскальный рисунок с изображением оленей из пещер Ласко.
Каменный мост
До начала XIX в. в Бордо не было мостов через Гаронну: реку можно было пересечь только на пароме. Это обстоятельство как-то сильно помешало Наполеону. Ведомые им на Испанию войска из-за сильного течения не смогли пересечь Гаронну. После этого он поручил архитектору Дешампу разработать проект моста.
Сооружение Pontde Pierre по этому проекту происходило в 1819-22 гг. Бурное течение мешало и строителям, которых пришлось спускать под воду в «водолазном колоколе».
Построенный 487-метровый мост состоит из 17 арочных пролётов – по числу букв имени к тому времени уже опального бывшего императора. Без изменений остался и другой элемент проекта, и на каждой опоре моста установили крупный светлый медальон с профилем Наполеона. Фонари и кованые перила появились на Каменном мосту только в 1984 г., но нисколько не нарушают его целостный архитектурный облик. Мост Пон-де-Пьер– действующее по сей день инженерное сооружение.
Бордо и вино
Аквитания имеет двухтысячелетние винодельческие традиции. Вокруг Бордо находятся 120 тысяч гектаров семейных виноградников, именуемых château, а также десятки торговых домов и винных погребов. «Шато» считаются завидным наследством, поэтому получившие их или обрабатывают их сами, или сдают в аренду, но не продают.
Бордо окружён целым ожерельем из винных поселений: наиболее известны Medoc, Saint–Emilion, Graves, Fronsac, Sauternes, Blayais. Именно в них производится 57 марок вин – красных, розовых и белых. Они называются по тем сортам винограда, которые преобладают в сырье для изготовления. Самые популярные красные сухие вина – Petrus, Lafite Rothschild, Mouton Rothschil, Cheval Blanc, Haut-Brion.
Винные музеи Бордо
Винная составляющая визита в Бордо не будет полной без посещения винных музеев города. Один из них – La Cité du Vin, открывшегося в 2016 г. Музей истории и культуры вина находится на берегу Гаронны в футуристическом здании из стекла и алюминия, напоминающем винный графин.
Подстать зданию и интерактивный музей.Посетителей, прежде всего, знакомят с историей и традициями винодельческих регионов мира. В разделе «Винные портреты» речь пойдёт о разновидностях вин – красном, розовом, белом, игристом. В «Буфете пяти чувств» учат различать в вине ароматы ягод и цветов. Всё хорошо в меру, и об этом не даёт забыть «Кресло отчаяния». Сидя на нём, можно услышать истории известных людей, у которых любовь к вину стала пагубным пристрастием.
Конечно же, в 20 EUR стоимости билета включён бокал вина. При музее функционируют ресторан и тапас-бар, а также винный бутик, в котором продаются вина из 80 стран мира. Светильники бара выполнены в виде винных бокалов.
Для продвинутых любителей вина за отдельную плату предусмотрена дегустация в сопровождении профессионалов – сомелье в студии Belvedere.
Музей «Город вина» иногда путают с другим винным музеем Бордо – Musée du Vinet du Négoce de Bordeaux. Музей вина и виноторговли был открыт раньше – в 2008 г., в особняке начала XVII в., принадлежавшем ирландскому виноторговцу Франсису Бурке, официальному поставщику двора Людовика XV. Посетители музея видят просторную гостиную, в которой вино принималось у виноделов, после чего оно спускалось в погреба. Для поддержания постоянного уровня влажности на чердаке имеется действующая по сей день система сбора дождевой воды. Розлив в бутылки и наклейка этикеток производились в помещениях над погребом.
Непосредственно экспонаты музея представляют путь вин Бордо от виноградников до отгрузки в Порте Луны. Во время дегустации единственный работник музея учит посетителей различать заключённые в вине ароматы и объясняет посетителям разницу между сортами и натуральным и торговым вином. Язык дегустации – исключительно французский, хотя работник прекрасно умеет, но не хочет говорить на английском. Правда, при входе туристам вручают своеобразный путеводитель по экспозиции на желаемом языке, включая русский.
Заключение
Как видно, далеко не вином единым интересен «маленький Париж». Бордо рекомендуется посещать со второй половины весны по начало осени, чтобы увидеть уникальное «Водное зеркало» на площади Биржи.
Смотрите также статьи по теме: