Руан (Франция): достопримечательности
Rouen – административный центр северного французского региона и исторической провинции Нормандия. Предполагается, что предшественником Руана было древнеримское поселение Rotomagus. В раннем Средневековье город был столицей самостоятельного Нормандского герцогства вплоть до присоединения к Франции в XIII в. В период Столетней войны в 1419 г. Руан был захвачен англичанами и удерживался ими три десятилетия. В 1431 г. в городе произошло трагическое событие – сожжение на костре национальной героини Франции Жанны д’Арк.
В дальнейшем Руан претерпел множество пожаров и разрушений. Существенный ущерб городу нанесла и Вторая мировая война. После неё в городе были проведены масштабные восстановительные работы, позволившие воссоздать многие достопримечательности.
Первоначальное знакомство с ними удобно начать от туристического бюро, расположенного напротив знаменитого Руанского собора по адресу 25, place de la Cathedrale. На туристическом мини-поезде можно совершить 40-минутную обзорную экскурсию. Оттуда же начинаются и пешие экскурсии.Ежедневная(летом) и воскресная (в остальные месяцы) двухчасовая по городу начинается в 14 часов, а субботняя по еврейскому кварталу – в 17 часов. Стоимость экскурсий– 6,5 EUR.
Дата основания Руана | III в. |
Население города: | 110 618 чел. (2014 г.) |
Площадь города: | 21,38 км² |
1. Готический квартет Руана
1.1. Кафедральный собор Руанской Богоматери
1.2. Церковь Сен-Уэн
1.3. Церковь Сен-Маклу
1.4. Дворец правосудия
2. Руан и Жанна д’Арк
2.1. Площадь Старого Рынка
2.2. Церковь Жанны д’Арк
2.3. Башня Жанны д’Арк
2.4. Интерактивный музей Жанны д’Арк
3. Другие интересные объекты
3.1. Большие часы
3.2. Музей изящных искусств
3.3. Музей керамики
3.4. Музей кованых изделий
4. Заключение
Готический квартет Руана
Руанский собор – один из самых известных в мире. Путешественников, прибывших в город, чтобы увидеть его, ждёт приятный сюрприз – ещё два первоклассных готических храма. Вместе с Дворцом правосудия все они образуют великолепный готический квартет.
Кафедральный собор Руанской Богоматери
Ещё в IV в. на месте нынешнего собора существовала базилика, разрушенная викингами в IX столетии. В начале следующего века началось строительство романского храма, от которого сохранилась только крипта. Затем на протяжении столетий были добавлены многочисленные постройки в готическом стиле. Компоненты Notre-Dame of Rouen Cathedral многократно разрушались природными катаклизмами и войнами, после чего – восстанавливались.
Старейший архитектурный элемент собора – 77-метровая башня Сен-Ромен. Она названа именем архиепископа Руана VII столетия. Построенная в середине XII в. башня была почти полностью разрушена во время последней войны. Другая башня – 80-метровая южная Тур-де Бёр (Масляная башня), была построена в конце XV в. на средства прихожан. Причём – грешных, не отказывающихся от масла во время поста и искупавших таким образом свой грех.
Руанский Кафедральный собор с традиционным для французских городов названием Нотр-Дам – достопримечательность мирового масштаба. Его главный фасад имеет три входа. Центральный посвящён Богоматери, самый ранний северный– Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, а южный – св. Этьену. На фасаде, на высоте 20–30 м в XIV–XV вв. установили 70 статуй ангелов, апостолов и архиепископов.
Благодаря 151 – метровому готическому шпилю, появившемуся в середине XIX в., собор в 1876–80 гг. был высочайшим зданием планеты. Тёмный чугунный шпиль контрастирует с другими, светлыми. Единый комплекс с собором составляет Архиепископский дворец.
Собор действительно поражает воображение. Каменные кружева и статуи фасадов можно рассматривать часами. В последние несколько лет фасад был тщательно очищен от многовековой грязи, поэтому собор выглядит ещё лучше, чем столетие назад, когда его писал Моне.
Не менее примечателен и интерьер. Созданные в XIII в. витражи Руанского собора из нормандского лазурного стекла своей красотой и синим оттенком соперничают со знаменитой «Стеклянной библией» собора в Шартре.
В хоре храма в саркофаге долгое время в свинцовой коробке хранилось забальзамированное сердце английского короля Ричарда «Львиное сердце», некоторое время бывшего также герцогом Нормандии. Ричард, практически всю жизнь проведший в крестовых походах, завещал похоронить своё сердце именно здесь. В ходе послевоенной реставрации коробочку открыли: увы, «Львиное сердце» превратилось в пыль. Сейчас саркофаг пуст.
Церковь Сен-Уэн
В середине VI в. в Руане было основано бенедиктинское аббатство. Спустя столетие в его базилике похоронили руанского епископа Уэна, именем которого позже стали называть Abbaye Saint-Ouen de Rouen. Монументальную романскую церковь аббатства вместо скромной базилики начали возводить в XI в., завершив в начале следующего столетия. В том же столетии аббатство сгорело. Такая же участь постигла и церковь, но в середине XIII в.
Существующее в настоящее время готическое здание Église Saint-Ouen начали возводить в начале XIV в. по проекту архитектора Александра де Берневаля. Строительство продолжалось пять столетий. Тем не менее, последующие строители старались не отклоняться от первоначального проекта. В результате город обзавёлся ещё одним готическим шедевром, сравнивым со знаменитым собором.
В революционный период в отобранной церкви располагался производственный цех. После этого она так и не вернулась к своей функции. Сейчас в ней проходят концерты и выставки. А в здании аббатства расположилась мэрия Руана.
В центральной части конструкции высится 82-метровая готическая башня, на которой установлены колокола. Её называют «Корона Нормандии».
Как и в Руанском соборе, в интерьере выделяются витражи. Они были созданы позднее – в XV–XVI вв. Благодаря выбору материалов и цветов, через них внутрь проникает значительно больше света, чем обычно, и церковь выглядит светлой.
Церковь славится своим органом, изготовленным в 1890 г. известным мастером Аристи дом Кавалле-Коллем. Особенность его установки – без корпуса, что позитивно сказывается на звучании инструмента.
Церковь Сен-Маклу
Святой Маклу (Мало) – кельтский святой, первый епископ бретанского города Сен-Мало, названного его именем. Строительство Église Saint-Maclou de Rouen в стиле «пламенеющей готики» по проекту архитектора Пьера Робена велось в XV–XVI вв. Окна, шпили и арки сооружений этого стиля действительно напоминают языки пламени. Вертикальные элементы здания, устремлённые вверх, увенчаны резными пинаклями, а центральная башня –ажурным шпилем, достигающим высоты 83 м.
Сюжеты многих элементов отделки церкви связаны с эпидемиями чумы, в Средние века не раз поражавшей город. Умерших от неё хоронили на кладбище, примыкающем к церкви. Колумбарий «украшен» деревянной резьбой черепов и костей.
Часть статуй фасада и интерьера была утеряна во время религиозных войн и революции. К счастью, их, как и войны XX в., благополучно пережили ренессансные входные двери и орган того же периода.
Интерьер церкви сочетает элементы поздней готики,барокко и ренессанса. Выделяются витражи с символикой бенедиктинского ордена, которому церковь принадлежала изначально.
Дворец правосудия
Здание Palais de justice по проекту архитекторов Ролана ле Ру и Роже Анго – один из немногих сохранившихся образцов светской архитектуры позднего Средневековья. Оно было построено на территории бывшего иудейского квартала, опустевшего после изгнания евреев в начале XIV в.
Возведённое на рубеже XV–XVI вв. левое западное крыло – безупречно готическое. Строившийся всё XVI столетие роскошный центральный корпус изрядно разбавлен ренессансом. Правое восточное крыло, заменившее в XIX в. прежнее классическое – неоготическая стилизация. В таком же стиле в начале XX в. была реконструирована лестница левого крыла. На стенах восточного крыла намеренно сохранены следы снарядов: французы имеют претензии к методам освобождения Руана союзниками в 1944 г.
Дворец, напоминающий шкатулку из слоновой кости, украшен ажурными башенками и шпилями, фигурами химер и горгулий, скульптурами и барельефами. Здание изначально предназначалось для Палаты шахматной доски Нормандии. Так назывался высший финансовый орган (будущий Суд казначейства). Уводящее в сторону название объясняется клетчатым сукном, на котором проверялись денежные поступления. В XVI в. в здании начал работать парламент Нормандии.
В 1976 г., во время реставрации, во внутреннем дворе была обнаружена ценная находка – помещение иудейского учебного заведения XI–XII вв. Её немедленно накрыли археологической криптой для сохранности. Maison sublime находится под лестницей во внутреннем дворе.
В настоящее время в разных помещениях бывшего Дворца правосудия функционируют промышленный и художественный музеи, старинная библиотека и суд.
Руан и Жанна д’Арк
Руан многое отдал за то, чтобы в его истории не было бы даты 30 мая 1431 г. В этот день на городской площади была предана жестокой казни национальная героиня Франции Жанна д’Арк. Тень этого печального события протянулась до сегодняшнего дня.Орлеанская Дева, трагический последний год жизни которой прошёл в Руане, напоминает о себе буквально на каждом шагу.
Площадь Старого Рынка
Именно на Place du Vieux Marché Жанна д’Арк была сожжена. Место сожжения отмечено крестом, выложенным из пяти каменных плит, окружённых цветниками. Её пепел развеяли над Сеной с острова Лакруа.
Место скамеек судей, покрывших себя вечным позором, выложено белым камнем. Каждый год в последнее воскресенье девушки бросают в воду венки в честь той, которая за свою 19-летнюю жизнь успела спасти Францию.
Нынешнюю площадь по периметру окружают нарядные фахверковые дома, первые этажи которых отведены под кафе и сувенирные лавки.
Церковь Жанны д’Арк
Église Jeanne d’Arc была построена в 1979 г. на площади Старого Рынка вместо прежней церкви Сен-Венсан, полностью разрушенной во время последней войны. Как фасад, так и интерьер церкви по проекту архитектора Луи Арреча, чрезвычайно оригинальны. Сложная криволинейная форма крыши символизирует языки пламени костра.
Нет в церкви и привычной колокольни, а колокол установлен снаружи под навесом. Очень выразительны огромные витражные окна, эффектно выглядящие как снаружи,
так и изнутри. На витражах, ранее принадлежавших церкви Сен-Венсан, изображены библейские сюжеты. Находящаяся в церкви статуя Жанны д’Арк всегда освещена пламенем сотен свечей, зажигаемых прихожанами.
Башня Жанны д’Арк
La Tour Jeanne d’Arc когда-то была главной башней замка короля Филиппа II Августа, построенного в XIII в. 9 мая 1431 г. в ней проходил последний допрос Жанны д’Арк.
Вопреки распространённому мнению, Орлеанская Дева содержалась в заключении не здесь, а в Tour de la Pucelle (башне Девственницы), от которой сохранился только фундамент. Он находится во дворе дома № 102 rue Jeanne d’Arc, и отмечен мраморной мемориальной доской.
Сейчас в башне Жанны д’Арк функционирует небольшой музей.
Интерактивный музей Жанны д’Арк
Долгое время на площади Старого рынка, в доме № 33, функционировал музей Жанны д’Арк, в котором, в частности, демонстрировались десятки восковых фигур, как бы воскресающих главные события жизни Орлеанской Девы. В 2012 г. этот музей закрылся.
В 2015 г., возле северного входа в Руанский собор, открылся новый интерактивный музей Historial Jeanne d’Arc.
Современные технологии возвращают экскурсионные группы в XV столетие. Музейные залы, в которых демонстрируются мини-фильмы об последовательных этапах жизни Орлеанской Девы, хронологически соответствуют оправдательному процессу 1456 г. Экскурсии проводятся на французском и английском языках, но с 2018 г. можно воспользоваться и аудиогидом на русском.
Другие интересные объекты
Большие часы
Механизм Больших или Астрономических часов Руана, был создан в 1389 г. Журденом дель Лече и Жаном де Феленом. В первоначальном варианте циферблат отсутствовал, а стрелка проходила за день полный оборот. Циферблат диаметром 2,5 м с 24 солнечными лучами, обрамлёнными звёздным тёмно-синим небом, появился в 1529 г. В том же году часы установили на арку, перекинутую через улицу, названную по их имени Gros Horloge. В 1920 г. механизм часов был электрифицирован.
Серебряный шар над циферблатом отображает фазы Луны,а аллегорические изображения в панели под ним – дни недели. Позолоченные барельефы барашков – дань текстильным традициям города. Ещё один барашек – на городском гербе, венчающем арку.
Один из самых больших в мире железных механизмов можно осмотреть изнутри, заодно полюбовавшись панорамой готических шпилей.
- в июле – августе с 9 до 18 (в субботу и воскресенье – до 19) часов;
- в апреле, мае, сентябре и октябре в 10–13 и 14–19;
- в ноябре – марте с 14 до 18 часов, кроме понедельника.
Цена билета – 7 EUR.
Музей изящных искусств
История создания Musée des beaux-arts de Rouen типична для французских провинциальных музеев. В числе других городов Руан получил свою квоту реквизированных у церкви и монархистов произведений искусства. Открытый в 1809 г. Музей изящных искусств пополнялся и военными трофеями Наполеона, а также частными дарами. Нынешнее здание музея было построено в 1877–78 гг. по проекту архитектора Луи Саважо. Посетителей у входа встречают скульптуры двух нормандских художников – знаменитого Николя Пуссена и Мишеля Ангье.
В 60 залах Музея изящных искусств демонстрируются живопись, скульптура, рисунки и декоративные предметы. Особая гордость музея – разнообразное собрание живописи, в котором представлены основные европейские школы XV–XXI вв. Среди экспонатов XVI–XVII вв.– картины Перуджино, Веронезе, Рубенса, Ван Дейка, Караваджо, Веласкеса, Пуссена. XIX и XX столетия представлены и работами Делакруа, Ренуара, Моне, Модильяни. Есть в музее и собрание русских икон XV–XIX вв.
Музей керамики
По соседству с Музеем изящных искусств, в здании XVII в. Hotel d`Hocqueville, располагается Musee de la Ceramique.
Руан в XVI–XVIII вв. был центром фаянсового производства Франции. Один из местных мастеров – Массео Абакен, даже изучил все нюансы изготовления на родине этого вида керамики – в итальянской Фаэнце. Руанские производители фаянса были поставщиками французского королевского двора. Их изделия стилизовывались под китайские. Кроме обширной коллекции руанского фарфора и фаянса, в двух залах экспонируется изысканный севрский фарфор XIX и ХХ столетий. Отличным фоном для изящных изделий служат интерьеры старинного особняка. В коллекции музея можно видеть образцы стиля рококо, китайского фарфора, парадные обеденные сервизы и изящные фаянсовые статуэтки.
Музей кованых изделий
Кроме текстильных и фаянсовых, Руан имеет давние кузнечные традиции. В этом можно убедиться в Мusée Le Secqdes Tournelles. Основу собрания Музея кованых изделий (или кузнечного дела)– крупнейшего в мире, составила частная коллекция отца и сына Ле Сек.
К 1920 г. количество экспонатов музея перевалило за 8 тысяч, и он переехал в здание бывшейцеркви Сен-Лоран. Такой антураж оказался очень эффектным. Старинные кованые решётки, замки, витые дверные ручки, кофемолки, молоточки, антикварное оружие в полумраке готического интерьера запоминаются надолго.
Заключение
Знаменитый Руанский собор – далеко не единственный повод для посещения города «Ста шпилей». Благодаря таковым Руан вполне может претендовать на звание готической столицы Франции. А ведь ещё есть места, связанные с Жанной д’Арк, и интересные музеи.
оценивших 5, оценка: 3,20 из 5
Смотрите также статьи по теме: