Мец (Франция): достопримечательности
Metz – город в северо-восточном французском регионе Гранд-Эст и административный центр входящей в него исторической провинции Лотарингия.
Мец в качестве торгового поселения на реке Мозель был известен с римской эпохи. В середине XVI в. впервые вошёл в состав Франции. Мец, как и столица региона, Страсбург, находится вблизи границы с Германией, и во многом повторяет его историю. В 1871–1918 и в 1940–44 гг. город входил в состав Германии, что наложило свой отпечаток на архитектурный облик Меца. В нём можно выделить классический немецкий квартал Виль-Аллеман вокруг собора, построенный в период принадлежности Германии в XIX в., и примыкающие французские районы.
Дата основания города Мец | III вв. до н. э. |
Население города: | 122 838 чел. (2008 г.) |
Площадь города: | 41,94 км² |
1. Культовые постройки
1.1. Кафедральный собор Святого Стефана
1.2. Церковь Святой Сеголен
1.3. Малая базилика Святого Петра
1.4. Церковь Сен-Максимин
1.5. Францисканский монастырь
1.6. Базилика аббатства Святого Винсента
1.7. Часовня тамплиеров
1.8. Башня гарнизонного храма
1.9. Новый Храм
2. Светские сооружения
2.1. Оперный театр
2.2. Немецкие ворота
2.3. Арсенал
2.4. Вокзал
2.5. Оружейная площадь
2.6. Мосты Покойников
2.7. Дворец правосудия
2.8. Центр Помпиду
2.9. Музеи «Золотого двора»
3. Заключение
Культовые постройки
Кафедральный собор Святого Стефана
Cathédrale Saint-Étienne de Metz образовался в результате пристройки сооружённого в XIII в. нефа св. Стефана к северной стене более ранней романской церкви. В XV в. к ним был пристроен новый поперечный неф высотой более 41 м, среди французских храмов по величине уступающий только нефам соборов в Бове и Амьене. Нынешний внешний вид собор приобрёл в XVIII столетии. Золотисто-жёлтый оттенок фасаду собора (как и многим другим зданиям Меца) придаёт местный строительный материал – оолитовый известняк.
Самая высокая 88-метровая башня собора – Tour de la Mutte, возвышается с его южной стороны. Построенная в XV в. колокольня ла Мютт (от ameuter – «всполошить») звонит действительно в исключительных случаях: в последний раз это было более столетия назад – в 1918 г., в честь победы французских войск.
Статуя пророка Даниила на портале собора эволюционировала согласно политической конъюнктуре. По результатам франко-прусской войны второй половины XIX в. Мец отошёл к Германии. Пророк Даниил приобрёл черты лица, и даже усы победителя – немецкого императора Вильгельма II. После возвращения города в состав Франции пророку «сбрили» усы.
Несколько лет назад один из них был повреждён местными ворами, проникшими в собор за короной Девы Марии, которую они считали золотой.
С XIII в. в соборе находится купель – древнеримская ванна из красного мрамора возрастом 18 веков. Она приглянулась Наполеону в качестве подарка своей первой жене Жозефине. Епископ города едва отговорил императора от его намерения:ему пришлось даже написать Жозефине объяснительное письмо. Другие ценные предметы – перстень св. Арнульфа, византийская мантия 12 в., ювелирные изделия XII–XIX столетий, молитвенник Дрогона VIII в., библия Карла II IX в. В разгар туристического сезона по вечерам на стены собора проецируется лазерное шоу.
Церковь Святой Сеголен
Église Sainte-Ségolène, посвящённая лотарингской святой VII в., расположена на холме Sainte-Croix во «французском городе» Ancienne Ville. Вместо небольшой часовни IX в., от которой сохранилась только крипта, в результате многочисленных перестроек появился готический храм. Он имеет три портала, украшенные скульптурами, и две остроконечные башни.
В интерьере выделяются витражи XII–XIV вв., бронзовая дверь центрального портала и деревянная с мраморной облицовкой статуя св. Сеголен. Витраж XII в., посвящённый Деве Марии – старейший в Лотарингии.
Малая базилика Святого Петра
L’église Saint-Pierre-aux-Nonnains – старейшая церковь Лотарингии. Она построена в VII столетии на фундаменте древнеримских терм IV в. как часть бенедиктинского аббатства. После этого последовало множество перестроек. В итоге романские стены и неф базилики соседствуют с готическими сводами.В середине XVI в. они сильно пострадали во время осады города. После этого полуразрушенное здание переоборудовали под арсенал и другие склады.
О культурной ценности Сен-Пьер-о-Ноннен вспомнили только в конце XX в. После проведённой реставрации её открыли для туристического посещения, но как выставочный и концертный зал в составе культурного центра L’Arsenal, открытый в 14–18 часов. Историческую центр представляет не только сама церковь, но и её внутренний дворик (клуатр).
Церковь Сен-Максимин
Église Saint-Maximin de Metz, в основном построенная в XII–XV вв., в дальнейшем неоднократно перестраивалась. В частности, входной портал в стиле барокко появился в середине XVIII в. А последние изменения в интерьере церкви произошли в 60-х годах XX в., когда взамен утраченных витражей были установлены новые. Их создал известный французский писатель, драматург и кинорежиссёр Жан Кокто, который,оказывается, был и художником.
Францисканский монастырь
Основанный в XIV в. францисканский монастырь с XVII в. стал называться Cloître des Récollets по имени монашеской ветви реколлектов, отличавшихся особо строгим соблюдением монашеского устава. Во время революции реколлектов сменили солдаты, после чего монастырь был частично разрушен. После реставрации в здании размещались разные гражданские учреждения – социальное управление, приют, институт экологии, архивы.
Базилика аббатства Святого Винсента
Во второй половине X в. на месте нынешней Basilique Saint-Vincent de Metz на острове Шамбьер была небольшая часовня. Затем местный епископ Теодорих решил построить вместо неё монастырь для хранения мощей святых Винсента и Люции, привезённых им из Италии. С течением времени монастырь, ставший не только религиозным, но и образовательным центром, переустраивался и расширялся. Нынешнее здание появилось в XIV в., а фасадом оно обзавелось только во второй половине XVIII в.
В годы Французской революции в базилике расположили конюшню,затем здание возвратили церкви. Но в других зданиях аббатства продолжили функционировать светские учреждения. А базилика в XIX в. украсилась витражами и скульптурами и барельефами святых, которым она посвящена.
Часовня тамплиеров
Восьмиугольная Chapelle templière de Metz построена на рубеже XII–XIII вв., когда на смену романскому стилю приходил готический. Черты их обоих прослеживаются в здании часовни. В фасаде преобладает романский стиль, а внутренние сводчатые потолки – готические. В интерьере частично сохранилась настенная роспись XIV в., реставрированная в начале XX в. В это же время часовня обзавелась витражами взамен утраченных. С 1882 по 1957 г. в здании исторического памятника действовала военная телеграфная станция.
В настоящее время бывшая Часовня тамплиеров – своеобразный филиал культурного центра L’Arsenal,действующий в летние месяцы.
Башня гарнизонного храма
97-метровая Temple de Garnison – единственный уцелевший в последнюю войну компонент немецкого гарнизонного храма. Её не стали сносить для экономии средств и для оживления городского ландшафта.
Новый Храм
Протестантская церковь Temple Neuf de Metz в неороманском стиле была построена на острове Petit-Saulcy в период немецкого владычества немногим более века назад. Архитектору Конраду Вану удалось стилизовать сравнительно новое сооружение из серого песчаника под средневековые немецкие церкви.
Внутри церкви периодически проводятся концерты органной музыки.
Светские сооружения
Оперный театр
На той же площади недалеко от Нового храма расположен старейший во Франции действующий оперный театр – Opera-Theâtre de Metz Metropole. Неоклассическое здание было построено в середине XVIII в., по проекту архитектора Жана Ожера. Аллегорические статуи Трагедии, Комедии, Музыки, Вдохновения и Лирики, созданные скульптором Шарлем Петром,появились на балюстраде более столетия спустя.
Немецкие ворота
Porte des Allemands – единственная сохранившаяся часть средневековых семи километровых крепостных стен Меца. Массивные ворота больше похожи на небольшой укреплённый замок. Старейшие фрагменты ворот датируются XIII в. После этого к ним несколько раз добавлялись ещё более массивные башни и ворота, большинство из которых не сохранилось. С начала XX в. Немецкие ворота стали собственностью Меца и музеем с коллекцией археологических находок и предметов городского быта. Среди экспонатов – печальный символ Французской революции – гильотина, стоявшая в 1793 г. на городской площади Комеди перед собором Сен-Этьен.
Своё название ворота получили существовавшему до XVI в. поблизости госпиталю немецких рыцарей Тевтонского ордена. Ныне на месте порушенных стен разбит бульвар Мажино.
Арсенал
Построенный в 1864 г. L’Arsenal использовался по назначению до конца последней войны. К 1989 г. каталонский архитектор Рикардо Бофилл перестроил здание в концертный зал, славящийся своей акустикой. В нём базируется Национальный оркестр Лотарингии,и часто проводятся разнообразные концерты и другие культурные мероприятия.
Вокзал
ПостройкуGare de Metz-Ville в начале века инициировал немецкий кайзер Вильгельм II в 1905–08 гг. В тот период Мец принадлежал Германии. Грандиозный вокзал проектировался с прицелом на будущую войну с тем, чтобы ежедневно отправлять с него на фронт целую дивизию (20 тысяч человек). Неороманское здание длиной более 300 м спроектировал берлинский архитектор Юрген Крёгер. В его центре – 40-метровая часовая башня. В огромном здании, кроме обычных профильных помещений, были апартаменты кайзера и приёмные залы.
Оружейная площадь
Неоклассическая площадь Place d’Armes сформировалась в 1761–71 гг. по проекту архитектора Жака Франсуа Блонделя. К существовавшему задолго до площади Кафедральному собору Сент-Этьен в те годы добавились здания Hôtel de ville (ратуши), Hôtel de ville (парламента), и Corps de garde (караульной службы), составив цельный архитектурный ансамбль.
В наши дни первоначальную профильную направленность сохранило только здание ратуши. В бывшем здании парламента функционируют магазины, кафе и выставочная галерея, а в бывшем караульном помещении – туристический офис.
Мосты Покойников
«Вдохновляющее»название– GrandpontetmoyenpontdesMorts, мосты, соединяющие остров Saulcy с городом, получили в Средневековье. По одной из версий, с большего из двух мостов сбрасывали в реку приговорённых к смерти преступников. «Звучное» название позже распространилось и на построенный неподалеку средний мост.
Согласно другой версии, мосты содержались на средства, выручаемые от продажи лучших одеяний умерших горожан, которые, согласно указу, обязаны были дарить их городским властям.
В дальнейшем оба моста неоднократно перестраивались и восстанавливались после разрушений.
В настоящее время средний Moyen Pont избавился от жуткого названия. С этого моста открывается наилучший вид на Новый храм. К большому же мосту оригинальное название приклеилось намертво: он по-прежнему – Pont des Morts.
Дворец правосудия
В середине XVIII в. управляющий епископством Меца маршал Бель-Иль затеял перестройку города в неоклассическом стиле. Его замысел реализовывал зодчий Жак Франсуа Блондель. В рамках этой перестройки в 1777 г. по проекту архитектора Шарля-Луи Клериссо был заложен Дом правительства – будущий Palais de justice de Metz.
С началом французской революции некоторые скульптуры и барельефы тыльного фасада ещё незавершённого здания были уничтожены. Вскоре в здании обосновались провинциальная администрация, а затем и революционный трибунал. Дворцом правосудия сооружение в форме латинской буквы Uстало при Наполеоне,и сохраняет эту функцию до настоящего времени.
Центр Помпиду
Открытый в 2010 г. Le Сentre Pompidou-Metz – самый популярный музей города. Здание по проекту японского архитектора Шигеру Бана заинтересует поклонников современной архитектуры. Форма крыши напоминает китайский соломенный головной убор. Центр Помпиду в Меце – филиал одноимённого парижского музея современного искусства. Поэтому он не имеет постоянной экспозиции, каждые полгода выставляя новые экспонаты в трёх выставочных галереях. Флагшток высотой 77 м символизирует год открытия парижского музея (1977).
Музеи «Золотого двора»
Многопрофильный музейный комплекс Musee de la Cour d’Or, основанный в 1839 г., занимает несколько зданий, в которых ранее находились церковь, монастырь кармелиток и зерновой склад. Основные направления музейных коллекций – история и археология, средневековая архитектура, живопись XVI–XX вв., история еврейской общины Меца.
Название музейного комплекса – историческое. «Золотым двором» называлась в VI–VII вв. резиденция королей Австразии (северо-восточной части франкского государства Меровингов), находившаяся в Меце.
Заключение
Мец не относится к туристическим городам Франции, но оказавшиеся в нём путешественники смогут увидеть первоклассный собор Сен-Этьен.
оценивших 9, оценка: 3,78 из 5
Смотрите также статьи по теме: