Париж: достопримечательности, фото и описание
Paris – столица Франции, расположенная на берегах реки Seine. В III в. до н.э. кельтское племя паризиев основало здесь своё поселение Лютецию, которое называли также городом паризиев. С приходом римлян Лютеция стала заметным торговым центром, за которым с III в. закрепилось название Паризии. Нынешний Париж – крупнейший туристический, экономический, финансовый и культурный центр планеты.
Протекающая через город река Сена делит его на деловое Правобережье и богемное Левобережье. Сформировавшийся к середине XIX в. исторический центр Парижа на берегах Сены входит во Всемирное наследие. Эксперты ЮНЕСКО, штаб-квартира которой расположена именно в Париже, выделили следующие городские объекты:
- набережная от моста Бир-Акем до моста Сюлли;
- сад и дворец Шайо (Трокадеро);
- Эйфелева башня;
- Марсово поле;
- Военная школа;
- Токийский дворец;
- Большой и Малый дворцы;
- Эспланада и Дом Инвалидов;
- Бурбонский дворец;
- площадь Согласия;
- Королевская улица;
- Площадь Мадлен;
- Сад Тюильри;
- Лувр;
- Музей Орсе;
- квартал школы изящных искусств;
- квартал церкви Сен-Жермен-л’Осеруа;
- Французская академия;
- Остров Сите;
- площадь Шаттле;
- Гревская площадь и здание мэрии;
- остров Сен-Луи;
- Арсенал.
Наиболее известные объекты этого обширного списка будут рассмотрены ниже. К ним, конечно же, будут добавлены знаковые достопримечательности вне приведённого списка.
Для сохранения разумного объёма музеи Парижа во главе с Лувром оформлены в виде отдельной статьи: «Музеи Парижа, обязательные к посещению«.
Дата основания Парижа: | III век до н. э. |
Население города: | 2 190 327 чел. (2016 г.) |
Площадь города: | 105,4 км² |
1. Собор Парижской Богоматери
1.1. Главный фасад
1.2. Внутри собора
2. Сент-Шапель
3. Церковь Сен-Жермен-л’Осеруа
4. Базилика Сакре-Кёр
5. Эйфелева башня
5.1. История
5.2. Башня сегодня
6. Сад Тюильри
7. Елисейские поля
7.1. Краткая история
7.2. Елисейские поля сегодня
8. Дворец Шайо
9. Дом инвалидов
10. Заключение
Собор Парижской Богоматери
В XII в., на острове Сите, на месте существовавших на этом месте прежних христианских церквей, началось строительство кафедрального собора. У его истоков стояли трое – набожный король Людовик VII, инициатор возведения епископ Муриций де Сулли и папа Александр III, заложивший первый камень в фундамент.
Главный алтарь был водружён и освящён в 1182 г., но дальнейшее строительство растянулось почти на два столетия. Естественно, что здание собора – плод коллективного творчества многих архитекторов, но главную лепту внесли два зодчих XIII в. – Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Собор Парижской Богоматери
Во второй четверти XIII в. с возведением западного фасада с башнями-колокольнями завершился первый этап строительства. Во второй половине XIII в. появились северный, а затем – южный фасад. Водружённый шпиль разрушили революционеры в 1789 г., а восстановленная в 1840 г. копия сгорела на глазах у всего мира совсем недавно. «Революционные» потери не ограничились шпилем. Робеспьер потребовал у парижан выкуп за сохранение «твердыни мракобесия» («для финансирования революций в других странах»). Собор Парижской Богоматери был переименован в Храм Разума, а каменные иудейские цари – обезглавлены по приказу Робеспьера. Затем в соборе устроили продовольственный склад.
С приходом к власти Бонапарта собор был возвращён церкви и переосвящён. В нём произошла коронация Наполеона как императора. Спустя некоторое время собор изрядно обветшал: даже дискутировался вопрос о его сносе. И тут нужно сказать спасибо Виктору Гюго. После выхода в свет его романа «Собор Парижской Богоматери» разговоры о сносе сменились масштабной реставрацией здания, на которую пришлось потратить 23 года.
Её возглавил архитектор Виолле-де-Дюк. После восстановления шпиля и статуй, сточные трубы в нижней части башен были декорированы скульптурами фантастических существ – горгулий и химер. Они стали одной из «изюминок» здания. Желающие рассмотреть страшилищ вблизи могут сделать это за отдельную плату, поднявшись к башням на подъёмнике.
По предложению архитектора были снесены окружавшие собор строения, и перед ним образовалась площадь, которую можно видеть и сегодня. На ней, в частности, расположен нулевой километр, от которого принято исчислять все французские расстояния.
В дальнейшем периодически в соборе проводились локальные восстановительные работы. Уже в XXI в., к 850-летию, собор получил новые колокола, а его орган был реконструирован.
Главный фасад
Западный фасад с башнями имеет три стрельчатых входных портала, декорированных скульптурными панно на новозаветные сюжеты. Слева находится портал Богоматери, в центре – Страшного суда, а справа – св. Анны. Над порталами расположена галерея ветхозаветных царей, скинутых и обезглавленных революционерами. Фигуры были восстановлены в XIX в.
Главный фасад собора
Форма розы центрального входа внешним диаметром 9,5 м представляет собой два круга с лепестками-витражами, символирующие божественную бесконечность. Его обрамляет квадрат – символ материального мира. В центре розы – Богоматерь с Младенцем. На северном и южном фасадах расположены ещё две розы диаметром по 13 м (самые большие в Европе).
Внутри собора
Великолепный интерьер собора с его картинами, скульптурами, барельефами, орнаментами, люстрами и колоннами производит сильное впечатление. Создаётся впечатление, что войдя в собор, путешественник вместе с находящимися в нём современными туристами переносится в неторопливое средневековое время. Многие отмечают особую энергетику: стены собора словно овевают посетителей аурой давно минувших событий, участниками которых были короли, рыцари и прекрасные дамы.
Интерьер
Все 110 окон изнутри покрыты многоцветными витражами, поэтому в интерьере царит кажущееся таинственным и неземным освещение. Широко известен и орган собора, один из крупнейших в мире.
Витраж «роза»
Под площадью перед собором находится соборная сокровищница. Самый известный её экспонат – терновый венец Спасителя. В Париже он оказался в 1239 г. благодаря Людовику IX, выкупившему реликвию у венецианцев, которым заложил её император Византии. Долгое время она хранилась в часовне Сент-Шапель, затем в Национальной библиотеке, и, с 1806 г. – в Нотр-Дам де-Пари. Совсем недавно реликвию пришлось спасать от пожара: её перенесли в мэрию.
Собственно собор до пожара можно было посетить бесплатно: правда, за аудиогид взималась плата в 5 EUR. Трижды в неделю допускались экскурсии с гидом. Вход в сокровищницу стоил 4 EUR, а для лиц 12–26 лет – 2 EUR. Молодые люди младше 26 лет имели ещё одну привилегию – бесплатный подъём на колокольню. Посетители старше этого возраста платили 15 EUR. В первое число месяца платить не надо было никому.
Количество туристов, ежегодно посещавших Notre-Dame de Paris, достигало 14 миллионов. Подобной популярностью не пользовалась ни одна другая достопримечательность планеты.
Сент-Шапель
Sainte Chapelle – сохранившаяся от бывшего Королевского дворца часовня-реликварий, находящаяся, как и Нотр-Дам, на острове Сите. «Святая капелла» была построена в конце первой половины XIII в. по приказу короля Людовика IX Святого специально для хранения реликвий, вывезенных крестоносцами из Константинополя. По форме часовня напоминает ларец для драгоценностей. Главной святыней был Терновый венец, приобретённый за огромную сумму Людовиком IX в 1239 г. (см. выше). Позже в Париже оказались также копьё Лонгина и фрагменты Креста Господня.
Предполагаемым архитектором Сент-Шапель был Пьер де Монтрей – один из двух главных соавторов Собора Парижской Богоматери. После постройки капелла несколько раз реставрировалась. Серьёзные разрушения причинила ей Французская революция. Были разбиты тимпаны и мебель, сломан шпиль. Археологу Александру Ленуару удалость спасти от революционного вандализма большинство статуй. Органы капеллы были перевезены в церковь Сен-Жермен-л’Осеруа. Главная реликвия – Терновый венец, ныне пребывает в Нотр-Дам.
В 1803 г., уже при Наполеоне, жертвами вандализма стала часть знаменитых витражей капеллы. После отведения капеллы под склад её верхние витражи были уничтожены или проданы. Покинувшие часовню витражи ныне находятся в парижском музее Клюни, в Филадельфийском музее искусств и в лондонском музее Виктории и Альберта. За реставрацию уцелевших витражей взялись только в 1837 г.
Сент-Шапель
Часовня спроектирована двухъярусной. Нижний ярус имени Девы Марии предназначался для прислуги и охранявших дворец гвардейцев. Высота яруса – около семи метров, Благодаря применённым архитектором решениям, ему удалось зрительно расширить небольшое помещение. Верхний ярус, освящённый в честь Святого Креста, значительно выше. В нём, возле реликвий молились король, его семья и высокопоставленные придворные.
Интерьер Сент-Шапель славится своими витражами. Они есть и на первом ярусе, ну а второй – целиком состоит из них. Посетителям, особенно в солнечную погоду, даже кажется, что в помещении нет стен. К счастью, большинство витражей сохранилось с XIII в., а уничтоженные во время революции – восстановлены реставраторами. Современные туристы имеют возможность на поверхности в 600 м2 вспомнить 1134 библейских эпизода, в хронологическом порядке расположенных снизу вверх по ходу часовой стрелки.
Летом в капелле, обладающей отличной акустикой, часто проходят концерты классической музыки.
Внутри Сент-Шапель
- метро линии 4 до станции Cite;
- метро линий 1, 7, 11, 14 до станции Сhâtelet;
- автобусами 21, 27, 38, 85, 96 до остановки Cite;
- городской электричкой RER веток B или C до станции Saint-Michel.
Церковь Сен-Жермен-л’Осеруа
Церковь L’église Saint-Germain-l’Auxerrois, построенная в XIII в., носит имя епископа V в. города Осера, впоследствии канонизированного. Прихожанами выходящей на нынешнюю Луврскую площадь церкви были обитатели Лувра, включая венценосных. Для многих художников и скульпторов, живших в Лувре в XVI–XVIII вв., эта церковь стала местом упокоения. В её истории есть отнюдь не красящий её факт: с одной из её колоколен был дан условный сигнал к началу Варфоломеевской ночи. Во время Французской революции в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа устроили склад и полицейский участок. С 1836 г. церковь принадлежит государству.
Изначально романская церковь претерпела множество перестроек на протяжении четырёх столетий. В частности, в 1435 г. к входу была пристроена арочная лоджия. В нынешнем внешнем облике церкви преобладает поздняя «пламенеющая» готика. Арки и порталы церкви украшены статуями святых и монархов, а фасад – самой известной витражной розой периода Возрождения.
Церковь Сен-Жермен-л’Осеруа
Внутри обращают на себя внимание орган XVIII в. и фламандский алтарь из резного дерева со сценами земной жизни Христа.
Базилика Сакре-Кёр
В самой высокой точке города на холме Монмартр расположена Basilique du Sacré-Cœur. Сооружение в римско-византийском стиле по проекту архитектора Поля Абади построено в 1975– 1914 гг. в память о жертвах франко-прусской войны. Столь долгий срок – следствие нестабильности грунта холма, который приходилось укреплять. Начавший строительство архитектор не дожил до воплощения своего проекта в жизнь. Продолжившие стройку архитекторы внесли определённую эклектичность во внешний вид базилики.
Нужно отдать должное Абади за блестяший (в прямом и переносном смысле) выбор строительного материала. Использованный им редкий известняк имеет свойство не впитывать смог и выхлопные газы, а белеть от влаги осадков. Поэтому базилика выглядит только что построенной и сверкающей под солнечными лучами.
Высота купола базилики Святого Сердца – 83 м, а колокольни – 100 м. Один из её колоколов – крупнейший в Париже. К входу ведут 237 ступеней многоярусной лестницы. У входа установлены конные статуи св. Людовика и Жанны д’Арк.
С базилики открывается один из лучших видов на Париж.
Базилика Сакре-Кёр
Интерьер базилики украшен витражами и мозаикой, а её орган – старейший в мире.
Внутри базилики
Эйфелева башня
История
300-метровая металлическая башня Tour Eiffel была построена в 1889 г. на Марсовом поле в качестве временной входной арки парижской Всемирной выставки. В процессе строительства сотрудники инженерного бюро во главе с его руководителем – Гюставом Эйфелем, решили множество технических проблем, связанных с беспрецедентным сооружением. В частности, несмотря на огромную высоту, её вес ограничен 10 тысячами тонн. Самый сильный ветер отклоняет ось башни не более чем на 12 см.
Несколько десятилетий после постройки башня была высочайшим сооружением мира. Её нынешняя высота вместе с антенной – 324 м. Построенная башня имела несомненный коммерческий успех. За шесть месяцев работы выставки на неё поднялись два миллиона её посетителей, а к концу года были покрыты три четверти произведённых внушительных затрат.
Эйфелева башня
Башня сегодня
Сейчас башня – одна из самых популярных достопримечательностей планеты, приносящая городу солидный доход. На её верхнем ярусе размещено оборудование для теле- и радиовещания и сотовой связи, а также метеостанция. У подножия башни находятся билетные кассы и информационные стойки с бесплатными буклетами. В каждой из четырёх опор функционирует сувенирный магазин.
На первом ярусе башни расположен ресторан под названием 58 Tour Eiffel. На следующем ярусе на высоте 115 м находятся средняя смотровая площадка, «мопассановский» ресторан «»Жюль Верн» и сувенирный магазин.
Почти все посетители башни на одном из трёх лифтов поднимаются на третий уровень башни на высоте 276 м. Его смотровая площадка с телескопом вмещает 800 человек. В ясную погоду отсюда можно обозревать Париж и окрестности в радиусе 70 км. Оптимальным временем посещения считается предзакатный час.
Вид с Эйфелевой башни
На этом же уровне воссоздана квартира XIX в., в которой можно видеть восковые фигуры хозяина – Эйфеля, и его гостя – Эдисона. Последний высоко ценил башню с момента её создания.
Реконструкция квартиры Эйфеля
Каждые семь лет производится косметический ремонт башни с покраской, на которую расходуется 57 тонн краски. Оттенок трёх ярусов башни несколько отличается. По мере набора высоты бронзовый цвет светлеет, что делает башню привлекательней на фоне неба.
- лифт до второго яруса – 9/11 EUR;
- лифт на вершину – 15,5/17 EUR;
- лестница на второй ярус – 5/7 EUR.
Проезд: на метро линии 6 до станции Bir Hakeim или линии 9 до станции Trocadero. Альтернативный вариант – городскими автобусами №№ 42, 69, 72, 82 и 87.
Чтобы избежать стояния в очередях, рекомендуется за 3 месяца до планируемого посещения купить электронный билет на сайте Эйфелевой башни. После оплаты кредитной картой билет нужно распечатать. С ним следует подойти к специальному входу в башню за 10–15 минут до времени, указанного в билете. Претензии опоздавших туристов игнорируются. А желающие пообедать в заоблачном ресторане «Жюль Верн» должны быть готовы к таким же ценам.
Сад Тюильри
Главные аллеи центрального парижского сада Le jardin des Tuileries лучами расходятся к знаковым объектам столицы. С востока это – площади Каррузель, за которой расположен Лувр. На западе парк упирается в площадь Согласия, за которой начинаются Елисейские поля. С севера сад граничит с улицей Риволи, ведущей к Вандомской площади, скульптуре Жанны д’Арк и дворцу Пале-Рояль. Естественная граница на юге – Сена.
Панорама сада Тюильри
Инициатором создания сада и несохранившегося одноимённого дворца на городской окраине, где добывалась глина, была «самая могущественная женщина Европы XVI в.» – Екатерина Медичи. Название происходит от французского слова tuile («глина»). Злые языки приписывали королеве стремление иметь собственную площадку для выращивания ядовитых растений как сырья для будущих ядов. Медичи сама виновата в подобной репутации: ведь она вошла в историю как инициатор страшной Варфоломеевской ночи.
Столетие спустя после создания, при Людовике XIV, сад Тюильри подвергся радикальной перестройке. Глава королевского правительства Жан-Батист Кольбер поручил её ландшафтному архитектору Андре Ленотру (автору и версальских садов). Так на месте итальянской рощи появился изысканный французский парк с клумбами, большими водоёмами, театром под открытым небом и неслыханными в ту пору общественными туалетами. Благодаря «прозрачным границам» сад плавно переходил в соседний городской объект.
Открытый для широкой публики парк приобрёл огромную популярность. Появилась целая серия полотен известных художников с сюжетами, связанными с садом: среди них – картина Эдуарда Мане «Музыка в саду Тюильри», изображающая отдыхающих в парке знаменитостей, в числе которых – и сам художник.
После уничтожения в 1871 г. дворца Тюильри в опалу попал и сад: в моду вошли сады с английскими и китайскими компонентами. К счастью, в конце XX в., одновременно с реконструкцией Лувра, был приведён в порядок и сад Тюильри. Во второй половине XX в. вдоль аллей сада было установлено множество скульптур, включая копии луврских и версальских. С того времени сад получил второе название – Сад скульптур.
В наши дни множество туристов, обессиленных эмоциональными нагрузками Лувра, восстанавливаются в находящемся поблизости саду. На территории парка функционируют кафе, детские аттракционы, Musée de l’Orangerie – своеобразный филиал Орсе, и выставочная Galerie nationale du Jeu de Paume.
Елисейские поля
Avenue des Champs-Élysées – центральная улица Парижа, простирающаяся на 1915 м от площади Согласия до Триумфальной арки. Название навеяно древнегреческим раем – Элизиумом, в который попадают после земной смерти герои. Таковыми считали себя деятели Французской революции, по инициативе которых Елисейские поля получили такое название.
Елисейские поля
Краткая история
На месте фешенебельной французской улицы раньше были болота, на которых гнездились утки. В начале XVII в., по распоряжению Марии Медичи, в продолжение сада Тюильри был проложен «бульвар королевы» из трёх аллей с вязами. Во второй половине XVII в., одновременно с реконструкцией сада Тюильри, ландшафтный архитектор Андре Ленотр устроил здесь прогулочную дорогу. В следующем столетии её продолжили до нынешнего холма Шайо. Территория была небезопасной, поэтому с 1777 г. на ней действовал гвардейский пост.
Увы, очень скоро остатки разума уступили место революционной вакханалии. Камни площади Людовика XV (первое название площади Согласия), помнят страшные времена. После переименования в площадь Революции в её центре появилась гильотина, на которой закончат свой жизненный путь сначала король и королева, а затем их заклятые враги – Дантон и Робеспьер.
В 1810 г. через Елисейские поля торжественно въехала в Париж вторая жена Наполеона Мария-Луиза Австрийская. Спустя четыре года тем же путём ей пришлось покидать город, который вскоре захватили войска антинаполеоновской коалиции. Казаки Александра I разбили свои лагеря именно на Елисейских полях, нанеся им существенный ущерб.
После масштабной реставрации история улицы обрела позитивную динамику. В 1836 г. она получила величественное завершение в виде Триумфальной арки. На Елисейских полях были благоустроены тротуары, появилось уличное освещение, стали строиться особняки и павильоны.
Со второй половины XIX эта улица стала свидетельницей всех значимых событий в жизни Франции – как радостных, так и печальных. К первым относятся Всемирные выставки, марш освобождения 1944 г., празднование 200-летия революции (мягко говоря, неоднозначного события), победы на чемпионате мира по футболу. Но через ту же Триумфальную арку проследовали прусские войска в 1870, и гитлеровские – в 1940 г., разгромившие будущую «державу-победительницу» за месяц.
Елисейские поля сегодня
Улица условно делится на парковую и магазинную зоны. Первая, длиной в 700 м, начинается от Place de la Concorde (площади Согласия).
В центре этой площади ныне вместо гильотины высится Луксорский обелиск – подарок египетского короля за расшифровку французским учёным уникальных иероглифов монумента. С двух сторон его окружают фонтаны – уменьшённые копии римских. По углам площади Согласия установлены символические статуи восьми французских городов и две скульптурные группы «Укротители коней», оригиналы которых хранятся в Лувре.
Площадь Согласия
Парковая часть Елисейских полей состоит из ряда разделённых аллеями квадратов, среди которых:
- квадрат Послов с отелями для иностранных дипломатов на площади Согласия;
- Елисейский квадрат с Palais de l’Élysée – резиденцией французских президентов;
- Квадрат Ледуайен со старейшим рестораном Pavillon Ledoyen, который посещали Флобер, Мопассан, Золя;
- Квадрат Праздников с Большим и Малым выставочными дворцами.
Елисейский дворец
Прогулочная зона заканчивается на площади Rond-Point. В магазинной зоне сосредоточены офисы ведущих банков, газет, туристических организаций, самые дорогие магазины, рестораны, кафе и развлекательные заведения. Только они могут позволить себе заоблачную арендную плату. Среди них – знаменитое Cabaret Lido и элитный русский ресторан Raspoutine. Кондитерская Laduree славится миндальными пирожными, выпекаемыми более полутора веков (с 1862 г.)
Коммерческая зона завершается на Place Charles-de-Gaulle. Бывшая площадь Звезды получила имя последнего великого француза в 1970 г. В её центре высится Arc de triomphe. Триумфальная арка по проекту архитектора Жана Шальгрена была воздвигнута по приказу Наполеона в ознаменование его побед.
Триумфальная арка
10 мая и 1 августа солнце садится за горизонтом точно по оси Елисейских полей. Несколько минут полыхающее светило обрамляется Триумфальной аркой. Ну, а в обычные дни на её крыш с 10 до 22–23 часов функционирует смотровая площадка, билет на которую стоит 12 EUR.
Из городских районов к Елисейским полям можно добраться, сойдя на следующих станциях метро:
- Tuileries и Concorde – к началу;
- Charles de Gaulle – Étoile – к концу;
- Champs-Élysées – Clemenceau, Franklin D. Roosevelt и Georg V – к средней части.
Дворец Шайо
На противоположном Эйфелевой башне берегу Сены расположен Palais de Chaillot, построенный к Всемирной выставке 1937 г. на месте стоявшего Palais du Trocadéro. Дворец Шайо – два огромных выставочных павильона, с площадки между которыми открывается наилучший вид на Эйфелеву башню. Окружающий сад Трокадеро известен самыми большими в Париже фонтанами.
Дворец Шайо и парк Трокадеро
Ныне во дворце Шайо функционируют несколько музеев – Человека, Флота и Архитектуры.
Дом инвалидов
Стремление обеспечить сносную жизнь воинам, отдавшим Родине здоровье, проявляли несколько французских королей. Своими указами они обязывали монастыри принимать военных инвалидов и заботиться о них. В 1670 г. Людовик XIV распорядился построить богадельню для увечных ветеранов. Так в Париже появился Hôtel des Invalides, больше напоминающий дворцовый комплекс. Он был построен по проекту архитектора Либерала Брюана. Первые поселенцы появились в ещё недостроенном здании.
Дом инвалидов
Спустя несколько десятилетий в Доме Инвалидов с довольно строгим, почти военным, уставом проживало уже несколько тысяч человек. По возможности инвалиды работали в сапожных, гравюрных и гобеленовых мастерских. К XIX в. статус заведения повысился. В церкви комплекса Наполеон вручал офицерам первые ордена Почётного легиона.
Гробница Наполеона
Золотые надписи вокруг саркофага расписывают победы Наполеона, но для их прочтения необходимо склониться перед ним, как и задумал создатель усыпальницы Жан-Жак Прадье. Вокруг гробницы захоронены братья и сын Наполеона, и его военачальники.
В Доме инвалидов функционируют несколько музеев – Армии, Планов и рельефов, Кавалеров Ордена освобождения, Современной истории.
Часы работы: с 10–11 до 17–18 часов. Стоимость билета в усыпальницу Наполеона и в музеи – 9,5 EUR, после 17 часов –7,5 EUR. Проезд:
- метро линии 8 до станций Latour-Maubourg и Invalides;
- метро линии 13 до станций Varenne и Saint François-Xavier;
- городская электричка RER ветки C до остановки Invalides;
- автобусами 28, 63, 69, 80, 83, 87, 92 и 93 до остановки Invalides.
Заключение
Париж – один из красивейших городов мира, считающийся всемирной столицей влюблённых. «Увидеть Париж и умереть» – так выразился восхищённый городом советский писатель Илья Эренбург. Позволим себе не согласиться с ним. Ведь, продолжая жить, мы сможем посещать Париж снова и снова, открывая всё новые грани этого удивительного города.
Смотрите также статьи по теме: