Феррара (Италия): достопримечательности
Ferrara – административный центр одноимённой провинции в итальянском регионе Emilia-Romagna. Феррара находится на Паданской равнине в дельте реки По. Город и дельта – совместный объект Всемирного наследия.
Исторический центр города (Centro storico) поражает не только обычных путешественников, но и экспертов, внёсших его в список наследия как пример прекрасно сохранившейся городской архитектуры эпохи Ренессанса. Архитектурный облик Феррары в целом – гармоничное сочетание памятников Средневековья и Ренессанса. Другая особенность города – обилие велосипедных дорожек, из-за которых город называют Citta delle biciclette.
Согласно легенде, поселение на месте нынешнего города названо именем дочери одного из его первых строителей Фрары. По другой версии, название происходит от латинского «феррум»: местные кузнецы издавна имели дело с железом.
Население города: | 132 278 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 404 км² |
1. Краткий исторический очерк
2. Улица Корсо Эрколе
2.1. Замок герцогов д’Эсте
2.2. Алмазный дворец
2.3. Палаццо Турки-ди-Баньо
2.4. Палаццо Проспери-Сакрати
3. Другие достопримечательности
3.1. Палаццо Скифанойя
3.2. Палаццо Муничипале
3.3. Собор Сан-Джорджо
3.4. Площади Тренто и Триест и Муничипале
4. Палио
5. Заключение
Краткий исторический очерк
Первые исторические сведения о городе восходят к периоду варварских вторжений в Европу на фоне распада Западной Римской империи. Гуннов сменили лангобарды, затем франки. После этого Феррара была папским владением, а с X в. ей начали править тосканские аристократы. Феррару не миновал традиционный для средневековых итальянских городов период борьбы между гибеллинами и гвельфами.
С XIII в. править Феррарой стал принадлежавший к гвельфам знатный род д’Эсте, с XV в. ставший герцогским. При них Феррара стала городом уровня Милана и Венеции, а феррарский двор славился особым великолепием. Жизнь аристократов была сплошным праздником, состоявшим из балов, банкетов, охоты, рыцарских диспутов о прекрасных дамах и турниров. В конце XIV в. был основан местный университет. Серьёзный расцвет переживали культура и искусство: в Феррару стекались поэты, романисты, трубадуры, музыканты, актёры, художники.
Но у этого великолепия была и оборотная сторона. Совсем иным было существование простых людей, благодаря труду которых и было возможным благоденствие знати.
В конце XVI в. род д’Эсте угас, и город стал папским владением. С окончанием наполеоновских войн в городе обосновались австрийцы. После их изгнания и восстания против Рима Феррара вошла в итальянское королевство.
Улица Корсо Эрколе
Центральное место в проекте было отведено улице Corso Ercole I d’Este, считающейся одной из красивейших на планете. Эта пешеходная улица – настоящий заповедник эпохи Возрождения с красивыми дворцами и зданиями, расположенными на ней или вблизи неё. Улица начинается с Замка герцогов д’Эсте. Особенно выделяется Quadrivio degli Angeli («перекрёсток Ангелов») с тремя дворцами – Алмазным, Турки ди Баньо и Проспери-Сакрати. Улица заканчивается в красивом зелёном районе вблизи древних городских стен.
Замок герцогов д’Эсте
Самое масштабное сооружение города – Castello Estense, называемый также Castello di San Michele – резиденция многолетних правителей Феррары.
История его сооружения связана с драматическими событиями мая 1385 г. Упомянутая выше блестящая придворная жизнь феррарской аристократии основывалась на огромных налогах, взимаемых с основной массы населения. После случившегося в городе наводнения они стали неподъёмными для жителей, которые собрались у дворца Никколо II д’Эсте (ныне – Палаццо Муниципале). Его попытки успокоить толпу были безуспешны, и он выдал ей своего старшего советника как козла отпущения.
Пережитый испуг побудил синьора Никколо начать строительство нового замка-крепости к северу от прежнего. В фасад нового замка по проекту архитектора Бартолино да Новара, вошла существовавшая раньше башня Torre dei Leoni (Львов) городской стены. Были построены три новых башни (Маркизы, св. Петра и св. Екатерины), составившие с первой прямоугольник. Замок с подъёмными мостами был окружён заполненным водой рвом. А от дворца к замку был проложен навесной мост для перемещения туда правителя со свитой при необходимости. Во дворе до сих пор сохранились колодцы на случай осады и каменные ядра для оборонительных катапульт. День закладки крепости совпал с днём св. Михаила, отсюда – второе название замка.
С течением времени оборонительная функция замка отошла на второй план. Перед архитектором Джироламо да Карпи была поставлена задачи придать крепости облик дворца. Суровые крепостные зубцы да Карпи заменил на террасы с изящными балюстрадами, поверх которых был надстроен ещё один этаж. В отверстия, сделанные в террасах, были высажены апельсиновые деревья, образовавшие висячий сад. В ещё большей степени изменились и интерьеры. Они украсились многочисленными произведениями искусства. Внутренний двор был расписан яркими фресками, из которых сохранилась лишь одна, сильно повреждённая.
С переездом династии Эсте в Модену в замке обосновались папские легаты, затем он стал государственной собственностью. После реставрации на рубеже XX–XXI вв. замок стал популярным туристическим объектом. Его экспонаты представляют повседневную жизнь одной из самых могущественных семей тогдашней Европы.
В рамках экскурсии можно осмотреть жилые покои правящей семьи, помещения для прислуги и даже тюрьму, в которой содержались опальные представители рода. С 2007 г. в замке открыт и зарубежный филиал Государственного Эрмитажа.
Алмазный дворец
Название построенному на рубеже XV и XVI вв. Palazzo dei Diamanti дала облицовка его стен. Восемь с половиной тысяч мраморных гранёных пирамидок розового и белого цвета, подобно алмазам, переливаются под солнцем. Идея стилизации мраморных квадратов под алмазные грани, принадлежавшая архитектору Бьяджо Розетти, настолько понравилась брату герцога Эрколе д’Эсте Сигизмунду, что тот немедленно поручил автору воплотить ей в жизнь. Согласно легенде, в одну из пирамидок был замурован настоящий бриллиант, о чём знали только заказчик и архитектор.
Спустя век после постройки дворца род д’Эсте перебрался в Модену. Здание на два столетия перешло к маркизу Вилья. Новый владелец перестроил главный портал, а в интерьерах появились портреты членов его семьи. С 1842 г. Алмазный дворец принадлежит государству.
В искрящемся фасаде дворца привлекают внимание также изящный балкон с балюстрадой. Над входным декорированным порталом установлен мраморный вензель с герцогской короной рода д’Эсте.
Сейчас дворец используется как художественный музей. На его первом этаже действует Галерея современного искусства, а на втором размещается Национальная картинная галерея (пинакотека). В ней преобладают работы местных мастеров. Внутри дворца находится симпатичный внутренний двор с ренессансным монастырём.
Палаццо Турки-ди-Баньо
Аналогично Алмазному дворцу, Palazzo Turchi di Bagno был построен на рубеже XV–XVI вв., причём тем же архитектором. Фасад этого дворца значительно скромнее, его единственное украшение – пилястр из белого камня со сдвоенной коринфской капителью.
С 1933 г. собственность семьи Баньо перешла к военному ведомству. С 1964 г. в здании функционируют факультет биологии и эволюции местного университета и Музей палеонтологии «Пьеро Леонарди».
Палаццо Проспери-Сакрати
Palazzo Prosperi-Sacrati возводился в конце XV в. для личного врача герцога Эрколе I д‘Эсте. Однако Франческо Кастелли не дождался завершения строительства, скончавшись раньше. Дворцом последовательно владели знатные семейства Проспери и Сакрати. В XIX в. дворец перешёл в собственность государства.
На первый взгляд аскетичный фасад очень украшают и оживляют изящно декорированные балконы с балюстрадами, поддерживаемые колоннами.
В настоящее время дворец принадлежит музейному комплексу Алмазного дворца и дворца Массари.
Другие достопримечательности
Удобная для туристов особенность Феррары – компактное расположение достопримечательностей. Все они находятся в Историческом центре непосредственно на улице Корсо Эрколе д’Эсте, или недалеко от неё.
Палаццо Скифанойя
Palazzo Schifanoia был построен в конце XIV в. для маркиза Феррары Альберто V д’Эсте. Название связывают с итальянским словосочетанием schivar la noia («презирать скуку»), указывающим на увеселительный характер дворца. Через несколько лет первоначально одноэтажное здание было расширено. В 1465 г. при герцоге Борсо д’Эсте появился второй этаж, в котором разместилась герцогская квартира. Один из залов второго этажа, позже ставший знаменитым, был расписан фресками. В это же время фасад дворца был украшен мраморным порталом, увенчанным родовым гербом д’Эсте. Был заменён и зубчатый карниз.
С угасанием рода дворец оказался заброшенным. Его арендовывали частные лица и табачная фабрика. Арендаторы замазали фрески и разрушили часть строений. В 1821 г. замазанные фрески были обнаружены реставратором Джузеппе Сароли. В конце XIX в. дворец стал муниципальной собственностью и был передан музейному комплексу Musei Civici di Arte Antica.
Широкую известность приобрёл один из залов дворца, получивший название Зал Месяцев. Он в XV в. был расписан феррарскими художниками на астрологические сюжеты, разработанные придворным астрологом. Фресковые композиции символически изображали 12 знаков зодиака. Каждая композиция разделена на три яруса. Верхний отображает языческого бога, соответствующего данному знаку. В среднем ярусе – знаки зодиака данного месяца, окружённые тремя аллегорическими фигурами. Нижний ярус представляет сцены из жизни феррарского двора герцога Борсо д’Эсте, сгруппированные по временам года.
Лучшие фрески выполнены художником Франческо дель Косса на восточной стене. Ниже представлен фрагмент одной из них.
Палаццо Скифанойя семье д’Есте можно простить все её грехи.
Кроме фресок Зала Месяцев, посетители дворца могут осмотреть экспонаты Музея античного искусства. Среди них – этрусская греческая и древнеримская керамика, монеты, рукописи, изделия из бронзы и слоновой кости. В Зале Добродетелей примечателен кессонный потолок.
Палаццо Муничипале
Первоначальная резиденция герцогов Эсте – Palazzo Municipale, была возведена в середине XIII в. напротив только что построенного Кафедрального собора.
Здесь будущий герцогский род жил до XVI в., после чего в нём размещалась городская ратуша. Перед входом установлены бронзовые статуи правителей Феррары – конная Николо III и его сына Борсо, сидящего на троне.
Собор Сан-Джорджо
Кафедральный собор Феррары Basilica Cattedrale di San Giorgio Martire возводился в XII–XIV вв. Он посвящён небесному покровителю города св. Георгию-мученику.
Хронологически первый главный фасад, облицованный белым мрамором, выдержан в романском стиле. Стрельчатая готическая галерея была добавлена к фасаду через несколько лет. Центральный портик завершает Лоджия благословений со статуей Девы Марии с Младенцем. Над ней находятся горельефы со сценами Страшного суда. На верхнем люнете изображён св. Георгий, поражающий змия.
Южный фасад оформлен в виде двухъярусных лоджий. В конце XV в. была сооружена ренессансная колокольня. В XVII в. к этому фасаду был пристроен второй портал.
Первоначальный интерьер собора почти полностью погиб при пожаре в XVII в. К счастью, сохранилась известная картина Филиппо Липпи «Страшный суд», написанная им в XVI в. Уцелевшие произведения живописи начала XV в. можно увидеть в музее собора, находящемся напротив, в бывшей церкви Сан-Романо. Он открыт в 9:30–13 и в 15–18. За вход нужно заплатить 6 EUR.
Площади Тренто и Триест и Муничипале
Один из фасадов Кафедрального собора Феррары выходит на Piazza Trento e Trieste, часто называемой также своим прежним названием площадью Эрбе (Трав). Два века на ней был рынок овощей и фруктов. К площади примыкает ещё одна площадь – Piazza Municipale, на которую, в свою очередь выходит первая резиденция д’Эсте – Палаццо Муничипале. На Пьяцца-дель-Муничипио находится Monument Girolamo Savonarola – памятник фанатичному религиозному проповеднику XV в. Джироламо Савонароле.
Яростный приверженец религиозного аскетизма не церемонился с людьми, погрязшими, по его мнению, в грехах. В их числе были также аристократы и священнослужители, не исключая Папу. Естественно, что Савонарола нажил много врагов. Обвинённый в ереси, он был повешен, после чего его тело было сожжено на костре. Несколько десятилетий спустя он был реабилитирован церковью, а в 1875 г. Феррара установила памятник своему мятежному уроженцу.
Палио
Рассказ о Феррари не был бы полным без упоминания о колоритном городском празднике Palio di Ferrara, отмечаемом с 1279 г. (!). Он был установлен в честь победы Аццо VII Новелло над викарием германского императора в битве 20-ю годами раньше. Главный атрибут праздника – гонки на лошадях и ослах раздельно среди юношей и девушек. Победители получали Palio – знамя из тонкого сукна, а призёры – жареного поросёнка и петуха.
В настоящее время гонки проводятся в последнее воскресенье мая (в 1471 г. именно в этот день в Феррару из Рима вернулся Борсо дЭсте, где получил от папы Павла II титул герцога). Соревнуются бегуньи, бегуны, ослы и лошади. Именно так, поскольку нередки случаи, когда лошадь пересекала финиш без всадника. Девочка–победительница награждается зелёным флагом, юноша – красным. Всадник победившего осла получает белый стяг, а всадник пришедшей первой лошади – золотой.
Однако праздничные мероприятия, связанные с историческим прошлым города, проходят в течение всего мая. Это – Benedizione dei Ceri e dei Palii (праздник Благословения) в соборе Сан-Джорджо и парады музыкантов и знаменосцев, самым крупным из которых проходит на Корсо Эрколе д’Эсте. Более тысячи дам, рыцарей, оруженосцев, жонглёров и музыкантов торжественным маршем проходят по этой улице к Piazza Castello, где праздник завершается.
Заключение
Подобно большинству итальянских городов, Феррара имеет свою туристическую изюминку. Ренессансный оазис Европы с многочисленными дворцами, дух Савонаролы и традиции Палио – визитные карточки города.
оценивших 3, оценка: 2,33 из 5
Смотрите также статьи по теме: