Бари (Италия): достопримечательности
Bari – южноитальянский портовый город, столица провинции и региона Апулия. История города восходит к небольшой рыбацкой гавани Бариума, известной со II в. до н. э.
Нынешний Бари – популярный паломнический центр, связанный с почитанием мощей Николая Чудотворца. В городе развито сельское хозяйство и портовые коммуникации. Туристам следует иметь в виду, что многие объекты функционируют со свойственным южным городам длинным дневным перерывом.
Территорию города условно можно разделить на Bari Vecchia (Старый) и Bari Murattiana (Новый). На сравнительно небольшой территории Старого города уместились десятки церквей: правда, большинство из них открыты только по праздникам. Здесь же сосредоточено большинство достопримечательностей. До недавнего времени в лабиринтах узких улочек и переулков с наступлением темноты гулять не рекомендовалось, но сейчас ситуация изменилась к лучшему.
А Новый город с длинными прямыми улицами назван в честь наполеоновского маршала Мюрата, носившего титул неаполитанского короля в период начала застройки. В этой части города выделяется красивая набережная протяжённостью 30 км – самая длинная в Европе.
Население города: | 321687 чел. (2019 г.) |
Площадь города | 116 км2 |
1. Религиозные достопримечательности
1.1 Базилика св. Николая
1.2 Русская церковь св. Николая с Подворьем
1.3 Кафедральный собор
1.4 Церковь Сан-Марко
2. Светские объекты
2.1 Кастелло Свево
2.2 Пинакотека Провинциале
2.3 Театр Петруццелли
2.4 Дворцы
2.5 Колонна правосудия
3. В окрестностях
3.1 Гротте-ди-Кастеллана
3.2 Альберолло
4. Заключение
Религиозные достопримечательности
Базилика св. Николая
Католический храм Basilica di San Nicola был основан в конце XI в. как место хранения мощей св. Николая. В III в. он был христианским епископом в византийском городе Мира и прославился добрыми делами настолько, что стал прообразом Санта-Клауса. После кончины над его могилой была построена греческая православная церковь. После захвата Миры сарацинами барийцы сочли богоугодным делом украсть мощи и привезти в Бари. Благо, существовала легенда, согласно которой св. Николай при жизни изъявлял желание быть похороненным именно здесь.
В 1089 г. после освящения церкви мощи разместили в её крипте. Ещё до завершения строительства церковь стала местом значимых религиозных событий. В 1095 г. в ней прозвучал призыв к Крестовому походу, а три года спустя прошёл безуспешный объединительный собор Западной и Восточной церквей. В дальнейшем церковь служила придворным храмом для некоторых европейских монархов. В 1799 г. базилику разграбили наполеоновские войска.
У входа в базилику установлены скульптуры двух безрогих быков. Согласно другой легенде, они были впряжены в повозку, на которой мощи святителя должны были быть доставлены в городской кафедральный собор. Однако быки остановились на этом месте, и все попытки заставить их продолжить движение оказались тщетными. Этот факт был истолкован как знамение свыше о постройке на этом месте специальной церкви.
Внутри церкви привлекают внимание серебряная скульптура Николая Чудотворца, потолочные фрески с сюжетами его жизни, алтарь с киворием, и епископский трон из цельного куска мрамора.
Саркофаг с мощами св. Николая расположен за железной решёткой в крипте церкви. Над ним находятся алтарь и престол.
Решётка открывается только во время богослужений и для организованных групп паломников. С 1969 г. раз в неделю – по четвергам с 10:30, богослужение осуществляется по византийскому православному обряду. 6 декабря католики и 19 декабря православные отмечают день св. Николая. 9 мая – в день прибытия мощей в Бари, из гробницы собирается миро, которое, как считается, источают мощи.
Русская церковь св. Николая с Подворьем
В начале XX в. российское Императорское палестинское общество решило построить в Бари православную церковь для русских паломников к мощам св. Николая, покоящихся в базилике его имени. Средства на сооружение церкви собирали по всей России. После приобретения участка земли началось строительство церкви по проекту известного архитектора Алексея Щусева.
После революции церковь перешла к Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Советская сторона не отказывалась от претензий на церковь, и даже выиграла суд. Тогда фактический куратор церкви – князь Николай Жевахов, незаконно продал её городским властям. Они передали церковь городской православной общине. С 1970 г. церковь вновь отошла к РПЦЗ. В постсоветское время попытки РПЦ вернуть её активизировались, увенчавшись успехом в 2009 г.
La Chiesa russa di Bari построена в традиционном стиле псковско-новгородского зодчества XV в. Перед церковью в 2001 г. была установлена статуя святителя Николая работы скульптора Клыкова. Икона над входом в храм, выполненная в 1967 г. местным художником, изображает Христа с молящимися Богородицей и святителем Николаем.
Кроме собственно церкви, в её комплекс входят Странноприимный дом, часовня Царя-мученика, дом священника, сад и хозяйственные помещения.
Кафедральный собор
Bari Cathedral был построен на рубеже XII–XIII вв. на месте разрушенного византийского собора. Он освящён в честь епископа Савина, впоследствии канонизированного. После постройки собор пережил несколько перестроек и реставраций. Последние две прошли совсем недавно – в конце XX и начале XXI вв. Нынешний фасад сильно напоминает фасад базилики св. Николая. Собор менее известен, чем находящаяся неподалёку базилика, хотя и превосходит её по статусу. Трёхпортальный фасад украшен окном-розеткой, в верхней части которого изображены мифические существа. В позднее возведённой колокольне очевидны арабские мотивы.
В соборе хранится привезённая в VIII в. почитаемая икона Богоматери Одигитрии (в этом иконописном образе акцент делается на изображении Младенца Христа). В Палаццо Куриа, находящимся рядом с собором, в епархиальном музее хранится другой раритет – византийский манускрипт Exsultet длиной 5 м. На нём написаны тексты пасхальных гимнов с поясняющими иллюстрациями.
Церковь Сан-Марко
Chiesa di San Marco была построена в самом начале XI в. венецианцами, освободившими город от сарацинов. В дальнейшем церковь Сан-Марко перестраивалась, но сохранила романскую первооснову. В фасаде обращают на себя внимание арочный вход XII в. с четырёхрядным орнаментом и окно-розетка. Фасад ризницы украшает мозаика с изображением Девы Марии и святых Марка и Антония.
В интерьере церкви выделяется алтарь с деревянной статуей Девы Марии в нише, перестроенный в конце XIX в., икона св. Николая того же периода и изображение св. Марка со своим символом – львом, начала XIX столетия.
Вход свободный.
Светские объекты
Кастелло Свево
Оборонительный Castello Svevo (Швабский замок), называемый также Castello di Bari, был построен в первой половине XII в. норманнским королём Роджером II. После этого он принадлежал разным владельцам – арагонским и миланским герцогам, польской королеве и неаполитанскому королю, разрушался и перестраивался, был тюрьмой и казармами.
Сейчас, в дополнение к живописным наружным стенам, на территории замка действует арт-галерея, в помещениях которой организуются выставки. В гипсотеке экспонируется региональная коллекция гипсовых отливок. В медиаруме представлены археологические артефакты и демонстрируется фильм об истории замка.
Время работы: 8:30 — 19:30 ежедневно, кроме среды. Медиарум действует в те же дни с 9 до 13 часов.
Билет стоит недёшево – 9 EUR.
Побывавшие в замке туристы выражают разочарование запретом подъёма на внешние стены и перегороженным автомашинами сотрудников внутренним двором.
Пинакотека Провинциале
Лучший художественный музей Апулии – Pinacoteca provinciale di Bari, открылся в 1928 г. С 1936 г. пинакотека, названная именем художника XVIII в. Коррадо Джаквинто, дислоцируется в неоклассическом колоритном здании с высокой часовой башней.
Один из залов Пинакотеки целиком отведён под работы Джаквинто. В 15 других залах можно увидеть довольно интересные экспонаты – алтарный образ XV в. Бартоломео Виварини (зал № 2), полотна поклонника Караваджо Андреа Ваккаро (залы № 7–9), картину Лука Джордано, изображающую св. Пётра Алькантарского (зал № 13).
Режим работы: вторник – воскресенье в 9:30–13 и в 16–19.
Цена билета – 3 EUR.
Театр Петруцелли
Один из крупных итальянских театров – Teatro Petruzzelli, носит фамилию основателей – судостроителей братьев Онофрио и Антонио. Автор проекта здания – ещё один их брат, правда, сводный – инженер Анджело Бари Чиччомессере. Строительство, начавшееся в 1898 г., завершилось пять лет спустя.
В театре было поставлено множество опер и балетов, а также проходили концерты классической и современной музыки. Стены театра помнят мировых знаменитостей – Герберта фон Караяна, Рудольфа Нуриева, Джульет Греко, Риккардо Мути, Лучано Паваротти, Фрэнка Синатру, Лайзу Миннелли и других.
В 1991 г. впечатляющее здание театра было уничтожено пожаром. Его тщательное восстановление на собранные горожанами средства продлилось до 2009 г. К счастью, местные жители и гости города вновь могут любоваться оригинальным бордово-белым зданием с рифлёными полуколоннами, балкончиками с балюстрадами, барельефами и статуями.
Не уступает в красоте фасаду и интерьер с золотисто-красным залом на 1500 мест.
Дворцы
Знакомство с Бари не будет полным без осмотра впечатляющих дворцов. Едва ли не самое красивое здание города – четырёхэтажный дворец Фиццаротти, построенный на рубеже XIX–XX вв. Он построен по проекту архитектора Августо Коррадини для банкира Эммануэле Фиццаротти.
В настоящее время во дворце периодически проходят выставки современного искусства.
Другой дворец – Минкуцци, напоминает богатые мадридские особняки. Дворец был построен для текстильной компании Минкуцци.
Сейчас во дворце располагается сетевой магазин Benetton.
Колонна правосудия
У выхода из Старого города расположена Piazza Mercantile. Рыночная площадь – многовековый торговый и политический центр Бари. Заметные объекты на ней – Дворец дель Седиле с часами, в котором заседали городские власти, фонтан делла Пинья XV в., огороженный фрагмент древнеримской дороги I в.
Самый интересный объект – «Колонна правосудия». Местный Позорный столб с каменным шаром наверху чуть выше человеческого роста. В Средневековье должников привязывали к столбу, правда, позволяя им сесть на каменного льва у подножия столба. Отсюда в лексиконе местных жителей появилось словосочетание «посадить на льва», обращенное к публично наказанным неплательщикам.
В окрестностях
Сравнительно недалеко от Бари находятся две по-настоящему уникальные достопримечательности – природная и рукотворная.
Гротте-ди-Кастеллана
Если в распоряжении путешественника в Бари есть несколько дней, то ему настоятельно рекомендуется посетить Grotte di Castellana. Хотя Гротте-ди-Кастеллана и находится в 40 км от Бари, полученные там фантастические впечатления вполне окупят финансовые и временные затраты.
Эта редкая природная достопримечательность представляет собой комплекс гротов и пещер, созданных протекавшей внутри подземной рекой.
Первые попытки исследования крупнейшего в Италии спелеологического комплекса относятся к концу XVIII в. Весь пещерный комплекс первым преодолел спелеолог Франко Анелли, бюст которого ныне установлен в первой пещере, которую ныне посещают туристы – La Grave. Съёмка, к сожалению, разрешена только в ней.
Один из туристических маршрутов на 72-метровой глубине проходит через «Пустынный коридор» – ущелье, выводящее к одной из красивейших пещер планеты – Белой. Grotta Bianca назван так по естественному цвету стен, подчёркнутому белой подсветкой. Она создаёт иллюзию парения грота в воздухе. Потолок Белой пещеры как бы декорирован мириадами кристаллических наростов.
Для посещения пещер в низкий сезон (в январе-марте) необходима предварительная запись. Туристам на выбор предлагаются две экскурсии. Они отличаются длиной (1 и 3 км), продолжительностью (1 или 2 часа) и стоимостью (12 и 16 EUR). Посещение Белой пещеры входит в более продолжительную экскурсию.
Альберолло
В 55 км от Бари находится Trulli di Alberobello – городок с множеством бело-серых домиков с конической крышей (trulli – «купол»), похожих на жилища гномов, увеличенные в размерах. Такого нет больше нигде на планете.
Во времена постройки труллов местность принадлежала средневековому феодалу, не желавшему платить налог неаполитанскому королю на недвижимость обрабатывающих его земли крестьян. Поэтому он распорядился, чтобы те строили дома без раствора, методом сухой кладки. При необходимости такие дома могли быть быстро разобраны, начиная с особого запорного камня. Такая технология позволяла местным жителям к приезду сборщиков податей превращать свои дома в груду камней. После отъезда налоговиков им приходилось восстанавливать своё жилище.
Уникальность трулли побудила ЮНЕСКО включить их в список Всемирного наследия.
До наших дней дошли примерно 1400 домиков. Их толстые стены обеспечивают прохладу внутри даже в летнюю жару.
Нынешние трулли находятся в частных владениях. В некоторых из них сохранена домашняя обстановка прежних столетий: такие домики являются музеями.
Этот музей расположен в единственном в городе двухэтажном трулли-доме. В других домиках функционируют сувенирные лавки, рестораны, например, Il Poeta Contadino. Правда, цены в нём далеко не столь демократичны.
Есть и трулль бар-винотека. В ней можно попробовать южноитальянские вина Dolce Naturale («Натуральная сладость»). Они изготавливаются из старых виноградных лоз, имеющих не более четырёх гроздей, без добавления сахара. Бутылка такого вина стоит не менее 20 EUR, а бокал – не менее 5 EUR , но знатоки считают цены соответствующими качеству.
Из сказанного ясно, что трулли-домики, доставлявшие много хлопот средневековым апулийцам, приносят приличный доход их потомкам.
А для путешественников посещение Альберобелло – настоящее туристическое приключение.
Заключение
Преобладающую часть туристов в Бари составляют паломники. В окрестностях города есть первоклассные достопримечательности – пещерный комплекс и кажущийся сказочным городок. Оказавшимся в Бари путешественникам настоятельно рекомендуется не упустить удобный случай ознакомиться с ними.
Смотрите также статьи по теме: