Гамбург (Германия): достопримечательности
Hamburg – второй по численности город Германии, являющийся самостоятельной административной единицей (отдельной землёй) в её составе. Крупный европейский порт Гамбург расположен на севере страны, в месте впадения в реку Elbe её притока Alster.
Крепость Хаммабург на месте нынешнего города было построено Карлом Великим для защиты от западных славян. В названии города очевидно окончание: burg означает «крепость». По некоторым предположениям, первоначальное славянское поселение называлось Bogborg, с течением времени трансформировавшись в Hamburg.
Важную роль в развитии города как порта сыграло предоставление ему императором Фридрихом I Барбароссой права взимания пошлин с перевозимых по Эльбе товаров. Дальнейший расцвет Гамбурга связан со статусами ганзейского и вольного имперского города. «Свободный ганзейский город Гамбург» – так звучит и нынешнее официальное название города. После объединения Германии во второй половине XIX в. город стал её главным портом и крупным промышленным центром.
В Средневековье Гамбург неоднократно сгорал, после чего отстраивался заново. Катастрофические разрушения городу нанесла последняя война, особенно серия англо-американских «ковровых» бомбардировок города летом 1943 г. Их жертвой стали 50 тысяч городских жителей. Было уничтожено и большинство средневековых сооружений. Поэтому в нынешнем Гамбурге они лишь фрагментарно вкраплены в современную застройку.
Дата основания Гамбурга: | 810 г. |
Население города: | 1 787 408 чел. (2016 г.) |
Площадь города: | 755 км² |
1. Туристические особенности
2. Главные церкви Гамбурга
2.1. Церковь св. Петра
2.2. Церковь св. Иакова
2.3. Церковь св. Михаила
2.4. Церковь св. Екатерины
2.5. Церковь святителя Николая
3. Светские объекты города
3.1. Ратушная площадь
3.2. Памятник Гейне
3.3. Ратуша
3.4. Чилихаус
3.5. Шпайхерштадт
3.6. Эльбская филармония
3.7. Миниатюрная страна чудес
3.8. Район улицы Репербан
4. Музеи Гамбурга
4.1. Кунстхалле
4.2. Музей Брамса
4.3. Музей эротики
5. Заключение
Туристические особенности
Гамбург можно назвать чемпионом Европы по количеству мостов: их здесь более 2,3 тысяч. Это больше, чем в Венеции, Амстердаме и Лондоне в совокупности. Город удостаивался европейского первенства и в области защиты окружающей среды. В нём много велосипедных пунктов, а работающие на водороде автобусы не загрязняют воздух. Половина городской территории отведена под парки, скверы, озёра и каналы.
Прямо в центре Гамбурга находится образовавшееся ещё в XIII в. озеро Alster: его площадь превышает территорию княжества Монако. На набережной озера расположены виллы самых состоятельных жителей и иностранцев. Простые смертные ограничиваются прогулками или пробежками вокруг неё. А непосредственно в озере Альстер «живёт» огромная Купальщица высотой 30 м и весом более 2 т.
Несколько раз в день от набережной Jungfernstieg отходят туристические паромы, на которых можно совершить морскую прогулку по озеру и городским каналам.
В Гамбурге родились выдающиеся композиторы – Феликс Мендельсон и Иоханнес Брамс. Любителям совсем другой музыки будет интересен тот факт, что в Гамбурге делала первые шаги рок-группа The Beatles.
При основательном пешем знакомстве с городом можно ориентироваться по бронзовому шпилю церкви St. Michaeliskirche в центре и телебашне Heinrich-Hertz-Fernmeldeturm к северо-западу от него. Большинство достопримечательностей находится в Alte Stadt (Старом городе). К их числу довольно обширная категория туристов мужского пола относит и обязательный для крупных портовых городов квартал «красных фонарей».
Главные церкви Гамбурга
Пять лютеранских церквей города именуются Hauptkirche, т. е. «главными церквами». Они посвящены апостолам Петру и Иакову, архангелу Михаилу, святой Екатерине Александрийской, и святителю Николаю.
Церковь св. Петра
Самая старая церковь Гамбурга Hauptkirche St. Petri построена в XII в. Готический облик с остроконечной башней по проекту архитектора Хермена ван Кампена храм приобрёл в середине XIV века. Во время реконструкции середины XIX в., последовавшей за пожаром, реставраторы постарались воссоздать прежний вид здания.
Здание построено из тёмно-красного камня. Над парадным входом находится длинная вытянутая башня. На первом ярусе устроены узкие витражи, в солнечную погоду создающие цветные переливы внутри здания. Среди внутреннего убранства от прежних времён сохранились бронзовые дверные ручки XIV в. в форме колец в львиной пасти,
росписи XV в. северной стены и статуи того же столетия, а также живописные картины XVII в.
Через окна-люки в верхней части башни открывается впечатляющий вид на город с высоты 123 м. Однако предварительно нужно будет преодолеть 544 ступеньки. Между ними есть несколько зон отдыха.
Церковь св. Иакова
Hauptkirche St. Jacobi впервые упоминается в летописях середины XIII в. Она была построена вне тогдашней городской черты на известном паломническом пути св. Иакова, ведущей к предполагаемой могиле апостола в Испании. В тот период вокруг неё возник городской район, который и поныне называется Neustadt. Свой нынешний (воссозданный после войны) облик церковь приобрела в XV в.
Существенная часть первоначального внутреннего убранства церкви была уничтожена во время наполеоновской оккупации, когда в религиозном сооружении размещалась конюшня. После разрушения 1944 г. церковь пришлось воссоздавать. При этом шпиль башни был изготовлен по новому чертежу. На башенных часах часовая стрелка заканчивается изображением солнца, а минутной – луны.
В интерьере церкви выделяются сохранившиеся средневековые алтари XV–XVI вв. – St.-Trinitatis-Altar (св. Троицы),
святых Петра и Луки, и орган, на котором в 1720 г. играл сам Иоганн Себастьян Бах. Частично реставрированный после войны орган имеет 4 клавиатуры, 60 регистров и 4 тысячи труб, 85% которых – оригинальные старинные. Его звучание можно услышать во время воскресных богослужений.
Церковь св. Михаила
Главная евангелическая церковь Гамбурга Hauptkirche Sankt Michaelis, как и церковь св. Иакова, находится в Новом городе. Строившимся в этом месте церквам фатально не везло: они неоднократно горели, а затем восстанавливались. После очередного пожара 1906 г. городские власти собирались построить современную церковь, чему воспротивились горожане. По их настоянию церковь восстановили по старым чертежам, но с использованием железобетона. Это обстоятельство позволила церкви архангела Михаила выстоять при бомбардировках 1943 г.
Над главным порталом храма находится большая бронзовая статуя Архангела Михаила, копьём поражающего дьявола.
Колокольня церкви взметнулась на высоту 132 м, уступая только колокольне бывшей церкви Николая. На башне колокольни смонтированы самые большие в Германии позолоченные часы. Каждый из четырёх циферблатов имеет диаметр 8 м. Длина минутных и часовых стрелок – соответственно по 5 и 3,5 м, а вес – 130 кг. Смотровая площадка на колокольне на высоте 106 м открыта и ночью. К ней ведут 453 ступеньки или лифт.
Внутри церкви выделяется 20-метровый мраморный алтарь с колоннами. На самом верху – золотой нимб Святого Духа, под которым находится распятие.
В церкви с четырьмя органами – прекрасная акустика. Три из них соединены и управляются с единого пульта. Органы даже имеют собственную специализацию. Так, произведения Иоганна Себастьяна Баха исполняются на центральном органе. В церкви регулярно проходят органные концерты и международные конкурсы. А на колокольне «Михеля» ежедневно в 10 и 21 час играют трубачи.
Адрес: Englische Planke, 1. В зависимости от месяца, церковь открыта с 9–10 до 17:30–19:30 часов. Посещение туристами возможно в свободное от служб время. До церкви можно добраться несколькими видами городского транспорта:
- по линии U3 метро до станций Rödingsmarkt, Baumwall oder St. Pauli;
- городской электричкой S3 или S1 до остановки Stadthausbrücke, откуда выйти на ул. Michaelisstraße;
- автобусами №№ 36 или 112 до остановки U-Bahn St. Pauli, или № 37 до остановки Michaeliskirche.
Церковь св. Екатерины
Евангелическая Hauptkirche Sankt Katharinen расположена недалеко от порта, напротив складского комплекса Speicherstadt. Колокольня церкви была ориентиром для судов. Поэтому она издавна считалась церковью моряков. Интересно, что сооружение, будучи построено на укреплённых гранитных валунах грунтовых вод, плывёт в прямом смысле слова (правда, очень медленно).
Первое письменное упоминание о церкви для населения нескольких островов Эльбы относится к середине XIII в. Два столетия спустя было построено новое здание, дошедшее (с многочисленными дополнениями) до наших дней. Тогда же на её колокольне появился многоярусный купол и шпиль, окантованный золотой короной. Высота колокольни достигла 115 м. Внутри церкви находился орган, на котором играл сам Иоганн Себастьян Бах. К сожалению, инструмент был разрушен во время войны. Из оригинального внутреннего убранства сохранились деревянные скульптуры XV в., картина «Распятие Христа», датируемая 1500 г., и пять колоколов.
Церковь (как и многочисленные женщины и города) названа в память о св. Екатерине Александрийской, предположительно жившей на рубеже III–IV вв. в период правления римского императора Максимина. Блестяще образованная, несмотря на юный возраст, девушка – христианка, во время языческого жертвоприношения призвала императора отказаться от язычества и обратиться в христианство. Тот, в свою очередь, с помощью придворных жрецов, попытался переубедить Екатерину. После диспута с ней бывшие жрецы приняли христианство, за что были казнены по приказу императора. То же происходило со всеми общавшимися с Екатериной, включая жену императора.
После этого тот безуспешно попытался сломить веру Екатерины страшными пытками, после чего – казнил. На картинах, иконах и в геральдике св. Екатерина часто изображается с орудиями своих мучений – мечом и колесом.
Прошло полвека, и в той же Александрии набравшие силу христианские фанатики растерзали великую женщину – учёную Гипатию за отказ обратиться в христианство. Приведённые примеры наглядно демонстрируют, что людская нетерпимость к отличному от большинства мнению – стара как мир. (В этом свете совершенно надуманным и ненаучным представляется обозначение этого явления термином «большевизм», употребляемым некоторыми либеральными отечественными историками).
Церковь святителя Николая
Бывшая Hauptkirche St. Nikolai ныне именуется Mahnmal St. Nikolai. Первоначальную деревянную церковь св. Николая на этом месте сменила каменная, к которой позже пристроили башню. Эта церковь не пережила Великий пожар 1842 г. Неоготическое здание с башней высотой 147 м, построенное вместо неё в 1874 г., два года было самым высоким на планете. После массированных бомбардировок 1943 г. уцелела только башня церкви. После войны городские власти приняли решение не восстанавливать руины церкви, а оставить их вместе с отреставрированной башней как Мемориал жертвам войны и произвола в 1933–45 гг.
Ныне в павильоне близ башни действует небольшой музей истории церкви, а в подвале функционирует музей вина. В открытой экспозиции рядом с развалинами – несколько современных скульптур на темы страданий и утрат войны. С 2005 г. работает панорамный стеклянный лифт, доставляющий туристов на платформу под шпилем башни, откуда открывается вид на город, порт и озеро Альстер.
Светские объекты города
Ратушная площадь
Центральная гамбургская площадь Rathausmarkt создавалась после крупного пожара 1842 г. Прообразом послужила площадь Сан-Марко в Венеции. Название площади дала её архитектурная доминанта – прекрасное здание Ратуши в неоренессансном стиле. После её постройки другие здания площади создавались в стилевом единстве с Ратушей.
От Ратхаусмаркт веером расходятся туристические маршруты. Так, улица Фердинандштрассе ведёт к озеру Альстер, Людвигштрассе – к кварталу «красных фонарей» Reeperbahn, а железная дорога – к порту. На углу здания Ратуши на основании установлен металлический макет Альштадта, помогающий туристам ориентироваться в нём.
Памятник Гейне
В 1982 г. на Ратушной площади был установлен памятник поэту Генриху Гейне. Он стилизован под первый памятник 1911 г., разрушенный нацистскими мракобесами из-за еврейского происхождения прославившего Германию поэта.
Печальная поза поэта не случайна: на три года, проведённые в Гамбурге, приходится последняя попытка родных сделать будущего поэта банкиром, а затем бухгалтером. С тех пор земной мир посетили поколения канувших в Лету финансистов, а имя поэта пережило века…
В окрестностях площади находится обелиск в честь немецких жертв Первой Мировой войны, а на другой стороне канала, прямо над водой, расположена торговая галерея Alster-arkaden. Здание на набережной Кляйне-Альстер по проекту французского архитектора XIX в. Алексиса де Шатонёф, как бы переносит туристов в Венецию.
Ратуша
Неоренессансное здание Hamburg Rathaus со 112-метровой башней было построено в конце XIX в. В конкурсе проектов победил архитектурный коллектив, возглавляемый Мартином Галлером. Здание имеет 647 комнат и залов.
Действующую Ратушу можно посетить в рамках организованной экскурсии в первую половину дня. Во внутренний дворик можно зайти в любое время. Фасады здания очень красивы и отсюда. Кроме них, во дворе с 1892 г. установлен красивый фонтан со скульптурой греческой богини здоровья Гигиеи, от имени которой произошло название медицинской дисциплины гигиены. Установленный фонтан подчёркивал важность употребления чистой питьевой воды в городе, только что пережившем эпидемию холеры.
Чилихаус
Складское здание в гамбургском деловом квартале строилось в 20-годы прошлого века. Его заказчиком был богатого предприниматель Генри Сломан, разбогатевший на поставках чилийской селитры. Отведённый под стройку клиновидный участок земли был недостаточен для строительства здания стандартных размеров. Гамбургский архитектор Фриц Хегер нашёл оригинальное решение, спроектировав 11-этажный дом Chilehaus в форме огромного корабля с длинным вытянутым носом, идеально вписавшимся в клиновидный участок.
Верхние этажи здания напоминают палубы, а верхние балюстрады – волны. Владелец столь заметного здания назвал его, имея в виду успешную деятельность своей компании в Южной Америке. Выдающееся творение архитектурного экспрессионизма – Чилихаус, вместе со складским районом Speicherstadt, ¬– объект наследия ЮНЕСКО.
С 1983 г. Чилихаус перешёл в собственность государства, и ныне используется как офисное здание.
Шпайхерштадт
«Город складов» Speicherstadt – крупнейший в мире складской район длиной 1,5 км, построенный для беспошлинной торговли (порто-франко) в 1883–1927 гг. на сваях. Постройка сопровождалась принудительным выселением живших на этом месте горожан. Эта мера была вынужденной, хотя выселенным без компенсации 20 тысячам жителей от этого легче не стало.
Дело в том, что ганзейский город Гамбург привык к беспошлинному статусу. После его вхождения в 1871 г. в объединённую Германию он лишался этой привилегии. Компромисс был найден в оставлении права на беспошлинную торговлю и обработку грузов за частью порта (режим порто-франко), которому потребовались просторные многоэтажные склады. Они должны были вмещать столько же товаров, сколько раньше распределялось по всему городу.
После распространения контейнерных перевозок и складирования Шпайхерштадт перепрофилировался на складирование и торговлю коврами из Ближнего и Среднего Востока, заняв лидирующую позицию в этом сегменте. С 1991 г. Speicherstadt был объявлен историческим памятником и стал охраняться, а с 2015 г. вместе с Чилихаусом получил статус объекта ЮНЕСКО.
Этот колоритный район с домами, как бы встающими из воды, и с пустынными улицами без тротуаров особенно впечатляет в вечерней подсветке.
Городские власти стараются поддержать район, компенсируя его утраченнное коммерческое значение размещением в нём культурных объектов. Кроме Speicherstadtmuseum по адресу Am Sandtorkai, 36, посвящённого истории района, на его территории расположены Zollmuseum (музей Таможни – Alter Wandrahm, 16), Gewürzmuseum (музей специй – Am Sandtorkai, 32) и Internationales Maritimes Museum (Международный морской музей – Koreastraße, 1). Особого разговора заслуживает Miniatur Wunderland («Миниатюрная страна чудес»).
Эльбская филармония
Важный культурный объект Гамбурга – его концертный зал Elbphilharmonie на эльбском острове Грассброок. Футуристическое здание с тысячами волнообразных стеклянных панелей, спроектированное швейцарским архитектурным бюро Херцога и де Мёрона, построено на крыше старого склада в порту.
Затянувшееся и всё более дорожающее строительство сопровождалось шквалом критики, Она, однако, утихла вскоре после открытия в январе 2017 г.: уникальное здание стало таким же символом города, как и знаменитая Сиднейская опера.
Кроме концертных залов на 2100 и 550 мест, в 26-этажном здании высотой 110 м здании находится крупный пятизвёздочный отель Westin Hamburg, 45 жилых апартаментов, магазины , рестораны. В Большом концертном зале сцена расположена в центре, а от неё террасами расходятся зрительские ряды. Благодаря такому решению расстояние от оркестра до любого зрителя не превышает 30 м.
На крыше кирпичного склада, на высоте 37 м, есть круговая смотровая площадка со свободным входом. К ней ведёт эскалатор. Рядом расположены театральные кассы, кафе и пивной ресторан.
Миниатюрная страна чудес
Miniatur Wunderland братьев Фредерика и Геррита Браунов – огромный действующий макет железных дорог и аэропортов нескольких стран. По железнодорожным путям длиной более 15 км мчатся свыше тысячи поездов с 10 тысячами железнодорожных вагонов. На макете изображено более 4 тысяч зданий, более 9 тысяч автомашин, более 263 тысяч людей и животных.
Макет представляет Центральную Германию, Гамбург, аэропорт Кнуффингена, Скандинавию, Австрию, США, Швейцарию, Италию и Францию.
В чудесной стране братьев Браунов сутки состоят из получаса: каждые 15 минут здесь происходит смена дня и ночи, ночью включается освещение, люди идут или возвращаются с работы, занимаются спортом или смотрят футбольные матчи. В аэропорту взлетают и садятся мини–самолёты, а пожарная команда оперативно тушит пожар. Гамбургский поезд, выйдя из тоннеля, оказывается сразу на американском континенте. В разделе Америки функционирует настоящая космическая станция, а в секции Скандинавии можно видеть мини-море с приливами и отливами.
В планах создателей этого уникального музея-аттракциона – его расширение: так, в текущем году должна появиться секция Англии.
Район улицы Репербан
Reeperbahn в переводе с немецкого означает «Канатная дорога». В средневековье на этой улице портовые рабочие скручивали корабельные тросы. Ныне её заполняет несколько иной контингент, хотя матросов среди него – предостаточно. Эту улицу недалеко от порта точно характеризует её неофициальное название – die Sündige Meile («Греховная миля»). На ней сосредоточены ночные и стрип-клубы, секс-шопы и музеи, публичные дома. Несколько часов в сутки на прилегающей улице Davidstraße легальна уличная проституция. Другая улица – Herberstraße, открыта только для мужчин старше 18 лет. На ней продажные девушки сидят за витринными окнами и ждут, когда их выберут для «любви».
Поклонникам группы «Битлз» будут интересны места, где она начинала карьеру. Одна из площадей района названа в честь группы.
Большинство туристов, посещающих этот район, ограничиваются его осмотром. Излишне говорить, что этот район, как магнит, притягивает к себе всевозможных извращенцев и криминалитет.
- на метро U3, сойдя на станции St. Pauli;
- на городской электричке маршрутов S1, S2, S3 до остановки Hamburg Reeperbahn;
- автобусами №№ 36, 37, 111, 283, 601 и 607 до остановки S.Reeperbahn.
Музеи Гамбурга
Кунстхалле
В середине XIX в. гамбургские любители искусства обратились к городским властям с предложением создания художественного музея. Город выделил земельный участок, на котором, и было построено первое кирпичное здание музея Hamburger Kunsthalle, открывшегося в 1869 г. Финансирование строительства осуществлялось в основном на частные пожертвования. В дальнейшем музейное пространство существенно расширилось в 1921 и 1997 гг. Коллекции нынешнего Кунстхалле размещены в трёх зданиях – кирпичном главном корпусе, флигеле с большим куполом и прямоугольной Галерее современности.
В постоянной экспозиции выставлено более семисот картин. В коллекции особый акцент сделан на произведениях XIX в. Представлены отделы старых мастеров и модернизма, а также гравюры в Гравюрном кабинете и нумизматика в Монетном кабинете. Самые заметные экспонаты – готический алтарь XIV в. мастера Бертрама, работы Рембрандта, Ван Гога, Ренуара, Мане. В музее периодически организуются тематические выставки, привлекающие не только туристов, но и исследователей.
В Кунстхалле реализована концепция Transparent Museum. «Прозрачность» заключается в ознакомлении посетителей с работой, предшествовавшей появлению картины на стене музея. Они узнают об историях экспонатов, оригиналах и копиях, критериях отбора, рамках картин.
Адрес: Glockengießerwall, 13. Режим работы: вторник – воскресенье с 10 до 18 (в четверг – до 21) часов. Цена билета – 12¬–14 EUR. Проезд:
- на метро линии U2 до станции Hauptbahnhof Nord;
- на городской электричке линий S1– S3, S11, S21, S31 до остановки Hauptbahnhof;
- автобусом № 112 до остановки Ferdinandstor.
Музей Брамса
Гамбург по праву гордится своим земляком – выдающимся немецким композитором Иоганнесом Брамсом. Даже далёкие от классической музыки люди наверняка слышали его знаменитый Венгерский танец № 5 – одно из самых популярных произведений мировой музыкальной классики. Брамс родился в Гамбурге и прожил в нём первые десятилетия своей жизни.
Музей, открытый в 1971 г. на средства мецената Альфреда Топфера, расположен в красивом историческом здании в стиле барокко. Внешне и внутри дом соответствует тому времени, в котором проживал именитый музыкант. Здесь сохранилась обстановка мебели, текстиля и интерьер, который окружал Брамса в годы его проживания в подобном доме. Оригинальный дом, в котором жил уже известный композитор в Гамбурге, правда, находился через несколько улиц отсюда, но не пережил Второй мировой войны. Здание музея максимально стилизовано под него.
Многочисленные окна с контрастными белыми рамами на фоне тёмного цвета кирпича — типичный образец классической немецкой архитектуры. Парадный вход украшен двумя колоннами с лепниной. Фасад оживляют детали, окрашенные в контрастный зелёный цвет.
В музее посетителей знакомят с особенностями творчества и личности композитора. А они были неординарными. Так, композитор, творивший почти во всех классических жанрах, недолюбливал оперу. Всю свою жизнь Брамс прожил в одиночестве, не создав собственной семьи.
Музей эротики
C 1992 г. в районе Санкт-Паули, в котором находится улица Репербан, функционирует музей эротического искусства. В нём представлены произведения искусства сексуально-эротического характера за последние пять столетий. В магазине при музее можно купить соответствующую литературу.
Как и остальные заведения этого квартала, этот музей посвящён теме секса. Но слово «искусство» в названии не случайно, поскольку представленные в нём экспонаты относятся именно к культуре и искусству секса, а не к сексу как греху.
Заключение
Каждый путешественник найдёт в городе занятие согласно своим предпочтениям. Красивое озеро в центре, религиозная и современная светская архитектура, Страна чудес и улица красных фонарей, музеи Брамса и битлов, классической и современной живописи… Гамбург действительно соответствует своему статусу вольного города.
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: