Пассау (Германия): достопримечательности
Passau – небольшой город Нижней Баварии, расположенный недалеко от границы с Австрией и Чехией, в двух часах езды на поезде от Мюнхена. Название города происходит от имени германского племени батавов. Их поселение Батавис римской эпохи с течением времени трансформировалось в Пассау.
Поселение на месте нынешнего Пассау было основано кельтами, которых сменили римляне. В дальнейшем город принадлежал баварским герцогам, затем – епископству Пассау (одно время оно было самым большим в Священной Римской империи). В XII в. в городе произошло важное событие немецкой истории – был записан германский эпос «Песнь о Нибелунгах». В середине XVI в. в городе был заключён Пассауский договор между представителем католического императора и местными лютеранскими курфюрстами. После секуляризации начала XIX в. город окончательно отошёл к Баварии.
Население города: | 51 074 чел. (2017 г.) |
Площадь города: | 69,6 км² |
1. Некоторые особенности города
2. Кафедральный собор св. Штефана
3. Резиденции епископа
4. Старая Ратуша
5. Монастырь Мариахильд
6. Музей стекла
7. Крепость Фесте Оберхауз
8. Заключение
Некоторые особенности города
Пассау известен как город нахождения Dreiflüsse-Eck. Так по-немецки называется место слияния трёх рек – Дуная, Инна и Ильца. На полуострове между Дунаем и Инном расположен Altstadt – Старый город, в котором сосредоточены достопримечательности. Этот полуостров, сужаясь, заканчивается мысом у места слияния Ильца, Инна и Дуная. Для удобства туристов мыс превращён в парк с множеством скамеек.
Интересно, что каждая из этих рек имеет свой цвет, сохраняемый некоторое время и после слияния. На фотографии ниже ясно видны зеленоватый Inn, голубой Donau и черноватый Ilz. Удачное расположение города на слиянии рек издавна использовалось местными купцами для торговли солью, крупные залежи которой имелись в местечке Hallein недалеко от города. О тех временах напоминает башня Schaiblingsturm на набережной недалеко от Dreiflüsse-Eck, в которой был крупный соляной склад.
Пассау с высоты птичьего полета
Обилие водных артерий дало основания для звучных характеристик города как немецкой Венеции (или Амстердама). Но не только в воде дело. В XVII в. для восстановления сильно пострадавшего в пожарах городе правящий князь-архиепископ пригласил итальянских архитекторов. Поэтому в городе встречаются характерные для Италии дворцы в стиле итальянского барокко, арки в венецианском стиле и фасады в тёплых тонах. Этот цельный архитектурный ансамбль относительно благополучно пережил и последнюю войну.
Кафедральный собор св. Штефана
Нынешний Dom St. Stephan построен во второй половине XVII в. в стиле барокко на самой высокой точке Старого города Altstadt, между реками Дунай и Инн. Автор экстерьера – Карло Лураго. От существовавших ранее на этом месте религиозных построек сохранились только некоторые готические детали восточной части. Кафедральный собор св. Штефана имеет размеры: 102 м в длину и 33,5 м в ширину. Высота арки – 29 м, а центрального купола – 69 м. Он хорошо виден с разных частей города. Убранство собора создавали итальянские, баварские и австрийские мастера.
Dom St. Stephan
Относительно скромный фасад здания скрывает великолепный интерьер, украшенный потрясающей лепниной итальянского художника и скульптора Джованни Баттиста Карлоне. Самая впечатляющая часть колоннады Собора св. Штефана – многоярусная лепная капитель, которую украшают статуи епископов и святых. Святые мученики поддерживают свод потолка, а католические епископы и священники держат в руках письмена с библейскими заповедями и молитвами. Прекрасный интерьер дополняют фрески, выполненные Карпофоро Тенкалло.
Внутренний интерьер собора
На заднем плане фотографии – самый крупный в Европе и третий в мире орган. На самом деле это – комплекс, состоящий из пяти органов, построенных в прошлом веке. Он имеет 6 управляющих консолей, 233 регистра и около 18 тысяч труб. С мая по октябрь ежедневно, кроме воскресенья, в полдень проходит получасовый органный концерт. В высокий туристический сезон концерты проходят также по четвергам с 19:30. Стоимость билета на дневной концерт – 4 EUR, а на вечерний – 10.
Собор имеет 10 алтарей. Главный создан всё тем же Джованни Карлоне. Справа от него последовательно расположены алтари Мариан, Мартина, Поклонения волхвов и Себастьяна. Слева от главного алтаря – алтари Агнессы, Трёх королей, Екатерины, Джона и, наконец, Максимилиана и Валентина. Среди них наиболее выразительны алтарь Поклонения волхвов, расписанный в конце XVII в. Иоганном Вольфом, и алтарь св. Агнессы работы Роттмайера.
В соборе действует Епархиальный музей, где представлены произведения искусства различных исторических эпох. Он открыт в высокий туристический сезон в понедельник – пятницу с 10 до 16 часов. На площади перед входом в собор находится памятник баварскому королю Максимилиану I.
Резиденции епископа
На протяжении почти тысячи лет Пассау был столицей самого крупного и влиятельного епископства Священной Римской империи. До середины XV в. сама Вена была всего лишь его приходом. Неудивительно, что с тех славных времён в городе сохранились Старая и Новая резиденции епископа, расположенные по соседству. Alte Bischofsresidenz служила епископу до середины XVIII в, после чего в ней разместился Земельный суд. Часовня XVIII в. при Старой резиденции – ныне конференц-зал суда.
Alte Bischofsresidenz
Neue Bischofsresidenz была построена итальянскими архитекторами в первой трети XVIII в. в стиле позднего барокко Новая резиденция расположена напротив Кафедрального собора на площади Residenzplatz. В фасаде привлекают внимание изящно оформленный вход с крыльцом и балюстрада балкона на крыше. Большую часть здания и ныне занимает администрация епархии.
Neue Bischofsresidenz
Меньшая часть помещений отведена под музей епархии. В нём можно увидеть предметы церковного культа и облачения священников. Частью экспозиции являются некоторые интерьеры здания – лестница в стиле рококо и библиотека.
Лестница в стиле рококо
На этой площади в ансамблевом единстве с Новой резиденцией построен фонтан Marienbrunnen с центральной статуей Девы Марии.
Marienbrunnen
Он был сооружён в начале XX в. в честь 100-летия принадлежности Пассау баварскому роду Виттельсбахов. Отсюда – альтернативное название фонтана – Wittelsbacherbrunnen. Его струи составлены из вод трёх городских рек.
Старая Ратуша
В XIV в. на берегу Дуная было сооружено основное здание Altes Rathaus в венецианском стиле. В середине следующего столетия второй этаж Старой ратуши покрылся фресками местных художников с изображениями императора, епископа и других знатных людей.
Altes Rathaus. Фрески
Примыкающая к Ратуше башня высотой 28 м была построена значительно позже – в конце XIX в. Установленный на ней в 1991 г. карильон из 23 колоколов несколько раз в день играет какую-либо из 68 мелодий соответственно месяцу. Так, в декабре проигрываются мелодии рождественских песенок. Репертуар указывается в нижней части башни рядом с находящимися в правом углу отметками подъёма рек при наводнениях. У горожан старшего возраста отметка в 12,2 м воскрешает в памяти грандиозное наводнение 1954 г.
Altes Rathaus
Монастырь Мариахильф
Kloster Mariahilf расположен на правом берегу реки Инн. Главное сооружение монастыря Девы Марии Помощницы – построенная в XVII в. двуглавая изящная церковь. Главная её святыня – икона Девы Марии, скопированная с полотна лучшего немецкого живописца эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего.
Первоначально икона находилась в часовне у подножия холма. После нескольких явлений Богородицы местным жителям на вершине холма были построены монастырь и церковь, в которую перенесли святыню. Перед этой иконой молился император Священной Римской империи во время осады Вены турецкой армией в конце XVII столетия.
К монастырю ведёт большая «лестница паломников», насчитывающая 321 ступень. На стенах в конце покрывающей её галереи висят иконы, кресты, тексты молитв, обращения верующих к Богородице.
Kloster Mariahilf
Музей стекла
Недалеко от Ратуши, в оригинальном здании начала XIX в. с ещё более необычным названием «Дикий человек» находится Glasmuseum Passau. Он занимает две трети здания, а в оставшейся трети функционирует гостиница Hotel Wilder Mann. Возможно, такое соседство не случайно. В основе коллекции – частное собрание предпринимателя в области туризма Георга Хелтла, побывавшего во многих странах и постоянно пополнявшего в них свою коллекцию.
Glasmuseum Passau
Однако соседство с «буйными постояльцами» отеля не мешает музею хранить крупнейшую в мире коллекцию богемского стекла. Она представлена в хронологической последовательности от XVIII до середины XX века. Некоторые экспонаты когда-то принадлежали королевским фамилиям. За эти два с половиной века менялись художественные пристрастия, поэтому экспонаты выполнены в стилях барокко, рококо, ампира, бидермайера, историзма, модерна, арт-деко и модерна. Преобладают чешские, баварские и австрийские изделия XIX в. в стиле модерн.
Коллекция богемского стекла
Парадоксально, но факт: самая полная коллекция чешского стекла размещена именно здесь, а не в Чехии. Музей стекла посещают не только туристы, но и исследователи.
Кроме основной коллекции стеклянных изделий, демонстрируются также собрание кристаллов, стеклодувные инструменты, а также сохранившаяся королевская спальня (Елизаветы Австрийской).
Крепость Фесте Оберхауз
Лучшим местом наблюдения слияния трёх рек считается смотровая площадка террасы крепости Veste Oberhaus. «Верхний замок» был построен в начале XIII в. по приказу полновластного хозяина города – князя-епископа Ульриха. Фесте Оберхауз вместе с построенным ещё раньше (в XII в.) Veste Niederhaus (Нижним замком) был мощным фортификационным сооружением.
Отношения между правителями и свободолюбивыми горожанами на протяжении веков были весьма напряжёнными, поэтому епископы постоянно укрепляли и расширяли крепостной комплекс. Известен даже эпизод интенсивного обстрела восставшего против епископа города из крепости. Всевластию епископов положила конец только секуляризация в начале XIX в. После Венского конгресса, определившего новые границы Европы, Пассау стал баварским городом, а крепость – тюрьмой.
Veste Oberhaus
В настоящее время в Veste Oberhaus расположены Oberhausmuseum, молодёжный хостел, ресторан, и театр под открытым небом. Верхний замок можно посетить с 9–10 до 16–18 часов (в зависимости от сезона). Для прохода на смотровую площадку днём следует за 5 EUR приобрести билет в музей. А расположенный прямо на месте слияния трёх рек Veste Niederhaus («Нижний замок») – частное владение.
Дневной проход к Veste Oberhaus: с набережной перейти мост (принца Леопольда) и подняться на гору пешком по вырубленной в скале ещё в конце XIX в. «лестнице Людвига», начинающейся прямо от моста через Дунай. Альтернатива, особенно по вечерам, когда лестница и музей закрыты, – такси.
Заключение
Колоритный немецкий город с крупнейшим органом и итальянской архитектурой лучше всего посетить в высокий туристический сезон. С апреля по октябрь наземные впечатления можно дополнить водными, прокатившись на теплоходе по трём европейским рекам и посмотреть на его достопримечательности с другого ракурса. Билеты на короткие круизы продаются у причалов 7 и 8 на участке набережной Fritz-Schäffer-Promenade (ориентир – ратушная башня).
оценивших 2, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме:
Купили билеты до Мюнхена на апрель, в планах было посетить Пассау. Из-за карантина, все отменилось, теперь смотрим только по фотографиям.