Кельн (Германия): достопримечательности
Köln – крупнейший город германской земли Северный Рейн-Вестфалия и центр крупной Рейнско-Рурской агломерации. Официальная история города начинается в 38 г. до н. э. с кельтского города-крепости. В римскую эпоху жена императора Клавдия Агриппина, родившаяся в этом поселении (в семье военачальника Германика), склонила мужа дать городу статус римской колонии под именем Colonia Claudia Ara Agrippinensium. Сокращённо город стали называть Colonia Agrippinensis, а потом – и просто «Колония». От этого слова и произошло разговорное название города – Кёльн.
Большую роль в дальнейшей истории города сыграло его провозглашение столицей римской провинции Нижняя Германия. Конец пятивековому римскому периоду истории Кёльна положили завоевавшие его в V в. франки. Их король в VIII в. объявляет город архиепископством. Статус религиозного центра также способствовал развитию города. В период Священной Римской империи Кёльн был её крупнейшим немецким и свободным имперским городом. В дальнейшем город входил в состав Франции, Пруссии, затем – Веймарской Республики. Во время Второй мировой войны город был разрушен почти полностью.
Дата основания Кёльна: | 50 г. |
Население города: | 1 081 701 чел. (2016 г.) |
Площадь города: | 405 км² |
1. Кёльнский собор
2. Венок романских церквей
2.1 Церковь Большой Мартин
2.2 Церковь св. Пантелеймона
2.3 Церковь св. Марии Капитолийской
2.4 Церковь св. Гереона
2.5 Церковь св. Северина
2.6 Церковь Святых Апостолов
2.7 Церковь св. Урсулы
3. Светские памятники Кёльна
3.1 Ратуша
3.2 Белый дом Кёльна
3.3 Ворота Ханенторбург
3.4 Фонтан гномов
4.5 Памятник Тюннесу и Шёлю
3.6 Памятник Эдит Штайн
4. Музеи Кельна
4.1 Музей Вальрафа-Рихарца
4.2 Музей духов
4.3 Музей шоколада
5. Заключение
Кёльнский собор
Название города даже у далёких от архитектуры путешественников ассоциируется с одним из самых прекрасных на планете религиозных сооружений.
Kölner Dom
К середине XIII в. Кёльн был одним из ведущих политических и религиозных центров Священной Римской империи. Уже около века в городе находилась важная христианская реликвия – мощи трёх поклонявшихся младенцу Христу царей (или волхвов по другому толкованию). Местный архиепископ получил их от императора Фридриха I Барбароссы в благодарность за помощь в завоевании Милана (в одном из монастырей которого они хранились). Собор, возводимый по проекту архитектора Герхарда фон Риле, должен был подчеркнуть статус Кёльна, ещё более возросший благодаря обретённой реликвии. Три короны на городском гербе появились именно благодаря ей.
Католический готический Kölner Dom – третья по высоте церковь мира и ярчайший объект культурного наследия человечества. Строительство грандиозного собора в честь апостола Петра и Девы Марии, требовавшее больших затрат, началось в 1248 г. В 1437 г. оно остановилось, и было возобновлено лишь четыре века спустя. Завершённый в 1880 г. 157-метровый собор на четыре года (до сооружения Монумента Вашингтона) стал высочайшим зданием планеты.
К счастью, во время последней войны, несмотря на попадание нескольких бомб, собор уцелел: лётчики союзников рассматривали его как ориентир.
Расположение собора в большом городе, да ещё рядом с железнодорожным вокзалом с множеством проносящихся поездов, негативно влияет на его сохранность. Поэтому при Соборе на постоянной основе действует ремонтно-строительная служба, оперативно устраняющая возникающие проблемы.
Длина Кёльнского собора – 144 м, ширина – 83,а площадь – 8,5 тысяч м2. Пятинефное сооружение вмещает до 20 тысяч человек. Несмотря на огромные размеры собора, каменные и лепные кружева и статуи фасада делают его стройным и устремлённым в небо. Основной колокол собора – Peter, весящий 24 т, – самый большой в мире. Преодолевшие 509 ступеней винтовой лестницы туристы вознаграждаются великолепной панорамой города с высоты 98 м и возможностью более близкого осмотра крыши собора.
Внутреннее убранство Кёльнского собора не уступает в великолепии своему фасаду. Изнутри церковь состоит из главного зала, галерей, капеллы и нескольких часовен. Главный алтарь выполнен из мраморного монолита, а на его боковые стены в виде аркады установлены статуи апостолов.
Главный алтарь
За алтарём, в Сокровищнице, находится главная реликвия – «Ларец трёх волхвов» из трёх деревянных с позолотой и множеством драгоценных камней саркофагов с останками трёх волхвов. Резные изображения ларя отображают библейские сюжеты и жизнь Христа – земную и вечную. Трапециевидная передняя сторона ларя снимается раз в год – в день чествования трёх волхвов (6 января). Посетителям становятся видны три черепа в золотых коронах.
Ларец трёх волхвов
Следующий раритет – дубовый крест с распятым Христом X в., подаренный архиепископом Геро ещё прежней церкви, существовавшей на месте нынешнего собора. Необычные для того времени особенности этой реликвии – натурализм в изображении Христа и большие размеры.
Дубовый крест с распятым Христом
Ещё одна бесценная реликвия – скульптура «Миланской Мадонны», изготовленная в 1290 г. первыми скульпторами собора.
Скульптура Миланской Мадонны
Венок романских церквей
Ярчайшая жемчужина Кёльна, словно ожерельем, окружена 12-ю Romanische Kirchen (романскими церквами), построенными в XI–XIII вв. Почти все церкви «Венка Кёльнского собора» построены в Altstadt (Старом городе) на левом берегу Рейна:
- Groß St. Martin;
- St. Pantaleon;
- St. Maria im Kapitol;
- Basilika St. Gereon;
- St. Severin;
- St. Aposteln;
- St. Ursula;
- St. Caecilia;
- St. Georg;
- St. Andreas;
- St. Kunibert;
- St. Maria in Lyskirchen.
Ниже будет рассмотрены самые известные среди них.
Церковь Большой Мартин
Церковь Groß St. Martin находится в 350 м от Кёльнского собора. Бенедиктинское аббатство, посвящённое св. Мартину Турскому, было основано в X в. В середине XII в. на месте уничтоженной пожаром обители началось строительство романской церкви, завершившееся только в следующем столетии. В последующие века церковь, по-прежнему принадлежавшая аббатству, многократно перестраивалась. В начале XIX в., в рамках медиатации (реорганизации) доживающей последние годы Священной Римской империи, Кёльнское архиепископство было упразднено, бенедиктинский монастырь – закрыт, а Groß St. Martin стал обычной приходской церковью.
Во время последней войны церковь была разрушена настолько основательно, что долгое время дискутировался вопрос её восстановления. Оно было завершено в 1985 г., а уже в XXI в. церковь Большой св. Мартин вновь стала принадлежать бенедиктинскому монастырю.
Церковь Groß St. Martin
Фасад церкви св. Мартина с центральной башней со шпилем, окружённый четырьмя узкими башенками, – одна из доминант кёльнской панорамы. Из оригинального внутреннего убранства уцелели боковой алтарь XVI в., скульптурная композиция Страстей Христовых XV в., и купель XIII в.
Церковь св. Пантелеймона
Церковь St. Pantaleon была построена в середине X в. при бенедиктинском монастыре, основанном архиепископом и государственным деятелем Бруно I Великим. Во время строительства церкви усилиями императрицы Феофано в Кёльн были привезены мощи великомученика св. Пантелеймона. Ныне они хранятся в церкви в специальном сейфе, но могут быть показаны паломникам по их просьбе.
Церковь St. Pantaleon
В XVII–XVIII в результате периодических восстановительных работ, сопровождаемых перестройками, в фасаде и интерьере церкви появилось много фрагментов в стиле барокко. В конце XVIII в. занявшие Кёльн французские революционные войска закрыли монастырь, а в церкви устроили конюшню. В 1815 году в здании была открыта уже прусская гарнизонная евангелическая церковь. В 1832 г. средняя башня стала использоваться как станция Прусского оптического телеграфа. С распространением более совершенного электрического телеграфа военное министерство Пруссии на свои средства реставрировало гарнизонную церковь, причём вернув ей первоначальные романские черты.
В 1922 г., после демилитаризации Рейнской области, церковь св. Пантелеймона вновь стала католической приходской. Во время последней войны не пострадали только заблаговременно эвакуированные предметы внутреннего убранства: среди них – филигранной работы готическая перегородка, отделяющая алтарь от основной части церкви.
Готическая перегородка, отделяющая алтарь от основной части церкви
Остальное – результат тщательной реставрации. В церкви хранятся почитаемые реликвии – мощи св. Пантелеймона и фрагмент останков Николая Чудотворца.
Церковь св. Марии Капитолийской
St. Maria im Kapitol – самая крупная среди 12 романских церквей. На месте церкви в I в. был храм трёх важнейших римских богов (Капитолийской триады) – Юпитера, Юноны и Минервы. С тех пор это место стали называть Капитолием. На нём веке был основан женский монастырь св. Марии. По решению тогдашнего архиепископа и аббатисы в середине XI в. была построена монастырская церковь, считавшаяся второй по статусу после Кёльнского собора. Так, первая рождественская проповедь читалась архиепископом Кёльна именно в церкви св. Марии Капитолийской, а маршрут Крёстного хода в день Трёх царей (волхвов) проходил от этой церкви к Собору.
St. Maria im Kapitol
Во время послевоенного восстановления разрушений она получила от Римского папы почётный статус Малой папской базилики. К счастью, уцелели первоначальные уникальные резные ворота с изображением 26 сцен земной жизни Иисуса Христа.
Резные ворота с изображением 26 сцен земной жизни Иисуса Христа
Церковь св. Гереона
Самая старая церковь Кёльна St.Gereon Kirche построена на месте существовавшей ещё в IV в. часовни-мартириума. На рубеже V–VI вв. здесь уже действовала полноценная христианская церковь: в ней был захоронен первый кёльнский архиепископ. В IX в. вокруг церкви был основан монастырь. В XI и XII вв. церковь перестроили и расширили, после чего её освятили в честь римского военачальника IV в. Гереона (или Геро), замученного в окрестностях Кёльна за отказ преследовать христиан. Внутри церкви есть обломок античной колонны: согласно легенде, именно на этом месте принял смерть Гереон вместе с руководимыми им легионерами.
St.Gereon Kirche
В церкви сохранились фрагменты, относящиеся к античному, романскому и готическому стилям. Стены до 16-метровой высоты сохранились от античного периода. Огромный 10-угольный романский купол в момент постройки по величине уступал только константинопольскому собору св. Софии. Внутри церкви можно видеть старинные фрески, а также гобелены XVIII в. Впечатляет прекрасная мраморная композиции Пьеты, созданная Иоганном Райсом в конце XIX в. В 1920 г. церковь получила статус Малой папской базилики.
У стен церкви на земле лежит каменная голова св. Гереона. Подобный необычный памятник (в виде двух каменных голов) находится и в боннском Кафедральном соборе. Автор обоих памятников – турецкий скульптор Йедилер.
Церковь св. Северина
St. Severin-Kirche в форме романской базилики была заложена в начале X в. на месте ранее существовавшей часовни-мартириума. В 1043 г. строящейся церкви были переданы мощи третьего епископе Кёльна Северина, впоследствии канонизированного. Полностью церковь была завершена спустя четыре века после начала строительства. В XIV–XVI вв. западная башня и главный неф были перестроены в готическом стиле.
St. Severin-Kirche
Во время послевоенного восстановления в 1953 г. церковь св. Северина получила статус Малой папской базилики. Внутри сохранились фрески XVI в., изображающие эпизоды жизни св. Северина.
Церковь Святых Апостолов
Первая церковь на месте нынешней церкви St. Aposteln было построено в конце IX в. В следующем столетии рядом возник одноимённый монастырь. В XI в. было построено новое церковное здание, от которого сохранились стены главного и западного нефов. В ходе последующих перестроек и восстановления после пожара XII в. появился восьмигранный купол с двумя башнями. От этого времени до наших дней дошла Taufbecken (купель), находящаяся рядом со статуей Apostel Paulus.
St. Aposteln
Нелёгким выдался для церкви XIX век. С упразднением и секуляризацией монастырей Рейнской области Апостольская церковь оказалась заброшенной. Только во второй половине века в ней начала действовать городская гимназия, а через некоторое время в церкви была проведена масштабная реставрация.
В 1965 г. частично восстановленная после войны церковь получила статус Малой папской базилики, после чего началась её масштабная реставрация. Были восстановлены редкие по красоте витражи, изображающих апостолов. Во время реставрации была обнаружена ранее засыпанная крипта. Росписи её стен в стиле кубизма, сделанные Германом Готфридом, могут понравиться только любителям авангардизма в искусстве.
Церковь св. Урсулы
Считается, что церковь St. Ursula построена на месте её мученической смерти в IV в. от рук гуннов . Археологические раскопки подтверждают наличие здесь религиозных построек примерно с этого же времени. Первое письменное упоминание о монастыре св. Урсулы присутствует в реестре архиепископа Германа I, датируемом 911 г.
Согласно легенде, Урсула была принявшей христианскую веру дочерью английского короля. Слава о её красоте дошла до соседних стран, откуда прибыли послы от претендента на её руку принца-язычника Этерия. Прямой отказ Урсулы навлёк бы на Англию войну с сильным соседом, поэтому она дала согласие при условиях трёхлетней отсрочки брака и обращения жениха в христианство. Эти три года в сопровождении 10 знатных дев Урсула должна была провести в длительном морском путешествии. Все условия были приняты.
Несмотря на откровение о предстоявшем мученичестве, Урсула со спутницами на обратном пути прибывает в Кёльн, который к тому времени осадили гунны. Пленённый красотой Урсулы, их вождь Аттила требует её в жены. Получив отказ, гунны пронзают стрелами всех девушек, но их обращает в бегство спустившееся небесное воинство. Это событие положило начало почитанию кёльнцами св. Урсулы, ставшей покровительницей города. Изображённые на городском гербе под тремя коронами (царей-волхвов) 11 слезинок символизируют Урсулу и её спутниц.
Строительство нынешней церкви относят к XII в. В середине XVII в. церковь была перестроена в стиле барокко и в ней была построена своеобразный реликварий – «Золотая палата» с останками мучениц. Медиатация в начале XIX в. упразднила Кёльнское архиепископство и монастырь, и St. Ursula стала обычной приходской церковью. При реставрации конца столетия церкви был возвращён первоначальный романский облик. В 1920 г. церкви св. Урсулы, одновременно с церковью св. Геро, был присвоен статус Малой папской базилики. Последним знаковым событием долгой истории церкви явилась послевоенная масштабная реставрация.
St. Ursula
Светские памятники Кёльна
Ратуша
Основная светская достопримечательность Кёльна находится всего в 300 м от главного храма города. Основное здание Kölner Rathaus (справа на фотографии) было построено в XIV в., а 61-метровая башня – в XV. Парадный вход в стиле барокко в здание Ратуши был сооружён последним – во второй половине XVI в. Он выполнен в форме двухэтажного портала.
Ратуша
Башня Ратуши украшена множеством фигур из песчаника, не отличающегося долголетием. Статуи, количество которых изменялось на протяжении столетий, неоднократно заменялись на новые. Во время последней реставрации конца XX в. на пяти этажах башни были установлены 124 статуи, изображающие:
- на первом – монархов и Римских пап;
- на втором – четвёртом – знаменитых горожан в хронологической последовательности соответственно VIII–XVII, XVII–XIX и XIX–XX вв.;
- на пятом – святых и покровителей города.
Башня Ратуши
Реконструкция XIX в. несколько исказила первоначальный замысел строителей Ратуши. В ходе послевоенного восстановления эти искажения были устранены. Уже после войны на башне был установлен карильон с 45 бронзовыми колоколами. Ежедневно в 9, 12, 15 и 18 часов исполняется одна из знакомых каждому горожанину 24 мелодий.
Среди внутренних помещений Ратуши выделяется Hansasaal. В нём когда-то собравшиеся в Кёльне представители 57 ганзейских городов сформировали коалицию против датского короля. В подвалах основного здания Ратуши обнаружены фрагменты фундамента римского дворца Преториум. Туристы могут посетить действующую Ратушу и подняться на башню по средам в 15 часов, в рамках бесплатных экскурсий.
Белый дом Кёльна
Место расположения нынешнего старейшего (XIV в.) сооружения южного кёльнского района Sulz – Weißhaus, в Средние века находилось за пределами городских оборонительных стен. Поэтому аббатство бенедиктинского монастыря, строившее Белый дом в качестве летней резиденции, было сооружено на окружённом водой каменном острове. Хронологически первой была построена готическая башня, реконструированная в начале XVII в. Выразительный особняк и часовня – строения середины XIX в.
Sulz – Weißhaus
Ворота Ханенторбург
Западные ворота Hahnentorburg кёльнской средневековой городской стены существовали уже в начале XIII столетия. Они помнят императоров Священной Римской империи, проезжавших через них на поклонение мощам трёх волхвов в Кёльнском соборе. Происхождение названия затерялось в глубине веков. На протяжении своей истории в массивном сооружении размещались тюрьма, музей, выставочный зал. Сейчас в нём дислоцирован штаб почётного караула традиционного Кёльнского карнавала.
Ворота Hahnentorburg
Фонтан гномов
Heinzelmännchenbrunnen – популярный туристический объект. Многие туристы считают, что сфотографировались на фоне скульптурной иллюстрации к «Белоснежке и семи гномам». На самом деле композиция фонтана изображает сюжеты стихотворения «Кёльнские гномы», написанного в 1836 г. прусским поэтом и художником Августом Копишем. Это стихотворение изучается в немецких школах, поэтому оно хорошо знакомо местным жителям.
«Кёльнские гномы» повествуют о добрых маленьких человечках, по ночам доделывавших за кёльнцев всю начатую днём работу. Условием бескорыстной помощи гномы поставили запрет на их ночное наблюдение. Его нарушила не в меру любопытная жена портного, которая не только ночью спустилась в подвал с зажжённым фонарём, но и рассыпала по ступенькам зёрна гороха с тем, чтобы рассмотреть поскользнувшихся на них гномов. Этот момент изображён в центральной части композиции.
После этого случая гномы, к огромному сожалению горожан, покинули город. По бокам фонтана можно видеть прежние времена, когда они трудились в домах людей разных профессий.
Heinzelmännchenbrunnen – популярный туристический объект
Памятник Тюннесу и Шёлю
Tünnes und Schäl – вымышленные фольклорные персонажи. Тюннес (слева) – простодушный и добрый, а Шёль – хитрый и даже высокомерный. Как-то работали они вместе разносчиками газет. В один из рабочих дней стояла ужасная погода с сильным дождём и ветром, и Шёль предложил пропустить сегодняшний день разноски. Он с трудом уговорил добросовестного Тюннеса, после чего тот исчез. Через два часа в комнату к читающему в кресле газету Шёлю входит насквозь промокший Тюннес. В ответ на недоумённый вопрос приятеля он сказал, что предупреждал всех подписчиков о том, что сегодня газеты не будет.
Tünnes und Schäl
Памятник Эдит Штайн
Есть в Кёльне ещё один необычный памятник с тремя женскими фигурами, изображающий одну и ту же женщину в разные периоды её короткой жизни. Кем же была Эдит Штайн?
Памятник Эдит Штайн
Родившаяся в 1891 г. в Бреслау в многодетной еврейской ортодоксальной семье, Эдит с детства больше интересовалась наукой, чем иудаизмом. В 1917 г. она стала первой в Германии женщиной – доктором философии. После этого в её жизни наступает период увлечения католицизмом, особенно книгами св. Терезы Авильской. В 1922 г. она официально принимает католическое крещение, и даже подаёт заявление на вступление в орден кармелиток. Поначалу ей в этом отказывают, и до 1933 г. она преподаёт в германских университетах.
После того, как пришедшие к власти нацисты запретили евреям преподавательскую деятельность, в том же году Эдит принимают в орден кармелиток под именем сестры Терезы и переводят в монастырь в Голландии. Там она занимается исследованиями в области философии и истории католической церкви. В ответ на публичное осуждение голландскими епископами нацистского расизма, гитлеровцы арестовывают и репрессируют всех крещёных евреев в этой стране. Жизнь Эдит Штайн оборвалась в газовой камере Освенцима. В 1998 г. сестра Тереза была канонизирована католической церковью.
Блестящая женщина – философ стала одной из многих миллионов жертв человеконенавистнического режима, демократически установленного на родине Гёте и Шиллера выродком, объявлявшим химерой самое ценное в человеке – его совесть.
Памятник Эдит Штайн изображает её в разные периоды жизни. Символ иудаизма – звезда Давида, не стал для юной Эдит крепкой опорой. Раздвоенная центральная фигура символизирует раздвоение между наукой и религией, между иудаизмом и христианством. Третья фигура – монашество. В подножии памятника изображены горы обуви безвинных жертв, их босые следы и отпечатки сапог изуверов.
Музеи Кельна
Музей Вальрафа-Рихарца
Wallraf-Richartz-Museum – одна из ведущих картинных галерей Германии. Музей, расположенный в здании городского музея, обладает крупнейшей в мире коллекцией средневековой живописи. Фердинанд Вальраф – бывший ректор Кёльнского университета, частное собрание которого легло в основу музея. Иоганн Рихарц – кёльнский коммерсант, пожертвовавший большие деньги на строительство в городе музейного здания, в котором на первых порах функционировал Музей Вальрафа-Рихарца. После передачи музею на длительное хранение частного собрания импрессионистов Жерара Корбо, его официальное название сменилось на Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud.
Wallraf-Richartz-Museum
В средневековом собрании Вальрафа превалируют алтарные картины кёльнских мастеров, большей частью оставшихся неизвестными. Они были приобретены коллекционером в начале XIX в. у закрывшихся или потерявших в статусе церквей в период их секуляризации. В отделе барокко преобладают картины нидерландских мастеров, среди которых есть произведения Рембрандта, Рубенса и ван Дейка. В других отделах демонстрируются основательные коллекции местных художников XIX в., импрессионистов и мастеров графики.
Музей духов
В XVIII переселившийся в Кёльн итальянский парфюмер Джованни Фарина дал имя города изобретённым им слабым духам – одеколону: по-французски eau de Cologne означает «Кёльнская вода». Любителям парфюмерии будет интересно посетить Duftmuseum im Farina-Haus – музей духов, расположенный в здании старейшей в мире на сегодняшний день парфюмерной фабрики. Она находится напротив здания Ратуши. В этом же здании есть небольшой магазин, где можно приобрести духи во флаконах от 4 мл до 1 л.
Duftmuseum im Farina-Haus
Посетители музея оказываются в богатом особняке начала XVIII в., где их в подробностях знакомят с технологией производства духов.
Гостей сопровождают экскурсоводы в костюмах эпохи рококо
Гостей сопровождают экскурсоводы в костюмах эпохи рококо.
Музей шоколада
Schokoladenmuseum был открыт в 1993 г. местной кондитерской фирмой «Имхофф-Штолльверк», которая выпускает шоколад с 1839 года. Музей расположен в оригинальном здании, стилизованном под корабль, на набережной Rheinauhafen.
Schokoladenmuseum
Кроме собственно экспозиции, в музей шоколада входят теплица для выращивания какао-бобов, автоматизированная мини-фабрика, цех производства трюфелей и шоколадных фигур и небольшой магазин на выходе, торгующий сделанной здесь же продукцией. Особый интерес посетителей вызывает шоколадный фонтан, в котором вместо воды циркулирует 200 кг жидкого шоколада. Сотрудницы музея угощают подошедших посетителей обмакнутыми в шоколад вафлями: ведь они заплатили 11 EUR за вход. Ещё одна частичная компенсация немалой стоимости билета – небольшая сувенирная шоколадка.
Музей шоколада
Заключение
Переживший последнюю войну шедевр средневековой готики уверенно выводит Кёльн в лучший туристический город Германии. Но не Собором единым интересен город: надеюсь, что настоящая статья убедила в этом читателя.
Смотрите также статьи по теме:
Что посмотреть: Альтштадт Дюссельдорфа (шутка ли — 260 баров плечом к плечу!), великолепный собор и романские церкви Кёльна, Майнцский собор с фресками Шагала и музей Гутенберга в Майнце, эффектный замок и «Красный дом» Моншау, барочную крепость, Старый мост и церкви Саарбрюккена. В Мюнстере непременно стоит увидеть католическое епископство возрастом более 1200 лет, а в Трире — Чёрные ворота, Трирский собор и Константинову базилику. Изюминка Эссена — шахты, Бонна — достопримечательности с тэгом «Бетховен», Аахена — непередаваемый микс обычаев трёх стран. Дортмунд интересен старинными церквями, музеями и, опять-таки — пивоварнями.