Страсбург (Франция): достопримечательности
Strasbourg – город на реке Иль (притоке Рейна) в восточной Франции, близ границы с Германией. Немецкое название города Straßburg можно перевести как «крепость у дороги». Страсбург –административный центр департамента Нижний Рейн и столица исторической области Эльзас, в прошлом бывшей яблоком раздора с Германией и дважды аннексированной ею. Такая история, естественно, наложила на город отпечаток смешения двух культур – французской и немецкой. Туристы, находясь в нынешнем Страсбурге, могут пройти в Германию по мосту Europe Bridge через Рейн.
Улицы города помнят многих выдающихся исторических личностей – первопечатника Гутенберга, врача Парацельса, студента местного университета Гёте, микробиолога Пастера, генерала Бонапарта, композитора Моцарта.
Исторический центр города, называемый GrandeIle («Большой остров») – объект Всемирного наследия. Он соединяется мостами с остальными частями города. Страсбург является одной из неофициальных столиц Европы: в нём функционируют Совет Европы, Европейский парламент и Европейский суд по правам человека. В связи с этим, немало жителей города многоязычны, владея не только французским и немецким, но и английским языками.
Знакомство с городскими достопримечательностями удобно начинать с прогулки на речных трамваях-катерах по рекам Иль и Рейн. Они отправляются от пристани близ Дворца Роган. Продолжительность речной прогулки – 1 час 10 минут, а цена билета – 12,5 EUR. В высокий сезон с апреля по октябрь катера курсируют каждые полчаса с 9:30 до 21–22 часов, а в другие месяцы – четырежды в день – в 10, 13, 14:30 и 16 часов.
Дата основания Страсбурга | 12 г. до н. э. |
Население города: | 275718 чел. (2013 г.) |
Площадь города: | 78,26 км² |
1. Район Соборной площади
1.1. Кафедральный собор Нотр-Дам
1.2. Дом Каммерцеля
1.3. Дворец Роган
1.4. Музей изящных искусств
1.5. Другие музеи дворца Роган
1.6. Площадь Гутенберга
1.7. Галантерейная улица
2. Площадь Клебера
3. Площадь Республики
4. Маленькая Франция
4.1. Дом кожевников
4.2. Крытые мосты
5. Церкви
5.1. Святого Павла
5.2. Святого Фомы
6. Музеи
6.1. Эльзаса
6.2. Нотр-Дам-де-Страсбур
6.3. Современного искусства
7. Европейский квартал
8. Заключение
Район Соборной площади
Самые известные здания архитектурного ансамбля Place de la Cathédrale – кафедральный собор и Дом Каммерцеля. Напротив собора расположена площадь Гутенберга, а в 150 м от него –дворец Роган. Между собором и площадью пролегает Галантерейная улица.
Кафедральный собор Нотр-Дам
Грандиозный собор из красноватого песчаника Cathédrale Notre Damede Strasbourg – один из крупнейших в Европе. Его строительство началось в 1015 г.,но первая постройка сгорела в 1176 г. Новое сооружение строилось ещё несколько столетий, но планировшаяся южная башня так и не была воздвигнута. В архитектуре собора преобладают готические черты, но южный портал решён в романском стиле. Западный фасад спроектировали немецкие архитекторы Ульрих фон Энсинген и Эрвин фон Штайнбах. Его потрясающая каменная резьба с фигурами святых, королей, аллегорий, мифических животных принесли собору всемирную славу.
Ступенчатый шпиль знаменитой северной башни высотой в 142 м создал в 1439 г. кёльнский мастер Иоганн Хюльц. После этого собор два века был самым высоким каменным зданием планеты. В конце XIX в. вандалы-революционеры собирались уничтожить шпиль, не вписывающийся в декларируемую ими концепцию всеобщего «равенства» (одним из элементов которой, видимо, была гильотина). Шпиль спас местный кузнец, водрузив на него красный фригийский колпак «свободы». К сожалению, множество статуй революцию не пережили. Это относится и к порталам собора, но они были восстановлены в XIX в.
В интерьере церкви установлены Horloge Astronomique, реконструированные в 1832 г. мастером Жаном-Батистом Швильге. Астрономические часы показывают время, восход,закат, фазу Луны, день недели, знак и эру Зодиака и точные даты праздников с «плавающими» датами. Осмотр часов платный, через отдельную северную дверь. Каждый день в 12:30 происходит мини-спектакль с движущими фигурками Христа и апостолов.
Кроме часов, в интерьере выделяются кафедра, орган, «столп ангелов»и витражи. Во время последней войны они были разобраны и увезены в Германии, но затем возвращены. Столп ангелов состоит из четырёх колонн и украшен двенадцатью скульптурами: четырёх евангелистов, играющих на рожках ангелов, и окружённого ангелами Христа на самом верху.
Дом Каммерцеля
На той же Дворцовой площади расположено здание, обращающее на себя внимание даже после ошеломляющего собора Нотр-Дам. Самое известное светское здание города – Maison Kammerzell, было построено в первой половине XVI в. для зажиточного торговца. Спустя полтора столетия его новый владелец – торговец сыром Мартин Браун, капитально переделал дом: от первоначального строения остался только каменный первый этаж, а остальные стали деревянными. Второй, третий и четвёртый этажи можно назвать ренессансно-фахверковыми, а верхний мезонет– фахверковой классикой.
Каждое из 75 окон средних этажей обрамлено ажурной резьбой, изображающей евангельские персонажи, мифологических существ, знаки зодиака и аллегорические фигуры.
Дом Каммерцеля занимает угол Соборной площади. Угловая балка украшена по-особенному. На ней сверху вниз изображены фигуры христианских добродетелей Веры с грифоном, Надежды с птицей феникс и Любви с двумя детьми и пеликаном. Грифон символизирует двойственную природу Христа, феникс –возрождение, а пеликан – самого Христа, пролившего собственную кровь за человечество.
Дом носит фамилию не Брауна, а своего ничем не примечательного владельца середины XIX в., что вряд ли можно считать справедливым. Сейчас в здании функционируют одноимённый трёхзвёздочный отель и ресторан.
Дворец Роган
Palais Rohan в стиле барокко был выстроен в первой половине XVIII в. по заказу кардинала де Роган-Субиза. В его руках была сосредоточена и светская власть, поэтому королевский архитектор де Котт воздвигнул настоящий дворец из светлого песчаника. В туристических материалах чаще всего представляется тыльный фасад, выходящий к реке.
Сооружение имеет квадратную форму с внутренним двором. Главный вход – через парадные ворота с коринфскими колоннами и балюстрадой со статуями.
Во дворце в дальнейшем жили не только поколения Роганов, но и некоторые монаршие особы. В немецкий период истории Страсбурга в нём сначала базировался университет, а затем – несколько музеев. Дворец Роган сильно пострадал от авианалётов последней войны: его восстановление заняло почти полвека.
Сейчас во дворце Роган функционируют три городских музея, рассматриваемые в отдельных подзаголовках.
Музей изящных искусств
На втором этаже размещён Musée des beaux-arts. Музей изящных искусств был основан в 1801 г. для хранения произведений искусства, конфискованных у казнённых аристократов и секуляризированных церквей. В дальнейшем собрание дополнилось дарами частных коллекционеров и самого Лувра. В результате в окраинном Страсбурге появился первоклассный музей, насчитывающий около девятисот картин, охватывающих период XIV–XIX вв. В ХХ столетии работы более поздних авторов передали Музею современного искусства.
В Музее изящных искусств демонстрируются картины европейских художников, среди которых – произведения Рафаэля, Боттичелли, Эль Греко, Ван Дейка, Рубенса, Гойи. Жемчужина коллекции – картина Рафаэля «Портрет молодой женщины». В музее представлена обширная коллекция фламандских натюрмортов.
Другие музеи дворца Роган
Действующий на первом этаже Musée des arts décoratifs состоит из двух частей. Экспонатами первой части Музея декоративного искусства служат сами кардинальские и королевские интерьеры с соответствующей отделкой. Наиболее впечатляют Зал синода, епископская гостиная, королевская опочивальня, библиотека.
Во второй части представлены картины, керамика, ювелирные украшения, мебель, часы, кованые изделия, заводные куклы XVII–XIX вв.
В цокольном этаже и подвалах развёрнут Musée archéologique (Археологический музей) с артефактами, относящимися к эпохам палеолита, неолита, бронзовому и железному векам, а также древнеримскому периоду. По богатству экспонатов и этот тематический музей отнюдь не рядовой, уступая во Франции только парижскому Национальному музею древностей. Особенность музея – много целых, а не разбитых экспонатов.
Площадь Гутенберга
Эта площадь известна с конца XVI в., но именем европейского первопечатника Иоганна Гутенберга она была названа в 1840 г., в 400-летнюю годовщину изобретения им книгопечатного станка. На Place Gutenberg выходит здание городской ратуши, а в её центре высится памятник Гутенбергу, за которым видно здание Торговой палаты, построенное в конце XVI в.
Первопечатник прожил в Страсбурге 10 лет в 1434–44 гг. К сожалению, его прижизненных портретов не сохранилось, поэтому памятник – целиком плод фантазии скульптора. Изобретатель держит в руках первую печатную Библию.
Галантерейная улица
Между площадью Гутенберга и Кафедральным собором пролегает Rue Mercière. Галантерейная улица – один из фахверковых оазисов Страсбурга. От домов на этой улице трудно оторвать взор. Фотография представляет дом № 4, на первом этаже которого действует сувенирный магазин Reflets-Alsace. В «Отблесках Эльзаса» можно купить керамику, вышивку, ликёры, вина, этнографическую посуду.
Площадь Клебера
Самая большая площадь Страсбурга – Place Kleber, с 1840 г. носит имя уроженца города – французского генерала Жана-Батиста Клебера. В периоды принадлежности города Германии её называли по-другому. Наполеоновский генерал прославился в 1800 г. своей победой над англичанами под Гелиополем в Египте. Он был также известен неуживчивым характером и, настроив против себя местных жителей, был убит в том же году арабским террористом.
Наполеон, которого Клебер при жизни прямо упрекал в бегстве из Египта, воспрепятствовал его торжественным похоронам. Гроб с телом Клебера 18 лет находился в замке Иф близ Марселя. Только в 1818 г. его останки захоронили в родном Страсбурге в склепе под памятником.
Архитектурный ансамбль площади Клебера составляют исторические особняки, в которых находятся административные учреждения, магазины и рестораны. Одно из исторических зданий – бывшая гауптвахта Обетт, украшена медальонами, изображающими композиторов – Моцарта, Глюка, Генделя, Шумана и других. Не следует, конечно, думать, что солдаты городского гарнизона были поклонниками классической музыки. Просто с 1870 г. здание бывшей гауптвахты было передано местной консерватории. Сейчас в нём действует развлекательный центр.
Площадь Республики
Ещё одна заметная площадь города – Placedela République. Построенная в конце XIX в. в немецком Страсбурге, она расположена между островным Старым городом и новыми домами на другом берегу реки Иль. Архитектурный ансамбль площади Республики составляют пять монументальных зданий, среди которых выделяется Рейнский дворец. Другие сооружения – Университетская библиотека, Национальный драматический театр, Префектура и Государственная налоговая инспекция. В центре площади находится сквер с памятником Павшим. Он изображает скорбящую по двум своим сыновьям: один из них погиб за Францию, а другой – за Германию.
Здание Рейнского дворца из жёлтого песчаника было построено для императора Вильгельма I по проекту архитектора Германа Эггерта. Оно сочетает в себе элементы нескольких архитектурных стилей – классического, барокко и ренессанса. В центре главного фасада над порталом находится массивный двухуровневый балкон с коринфскими колоннами. Он украшен скульптурами и рельефами, прославляющими Германскую империю.
Интерьер дворца выдержан в ренессансном стиле. Выделяются вестибюль с семипролётной парадной лестницей, два парадных зала, покои императора и императрицы. Ныне дворец занимают Управление по делам культуры и Комиссия по вопросам рейнского судоходства, поэтому туристов дальше вестибюля не пустят.
Маленькая Франция
В небольшом по площади районе PetiteFranceсосредоточена большая часть фахверковых домов Страсбурга. «Маленькая Франция» начинается от RuedesDentelles (Кружевной улицы) и заканчивается Ponts Couverts (Крытыми мостами). Этот квартал в Страсбурге, похожий на игрушечную деревушку, кажется специально созданным на радость туристам. Средневековые фахверковые дома, увитые цветами, вместе с небом отражаются в зеркале каналов,придавая кварталу романтичный вид. В нём действуют множество сувенирных и антикварных магазинчиков, кафе и кондитерских.
Однако его настоящая история, начиная с названия, куда прозаичней. Оно было дано кварталу в те времена, когда Страсбург принадлежал Германии. С XVI в. здесь жили кожевники и рыбаки. У них не было средств на сооружение каменных домов, поэтому строились более доступные деревянные фахверковые. Ремесло кожевников не назовёшь комфортным: оно сопровождалось кучей отходов и неприятными запахами.
Именно в этом районе в XVI в. городские власти решили изолировать больных сифилисом, который немцы называли «французской болезнью». Правда, сами французы всячески открещивались от этой сомнительной чести, называя сифилис итальянской или неаполитанской болезнью. От того госпиталя сохранился лишь… винный погреб. Оказывается, в то время вино считалось лечебным средством. Винный погреб действует по сей день. В одной из бочек хранится вино 1472 г.!
К «Маленькой Франции» можно дойти за 10 минут от Кафедрального собора. Наилучшая панорама «Маленькой Франции», Крытых мостов, а также Кафедрального собора открывается с Barrage Vauban (дамбы Вобана).Конструкция сооружения, спроектированная инженером Вобаном, позволяла, закрыв арки, быстро поднять уровень воды в реке Иль в оборонительных целях.
Хорошо рассмотреть квартал можно не только пешком, но и поводе, в рамках речной экскурсии по местным достопримечательностям (см. выше).
Дом кожевников
Самая известная улица квартала – ru edu Bain-aux-Plantes (ул. Лечебных Омовений), а самый известный дом на ней – Maisondes Tanneurs, расположенный совсем рядом с рекой. На крышах «Дома кожевников» сушили выделанную кожу. А внутри действовал «кожевенный офис», где проходили заседания гильдии.С 1949 г. на первом этаже здания функционирует популярный ресторан эльзасской кухни.
Крытые мосты
В конце квартала Petite France расположены построенные ещё в XIII в. Les Ponts Couverts. «Крытые мосты» в XVI-XIX вв. были обнесены стенами, покрыты кровлей,и имели четыре башни. Это сооружение обороняло речные подходы к городу. В конце XVIII в. кровлю разобрали, но мосты по инерции продолжают называть крытыми. Башни, из которых сохранились три, имеют мрачную историю: они служили тюрьмами, местом пыток и даже казней. Сейчас ничто не напоминает о тех временах и ансамбль крытых мостов – популярная туристическая достопримечательность.
Видимо, для пущего эффекта в целом ряде материалов Рунета «Крытые мосты» Страсбурга превратились в «Крылатые». Неужели публикаторы подобных статей представляют себе мосты парящими в небе?
Церкви
Святого Павла
В конце XIX в. Страсбург в составе провинции Эльзас отошёл к Германии. В городе обосновался прусский гарнизон, состоящий из лютеран. Église Saint-Paulпо проекту архитектора Лео Мюллера была возведена в 1897 г. для отправления из религиозных нужд. После Первой мировой Эльзас вернулся к Франции, но Церковь Святого Павла сохранила за собой лютеранская община Страсбурга.
Между устремлёнными в небо башнями церкви находится окно-розетка над тремя аркадами. Армейское происхождение церкви выражается в наличии целых 16 входных порталов. Согласно немецкому гарнизонному уставу, офицеры и солдаты были обязаны посещать и покидать церковь через отдельные двери согласно званию и должности.
В интерьере выделяется великолепный орган, созданный знаменитым мастером Эберхаром Валькером.
Святого Фомы
Самая большая лютеранская церковь Страсбурга – Église Saint-Thomas. Сооружение в романском стиле было построено в XII–XV вв. Церковь св. Фомы была первой протестантской в Эльзасе.
Церковь внутри – своеобразный музей надгробий. Самое известное – маршала XVII в. Морица Саксонского, созданное придворным скульптором Жаном Батистом Пигалем по велению Людовика XV.
Музеи
Эльзаса
Открывшийся в 1902 г. Musee Alsacien функционирует в нескольких старых городских зданиях, соединённых проходами между собой.
Этнографический музей посвящён культуре, ремёслам и быту исторической области Эльзас. На территории музея Эльзаса под открытым небом находятся старинные домики с воссозданным интерьером XVIII – XIX вв. с изразцовыми печами и каминами. Посуда, кухонная утварь, мебель, одежда, игрушки разыскивались в деревнях буквально по чердакам и кладовкам.
Нотр-Дам-де-Страсбур
Museedel’OeuvreNotre-Dame– двухпрофильный музей. Он содержит экспонаты, связанные как с историей собора, так и с нынешним регионом Верхний Рейн, занимающим территорию исторического Эльзаса. Как бы подчёркивая это, музей занимает два здания, построенных в XIV и XVI вв. соответственно в готическом и ренессансном стиле.
Первая часть собрания представлены планы и чертежи собора с вариантами многочисленных перестроек, как реализованных, так оставшихся на бумаге. В этом «музее в музее» можно посмотреть статуи, снесённые со стен собора революционным вандализмом. Эта часть экспозиции дополняет сведения о Кафедральном соборе, полученные во время посещения оного.
Вторую же часть музея можно считать продолжением музея Эльзаса. В ней демонстрируются редкие скульптуры, резные и расписанные панели, культовая утварь, мебель, в том числе ранее принадлежавшие закрывшимся церквям. Выделяется коллекция витражей, некоторые из которых относятся к XI в.
Современного искусства
Musee d’Art Moderne et Contemporain de Strasbourg обязан своим появлением одному из жителей региона, подарившему городу свою обширную коллекцию. Затем к ней добавились подарки аналогичных французских музеев. В 1998 г. для музея построили модернистское здание в форме стеклянного куба.
Нынешняя экспозиция состоит из разделов «Модернистское искусство», «Современное искусство», «Графика» и «Фотография». В первом разделе любители современного искусства могут увидеть произведения именитых художников – Моне, Гогена, Ренуара, Брака, Пикассо, Шагала, Кандинского и других.
Европейский квартал
Страсбург – место дислокации двух десятков трансъевропейских организаций, главными из которых являются Совет Европы, Европейский парламент и суд по правам человека. Постановления первых носят рекомендательный характер, а решения ЕСПЧ – обязательный. Но его вердикта приходится ждать годами из-за огромного количества жалоб граждан европейских стран на действия своих властей.
Все организации расположены в «Европейском квартале», занимающем несколько городских районов – Робертсау, Вакен и Оранжери. Здания штаб-квартир трансъевропейских организаций, выстроенные в стиле хай-тек, разительно отличаются от исторического Страсбурга.
ЕСПЧ функционирует во Дворце прав человека, сданным в эксплуатацию в 1995 г. Здание имеет Большой и Малый залы судебных заседаний и 18 конференц-залов.
Во все здания евроинститутов можно заранее записаться на групповую экскурсию на их официальных сайтах. При посещении необходимо быть готовыми к усиленным мерам безопасности и всегда иметь при себе документы.
Заключение
Дворцы, церкви, площади, музеи, фахверковые дома и современные модернистские здания отлично уживаются в этом городе, переставшем быть яблоком раздора и ставшем символом сотрудничества.
оценивших 3, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: