Бахчисарай: достопримечательности, интересные места
Бахчисарай – центр одноимённого крымского района и бывшая столица Крымского ханства. Город сформировался вокруг новой резиденции крымских ханов, основанной в 1532 г. в двух километрах от прежней столицы – Салачика. Название дворца и города в переводе означает «Сад-дворец».
Правившая с XV в. ханством династия Гиреев первоначально было лояльна к России. Ситуация изменилась после присоединения Крымского ханства к турецкой Османской империи. В 1571 г. крымский хан Девлет Гирей предпринял поход на Москву, в результате которого значительная часть города была сожжена. Некоторое время после этого Московское государство платило дань Крымскому ханству.
Соотношение сил изменилось в XVIII в. Нападать стала Россия. В 1736 г. уже Бахчисарай в ходе русско-турецкой войны был сожжён русской армией. Но вплоть до депортации в 1944 г. крымские татары оставались этническим большинством в городе.
Нынешний город условно может быть разделён на три части. Старый город в долине реки Чурук-Су – крымскотатарский оазис с узкими кривыми улочками и традиционными домиками. В Новом городе доминирует послевоенная советская застройка. В третьей части преобладают частные дома с небольшими приусадебными участками, построенные в 90-е годы вернувшимися из районов депортации крымскими татарами.
Дата основания Бахчисарая: | 1532 г. |
Население города: | 26572 чел. (2019 г.) |
Площадь города: | 29, 285 км² |
1. Дворцовый комплекс
1.1. Ханский дворец
1.2. Фонтанный дворик
1.3. Другие сооружения дворцового комплекса
2. Крепость Чуфут-Кале
3. Монастырь Качи-Кальон
4. Мечеть Тахталы-Джами
5. Свято-Успенский монастырь
6. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери
7. Парк миниатюр
8. Заключение
Дворцовый комплекс
Этот комплекс, часто называемый Бахчисарайским или Ханским дворцом (Хансараем) по имени главного сооружения, представляет собой мини-город. Комплекс, основанный в 1532 г. при хане Сахибе I Герае, отражает представление о мусульманском рае, в который каждый последующий правитель добавлял что-то своё.
Основные сооружения Дворцового комплекса:
- Парадные ворота Демир-Капы, воздвигнутые в 1508 г. в другом месте, но затем перенесённые к дворцу;
- Большая Ханская мечеть, сооружённая в 1532 г.;
- Бани Сары-Гюзель, построенные в том же году;
- Ханский дворец с прилегающей площадью;
- Фонтанный дворик;
- Гаремный корпус с садом, беседками и фонтанами;
- Северные ворота, к которым ведёт мост через реку Чурук-Су.
Ханский дворец
Как отмечалось выше, в ходе русско-турецкой войны в 1736 г. Бахчисарай был взят русскими войсками и сожжён. Сильно пострадал и Ханский дворец. К счастью, капитан русской армии Манштейн успел составить его подробный план. Однако многочисленные попытки восстановления дворца, предпринимавшиеся крымскими ханами в XVIII в. и русскими властями в XIX столетии, не опирались на этот план и были неудачными.
В 1921 г., в весьма далёком от первоначального вида дворце, открылся Музей истории и культуры крымско-татарского народа. Многие его экспонаты во время оккупации были расхищены немецкими и румынскими войсками. А после депортации крымских татар часть экспонатов была передана в другие советские музеи.
В 1955 г. прежний музей был преобразован в Бахчисарайский историко-археологический музей Крыма. В 1961–64 гг., наконец, была проведена качественная реставрация дворца на основе плана Манштейна, в результате которой ханская резиденция приобрела первозданный вид.
Ханский дворец, особенно по сравнению с алупкинским дворцом Воронцова и ялтинским Ливадийским, выглядит довольно скромно, но весьма колоритно. Лучшим во дворце считается Зал Дивана. Так именовался верховный орган Крымского ханства.
Висящая в центре потолка хрустальная люстра появилась в этом зале к приезду в Крым Екатерины II. Эта европейская деталь интерьера выглядит инородным элементом среди восточных ковров, подушек и геометрических и растительных орнаментов.
Фонтанный дворик
В 1733 г. во дворике, рядом с Малой дворцовой мечетью, был сооружён фонтан «Магзуб» («Позолоченный») с позолоченными орнаментом и рельефными надписями. Этот фонтан предназначался для ритуального омовения перед молитвой.
Куда более известен другой фонтан, внешне выглядящий гораздо скромнее. Воспетый Пушкиным «Фонтан слёз» появился во дворике в 1764 г. Первоначально он стоял в гробнице жены старого хана Деляре. К приезду в Крым Екатерины II его перенесли в придворцовый Двор фонтанов.
Согласно легенде, жестокосердный хан Кырым-Гирей безумно влюбился в Деляре Бикеч. Титул «Бикеч» указывает, что Диляре была придворной экономкой. Считается, что она стала любимой женой хана, но была отравлена другим жёнами. Потрясённый её кончиной, хан приказал похоронить Деляре в специально построенном на территории дворцового комплекса мавзолее, а иранскому мастеру Омеру заказал фонтан, камень которого должен был плакать.
«Фонтан слёз» представляет собой небольшое пристенное сооружение с резным фронтоном и расположенными друг под другом чашами. Вода из отверстия в виде цветка по капле сочится в верхнюю чашу, затем постепенно переливается в нижние. В результате создаётся впечатление стекающих по камню слёз.
Во время южной ссылки в 1820 г. в Ханском дворце побывал Пушкин. Это посещение вдохновило его на стихотворение «Фонтану бахчисарайского дворца» и поэму «Бахчисарайский фонтан». Следует, однако, отметить, что в обоих произведениях Пушкина, вместо реально существовавшей Деляре, фигурирует вымышленная польская наложница Мария, также павшая жертвой внутригаремных интриг.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.
Другие сооружения дворцового комплекса
Большая ханская мечеть или Хан-Джами представляет собой двухэтажное здание с двумя вздымающимися к небу 20-метровыми минаретами с балконами. У мечети было два входа – общий и отдельный для хана. Он вёл в специальную ханскую ложу на балконе. К мечети примыкает кладбище, на котором захоронено девять крымских ханов. Нынешняя мечеть – действующий мусульманский храм.
Банный корпус дворца называется Сары-Гюзель, что означает «Жёлтая красавица». Первоначально в корпусе отсутствовали окна, а свет внутрь помещения проникал только сквозь отверстия в куполе, сделанные в форме звёзд и мусульманских полумесяцев. Старая баня использовалась по своему прямому назначению до 20-х годов XX в.
Парадный вход в Хансарай – портал Демир Капы («Железная дверь»). Дубовую дверь, покрытую кованым железом, обрамляет каменный резной портал с полукруглым фронтоном. Он декорирован резными листьями, цветами и жемчужными нитями.
Портал построен венецианским архитектором Алоизио Ламберти да Монтаньяна, заехавшим в Крым по пути в пригласившую его Московию. Предполагается, что «портал Алевиза», построенный раньше основания Хансарая, первоначально украшал Девлет Сарай.
Летняя беседка, служившая местом отдыха для хана и его окружения, первоначально была открытой с трёх сторон. После пожара 1736 г. её перестроил всё тот же мастер Омер, усилив колонны и надстроив второй этаж. В ходе реконструкции под руководством архитектора Колодина в 20-х годах XIX в. она была обшита деревянными панелями и остеклена.
Гаремом («запретное») называли жилое помещение на территории Хансарая, в котором проживали женщины. Кроме четырёх ханских жён, это были незамужние сёстры и дочери ханов и женская прислуга. Первоначально под гарем были отведено четыре здания, из которых сохранилось одно, состоящее из трёх комнат.
Крепость Чуфут-Кале
В 2,5 км от Бахчисарая, на горном плато Бурунчак, расположен средневековый пещерный город-крепость Чуфут-Кале. Предположительно город, который населяли греки, готы и аланы, возник как укреплённое поселение Византии в VI в. Затем его контролировали кыпчаки, золотоордынцы и караимы. После образования Крымского ханства город с тогда ещё кыпчакским именем Кырк-Ер стал резиденцией первого крымского хана.
После основания новой столицы на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, в крепости остались только караимы и крымчаки (две тюркоязычные еврейские общины). С XVII в. за ней закрепилось название Чуфут-Кале, которое переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость». В ней содержались высокопоставленные пленники Крымского ханства.
После присоединения Крыма к Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков в других городах Крыма аннулировали, чем они и воспользовались. В XIX в. Чуфут-Кале почти полностью обезлюдел. Несмотря на это, в нём побывало множество известных людей, начиная с Екатерины II.
К нынешним руинам крепости ведёт пешеходная тропа с единственной стороны. Остальные три – неприступные отвесные скалы. На территории бывшей крепости сохранилось несколько построек. Это – развалины крепостной стены и мечети, мавзолей дочери хана Золотой Орды Джаныке-ханым, построенный в 1437 г., две караимские кенассы и жилая усадьба. В ней действует небольшой музей, посвящённый культуре караимов. Можно также осмотреть вырубленные в пещерах амбары и сараи.
Монастырь Качи-Кальон
В 8 км от Бахчисарая, между сёлами Предущельное и Баштановка, в долине реки Качи расположен средневековый пещерный монастырь, носящий имя великомученицы IV в. Анастасии Узорешительницы. Предполагается, что его рядом с поселением Качи-Кальон в VIII в. основали монахи, бежавшие из Византии в период иконоборчества. По одной из версий, эта обитель подчинялась находящемуся поблизости Свято-Успенскому монастырю.
В 1778 г., в короткий период существования независимого Крымского ханства, в Качи-кальон от его властей скрывался православный митрополит Игнатий – инициатор переселения христиан в Приазовье. После исхода христиан (греков, армян и итальянцев) монастырь опустел и был заброшен.
В середине XIX в. обитель была возрождена усилиями архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. Она просуществовала до 1932 г. В 2005 г. вблизи прежнего места стал функционировать скит, подчинённый Свято-Успенскому монастырю. Современному туристу доступны для осмотра четыре грота и источник св. Анастасии. В первом гроте находились церковь святой Софии и винодельня с винодавильней. Во втором гроте было оборудовано общежитие монахов, а в четвёртом, самом большом – действовал монастырь св. Анастасии.
Для посещения монастыря сначала следует от автостанции Бахчисарая автобусом, следующим в село Синапное, доехать до деревни Предущельное. От неё нужно продолжить движение по асфальтированной дороге в направлении уехавшего автобуса. Ориентиры: нависшая над дорогой скала, затем группа высоких тополей, источник Таш-Аир-Чокрак, ещё один скальный навес с красно-жёлтыми пятнами – остатками древней росписи. Через несколько сот метров слева дороги – табличка «Качи-Кальон». Посмотрев на скалу, можно увидеть вырезанный на скале крест и усмотреть её сходство с кораблём (Качи-Кальон в переводе – «Крестовый корабль»).
После осмотра скита Качи-Кальон уехать обратно в Бахчисарай можно от остановки того же автобуса в селе Баштановка.
Мечеть Тахталы-Джами
В Бахчисарае, кроме ханских, есть и другие мечети, самая старая из которых – Тахталы-Джами. Она была построена в 1707 г. дочерью крымского хана Бекхан Султанхани. При строительстве в середине каменной кладки устанавливались деревянные доски для большей прочности на слабом грунте. Технология постройки отражена в названии, которое можно перевести как «Дощатая мечеть».
Лишённый украшений фасад выглядит скромно. Выделяется 16-гранный минарет с балконом, декорированным красивой резьбой. Минарет мечети, как и было задумано, виден с любого места старого города.
В советский период здание мечети использовалось для хозяйственных нужд. В 1979 г. она получила статус архитектурного памятника, а в 90-е – возвращено мусульманам.
Свято-Успенский монастырь
Основание этого монастыря в VIII в. покинувшими Византию монахами историки связывают с их преследованиями на родине со стороны светских властей. Последние кампанией иконоборчества стремились ограничить огромное влияние церкви.
Кроме Успенского монастыря, византийские монахи основали ещё несколько других, но те были разрушены татарами в XIII в. А Успенский монастырь в XV–XVIII вв. был оплотом православия в Крыму и резиденцией Готфского митрополита, подчинявшегося Константинопольской православной церкви.
Согласно местной легенде, место основания Свято-Успенского храма указала чудотворная икона, появившаяся на скале в урочище Мариам-Дере («Ущелье Марии») в ночь на Успение Богородицы. К ней прорубили в скале лестницу, затем выдолбили храм, вокруг которого впоследствии возник монастырь. Интересно, что икону Богоматери почитали и мусульмане. Свято-Успенскому монастырю покровительствовали и русские монархи.
После окончания первой русско-турецкой войны в 1974 г. и до присоединения Крыма к Российской империи в 1983 г. Крымское ханство было независимым государством. Для разрядки сложных отношений между мусульманским большинством и христианским меньшинством в 1778 г., при содействии России, более половины греков, армян и католиков была переселена в Россию, в основном в Приазовье. Выходцы из греческой деревни Мариамполь основали там город Мариуполь. С 1781 г. монастырь был преобразован в скромную греческую приходскую церковь.
С середины XIX в. монастырь возобновил свою деятельность. К началу XX в. на территории обители действовали пять церквей и множество вспомогательных помещений. В 1921 г. монастырь был закрыт, а монахи – репрессированы. В годы Великой Отечественной войны в помещениях бывшего монастыря размещался военный госпиталь, а после войны – психоневрологический диспансер.
В постсоветское время монастырь был возвращён церкви. Его восстановление продолжается. Главная реликвия – копия чудотворной иконы Богоматери (оригинал переселенцы увезли с собой в Мариуполь). В настоящее время монастырь по количеству насельников – крупнейший в Крыму.
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери
Эта церковь была возведена в 1913 г., в рамках празднования 300-летия царствования династии Романовых. Его основоположник – Михаил Феодорович, был благословлён на царствование именно Феодоровской иконы Божией Матери, которая с тех пор стала считаться фамильным образом Романовых. Поэтому иностранные принцессы, выходившие замуж за русских царей и великих князей, принимали отчество Феодоровна.
В 30-х годах XX в. церковь была закрыта, колокольня разобрана, а помещение стали использовать как конюшню, а затем – зернохранилище. В послевоенную религиозную оттепель, вопреки ожиданиям, здание церкви продолжжали использоватьне по назначению – как кинотеатр. После возврата церкви верующим, на их пожертвования началась её реставрация, завершившаяся в 2013 г. к столетию освящения.
В настоящее время происходит постепенная замена куполов церкви на золочённые.
Главная святыня церкви – список чудотворной иконы, выполненный с оригинала в Богоявленском соборе Костромы.
Парк миниатюр
Бахчисарайский парк миниатюр – крупнейший в Крыму. В нём на территории в 2,5 га представлено более 70 макетов архитектурных достопримечательностей Крыма в 25-кратном уменьшении.
Оригиналы некоторых макетов в настоящее время реконструируются и недоступны туристам. А в парке ничто не мешает посетителям в деталях рассмотреть Собор Петра и Павла в Севастополе, виллы Симеиза, караимскую кенассу в Симферополе. География демонстрируемых макетов выходит за пределы Крыма. Есть также макеты монументов киевской «Родины-Матери», сталинградской «Родина-Мать зовёт!» и нью-йоркской Статуи Свободы.
Кроме основного парка, на его территории расположены два мини-парка, ориентированные на детей. Мультипарк населяют персонажи любимых детских мультфильмов,
а контактный зоопарк – поросята, козлята, павлины, куры и утки. Они с удовольствием позволяют детям покормить и погладить себя.
Заключение
«Крымский Стамбул» – интересное сочетание мусульманских мечетей и мавзолеев с православными храмами и монастырями.
оценивших 4, оценка: 3,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: