Коломна: достопримечательности города
Подмосковный город Коломна, находящийся в 120 км от Москвы, был основан в середине XII в. По одной из версий происхождения названия, оно происходит от латинского слова columna, т.е. «колонна» (она изображена на гербе города), Другой вариант – «ломание» (резкая смена русла) реки Оки в городской черте. Через Коломну протекает и Москва-река, сливающаяся с Окой.
Большинство достопримечательностей, включая главную из них – Коломенский Кремль, сосредоточено в центральной части города. На площади перед Кремлём в 2007 г. была установлена величественная бронзовая статуя Дмитрия Донского, который называл Коломну своим любимым городом. Великий русский князь изображён в ратных доспехах на коне.
Дата основания Коломны: | 1177 год. |
Население города: | 142 691 чел. (2018 г.) |
Площадь города: | 65,1 км² |
1. Коломенский Кремль
2. Религиозные сооружения
2.1 Успенский собор в Коломне
2.2 Тихвинская церковь
2.3 Новоголутвин Свято-Троицкий монастырь
2.4 Брусенский Успенский монастырь
2.5 Богоявленский Староголутвин монастырь
2.6 Бобренёв монастырь Рождества Богородицы
2.7 Церковь Иоанна Предтечи в Коломне
2.8 Церковь Архангела Михаила в Коломне
2.9 Церковь Николы на Посаде
3. Музеи города Коломны
3.1 «Коломенская пастила»
3.2 Музей «Дом самовара» в Коломне
3.3 Музей «Коломенский Калачъ»
3.4 «Тайны коломенской медовуши»
3.5 Музей любимой игрушки в Коломне
3.6 Музей «Кузнечная слобода»
3.7 Усадьба купцов Лажечниковых в Коломне
3. Заключение
Коломенский Кремль
В XVI в. каменные стены Кремля периметром 2 км заменили существовавшие деревянные. Их высота достигала 21 м, а толщина – 4,5. До наших дней дошли фрагменты стен и семь из первоначально построенных 17 башен. Печально, что в разборке средневековых стен на стройматериал активно участвовали сами горожане. Этот вандализм был прекращён только после специального указа Николая I.
Одна из сохранившихся башен называется Коломенской или Маринкиной. Второе название связано с версией, согласно которой в ней была заточена и скончалась активная участница Смутного времени, жена Лжедимитрия Марина Мнишек.
Некоторые архитектурные детали, схожие с североитальянскими крепостями, дают основание полагать, что в строительстве коломенского Кремля участвовал итальянский архитектор Алевиз Фрязин, работавший и в московском Кремле.
На территории Кремля соседствуют культовые, исторические и обычные жилые постройки. Здесь расположены Успенский кафедральный собор, Новолутвинский и Успенский Брусенский женские монастыри и церкви – Тихвинская, Воскресенская и Крестовоздвиженская. В центре Кремля находится Соборная площадь. Её архитектурный ансамбль образовался в течение двух столетий последовательной постройкой Успенского собора, его колокольни, затем надвратной колокольни Новоголутвина монастыря, и, наконец, Тихвинской церкви. Уже в нашем веке на Соборной площади появился памятник создателям кириллицы – Кириллу и Мефодию.
Религиозные сооружения
Успенский собор в Коломне
Собор Успения Пресвятой Богородицы значительно старше Кремля. Он был основан в XIV в. после первой победы князя Дмитрия Донского над татарами. Возвращение воинов в город совпало с днём Успения Святой Богородицы. В этом соборе молились Дмитрий Донской перед Куликовской битвой и Иван Грозный перед победным походом на Казань.
К XVII в. собор обветшал, и его пришлось разобрать. Новый пятиглавый храм на его месте, построенный Мелентием Алексеевым, оказался прочнее, и дошёл до наших дней.
В том же XVII в. была сооружена необычно широкая 40-метровая шатровая колокольня собора. Роспись стен храма была произведена в начале XIX в.
С Успенским собором была связана деятельность святителей Иова и Филарета, и священнослужителя Димитрия Вдовина. В 1929 г. собор был закрыт, а в 1989 г. – возвращён РПЦ. Спустя 10 лет, после восстановления настенной росписи, собор был заново освящён.
Главная святыня собора – Донская икона Божией Матери, предположительно написанная Феофаном Греком. Эта реликвия была с Дмитрием Донским во время Куликовской битвы. Перед ней молился Иван Грозный накануне Казанского похода. После взятия Казани царь увёз икону в Москву. Ныне она находится в Третьяковской галерее, а в Успенском соборе с того времени икону заменяет её список.
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь первоначально была построена в XVIII в. Спустя век её разобрали, и соорудили новую пятиглавую в псевдорусском стиле. С востока она примыкала к колокольне.
Церковь названа в честь написанной евангелистом Лукой иконы Божией Матери, обретённой близ города Тихвина. Новая церковь имела три алтаря: главный, во имя этой иконы, левый – в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и правый, посвящённый иконе Божией Матери «Утоли моя печали».
В советское время церковь была закрыта, купола снесены, а внутреннее убранство – уничтожено. После возвращения церкви верующим в ней коломенскими мастерами были проведены масштабные восстановительные работы. Богослужения в церкви возобновились даже раньше, чем в Успенском соборе.
Новоголутвин Свято-Троицкий монастырь
На территории нынешнего монастыря с XIV в. располагалась Коломенская епархия. В неё входили Архиерейский дом и корпус, Троицкая церковь и Духовная семинария. В самом конце XVIII в. императорским указом епархия была упразднена. Церковные власти оперативно перевели в освободившиеся помещения монахов Богоявленского Голутвинского монастыря с целью сохранения за церковью этих сооружений. Начиная с этого момента, кремлёвский Свято-Троицкий монастырь стал именоваться Новоголутвиным, а городской Богоявленский – Староголутвиным.
К середине XIX в. на территории монастыря появились новые церкви и 55-метровая жёлтая колокольня. В советское время монастырь закрыли, но в 1977 г. его помещения начали реставрировать. Спустя десятилетие монастырь вернули РПЦ, но он стал женским.
Главное сооружение монастыря – церковь Пресвятой Троицы в стиле русского барокко. На белокаменных стенах выделяются изящные окна, декорированные багряными наличниками. На заднем плане фотографии видна верхняя часть красивой светло-жёлтой колокольни.
Мозаичные полы и иконостас из красного дерева монахини создали своими руками. На стенах и потолке усилиями реставраторов, удаливших 12 слоёв краски, вновь можно видеть прекрасную роспись XIX в.
В 1990 г. в подклети Троицкой церкви была освящена новая церковь в честь блаженной Ксении Петербургской. Церковь известна необычным керамическим иконостасом, изготовленным монахинями.
Сейчас в монастыре живут свыше 80 монахинь и инокинь, причём не только из России. Они ведут довольно активный образ жизни. В монастыре функционирует Православный медицинский центр с врачами-монахинями, а также собачий питомник, где разводят и содержат редких монголо-бурятских собак и среднеазиатских овчарок. Насельницы вышивают, работают в иконописной, керамической и столярной мастерских. Церковный хор выезжает на богослужения в другие храмы России, и даже за её пределы.
Брусенский Успенский монастырь
Основание монастыря относят к 1552 г., и связывают с третьим походом Ивана Грозного на Казань. Предполагается, что царь заложил монастырь по возвращении из оказавшегося успешным похода. Изначально большинство его строений делались из деревянного бруса, поэтому монастырь стали называть «брусенным» или «брусенским». Первыми насельниками первоначально мужского монастыря стали некоторые участники победного Казанского похода.
В Смутное время монастырь пережил упадок. После Смуты монастырь стал женским. Среди монахинь были и особы из знатных семей. После упразднения коломенской епархии Брусенский Успенский монастырь приписали было к Успенскому Тульскому, и даже переселили туда игуменью и монахинь. Затем по просьбе коломенских жителей Священный Синод отменил своё решение.
Период расцвета монастыря – XIX в. В советское время монастырь был закрыт. Его сооружениям были причинены значительные разрушения, а монахини были изгнаны или репрессированы. К счастью, масштабные реставрационные работы вернули ему почти первоначальный облик.
Главное сооружение монастыря – пятикупольный Крестовоздвиженский собор, воздвигнутый в середине XIX в. Он стал украшением не только монастыря, но и всего Кремля. На краснокирпичных стенах его фасада выделяются белокаменные резные детали.
Главной реликвией Брусенского монастыря был список Казанской иконы Божией Матери, утраченный в советское время. Сейчас список воссоздан по найденной в архивах копии.
Богоявленский Староголутвин монастырь
В XV в., в месте слияния Оки с Москвой-рекой, был основан Богоявленский Голутвин монастырь. Считается, что это событие произошло при участии Дмитрия Донского и Сергия Радонежского после заключения мира между двумя русскими княжествами – Московским и Рязанским. Необычное название связано с местностью Голутвино. Предполагается, что слово «голутва» означает лесную просеку (по дороге от Коломны к Окской переправе).
В самом конце XVIII в., после упразднения Коломенской епархии, и перевода части братии на территорию Кремля, монастырь стал называться Староголутвиным. Его главный храм – Богоявленский собор. В действующей мужской обители функционируют также церковь Сергия Радонежского и Введенский надвратный храм.
Бобренёв монастырь Рождества Богородицы
Этот монастырь расположен в примыкающем к Коломне селе Старое Бобренёво на другом берегу Москвы-реки. Его панорама хорошо просматривается с Соборной площади Кремля.
Обитель была построена Дмитрием Донским как благодарность Богородице за победу в Куликовской битве. В XVIII в. монастырь потерял самостоятельность, и вошёл в состав Новоголутвина. В следующем веке на территории монастыря была построена бело-голубая Феодоровская церковь. В ней хранится известная одноимённая икона Божией Матери, считавшаяся покровительницей царской династии Романовых. (Именно поэтому при принятии православия нерусские жёны самодержцев получали отчество «Фёдоровна».)
Основных церквей в монастыре две – Рождества Богородицы (на заднем плане) и Феодоровская. Акустика церкви Рождества Богородицы уникальна: она создаёт иллюзию многоголосого пения.
Монастырь можно посетить бесплатно: приветствуются пожертвования.
Церковь Иоанна Предтечи в Коломне
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи была построена давно – в начале XIV в. в селе Городище, ныне входящем в городскую черту.
Слева от входа на стене церкви можно увидеть барельеф, именуемый «коломенским зверем». Оригинал барельефа, ныне находящийся в Коломенском краеведческом музее, как ни странно, принадлежал известному золотоордынскому хану Батыю. В 1238 г., ещё до постройки храма, в сражении с ним погиб князь Роман Рязанский.
Нынешняя Иоанно-Предтеченская церковь частично сохранила первоначальный облик. Наибольшую ценность представляет аскетичный иконостас, выполненный на неотёсанных досках. Единственная из сохранившихся икон – «Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», хранится в запасниках Третьяковской галереи. В церкви присутствую и компоненты, перестроенные и дополненные в XVI и XVIII вв.
Церковь Архангела Михаила в Коломне
Воздвигнутая в 1700 г. на месте существовавшей деревянной, каменная церковь Архангела Михаила – самая большая в Коломне. Нынешний вид здания – результат кардинальной перестройки XIX в.
В неблагоприятное для многих храмов советское время в церкви действовал Краеведческий музей, благодаря чему серьёзных разрушений фасада удалось избежать. Гораздо меньше повезло интерьеру церкви и её колокольне, восстановленной практически с нуля. Сейчас внутри церкви – немногочисленные иконы и Палехский иконостас.
Внешний вид церкви довольно необычен. Маковка установлена не на барабане, а на ротонде. Вход в церковь напоминает парадное крыльцо дворца или театра.
Церковь Николы на Посаде
Ещё одно оригинальное религиозное сооружение – церковь Николы на Посаде.
Здание в стиле московского узорочья похоже на сказочный терем. В его верхней части –105 резных каменных кокошников. Необычно не только здание, но и идущие в нём богослужения: ведь церковь принадлежит старообрядцам.
В летописях конца XVI в. упоминается деревянная церковь Николы Мокрого на посаде (т. е. вне тогдашних городских стен). Николай Чутотворец был назван «мокрым», видимо, по иконе, на которой он спасает упавшего в воду младенца. Каменная церковь на этом месте была построена в начале XVIII в. По неизвестной причине «изюминки» здания – кокошники и наличники, были уничтожены в конце того же столетия, а восстановлены… в советское время. Правда, в 30-е годы XX в. были утрачены иконы и фрески интерьера.
Музеи города Коломны
Кроме первоклассных церквей и монастырей, Коломна известна своими многочисленными оригинальными музеями.
«Коломенская пастила»
«Музей исчезнувшего вкуса» расположен в старинном деревянном доме, где в XIX в. была кондитерская лавка купца Суранова.
Он не очень-то соответствует своему названию. Скорее, это музейная фабрика пастилы. После наблюдения за процессом изготовления лакомства следует чаепитие с только что приготовленной пастилой. Собственные вкусовые рецепторы убеждают посетителей в том, что вкус пастилы вовсе не утрачен, а вполне реален. Мало кто из туристов уходит без сувенира в форме красиво упакованной пастилы.
Посетившие музей туристы узнают, что в производстве классической пастилы употребляются только кисловатые сорта яблок – антоновка или титовка. Пюре из фруктовой мякоти смешивается с белками и мёдом, и взбивается. После сушки пластинки пастилы отправляются в печь. После выемки лакомство режется на полоски и посыпается сахарной пудрой.
Музей «Дом самовара» в Коломне
В соседнем здании находится музей самоваров.
Изобретённый в Китае самовар появился на Руси только в середине XVIII в., но сразу стал родным. Уже в конце того же столетия в Туле выпускалось 120 тыс. самоваров в год.
Кроме четырёх сотен самых разных самоваров, здесь можно видеть и другие предметы прежнего быта – утюги, керосиновые лампы, русскую печь, прялки, старинную одежду. В кафе при музее подаются исконно русские блюда по домашним рецептам.
Музей«Коломенский Калачъ»
Аналогично «Коломенской пастиле», это заведение – симбиоз производства, музея и кафе.
История производства калачей восходит к XVI в. Выпекавшие их калачники считались хлебной элитой, в гильдию которых простые булочники не допускались. Посетители также знакомятся с версиями происхождения самых распространённых в прежние времена гиреобразных калачей. Считалось, что отверстие использовалось для подвешивания на закреплённую горизонтальную палку в кладовке, делая калачи недосягаемыми для мышей. По другой версии, такая форма позволяла простому люду во время работы, не моя рук, съедать «гирю», после чего выбросить держательную «ручку».
Музей «Калачная» находится в отреставрированном каменном особняке XIX в. Для выпечки калачей используется двухподовая русская печь, растапливаемая исключительно берёзовыми дровами. Кульминация экскурсии – дегустация калачей со сливочным маслом и чаем.
«Тайны коломенской медовуши»
Такой погреб был почти в каждом боярском или купеческом доме. Музей «Тайны коломенской медовуши» расположился в отреставрированных винных погребах купеческого дома XIX в.
Музей – своеобразный симбиоз старины и современных технологий. Спустившихся в погреб гостей встречает виртуальная ключница-гид и вполне реальный медовар.
После повествования о медовых традициях Коломны посетители под руководством медовара готовят медовый сбитень и дегустируют разные сорта мёда. После этого в магазине «Золотой улей» можно приобрести медовые продукты – пряники, сиропы, бальзамы, вина.
Музей любимой игрушки в Коломне
В 2014 г. в Коломне открылся ещё один частный музей на основе коллекции рукодельницы Ирины Куликовой.
В музее – настоящее раздолье для детей. Хоть на час вернуться в собственное детство будет приятно и взрослым.
Кроме кукол, мишек, солдатиков, миниатюрной мебели и посуды, лошадей-качалок, можно увидеть антикварные куклы, изготовленные в Гжели, Гудкове и Дунаеве.
Музей «Кузнечная слобода»
Ещё один сравнительно молодой коломенский музей – «Кузнечная слобода», открытый в 2010 г.
Экспозиция музея насчитывает семь тысяч изделий кузнечного ремесла. Их лучшие образцы приближаются к уровню искусства. Здесь можно увидеть воинские доспехи, начиная с домонгольского периода до прошлого века, а также предметы прежнего домашнего обихода – весы, старые чайники, утюги.
Усадьба купцов Лажечниковых в Коломне
Один из основателей русского исторического романа, уроженец Коломны Иван Лажечников, принадлежал к местной купеческой династии. В середине XVIII в. Лажечниковы начали строительство имения недалеко от Кремля. В XIX в. усадьба была значительно расширена. В её сохранившемся главном здании ныне действует культурно-музейный центр «Усадьба купцов Лажечниковых».
Кроме экспонатов, связанных с историей рода Лажечниковых, здесь широко представлены домашние бытовые предметы ушедшей Руси. Ухваты, весы, старинная мебель соседствует с проводящимися костюмированными представлениями и современными интерактивными программами.
Заключение
По обилию церквей и монастырей Коломна сравнима с городами Золотого крыльца. Другая туристическая изюминка – оригинальные музейные экспозиции.
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме:
Спасибо за обзор нашего города, все очень грамотно и полно расписано. Сейчас администрация вкладывает большие деньги в развитие туризма, а закрытие границ поможет нам наладить отдых у себя в России. Спасибо за Ваш труд и полезные статьи.