Барселона, город в Испании: достопримечательности
Мне не забыть, родная Каталония,
Твоих цветов пьянящий аромат,
Волшебных снов отчизна – Каталония,
Твои поля меня к себе манят.
Это – слова из песни «Любимая Каталония» в исполнении незабвенной Лолиты Торрес, невольно вспоминаются в её столице – прекрасной Барселоне. Один из самых туристических городов на планете своей популярностью во многом обязан великому архитектору Антонио Гауди. Достаточно сказать, что шесть из восьми объектов ЮНЕСКО в Барселоне созданы именно им.
Творения Гауди не укладываются в рамки какого-либо архитектурного стиля. В них прослеживаются черты готики и модернизма, но главное в них – безудержный полёт неповторимой творческой фантазии. А вдохновение Гауди черпал в окружавшей его природе Каталонии, о красоте которой поётся в песне. Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Архитектурные творения Гауди можно считать застывшей природой.
Дата основания Барселоны: | III столетие до н. э. |
Население города: | 1 620 809 чел. (2017 г.) |
Площадь города: | 100 км² |
1. Антонио Гауди
2. Творения Гауди
2.1 Sagrada Familia (Саграда Фамилиа)
2.2 Casa Vicens (Дом Висенс)
2.3 Palau Güell (Дворец Гуэля)
2.4 Parc Güell (Парк Гуэля)
2.5 Casa Batlló (Дом Бальо)
2.6 Casa Milà (Дом Мила)
3. Другие достопримечательности
3.1 Кафедральный собор
3.2 Готический квартал
3.3 Храм Святого Сердца Иисуса
3.4 Улица Лас Рамблас
3.5 Магические фонтаны
4. Заключение
Антонио Гауди
Река жизни стремительно несётся вперёд, заметая песком забвения события и людей. Очень немногим из них удаётся противостоять неумолимому бегу времени, и остаться в благодарной памяти последующих поколений. К таким счастливым людям принадлежит Антонио Гауди. Людям, знакомым с биографией архитектора, может показаться неуместным говорить о счастье применительно к его жизни. Но к великим людям обычные критерии неприменимы. Гауди смог выразить себя в творениях, которыми будут восхищаться столько, сколько веков суждено существовать Барселоне.
В личном плане жизнь, действительно, не баловала Гауди, родившегося в 1852 г. Из-за ревматизма он, вместо игр с другими детьми, пристрастился к длительным прогулкам в одиночестве на каталонской природе, которая дала много идей его последующему творчеству. С раннего детства он начал терять близких родственников – малолетних братьев, затем мать, сестру, позднее – отца. Антонио никогда не был женат.
На завершающем отрезке жизни он жил только своим главным творением: в строительство Саграда Фамилиа он вкладывал все свои средства. Гауди стал рассеянным и перестал следить за своей внешностью, что сыграло роковую роль в его дальнейшей судьбе.
7 июня 1926 г. почти 74-летний Гауди, по дороге в церковь (он был глубоко верующим человеком), не заметил трамвая, и попал под его колёса. Внешний вид старика был настолько непритязательным, что извозчики, не надеясь на оплату, отказывались везти «бродягу» в приличную больницу. На следующий день его узнали в больнице для нищих. Время было упущено, и последующее интенсивное лечение помочь уже не смогло. Гауди был похоронен в церкви, которой он отдал всё…
После смерти Гауди, мэрия Барселоны решила наказать извозчиков. Их обязалиокрашивать свои экипажи в два цвета – чёрный (смерти) и жёлтый (позора). Это правило распространилсь и на сменивших их таксистов (в других странах эти же цвета выбирались из иных соображений). Но прославившему Барселону гению уже было всё равно… Предпринимаются и другие попытки загладить вину перед Гауди хотя бы посмертно. Архиепископ Барселоны инициировал вопрос о причислении Гауди к святым: его хотят сделать небесным покровителем всех архитекторов.
Творения Гауди
Саграда Фамилиа в Барселоне
Temple Expiatori de la Sagrada Família – основное творение Гауди и главная достопримечательность Барселоны. Архитектор отдал этому сооружению, заложенному в 1882 г., 44 года своей жизни, причём периодически он даже жил в нём. Замысел архитектора оказался настолько грандиозным, что строительство Искупительного храма Святого Семейства продолжается и по сей день: планируется завершить его к 100-летию смерти мастера. В ответ на упрёк в затягивании строительства, Гауди как-то сказал, что выполняет заказ Бога, а такому заказчику спешить некуда.
Саграда Фамилиа в Барселоне (Temple Expiatori de la Sagrada Família)
Строительство Саграда Фамилиа с самого начала и по сей день ведётся на народные пожертвования. Гауди спроектировал церковь с множеством устремлённых к небу массивных башен. Их высота, однако, не должна была превышать творение Божье – гору Монжуик. Все детали фасада и интерьера должны были аллегорически отображать то или иное событие Нового Завета. Так, северный, южный и западный фасады церкви посвящались соответственно Рождеству, Страстям и Воскресению.
На каждом из фасадов планировалась установка четырёх башен-колоколен в честь апостолов. В центральной части церкви предполагается возведение ещё шести башен. Главная 170-метровая башня посвящалась Христу, вторая по высоте – Деве Марии, а четыре 120-метровые башни – евангелистам. На них будут символизирующие их скульптуры тельца, человека, орла и льва.
В 1892 г. Гауди первым начал строить фасад Рождества. При жизни архитектора была построена его основная часть с первой 100-метровой колокольней. Три портала фасада Рождества посвящены христианским добродетелям – Вере, Надежде и Милосердию. Скульптуры порталов фасада Рождества отображают эпизоды земной жизни Христа.
Саграда Фамилиа в Барселоне (вид с высоты птичьего полёта)
Многие детали проекта церкви существовали только в голове Гауди, которого называли «Леонардо Да Винчи XX в.» После его смерти для расчётов, необходимых для продолжения строительства, потребовалась сверхмощная компьютерная программа НАСА, использовавшаяся для планирования космических полётов. Дальнейшее строительство возглавил ученик Гауди Доменек Суградес. При нём были завершены три другие башни фасада Рождества.
Гражданская война в Испании остановила строительство, которое было возобновлено только в 1952 г. Два года спустя началось возведение фасада Страстей. Его четыре башни были готовы в 1977 г. Уже в текущем веке были установлены украшающие этот фасад скульптуры, а также витражи и скульптуры, посвящённые Вознесению.
Фасад Саграда Фамилия производит настолько сильное впечатление, что некоторые переполненные эмоциями путешественники считают свою туристическую миссию на этом завершённой. Но не осмотреть интерьер церкви – туристическое преступление. Опять-таки, это нужно видеть, поскольку слова способны передать его оригинальность лишь в слабой степени. А интерьер таков, что способен на время лишить дара речи.
Саграда Фамилиа в Барселоне (интерьер внутри)
Гауди считал прямые линии и углы «костылями» для ограниченного человеческого ума, и избегал их в своих постройках. В интерьере преобладают геометрические фигуры с линейчатой поверхностью. Сечения баз несущих колонн выполнены в форме многоугольных звёзд, постепенно превращающихся в круг с набором высоты. С приближением к сводам колонны разветвляются, превращаясь в увитые цветами ветви деревьев. Очень красивы витражи, через которые проникает свет.
Алтарь с парящим под балдахином Христом
На нём можно выбрать пять вариантов посещения:
- индивидуальный с аудиогидом и подъёмом на смотровую башню за 29 EUR;
- индивидуальный с аудиогидом и посещением музея Гауди за 24 EUR;
- в составе групповой экскурсии (не на русском) за 24 EUR;
- индивидуальный с аудиогидом за 22 EUR;
- индивидуальный за 15 EUR.
Церковь Саграда Фамилия иногда неправомерно называют собором. Но она не является епархиальным храмом Барселоны. Почётный статус церкви – Малая папская базилика. Ежегодно её посещает более 2 миллионов туристов.
Дом Висенс в Барселоне
Проект жилого дома Casa Vicens, заказанный фабрикантом Висенсем – первая крупная работа Гауди в Барселоне. Начало работы над проектом совпало с получением Гауди диплома архитектора. Интересно, что один из присутствовавших при этом профессоров сказал: «Гауди либо сумасшедший, либо гений». Время доказало правоту второй части его высказывания.
Дом Висенса построен из необработанного камня и производимых заказчиком цветных керамических плиток и кирпича вперемешку с растительными орнаментами.
Дом Висенс в Барселоне (Casa Vicens)
В доме Висенса чувствуется влияние испано-арабского архитектурного стиля мудехар, но оригинальность Гауди явственно проявилась во многих деталях, например в воротах.
Ворота дома Висенс
Дворец Гуэля в Барселоне
Дом Висенса заинтересовал промышленника и любителя искусств графа Эусебио Гуэля. Гауди в лице графа приобрёл почитателя своего таланта, мецената и друга. Для него Гауди построил усадьбу и городской особняк – Palau Güell. Позднее именем графа был назван созданный Гауди парк.
Эусебио Гуэль унаследовал от отца дом в той части бульвара Рамбла, которая в конце XIX в. пользовалсась сомнительной репутацией. Выделенный для строительства земельный участок был небольшим. Масштабность будущему представительному дому должны были придать устремлённость ввысь и монументальный въезд в виде двух арочных порталов, через которые могли свободно проезжать конные экипажи.
Приглядевшись к верхней части закрывающих арки железных решёток, можно заметить инициалы владельца – латинские буквы E и G, Между двумя воротами на стене был установлен кованый герб Каталонии – своеобразная манифестация политических взглядов заказчика и архитектора (каталонский сепаратизм возник не сегодня). Герб — настоящий шедевр кузнечного искусства. Каталонский герб изображён и на одном из витражей интерьера.
Дворец Гуэля в Барселоне (Palau Güell)
Путь по дворцу Гуэля с подъёмом от подвального этажа через бельэтаж с парадным салоном, жилые комнаты к террасе – своеобразная метафора жизненного пути заказчика, поднявшемуся к богатству из низов общества.
Архитектурная доминанта интерьера – saló central (центральный зал) с 17-метровой высотой потолка. Особенно впечатляет огромный параболический купол с круглыми отверстиями, отделанными чёрным алебастром. Они создают эффектную иллюзию ночного звёздного неба
Дворец Гуэля (интерьер внутри)
Терраса на крыше дворца украшена 20-ю диковинными скульптурами, облицованными керамической плиткой, кирпичом или камнем. Ими замаскированы прозаичные печные трубы и вентиляционные шахты.
Нынешний дворец принадлежит городу. Наследница дворца дочь Гуэля Мерсе уступила его в обмен на пожизненную пенсию, поставив вполне разумное условие. Здание, увековечивающее память архитектора и заказчика, не должно было подвергаться перестройкам.
Парк Гуэля в Барселоне
Парк был задуман Гуэлем как коммерческий проект жилого района–сада. Для реализации были приобретены 15 га земли в верхней части Барселоны. Из 62 выставленных на продажу земельных участков под особняки было продано всего два, причём их купили сам Гуэль и Гауди. В бывшей резиденции Гуэля теперь муниципальная школа, а в доме Гауди функционирует его музей. Парк, выкупленный у наследников Гуэля городской администрацией, стал одной из достопримечательностей Барселоны.
Parc Güell ошеломляет двумя пряничными домиками уже при входе. Они предназначены для администрации и сторожа.
Парк Гуэля в Барселоне (Parc Güell)
На переднем плане фотографии видна знаменитая изогнутая 110-метровая скамья в форме морского змея. Она декорирована коллажами из керамической плитки и битого стекла, созданными учеником Гауди Жузепом Мария Жужолем. На скамье очень удобно сидеть. Гауди со свойственной ему дотошностью усадил своего голого рабочего на непросохшую глину, получив таким образом слепок естественного изгиба спины.
Вид на парадную лестницу и зал 86 колонн из домика привратника представлен на следующуей фотографии.
Парк Гуэля (Парадная лестница)
На нижней площадке лестницы изображено любимое пресмыкающееся архитектора – саламандра, покрытая разноцветной мозаикой.
Дом Бальо в Барселоне
В 1904 г. промышленник Жузеп Бальо-и-Касановас заказал Гауди проект перестройки выкупленного им доходного дома, Гауди решил вписать новый дом в две боковые стены прежнего строения. В Casa Batlló можно узреть черты модерна и ар-нуво, но, как и в других работах мастера, в нём доминирует собственный оригинальный стиль, в основе которого – отсутствие прямых линий.
Дом Бальо похож на сказочный домик. Его прозвали «Дом костей». Барселонцы имели в виду совершенно оригинальные балконы, в которых можно усмотреть черепа, и колонны – кости. На мой взгляд, балконы похожи на забрала средневековых шлёмов. «Танцующий» фасад кажется живым, а крыша дома напоминает спину дракона. Крестообразная башенка – символ копья покровителя Каталонии св. Георгия, пронзающего чудовище.
Дом Бальо в Барселоне (Casa Batlló)
Очень оригинален и внутренний дворик здания, декорированный разноцветной керамической плиткой.
Дом Бальо (интерьер внутри)
Дом Мила в Барселоне
Casa Milà, названный так по имени заказчика, был последним светским творением Гауди. После него Гауди целиком сосредоточился на Саграда Фамилиа. В 1906 г. Пере Мила заказал Гауди дом, который не уступал бы получившему широкую известность дому Бальо. В распоряжение Гауди был предоставлен земельный участок площадью более чем в 1 км2.
Четырёхлетний период строительства стоил Гауди много нервов. Кроме нетерпения заказчиков, ему пришлось воевать и с городскими властями. Предметом спора стала запланированная колонна, которая на полметра выходила на тротуар. «Колонну преткновения» архитектору удалось отстоять. А вот огромную скульптуру Богоматери, далёкой от канонических образцов, не захотел и заказчик. Гауди хотел даже отказаться от продолжения работы. Переубедил его долгий разговор с местным священником, после которого строительство было продолжено и завершилось в 1910 г.
Дом Мила в Барселоне (Casa Milà)
Барселонцы дом Мила прозвали La Pedrera («Каменоломня») за кажущуюся тяжеловесность фасада. Сам Гауди говорил, что в здании хотел воплотить омываемую морем каменную скалу. Здание действительно похоже на неё, а его крыша подобно волне как бы стекает вниз. Фантастические существа на крышах – декорации дымоходов и вентиляционных труб.
Аналогично настоящим пещерам, в квартирах «скалы» прохладно даже летом. Естественная вентиляция исключает необходимость в кондиционерах. В них нет прямых углов, а солнце освещает их целый день. Три внутренних дворика способствуют естественной вентиляции и освещению. На фото ниже показана лестница одного из них.
К сожалению, после смерти архитектора некоторые первоначальные детали были утрачены. Неудачным было признан и новый цвет здания, поэтому в процессе ведущихся реставрационных работ ему будет возвращён первоначальный цвет.
Описание творений Гауди в Барселоне дополняет видеофильм о них.
Другие достопримечательности
Кафедральный собор в Барселоне
Вопреки распространённому мнению, кафедральным собором Барселоны является не Саграда Фамилиа, а Catedral de Santa Eulalia. Храм Святого Креста и Святой Евлалии, назвал в честь пастушки гусей 13-летней Евлалии, в IV в. принявшей мученическую смерть за христианскую веру, и канонизированной впоследствии. Кафедральный собор, как и Саграда Фамилиа, и Храм Святого Сердца Иисуса (см. ниже) ,имеет статус Малой папской базилики. Барселона уникальна и по этому критерию.
Кафедральный собор Барселоны строился на протяжении XIII–XV вв. Величественный готический фасад с множеством изящных деталей появился и того позже – в 1870 г.
Кафедральный собор в Барселоне (Catedral de Santa Eulalia)
Очень красив и интерьер собора.
В центре главного нефа на ограде хоров мраморные барельефы XVI в. изображают сцены земной жизни св. Евлалии. В крипте под алтарём находится алебастровый саркофаг св. Евлалии, а во дворе храма постоянно на всём готовом обитают 13 «зачисленных в штат» белых гусей. Им явно повезло: их количество соответствует возрасту Евлалии, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность.
В глубине алтаря находится скульптура Христа Лепантского, ранее находившаяся в носовой части корабля – флагмана испанского флота, сражавшегося с турками в морском сражении в заливе Ионического моря близ греческого города Лепанто. Статуя имеет заметную невооружённым глазом кривизну. Считается, что статуя изогнулась, чтобы защитить корабль от летящего снаряда.
Готический квартал в Барселоне
Прогулка по Barri Gòtic, в центре которого находится Кафедральный собор, – обязательная составляющая посещения Барселоны. Ни в каком другом европейском городе не сохранилось такого количества готических зданий.
Готический квартал в Барселоне (Barri Gòtic)
Самые старые из них датированы XIV в. Сохранились также остатки римских строений – ведь когда-то на этом месте была римская деревня Барсино. Узкие и извилистые улочки Готического квартала, как правило, пешеходные.
Храм Святого Сердца Иисуса
Temple del Sagrat Cor de Jesús со статуей Христа на куполе, строившийся в XIX–XX вв., расположен на холме Tibidabo (tibi omnia dabo в переводе с латинского означает «тебе даю»). Со смотровой площадки собора высотой 540 м, к которой поднимается лифт от крипты (2,2 EUR) открывается изумительная панорама города.
На площадке можно вблизи рассмотреть скульптуры 12 апостолов, установленные по её периметру. Желающие могут по винтовой лестнице подняться и к фигуре Христа. Барселонцы уверены, что именно на холме Тибидабо дьявол искушал Христа властью над земным миром. Этот сюжет изображён на витраже одного из входов в храм.
Храм Святого Сердца Иисуса (Temple del Sagrat Cor de Jesús)
Нижняя часть храма – жёлтая крипта, поверх которой как бы вырастает белокаменный готический собор, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой Христа. Крипта – аллегория человеческих грехов, а устремлённый к небу верхний собор – освобождения от них. У входа в крипту на колоннах установлены фигуры льва, тельца, орла и ангела – олицетворение четырёх евангелистов. Интерьер крипты и базилики декорирован многочисленными фресками, витражами и барельефами на библейские сюжеты.
Холм Tibidabo находится довольно далеко от центра Барселоны. От Plaça de Catalunya к нему каждые полчаса ходит специализированный автобус «Tibibus». Время в пути – 40 минут, а стоимость проезда – 2,5 EUR.
Второй вариант – доехать до Plaça del Doctor Andreu «синим» автобусом Bus Turistic, затем через проспект Avinguda Tibidabo и парк Tibidabo пройти до станции фуникулёра на Plaça del Doctor Andreu у подножия холма.До этой площади можно добраться иначе. Сначала – по линии L7 метро доехать до конечной станции Avinguda Tibidabo. Затем на лифте (эскалатора нет) выйти из метро, сесть в голубой ретро-трамвай Tramvia Blau, заплатить 4 EUR, и сойти на Plaça del Doctor Andreu.
В соборе Святого Сердца Иисуса несколько раз в день проводятся богослужения. Тем не менее, он с 7 до 22 часов открыт для свободного посещения. Платным является только лифт на лучшую смотровую площадку Барселоны.
Улица Лас Рамблас
Главная пешеходная улица каталонской столицы Las Rambla тянется на 1,2 км от Plaça Catalunya через Barri Gòtic (Готический квартал) к памятнику Колумбу в районе Старого порта. Самые её интересные объекты:
- Font de Canaletes (фонтан Каналетес);
- Mercat de la Boqueria (рынок Бокерия);
- Joan Miro’s Pla de l’Os mosaic (мозаика Жоана Миро);
- Gran Teatre del Liceu (Гран-Театр Лисео);
- Plaça Reial (Королевская площадь);
- Palau Güell.
Границей между респектабельной северной частью улицы и пользующейся сомнительной репутацией (особенно с наступлением темноты) южной – Gran Teatre del Liceu.
Улица Лас Рамблас (Las Rambla)
На центральную улицу Барселоны выходят несколько станций метро, которыми могут воспользоваться туристы, чтобы оказаться в нужной части Лас Рамблас:
- Plaça de Catalunya линий L1 и L3 – северная часть;
- Liceu линии L3 – центр;
- Drassanes линии L3 – южная часть.
От Plaça de Catalunya отправляются аэробусы до аэропорта, а также туристические автобусы Barcelona City Tour по трём маршрутам, с одного из которых удобно начать ознакомление с городским достопримечательностями.
Магические фонтаны Барселоны
Font mаgica de Montjuпc на Plaça d’Espanya у подножия горы ежегодно посещают 2,5 миллиона человек.
Магические фонтаны появились в Барселоне к Всемирной выставке 1929 г. Существовавший ординарный фонтан превратился в хитроумное инженерное сооружение, превращающееся с наступлением темноты во впечатляющую симфонию воды, света и музыки. Фонтаны прозвали магическими за создаваемые ими визуальные иллюзии, кажущиеся нереальными.
Магические фонтаны Барселоны (Font mаgica de Montjuпc)
В летнее время с четверга по воскресенье с 21 часа устраиваются по пять 20-минутных цветомузыкальных представлений с интервалом в полчаса. В апреле – мае и сентябре – октябре их количество сокращается до трёх. В остальные месяцы, за исключением периода с 7 января по 18 февраля, эти три представления начинаются с 19 часов.
Заключение
За рамками данной статьи остались и другие достойные достопримечательности прекрасной каталонской столицы, не вошедшие в её субъективный «основной состав». Они могли бы сделать честь многим другим городам. Приятные затруднения туристов в Барселоне связаны с избытком достопримечательностей и их оптимальным выбором. Надеюсь, что в этом поможет наша статья.
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме: