Город Семёнов (Нижегородская область): достопримечательности
Волга делит Нижегородскую область на правобережную и левобережную (Заволжье) части. Город Семёнов находится в Заволжье, в 70 км к северо-востоку от областного центра, и стоит на реке Санохта. Известен как один из главных центров народных художественных промыслов России, «Столица русской хохломы». Этот всемирно известный вид росписи возник в селе Хохлома, расположенном неподалёку от Семёнова. С ним и связаны главные достопримечательности тихого провинциального городка.
Дата основания Семёнова: | 1779 год |
Население города: | 24 536 человек (2018 г.) |
Площадь города: | 14 км² |
1. Об истории города
2. Музеи города Семёнова
2.1 Фабрика «Хохломская роспись» и музей «Дом Семёна-ложкаря»
2.2 Фабрика «Семёновская роспись» и её музей матрёшек и деревянных игрушек
2.3 Историко-художественный музей
3. Памятники архитектуры
3.1 Особняк купца Григория Витушкина
3.2 Здание Романовского училища
3.3 Особняк купца Ивана Ханыкина
3.4 Особняк купца Афанасия Носова
4. Христианские достопримечательности города Семёнова
4.1 Никольская старообрядческая церковь
4.2 Храм Всех Святых
4.3 Дом культуры – бывший Вознесенский собор
4.4 Скит Новый Шарпан
5. Памятники советской эпохи
5.1 Воинский мемориал
5.2 Памятник трём коммунистам
5.3 Памятник Ленину
5.4 Памятник воинам – интернационалистам
5.5 Памятник поэту Борису Корнилову
Об истории города
Основателями Семёнова стали старообрядцы. В середине XVII века несколько семей переселились в эти окраинные и глухие (в те времена) места, не соглашаясь с церковной реформой и желая сохранить свою старую веру. Назвение село получило, по всей видимости, от имени или фамилии своего основателя – лидера этой общины. С самого начала село Семёновское было известно умелыми мастерами и ремесленниками. Многие его жители особенно преуспели в отделке щепного товара: ложек, корзин и туесов, коробов, подносов и т. п. Деревянные заготовки разнообразных изделий свозились сюда изо всех окрестных деревень. Семёновские ремесленники их дотачивали, шлифовали и расписывали, сбывая готовый товар главным образом на знаменитой Нижегородской ярмарке.
Артели ремесленников, занимающихся деревообработкой и росписью, продолжили свою деятельность в Семёнове и при советской власти. В 1922 году здесь была раскрашена первая «Семёновская матрёшка» – яркая, разноцветная, с преобладанием жёлтых и красных узоров. Она стала одним из самых популярных и узнаваемых брендов отечественных народных промыслов. Необычные изделия из дерева и самобытная художественная роспись и сегодня продолжают оставаться главной причиной туристического интереса к городу Семёнову.
Музеи города Семёнова
Фабрика «Хохломская роспись» и музей «Дом Семёна-ложкаря»
Несколько артелей ремесленников в 1931 году объединили в фабрику хохломской росписи, и производство «фирменных» хохломских товаров было поставлено на поток. Предприятие выпускает наборы посуды и расписную мебель, подсвечники и вазы, и многое другое. На её территории в 2ОО9 году открыли тематический музей «Золотая хохлома», где представлена практически полная коллекция предметов, расписанных узорами в хохломской манере. В их числе – экспонаты уникальные – ложки, стулья, чаши гигантских размеров.
Кроме экскурсий, в музее для всех желающих проводят мастер-классы по хохломской росписи. В Царской комнате музея можно подробно осмотреть наиболее выдающиеся образцы старинного художественного промысла. Царская комната наполнена по настоящему эксклюзивными экспонатами – от трона государя до обеденной утвари, украшенной российской государственной символикой.
С 2О1З года на фабрике работает ещё один привлекательный для туристов проект – этнографический музей-подворье «Дом Семёна-ложкаря». В этом музейно-туристическом центре постарались воссоздать домашнюю и приусадебную обстановку жилища преуспевающего мастера-ремесленника Семёна (собирательный образ).
На экскурсии рассказывается о различных породах дерева, их применении в производстве; наглядно показывается путь от «баклуши» – деревянной заготовки – до готового изделия; демонстрируются технологии приготовления знаменитых ярких красок хохломы, способы правильного ухода за изделиями и продления срока их службы. Представлены и другие традиционные народные ремёсла, в частности, ткачество. Собрана большая коллекция орудий труда, предметов старины и крестьянского быта ушедших веков. всех желающих приглашают принять участие в мастер-классах, приобрести оригинальные сувениры «из первых рук» (дешевле, чем в Нижнем Новгороде). Также на подворье музея представлен настоящий скотный двор, где можно сфотографироваться с козами и овцами, гусями и курами.
Фабрика «Семёновская роспись» и её музей матрёшек и деревянных игрушек
Это фабрика народных промыслов обладает собственным «Музеем матрёшки и традиционной игрушки», в котором можно увидеть всевозможные детские резные игрушки, выполненные в старинной манере. Во время экскурсии посетителей проводят прямо по цехам фабрики, в которых работают токари, резчики по дереву и художники. Предоставлена возможность рассмотреть весь процесс изготовления матрёшек и других игрушек: от вытачивания заготовок до росписи и лакировки.
Туристов знакомят с историей «фирменной» семёновской игрушки, демонстрируют им внушительную коллекцию матрёшек. Которые, как известно, бывают не только в виде румяной барышни-крестьянки, но и «в виде кого угодно». Не имеет аналогов 72-местная кукла-матрёшка, высотой более метра, которая была изготовлена на фабрике в 197О году.
Историко-художественный музей
Городской историко-художественный музей, основанный в 1980 году, расположен в доме купца-старовера Петра Шарыгина. В его экспозиции – более двадцати тысяч вещей художественного и исторического значения. В их числе – многочисленные предметы, украшенные традиционными хохломскими узорами. В одном из залов воссоздана обстановка городского купеческого особняка XVIII-XIX веков, с настоящей резной мебелью и предметами интерьера.
Отдельная выставка посвящена истории раскола русской православной церкви и старообрядчества в Семёновском уезде. Внимание уделено не только народным мастерам резьбы и росписи по дереву, но и труду ткачей, портных и кружевниц, скорняков, сапожников и кузнецов.
Памятники архитектуры
Особняк купца Григория Витушкина
Григорий Артемьевич Витушкин был зажиточным купцом, владельцем ложкарного промысла. На Базарной улице его семье принадлежало три дома. Один из них – двухэтажный особняк из красного кирпича – был выстроен в конце XIX века. Здание отличается чётко выраженной пластичностью фасада и массивной аркой ворот, а также многочисленными декоративными элементами, усиливающими выразительность его облика. Фамильный дом выдержан в стиле, распространённом в малых городах России того времени. Памятник архитектуры регионального значения.
Здание Романовского училища
Городское начальное училище было построено в городе Семёнове в 1913 году. Названо оно было в честь 3ОО-летия Дома Романовых. Несмотря на то, что это зданием не раз перестраивалось, оно сохранило в своём облике дух той эпохи и заметно выделяется на фоне прочих городских построек.
Особняк купца Ивана Ханыкина
Иван Александрович Ханыкин был крупным торговцем мануфактурой. Он оставил о себе долгую память в виде добротного двухэтажного купеческого дома, в котором сейчас находится военный комиссариат. Это кирпичное здание является памятником архитектуры XIX века, охраняемым государством.
Особняк купца Афанасия Носова
Главное здание усадьбы богатого купца-старообрядца Афанасия Павловича Носова является образцом архитектурного стиля эклектики. Особняк был выстроен в 1870 году. Его хозяин владел ложкарным промыслом и торговал деревянными ложками и т.п. товаром в трёх принадлежащих ему лавках на Нижегородской ярмарке. Поскольку Носов был щедрым спонсором строительства старообрядческой Никольской церкви, после смерти, в 1912 году, он был захоронен в склепе, размещённом в боковой стене этого храма.
Христианские достопримечательности города Семёнова
Никольская старообрядческая церковь
Каменный храм был построен по соседству с прежней церковью Николая Чудотворца, деревянной, которая к началу ХХ века изрядно обветшала. Несмотря на то, что Керженский край был одним из центров старообрядчества в России, и староверов среди населения здесь было абсолютное большинство, государственная власть не дозволяла им возводить на своих церквях куполов с крестами. Нельзя было также вешать колоколов и строить колоколен. А сами церкви официально назывались «молельными домами». Эти ограничения были сняты только в 19О5 году, с объявлением свободы вероисповедания в России.
Храм Николая Чудотворца строился с 19ОО по 1916 годы. В архитектурном стиле этого здания органично сочетаются византийская и старорусская традиции. Храм очень красив, он имеет праздничный и торжественный вид, богатое внутреннее убранство. В 1937 году церковь была закрыта, её настоятель расстрелян, купола снесены, а в здании, по «моде» той эпохи, устроен склад. В 1989 году Никольский храм был возвращён верующим, и начался долгий процесс его восстановления. Сегодня эта церковь действует и обладает многочисленным приходом.
Храм Всех Святых
Каменный собор, возведённый в русско-византийском стиле, открылся в городе Семёнове в 186З году, в качестве православной церкви при городском кладбище. Церковь представляет собой одноглавый четверик, который зданием трапезной соединён с колокольней, увенчанной куполом в «луковичной» формы. Приделы этого храма освящены во имя святого Георгия Победоносца и святого Александра Невского. В 1930-е годы церковь была закрыта, купола её разобраны. В 199О-х годах она была возвращена Русской православной церкви. Старое кладбище, около которого был построен этот храм, не сохранилось. Сейчас он стоит около Семёновской Центральной районной больницы.
Дом культуры – бывший Вознесенский собор
Главным православным храмом города Семёнова был Собор Вознесения Христова, построенный в 1819-1821 годах в стиле классицизма. На колокольне храма в 1887 году были установлены большие часы с боем. Храм, возведённый в центре города был хорошо виден отовсюду и стал основой его планировки. В 1934 году церковь закрыли, купола и колокольню снесли, а здание использовали как основу для строительства городского Дома культуры. После нескольких перестроек и реконструкций в его облике уже стало невозможно угадать «церковное прошлое».
Скит Новый Шарпан
После церковного раскола XVII века многие староверы нашли приют в Керженском лесу. Уединённое поселение Шарпан было основано по инициативе соловецкого инока Арсения. Он утверждал, что это место указала ему икона Казанской Божией Матери, которая стала храниться в молельном доме скита Шарпан и почитаться как чудотворная. Скит стал общиной старообрядцев, оплотом старинных скромных и благочестивых обычаев. Он постоянно пополнялся новыми поселенцами-староверами, и численность его населения доходила до пяти тысяч человек.
Основанный в 60-е годы XIX века скит Новый Шарпан стал маленьким женским монастырём. Он представлял собой несколько хижин у озерца в небольшом лесочке, построенных по соседству с могилой инокини-схимницы Февронии, которую староверы почитали ка святую. Скит был закрыт в 1928 году. Сегодня от него осталось лишь затерянное среди деревьев кладбище, на котором, кроме святой Февронии, покоятся монахини скита. Среди них – жена строителя Никольского храма Афанасия Носова, которая после смерти мужа постриглась в монахини и оставила обеспеченную жизнь богатой купчихи, удалившись в скит Новый Шарпан. Одно из надгробий на этом старом кладбище – белокаменное, с истёршимися от времени надписями и причудливыми резными узорами. Территория огорожена и убирается верующими, т.к. могила Февронии считается святыней староверов, и скит является местом паломничества.
Памятники советской эпохи
Воинский мемориал
Памятник, установленный в 1985 году, в канун 40-летней годовщины Победы, посвящён всем жителям города, которые сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной. На высоком пьедестале из красного мрамора, стилизованном под развевающийся красный флаг, стоит в победной позе советский солдат. Напротив монумента обустроен Вечный Огонь. Рядом расположена аллея героев – ряд бюстов Героев Советского Союза.
Памятник трём коммунистам
В целом, тихий и отдалённый от основных событий гражданской войны городок Семёнов не кипел в огне классовой борьбы. Но и здесь случались жуткие трагедии. Одна из них – убийство коммунистов Ивана Козлова, Анатолия Дельфонцева и Никандра Завьялова. Их в 1919 году зверски убили, а потом бросили тела на съедение лесным зверям то ли члены банды белого офицера Чернигина, то ли просто местные крестьяне, в чём-то сильно обиженные активистами.
Памятник этим мученикам советской власти был открыт в октябре 1979 года на одной из центральных площадей города. Скульптурная композиция пятиметровой высоты изображает фигуры трёх коммунистов, стоящих в гордых и непреклонных позах.
Памятник Ленину
Памятник основателю Советского государства был установлен в городе Семёнове в 1952 году. Скульптура на пьедестале из розового гранита изображает вождя в смелой и решительной позе, с развевающимися полами пальто.
Памятник воинам – интернационалистам
Мемориальный воинский монумент, расположенный в небольшом сквере близ средней школы №3, неподалёку от административных зданий города Семёнова, посвящён советским и российским воинам, погибшим в Афганистане и других «горячих точках» современности. Композиция состоит из двух стел чёрного гранита, соединённых цепью, на которой подвешен колокол. Памятный камень был заложен на месте будущего памятника в 1989 году, а сам монумент был установлен в 2012-м.
Памятник поэту Борису Корнилову
Самобытный советский поэт, комсомольский и общественный деятель Борис Корнилов был родом из Семёновского уезда. В 1922-1925 годах проживал в Семёнове, после чего уехал в Ленинград. В 1937 году он был арестован по ложному обвинению об участии в антисоветской троцкистской организации и расстрелян, в возрасте 30 лет. В 1957 году поэта реабилитировали, а в 1968-м, к юбилею комсомола, в Семёнове был установлен памятник Корнилову.
По историческому центру города Семёнова, где расположена большая часть его достопримечательностей, легко можно передвигаться пешком – расстояния в городке небольшие. Старый город состоит из пяти площадей и улиц между ними, часть которых предназначена только для пешеходов. Гуляя по ним, хорошо любоваться добротными старинными усадьбами – как каменными, так и деревянными, украшенными бордюрами и наличниками с искусной резьбой. У каждого дома – свой архитектурный облик, своя душа и своя история. А вместе это – история провинциальной патриархальной Руси.
оценивших 7, оценка: 3,43 из 5
Смотрите также статьи по теме: